Москва, 3 февраля 2013 года
Фото: "Вода живая" |
«Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви. Вместе с тем Церковь живет не в виртуальном, а в реальном мире, в котором творятся добрые дела, проявляется пастырское участие и любовь, в котором, наконец, совершается Божественная литургия. Образ человека, который живет преимущественно в медийном пространстве, далек от христианского идеала. Красоту Божиего мира не может заменить искусственно созданное людьми пространство для коммуникаций», — отметил Патриарх Кирилл.
«Это замечание я обращаю и к пастырям, которым интернет подчас заменяет реальное общение с паствой. Виртуальная миссия не может подменять собой приходскую работу, но должна лишь ее дополнять», — добавил он.
«Наше время нередко именуется эпохой информационного общества. И мы действительно наблюдаем, как информация приобретает все бóльшее значение в жизни современных людей. Средства массовой коммуникации подчас из способов получения информации превращаются в орудие воздействия на формирование мировоззрения. В этих условиях наш ответ на информационные вызовы современности должен основываться на двух главных принципах. Во-первых, это стремление молитвой, словом и делом свидетельствовать об Истине в любых условиях, в каких бы мы ни оказывались. Во-вторых, это профессионализм, умение использовать инструменты масс-медиа в церковном делании», — особо отметил Предстоятель.
«Люди обоснованно хотят видеть в нас примеры добродетели, любви и сострадания. Это возлагает на нас ответственность, которую мы призваны смиренно нести. Без верности христианскому и пастырскому долгу никакая, даже самая продуманная, информационная деятельность не принесет плодов», — подчеркнул Святейший Патриарх.
Говоря о целях и задачах церковных СМИ, Патриарх Кирилл подчеркнул, что православный журналист должен оставаться, прежде всего, церковным человеком.
«Нередко приходится слышать о недобросовестной конкуренции, клевете и оскорблениях в православной медийной среде. Это абсолютно недопустимо. Православный журналист должен оставаться в первую очередь церковным человеком, которому важно дать ответ перед судом Божиим отнюдь не за рост посещаемости своего сайта, тиража издания, популярности радио- или телепрограммы, но, прежде всего, за добросовестное свидетельство о Церкви», — заявил Предстоятель.
Особое место в своем докладе Святейший Патриарх уделил значительному увеличению числа антицерковных публикаций в интернет-СМИ, блогах, социальных сетях.
«Церковное свидетельство невозможно без церковного единства. Сейчас, когда каждый имеет возможность выступать публично, это необходимое условие миссии становится как никогда актуальным. Многообразие мнений в Церкви — это отрадный признак открытости священников и мирян к диалогу. Но если мы вступаем в дискуссию только для того, чтобы показать интеллектуальную несостоятельность нашего противника, то какая в этом польза Церкви и нам самим?», — сказал Патриарх Кирилл. Он отметил, что «этот вопрос можно обратить и к редакциям некоторых православных СМИ, которые в погоне за популярностью забывают об ответственности перед своими братьями и сестрами во Христе».
«Сейчас много говорится об информационных войнах, в которые зачастую пытаются вовлечь Церковь, — добавил Святейший Патриарх. — Для нас это то же самое, что участвовать в борьбе за политическую власть, на которую мы никогда не претендовали. Но неучастие в этих войнах не освобождает нас от ответственности отстаивать правду, защищать несправедливо обижаемых, быть всегда готовыми всякому требующему отчета в нашем уповании дать ответ (см. 1 Петр. 3:15). Вот что мы должны иметь в виду, вступая в дискуссии в медийном пространстве».
Свяетейший Патриарх напомнил, что информационная работа на епархиальном уровне приобретает все большую и большую значимость. «Епархиальная пресс-служба — это не дань моде, а насущная необходимость. Основная цель такой службы — не столько распространять красивые фотографии, сколько активно участвовать в интеллектуальном и духовном воздействии на медиапространство, помогать архиерею в определении стратегических акцентов в церковной работе», — сказал Предстоятель.
Святейший Патриарх назвал серьезным недостатком, требующим оперативного устранения, то, что не все епархиальные сайты публикуют новости общецерковного значения, более того, в соответствующих разделах не всегда можно найти официальные общецерковные документы.
«Формирование единого информационного поля — общецерковная задача, выполнить которую можно только общими усилиями, направленными на обеспечение достойного присутствия Церкви в мире медиа», — подытожил Святейший Патриарх Кирилл.