Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах – отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников. Сегодня мы публикуем окончание этого разговора, в ходе которого отец Паисий ответил на вопросы, которые прислали наши читатели.
|
||
- На что обратить особое внимание современному монаху? Что самое важное в иноческой жизни?
- Главное – послушание. За послушанием придёт смирение, а за смирением все добродетели.
- Почему?
- Потому что только смиренному Бог даёт Свою Благодать. А там где Божественная благодать – там и все добродетели.
Цель жизни любого христианина – это стяжание Благодати Святаго Духа. Без неё мы ничто. Своими силами (без Бога) мы будем строить только замки на песке.
Получить Благодать и Божественное просвещение мы можем через исполнение Заповедей, искреннее покаяние и исповедь.
- А как можно стяжать «дух мирен» в миру? Или среди людей, пребывая в постоянных заботах, нельзя постоянно находиться в состоянии духовной гармонии и радости?
|
||
- Нет разницы кто ты: монах или мирской человек. Евангелие, Заповеди и Закон для всех одни и те же. Живёшь ли ты в пустыне, в монастыре или в мегаполисе – ты должен стремиться стать настоящим христианином (то есть жить по Заповедям). Сам Господь говорит об этом: «Аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима»1. Спаситель послал апостолов проповедовать Евангелие всем, а не какому-то одному народу, социальной группе или когорте избранных.
Следовательно каждый человек, стремящийся к соблюдению Заповедей, может стяжать благодать Святого Духа. А значит уже в этой жизни предвкушать блаженство Рая.
- Расскажите в чем заключается значение молчания в духовной жизни?
Молчание великая добродетель. При этом молчать должны не уста, а, в первую очередь, ум.
- Что это значит?
- Настоящее молчание заключается в освобождении от помыслов и устремлении ума к Богу, в молитве.
- А в чем опасность празднословия и многословия?
- В многословии не избежишь греха2. Где-нибудь лукавый тебя подловит, и ты впадёшь в осуждение, или обман, или сквернословие…
- Почему так важно стяжать Божественную благодать?
|
||
- Чтобы вы поняли, приведу Вам один пример. Крестьянин решил заняться выращиванием овощей. Вскопал землю, купил и посеял семена, внёс удобрения. Но как бы он великолепно не подготовил почву, если не будет воды – у него не взойдут самые лучшые семена.
Вода – это благодать Святого Духа. Сами по себе, без помощи Божией, мы не сможем возрасти духовно и принести духовные плоды.
- Расскажите о милостыне. Часто мы не помогаем другим, ища какие-то благовидные предлоги: он пьяница, лентяй, «профессиональный нищий».
- Всё зависит от того, сколько у нас любви. Человек, преисполненный любви, поможет ближнему там, где не имеющий любви найдёт себя оправдание ему отказать.
Вспомним житие святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского:
«Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему шесть серебряных монет. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Слуга шепнул святителю Иоанну, что этот человек уже получил от них деньги, но святитель велел подать ему столько же, сколько и в первый раз. А странник снова переоделся и в третий раз попался патриарху на дороге.
- Владыка, - сказал слуга, - он сегодня дважды получал от нас по шести серебряных монет - и опять просит!
|
||
- Так подай ему двенадцать,- невозмутимо отвечал патриарх Иоанн.- Не Христос ли испытывает нас?»
Все зависит от нашего настроя. Праведный человек, ко всему старается относится с добрым помыслом. Лукавый подозревает в лукавстве всех вокруг.
- Мы живём в последние времена?
- Наверное, всем уже очевидно, что человечество развивается в неправильном направлении. Всё идёт наперекосяк. Но только Один Бог знает «времена и сроки».
Мы должны думать не о конце Света, а о своём собственном
конце. Ведь наш земной путь однажды подойдёт к своему
завершению. Наша задача не расслабляться и не посвящать
себя греху, а подготовиться к ответу на страшном судище
Христовом.