Святки — время между Рождеством и Крещением, — по духу и смыслу Церковного устава должны быть посвящены молитве и литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления. В эти дни не совершаются браки именно потому, что верующий человек каждый день должен быть на богослужении. К сожалению, в дореволюционной России в нецерковной и неблагочестивой среде святки становились временем разгула, пьянства, обжорства. А еще — гадания.
Помните у Жуковского в «Светлане»?
Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали…
А еще у Пушкина в «Онегине:
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Может и бессознательно, но Александр Сергеевич уловил главное — лживую детскость гаданий. А образ старости, все потерявшей, но еще гадающей у гробовой своей доски, напоминает проигравшегося игрока у рулетки, который ставит последний золотой на «зеро», и, разумеется, проигрывает.
Почему нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный, для полуверующего или вообще неверующего. А вот почему. Многие, наверное, помнят рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце» и замечательную фразу профессора Преображенского: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». То же и в жизни каждого человека, когда он, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с Промыслом Божиим (или для не понимающих этого языка — со своею судьбой), приподымает завесу над будущим: тогда он получает своего человеко-пса, своего Анубиса в виде своей исковерканной, изуродованной судьбы — сбывшихся страхов и реализованных фантомов или напротив — обломков своих несбывшихся надежд.
А для верующего человека все понятно. Гадатели и вопрошатели достойны восьмого круга Дантова Ада — отделения «насильников над Божеством» (хотя, понятно, Божество не подвержено никакому насилию и давлению). Это люди, которые хотят вырвать у Бога Его тайны, украсть у Него некое тайное знание. Они вновь повторяют грех Адама и Евы и внемлют коварному шепоту змия: «И будете, как боги, познающие добро и зло» (Быт.3:5). Но, естественно, Бог ничего им не открывает, несмотря на все их потуги. Ведь «нечестивые не узрят славы Божией». И Божественного знания — тем более. Тогда вопрос — от кого у гадателей знание, если не от Бога? Ответ понятен: от обезьяны Бога, т. е. от дьявола. Гадатели внемлют духам-обольстителям, духам злобы поднебесной, в конечном счете — их хозяину, Отцу лжи, а проще говоря — Главному лохотронщику, всё наслаждение которого — обмануть, погубить, убить. Не случайно, что многие Отцы Церкви истолковывали известное место в Библии (Быт. 6:1) о союзе «сынов божиих» с «дочерьми человеческими» в контексте духовной связи женщин-гадальщиц и демонов, научивших их гаданию и колдовству. И понятной становится жесткая, но оправданная ветхозаветная норма: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.22:18). Потому что их профессия — ложь и общение с демонами. И понятна судьба того, кто рискует к ним обратиться — стать бесовской игрушкой, послушным шариком в руках Главного наперсточника и погибнуть. Показательна судьба израильского царя Саула, который обратился к Аэндорской гадалке: под видом Самуила она вызвала демона, который, по видимости, верно предсказал судьбу Саула и его войска, но тем самым деморализовал их, морально разоружил и сделал все для того, чтобы сбылось его зловещее и губительное пророчество.
И не только по сути, но и по форме гадания несут в себе антихристианские смыслы. Возьмем, к примеру, карты, как инструмент гадания. Они не столь безобидны по своему виду. Из всех трех гипотез возникновения карт (китайская, египетская и европейская), наиболее убедительно выглядит европейско-оккультная, согласно которой карты появились в Европе во второй половине XIV века и связаны с еврейской каббалистической средой[1]. В этом случае все становится на место. Неслучайно масть «крести» называется также словом «треф», при этом в иудейской традиции трефной пищей называется пища нечистая. Соответственно, масть «крести», кощунственно символизирующая Крест Господень, обозначается словом, свидетельствующим об иудейском гнушении Крестом. Пики символизируют Копье Лонгина, пронзившее ребро Христово (Ин.19:34) , на что намекает и само название «пика», то есть копье. «Черви» подразумевает евангельскую губку на трости: «один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф.27:48)[2]. Другое толкование также связано со Страстями — это пронзеннное сердце Христово. Наконец, «бубны» символизируют гвозди, которыми был распят Христос[3]. Казалось бы, что общего у ромбовидных «бубнов» с гвоздями? Ответ понятен для тех, кто видел шляпки старых дореволюционных гвоздей: они квадратные, а не круглые, как современные. Такими были и средневековые гвозди. Иудейский след присутствует и в название «козырь», что является искаженным словом «кошер», которым обозначается «чистая», ритуально приемлемая для иудеев пища.
Обратимся к названиям карт. Самой значимой картой является джокер (буквально «шут»). Но в итальянской версии он называется «дьявол» и первоначально на своем жезле он нес… человеческую голову. Слово «туз» — польского происхождения, от нижненемецкого «чорт». Показательно, что на карте туза в XVI в. часто рисовали… свинью — животное, мягко говоря, не кошерное с иудейской точки зрения[4]. Не исключено, что «дама» — это кощунственное изображение Мадонны, фактом остается и то, что часто в качестве дам рисовали библейских героинь — Рахиль, Юдифь и так далее. Наконец, среди «королей» часто изображались Давид и Соломон. По контрасту среди «валетов» (слово «валет» означает буквально «слуга, холоп») изображался рыцарь Ла Гир по прозвищу «Сатана».
Неслучайно вскоре карты стали подвергаться запретам и преследованию в силу их явной связи с кощунством и нечистой силой. Сами оккультисты признают как оккультный характер т. н. карт таро, или египетских карт, так и связь с ними карт обычных. Вот лишь некоторые красноречивые цитаты с оккультистских сайтов:
«Историю происхождения игральных карт часто рассматривают вместе с историей колоды Таро (или Тарот).
Таро представляет собой колоду из 78 карт с разнообразными рисунками на них. Колода разделена на 2 части, большая из которых состоит за 56 карт, называемых малыми картами, и другая часть – из 22 карт, называемых главными (или старшими) картами, а также – Арканами.
Малые карты в количестве 56 делятся на четыре масти, каждая из которых состоит из 14 карт, весьма похожих на современные игральные карты.
Четыре масти – Скипетры (палки, жезлы), Мечи, Чаши и Пентакли (Монеты, Динарии). Тарологи обычны приводят следующее соответствие этих мастей мастям игральных карт. Скипетры – крести, Мечи – пики, Чаши – черви, Монеты – бубны.
Каждая масть состоит из десяти карт от единицы (Туза) до десятки, а также четырех ролевых карт – Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа.
“Масти игральных карт, а также ролевые карты можно найти в теориях Г.И.Гурджиева. Примечательно, что самый загадочный исследователь Востока (главным образом, суфийских традиций, религиозно-мистического течения ислама), принесший многие тайны восточной мудрости на Запад, использует игральные карты для описания своей системы, которую он назвал “Модель судьбы”. Согласно Г.И.Гурджиеву, человек состоит из трёх Центров. Это Интеллектуальный центр (ум, интеллект, мышление) – ему соответствует масть бубен, Эмоциональный центр (эмоции, настроение, сердце) – ему соответствует масть черви, Физический центр (тело) – ему соответствуют масть пики (движение тела) и масть треф (инстинкты, рефлексы тела).
В сравнении с картами Таро современные игральные карты представляют собой меньшую колоду Таро, из которой убран Паж или Рыцарь, в результате чего в каждой масти осталось по 13 карт. Даже в такой усеченной форме карты представляют огромную символическую важность, поскольку принятое их деление соответствует числу времен года. Два цвета – красный и черный – представляют два главных сезона года, когда солнце на севере от экватора и когда оно на юге от экватора. Четыре масти представляют четыре времени года. Двенадцать ролевых карт (короли, дамы и валеты в каждой из четырех мастей) представляют знаки зодиака, построенные по триадам»[5].
Думаю, для читателя достаточно, чтобы понять: игральные карты неразрывно связаны с оккультизмом и всякой бесовщиной.
Из русских законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 года, которое предписывает с игроками в карты поступать, «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 года введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 году игра в карты воспрещается под угрозой денежного штрафа. В 1733 году для рецидивистов определена тюрьма или батоги. К сожалению, при Екатерине ΙΙ карты практически прижились в России. С соответственными последствиями — бесчисленными низостями помещиков по отношению к крепостным (проигрыши в карты живых людей и целых семей), разорениями и самоубийствами.
Поэтому, дорогие читатели, если вам предложат погадать в карты, остановитесь и подумайте: с кем Вы — со Христом или с сатаной.
[1] Chatto V. Origin and history of playing cards. London, 1848.
[2] J. В. Thiers. Traité des jeux. Paris, 1686.
[3] Senger. Researches into the history of playing cards. London, 1848.
[4] Lehrs. A, 1885.. Die ältesten deutschen Spielkarten des Königlichen Kupferstichkabinetts zu Dresden. Leipzig
С уважением, многогрешный Михаил.
Эпизод Евангелия с изгнанием беса из бесноватого в синагоге "В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Мк. 1: 24).
Бесы исповедовали Христа Богом даже раньше, чем это сделал апостол Пётр.
Более того, одержимый легионом бесов даже поклонился в ноги Господу:
"увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!" (Мк. 5: 6-7).
Критикуя статью о. Владимира, все придираются к деталям. Главная мысль так и осталась незыблемой. Карты от дьявола. Нет? Назовите хотя бы одного человека, жизнь которого картёжный выигрыш повернул к лучшему. К счастью, здоровью, хотя бы богатству.
В статье же не говорилось о пасьянсах.
К примеру, алебардой можно колбасу порезать и шпроты открыть, но её не для этого придумали.
Диавол порой даже является в виде светлого ангела, а исповедание Христа Богом из уст нечистого мы можем не раз встретить и в Евангелии и в Предании. Пример: "При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос". (Лк.4:40-41).
А то, что Саул разговаривал с диаволом, а не с Самуилом ясно не только из толкования свт.Иоанна. "По плодам их узнаете их...". Какие были плоды, последствия беседы Саула с духом? - самоубийство... (1Цар.31:4).
Правильный ответ был: это был демон, потому что так толкует Иоанн Златоуст
Сравнение с иконоборчеством просто потрясло.
Значит, ВЫ предлагаете молиться..на карты?
Эффект почувствуете сразу и гарантированно, главное чтобы образовавшийся вакуум правильными вещами наполнялся, например святоотеческой литературой.
Слабая статья, не слабая - в данной случае это не имеет значения - главное, вО время появилась. Спасибо автору.
Если бы отец Владимир привёл все источники, то его статью бы точно никто не осилил...
Как говорится, хотите верьте, хотите нет...
С Маргариткой согласен, но разве клевер, не знаменитый символ Троицы?
Не так важно внешнее выражение, если игра построена и выращена на страсти наживы и воровстве (источник в моих предыдущих постах), то это не может не выразиться внешне.
Нужная статья.
Помощи Божией автору.
Мне эта статья напоминает о периоде иконоборчества. Тогда Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством. Здесь же в картинках на картонных листочках автор видит лики святых и обвиняет в кощунстве. А ведь важен не сам факт существования карт а то как они используются. Факт обращения к сторонним силам. Недоверие к Божьему промыслу.
А несложные арифметические действия суммы арифметической прогрессии от 1 до 36 (плюс 0) показывают, что сумма цифр на колесе рулетки... 666!
Азартная игра - обряд поклонения богине Удачи. Не верите? Обратите внимание на суеверные ритуалы игроков и поймёте о чём я: там почешут, сюда подложат и т. д.
Азартная игра - это шуточный ритуал с серьёзнейшими последствиями: рушатся семьи, умирают люди или сходят с ума, или ходят с сумой до конца дней.
Человек играет с чортом.
Не вполне разделяю мнение о кощунственности картёжной игры, но недавно, читая свт. Тихона Задонского, подчеркнул у святого мысль, что каждый азартный игрок - это уже вор. Проиграл ли он или выиграл - в сердце у него азарт наживы, а Господь судит сердце.
"Оба картёжника желают у друг друга выиграть денег и чужим добром пользоваться; потому оба грешат против десятой заповеди: не пожелай; оба пред Богом - воры. Кто выигрывает, тот грешит и против восьмой заповеди: не кради."
Собр. соч. Т. 5.Краткие нравоучительные слова. Примечай! VI О картёжной денежной игре...
Таким образом государственное отношение Средневековой Руси к картёжникам как ворам вполне святоотеческое.
Знание, что, садясь играть в азартную игру на деньги, ты уже смертно грешишь должно останавливать всякого христианина.
Божией помощи Вам, отец Владимир, в преподавании, свидетельстве о Истине, терпении несносных лентяев-студентов!
конечно, другое дело карты Таро и тот факт, что люди играют в карты, гадая или колдуя..
Совесть говорила мне с начала воцерковления, что игра в карты греховна: я перестал играть в преф. Вот прошло более двух лет, прочитав, вспомнил - в столе валяется старая колода. Выбросил.
Спаси Господь.
С Крещением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, православные! :-)
Открываешь сайт - и первое что видишь - карты - не очень приятное нововведение? Далеко не все гадают и в детстве уже наигрались. Спаси Бог.
Этимология слова козырь: по Фасмеру, слово козырь произошло от турецкого koz - козырь, старшая карта. В Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н.М.Шанского рассматривается происхождение от трецкого же koz - орех (вероятно, от «орешек» как предмет игры); Ср. распространенную на Востоке детскую игру в орешки. Возможно и происхождение из алтайского козыр - крупный. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона приводит такую версию происхождения слова козырь: «Козырь - в до-Петровской Руси высокий стоячий воротник, закрывающий весь затылок. Делался из атласа, бархата, камки, обьяри, вышивался серебром и золотом, унизывался жемчугом с драгоценными камнями. Козырь составлял один из первых предметов щегольства; отсюда выражение ходить козырем. Отсюда же и название козыря - главенствующей масти в картах...»
Еще в моем юном возрасте меня научили играть в карты и на протяжении многих лет мы (с нескольких соседних участков)на даче каждые выходные, а по возможности и чаще, собирались все вместе - родители и дети у наших соседей друзей (кстати иудеев) и играли в карты всю ночь напролет, играли в козла, под общее веселье проигравший отправлялся в огород есть капусту и игра начиналась снова.
Мы с моим тогдашним другом - сыном этих соседей, днем тоже играли в карты, но в другие игры, где можно играть вдвоем - в кин-га и т.п.
Теперь мне понятно - какой это ужас.
15.И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.
16.И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?
17.Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду.
18.Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне.
19.И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян.
20.Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила; притом и силы не стало в нем, ибо он не ел хлеба весь тот день и всю ночь.
Это был сам Самуил, а не демон. Демон не исповедывает Господа и Волю Господню