Протоиерей Андрей Близнюк, ответственный за помощь священников при ЧС, приехал в русский поселок по просьбе шахтеров, которые белых медведей видят чаще, чем священника. Фоторепортаж отца Андрея из рудника на мысе Шпицберген.
Рудник на мысе Шпицберген |
Кто нарушит технику безопасности – не выставит вокруг палатки ограждение с сигнализацией, на того могут напасть настолько внезапно, что человек не успеет даже воспользоваться оружием. Но от этого страдают в основном туристические группы иностранцев.
В прошлом и позапрошлом годах нападения заканчивались трагедией. Один раз медведь съел двух англичан, а другой – датчанина. Инструктор был вооружен, но не успел воспользоваться оружием – патроны упали в снег.
На русских, пока что, не нападали. Хотя медведи все равно ведут себя нахально – могут зайти в поселок, порыться в помойке. Русские их фотографируют чуть ли не нос к носу, правда, через окно. Будем молиться, чтобы и впредь наши не страдали от этих хищников. Кстати, самых больших млекопитающих хищников на земле – крупнее гризли и всех тигров и львов. Температура падает.
Март – самый холодный месяц на Шпицбергене. Доходит до -47. Сейчас чуть ниже 20. Вчера был сильный ветер с колючей, как песок, порошей, которая бьет в лицо и не дает дышать. Дуло так сильно, что я не мог идти против ветра. Сегодня чуть потише.
Люди здесь очень открытые и приветливые. Я когда по поселку хожу, ко мне многие подходят, вопросы задают, даже берут благословение. На службе помогает повариха Лариса – очень старательная и хорошая помощница. Алтарничает Георгий, инженер с научной станции. В доме директора школы меня принимали как родственника. Сколько ни разговаривал – не встречал ни одного атеиста.
Есть сомневающиеся, есть люди, которые мучаются сложными вопросами: у кого-то жена умерла, у кого-то муж ушел, и они страдают, ищут поддержки. Людям трудно – живут в отрыве от дома, первые два года им отпуск не дают.
Верующих много, но мало воцерковленных – на воскресной службе было всего 10 причастников. Чтобы люди воцерковлялись, священнику нужно здесь жить постоянно. В административном центре есть лютеранский пастор, он там живет постоянно – окормляет норвежцев, а у нас пока не получается. Сюда священник приезжает из Хельсинки, но последний раз он здесь служил в 2008 году.
Я провел несколько бесед в библиотеке – мы говорили о смысле жизни, тайне смерти, и таинствах Церкви. Сегодня, накануне восьмого марта, буду разговаривать о значении женщины в Церкви. Показываю фильмы, которые с собой привез.
В школе два раза был с детьми шахтеров, с краткой беседой о празднике букваря и с большой про азы Православия с множеством вопросов. Школа – самое красивое здание в поселке – москвичи приезжали и расписали. В четверг буду спускаться освящать шахту.
В субботу собираюсь на кладбище, оно в стороне от поселка, меня на снегоходе обещали туда доставить, если стихнет ненастье. Здесь хоронили работников рудника. Будет родительская суббота и логично помолиться о русских людях, которые лежат на самом, наверное, северном русском кладбище. И о всех поморах, которые сюда доплывали еще в XV веке. Шпицберген русские сначала называли «святые острова», сюда приезжали на летний промысел, многие пропадали. Буду молиться о православных людях, здесь лежащих.
Попал я на Шпицберген благодаря съемочной группе из «Точки зрения» и режиссеру Ивану Твердовскому. Они снимают фильм о шахтерах и приезжают на Шпицберген уже в третий раз. Предложили мне присоединиться, потому что шахтеры к ним обращались с вопросами о вере, заметив иконы у группы.
Группа сделала правильный вывод: нужно привезти священника. Я с радостью согласился, потому что для меня Шпицберген – это не Норвегия, это древние поморские земли. Я очень люблю поморов, и на Мезени и на Пинеге в миссионерских поездках был 14 раз. Для меня Шпицберген – это продолжение поморской темы. Севера я не боюсь, давно езжу и люблю, мне нравятся мороз, снег и северные красоты.
Справка
Шпицберген – архипелаг в Северном Ледовитом океане, самая северная часть Норвегии. Шпицберген обладает особым статусом, являясь демилитаризованной зоной. Россия имеет право пользования ресурсами и территориальными водами Шпицбергена. Для въезда Российским гражданам виза не требуется. Население Шпицбергена около 2600 человек. На Шпицбергене действует уникальное «Всемирное семенохранилище», которое еще называют «хранилищем Судного дня» и «Ноевым ковчегом семян». В бункере на глубине 120 метров под поверхностью скалы и на высоте 130 метров над уровнем моря хранится посадочный материал всех существующих сельскохозяйственных растений. Задача бункера — не допустить уничтожения семян в результате глобальных катастроф.В советское время русских на острове жило больше, чем норвежцев, но в девяностые соотношение поменялось. В российском поселении Баренцбург остаются около 450 человек, поселки Грумант и Пирамида законсервированы. В Баренцбурге (назван в честь мореплавателя Баренца) действует угольный рудник, весь уголь идет на обогрев поселения. Также в поселке действуют российское консульство и плавательный бассейн с подогреваемой морской водой. Постоянно работают станция Росгидромета и станция по регистрации космических лучей. Сезонно работают российские ученые, в том числе геофизики, биологи и гляциологи. Действует самая северная в мире железная дорога (большая часть которой находится под землей).
Сообщение между поселками возможно только на вертолете
На знаке "Осторожно! Белые медведи" приходится делать черное поле
Мороз - 20!
Выезд из рудника
Первый этап освящения рудника. В четверг буду опускаться в шахту
Рудник на мысе Шпицберген |
Школа и детсад. Один раз уже посетил школьников и запланирована ещё встреча
После воскресной службы 03 марта
Метель начинается
Баренцбург. Занятие по основам Православия в местной школе. Дети очень смышленые
Беседа в библиотеке о смысле жизни
Фотографии: протоиерей Андрей БЛИЗНЮК. Беседовал: Кирилл МИЛОВИДОВ.