Любые трудности посылаются нам Богом для того, чтобы мы в них проявили свои лучшие качества: взаимовыручку, поддержку, внимание, любовь.
***
Мы утверждаем, что для нас, христиан, по-прежнему актуально устроение жизни по законам милосердия и нравственной чистоты; для нас не существует, не должно существовать частных интересов, которые могли бы затмить наше единство по вере; что в нашем богопочитании для нас главным является не внешнее соблюдение обычаев и обрядов, но внутреннее непрестанное горение духа; что во главу угла мы по-прежнему ставим духовное, а не материальное.
Сегодня народы многих стран с многовековой христианской историей стоят перед серьезным цивилизационным выбором: строить свою жизнь с Богом или без Него, принять за норму отсутствие нравственных ограничений или же руководствоваться возложенной на нас Творцом ответственностью за свои слова и поступки, за принимаемые законы, за общий настрой жизни. В этих условиях особым образом важна роль Церкви, которая во всех местах своего земного пребывания, будь то в Греции, России, Украине, Белоруссии, Молдове или других странах, не устает напоминать о том высочайшем призвании, которое нам оставлено в наследство Христом: быть солью для всего мира, быть светом для всей вселенной, быть закваской для всего человечества.
Из слова
после Литургии
в храме великомученика Пантелеимона в Афинах
2 июня 2013 г.
***
Замысел Божий о Церкви Христовой раскрывается в ее истории, ибо она сумела выжить и в гонениях первых трех веков, и под игом иноверных – будь то монгольское на Руси завоевание или османское на Балканах, и под натиском атеизма. Выживает она и сейчас среди нападок со стороны агрессивного секуляризма и нравственного релятивизма.
Жизнь православных народов постоянно подвергается то одному, то другому испытанию. Не успели русские, украинцы, белорусы, молдаване, казахи преодолеть тяжелый для них период политической и экономической трансформации, как греки и киприоты вошли в полосу кризиса. И мы не знаем, что нас еще ждет впереди. Мы знаем лишь одно: любые трудности посылаются нам Богом для того, чтобы мы в них проявили свои лучшие качества: взаимовыручку, поддержку, внимание, любовь, причем на всех уровнях – и межличностном, и общественном и государственном.
Из слова на приеме
от имени Синода Элладской Православной Церкви,
Афины, 2 июня 2013 г.
***
Святая Гора – это действительно очаг для всего Православия. Афон светом своим озаряет просторы всех православных стран. Велика ответственность всех, кто несет здесь свое служение в том числе и для поддержания единства всех Православных Церквей, чистоты Православия, монашеской жизни. Эта великая ответственность Святой Горы Афон сегодня осуществляется очень достойно, и, несмотря на то, что вокруг нее бушует житейское море, именно в этом месте – уделе Пресвятой Богородицы – сохраняется мир и чистота Православия. И своими молитвами иноки, несущие здесь свое послушание, поддерживают Православие во всем мире.
Из слова на встрече
с членами Эпистасии Святой Горы Афон
4 июня 2013 г.
***
Русь никогда не жалела своих ресурсов для поддержания Православия. Достаточно проехать по обителям Афона, чтобы увидеть, что в каждой из них остались знаки любви народа нашего к Святой Горе Афонской…
Сегодня, когда я вижу большое количество братии, среди которых много молодых людей, преданных монашескому служению, готовых свою жизнь связать с этим святым местом, когда взираю на членов своей делегации, многих паломников, в числе которых – те, которые представляют государственную власть, бизнес, являются людьми известными в нашей стране, то поневоле вспоминаю слова великого прокимна: «Ты еси Бог творяй чудеса». Это великое чудо воскрешения Руси, преображения Афона произошло на наших глазах.
Из слова
после Божественной литургии
в Покровском храме Русского на Афоне
Свято-Пантелеимонова монастыря
7 июня 2013 г.
***
Если говорить о роли монашества и роли Афона, то она очень велика, потому что монашество в Церкви – как некий краеугольный камень, как колонна, на которую опирается конструкция. Почему? Потому что монахи оставляют всё в этом мире, отказываются от того, что дорого и желанно абсолютному большинству людей, и делают это ради одной цели: чтобы полностью посвятить себя Богу через молитву, через созерцание, через добрые дела, через изучение богословия. Именно поэтому монашество всегда было источником для пополнения церковных кадров, включая самые высокие должности в Церкви. Эта традиция восходит к глубокой древности, она эффективно работает и сегодня.
Из беседы
с журналистами
при посещении монастыря Панагия Довра,
Греция, 7 июня 2013 г.
***
Без Бога нет абсолютной правды. Если Бога нет, то любая правда относительна, а если правда относительна, то смешиваются понятия добра и зла. А это та почва, на которой только и может прийти антихрист…
Мир сегодня потерял понятие греха. Не существует больше понятия греха, есть понятие, которое называется «модель поведения», «альтернативная модель поведения». Вы так себя ведете – и это ваша «правда», а я так себя веду – это моя «правда», а абсолютной правды нет. А почему это произошло? Потому что люди отказались от Бога…
Мы видим сейчас, что происходит. Однополые браки, эвтаназия, аборты – то, что всегда считалось злом с точки зрения Божественной правды, злом больше не считается…
Когда разрушаются понятия добра и зла, люди теряют способность отличать одно от другого и могут с легкостью принимать зло. Навязывание греха происходит более изощренно, чем в тоталитарных обществах. Сегодня человек по своей воле, без формальных ограничений свободы, всё чаще делает выбор в пользу греха, и это гораздо страшнее…
Тебе говорят: делай что хочешь, но при этом мы тебе покажем примеры, которым нужно следовать. Кино, телевидение, массовая культура – это примеры, которые захватывают сознание миллионов людей…
Тяжелее всего спастись в миру: там люди сталкиваются лицом к лицу с искушениями, соблазнами, лжеучениями…
Монашеская традиция неслучайно такая строгая. Строгость направлена на создание самых лучших условий для того, чтобы человек мог спасти свою душу. И поэтому нужно соблюдать монашеские традиции, не нужно никаких реформ, никакого приспособления монашеской жизни к современным условиям.
Из беседы
с братией афонского монастыря Зограф
6 июня 2013 г.