Философия «небыдла»

или Полиграф Полиграфович Преображенский

«Сам Васисуалий никогда и нигде не служил.
Служба помешала бы ему думать о значении
русской интеллигенции, к каковой социальной прослойке он причислял и себя»

Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой телёнок».

…В разгар «болотных» событий мне довелось стать нечаянной свидетельницей примечательного диалога. Его участники вошли в вагон метро – два сутулых неопрятных очкарика, увешанных, тем не менее, модными гаджетами. Оба - лет под тридцать. Клочковатые бородки, насмешливые взгляды, рюкзачки за спинами – всё очень типично. «…И тогда я ей сказал, что готов обниматься с любым скинхедом, если тот против Путина…», - довольно громко и отчётливо произнёс первый. Второй согласно, хотя и слегка поколебавшись, кивнул: «Сейчас главное не заморачиваться деталями!». Потом, видя, что они привлекают к себе недоброжелательные взгляды окружающих, ребятки быстренько свернули свою злободневно-протестную тематику, и принялись мирно, буднично рассуждать о каких-то общих знакомых, устраивающих выставку в одной из галерей. Понеслись слова-символы – «скреативить», «инсталляция», «портфолио», «концептуально».

Добавлю, что тонкопалые мальчики, знающие путь к Истине, толк в актуальной живописи и привыкшие с детства «не заморачиваться деталями», пересыпали свою гуманитарно-насыщенную речь сочным матерком и прочими жаргонно-непечатными выражениями. Замечено, что многие «пролетарии умственного труда» не считают матерные слова зазорными, а, как раз, напротив, полагают их уместными и даже где-то обогащающими русский язык. «Быдло чересчур сакрализирует мат и всё, что с ним связано!», - как-то раз объявила мне женщина-искусствовед, выпуская красивые струйки сигаретного дыма из тонких - до полупрозрачности - ноздрей… Впрочем, именно эта же дама в своё время посоветовала мне смотреть на эстетику Третьего Рейха глазами пытливого, вдумчивого исследователя, а не с позиций тупого и нечуткого к красоте «совкового быдла». Надеюсь, никто не удивится, если я отмечу, что во время суда над кощунствующими хулиганками из ‘Pussy Riot’ дамочка была настроена весьма решительно: «Молодцы девчонки! Выступили против мракобесия! И вообще, с какой радости РПЦ нам что-то диктует в XXI веке?!». Не правда ли, всё один к одному?Ибо она – не быдло.

В интернет-блогах часто мелькает сие словечко - «небыдло». Это, как сообщают сетевые завсегдатаи, – один из многочисленных «мемов», то есть виртуальных, медийных понятий, имеющих чёткие признаки. Обычно говорят так: небыдло – это снобы и полуграмотные люди из околонаучных и околотворческих кругов, считающие себя солью земли, а всех окружающих – жующим стадом (то есть, собственно, быдлом). Обычно над этими заносчивыми людишками принято слегка посмеиваться, как над неким малоприятным, но вполне безобидным явлением. Ну, подумаешь, глумятся и тешатся! Это они так сомневаются и рефлексируют, дерзают и мыслят, страдают и переживают! Это же интеллигентные люди – на скрипочках играют, книжечки пописывают, очочки носят… Опасаться надо тупого громилу, надутого пивом и агрессией, а тут – милейшие образованнейшие создания. Просто они, как один хрестоматийный доктор, превративший собачку в хама, не любят пролетариат. Однако так ли уж безобидно это самое «небыдло»? Как выясняется, трепетные гуманитарии, бегающие с плакатиками и пытающиеся обнимать скинхедов в своём антипутинском экстазе, не столь уж безвредны и милы. И вовсе не смешны и не забавны.

Небыдло страшно уже тем, что цинично и нагло подменяет собой интеллигенцию, носит её маску, копирует её манеры, ворует её смыслы, при этом уродуя и переиначивая их до неузнаваемости. Небыдло – это Полиграф Полиграфович Шариков, укравший костюм профессора Преображенского, научившийся орудовать вилочкой и даже многажды перечитавший переписку Энгельса с Каутским, Ивана Грозного – с князем Курбским и Вольтера – с Эмилией Дю Шатле. Но при этом - оставшийся самим собой. Поэтому в минуты «откровения» небыдло всегда кричит привычное: «Отлезь, гнида!». Впрочем, оно завсегда скажет, что сие выражение ничуть не портит колоритную, филигранно-филологическую тираду креативного инсталлятора, который (о, разумеется, и, как всегда!) «с обоими не согласен!». Быть несогласным инедовольным – это, по мнению небыдла – нормальное, так сказать, естественное состояние русского интеллигента.

Поэтому оно любит козырять своими знаниями о дерзновенных декабристах и «живущих не по лжи» петрашевцах, но почему-то ловко огибает тему верноподданнических стихов Пушкина, посвящённых Николаю I или, скажем, отношение зрелого Достоевского к революциям и смутам. Потому что довольным и верным трону может быть исключительно хрюкающее стадо, для которого главное – не Свобода и не порывы, а – еда и дешёвые развлечения. Небыдлу не втолкуешь, что интеллигенция всегда служила обществу, а занимались болтологией только Васисуалии Лоханкины, кои, как раз, «причисляли себя», но не являлись. Небыдло удивительно глухо и слепо к доводам. Если их всех спросить: «А из-за чего, собственно?», они ответят весьма скупо, сдержанно и, что самое печальное – стандартно: «Ну, если тебе это надо объяснять, то, значит, ты всё равно ничего не поймёшь…». И скорбные глаза мыслителя блеснут из-под очков.

Поскольку небыдло играет роль интеллигенции, носит её костюм и «маску», то оно вынуждено создавать вокруг себя карнавализированную действительность. Имея доступ в средства массовой информации и в литературно-художественные круги, оно создаёт перевёрнуто-вывернутую реальность. Классический карнавал – это мир-перевёртыш, в котором «верх» становится «низом». На маскарадах Ренессанса и Галантного века служанка имела право одеться принцессой, а маркиз – бандитом. В ходе карнавального действа допускались богохульные песни и скабрезности, глумление над устоями и насмешки над незыблемыми понятиями. И вот смотрите – представители «небыдла» готовы защищать и даже провоцировать вандализм, вроде деятельности арт-группы «Война» с рефреном: «Это свежее и актуальное искусство!». Они готовы рукоплескать похабным инсталляциям, называя это «новым словом в дизайне». Они называют извращение – нормой, а норму – догмой. Они называют патриотизм – великодержавным шовинизмом и фашизмом, тогда как немецкий фашизм – «избавителем от кровавого совка» и «создателем завораживающей эстетики».

Искусство небыдла.

Для небыдла является бон-тоном ненависть к своей стране, точнее к «этой стране». Не к отдельным её недостаткам, а именно к государству, к обществу, к истории. «Эта страна всегда была тюрьмой!», - выспренне говорит оно и принимается перечислять: опричнина, бироновщина, бенкендорфщина, бериевщина… Также настоящий не-быдляк всегда пожелает неудач и провалов своей Родине (хотя, это слово он презирает и пользует исключительно с ироническим подтекстом). Иной раз они позволяют себе высказывания-лозунги: «Мне стыдно, что я – русский!». Небыдло всегда встанет на сторону угнетённых народов, которые боролись и с имперским злом, и с кровавым совком. Ему всегда ближе белокурые эстонские парни, служившие в СС или ещё какие-нибудь смелые «лесные братья». Лишь бы против «этой страны»! В этой связи вспоминается классический вариант – Александр Герцен, который совершенно искренне радовался смерти Николая I и проигрышу России в Крымской войне.

Впрочем, предоставим слово самому глашатаю свобод: «He помня себя, бросился я с "Теймсом" в руке в столовую, я искал детей, домашних, чтоб сообщить им великую новость, и со слезами искренней радости на глазах подал им газету... Несколько лет свалилось у меня с плеч долой, я это чувствовал. Я велел подать шампанского, - никто не думал о том, что все это было часов в одиннадцать утра или ранее. На улицах, на бирже, в трактирах только и речи было о смерти Николая, я не видал ни одного человека, который бы не легче дышал, узнавши, что это бельмо снято с глаз человечества, и не радовался бы, что этот тяжёлый тиран в ботфортах, наконец, зачислен по химии. На берегу Темзы играли мальчишки, я подозвал их к решетке и сказал им, что мы празднуем смерть их и нашего врага, бросил им на пиво и конфекты целую горсть мелкого серебра». Что ж, настоящее небыдло всегда даст мальчишке денежку на пиво!

Итак, карнавализированная действительность, где белое – это чёрное, а чёрное – это белое. Вера в Бога провозглашается благоглупостью и мракобесием. Небыдлу всегда мешает…мораль. Впрочем, закон ему мешает не меньше. Ненависть к РПЦ у них ничуть не меньшая, чем к МВД. У них всё свалено в единую кучу, им всё мешает – от Православия до возрождения норм ГТО, от парада на 9 мая до крестного хода. Для них любой человек, сомневающийся в полезности гей-парадов, представляется бородатым погромщиком-черносотенцем. Для них любая мать, отдающая ребёнка в воскресную школу при храме, – неадекватная мракобеска.

Для интеллигенции всегда существовало множество этических табу. Нарушалось табу – начинались терзания. Для небыдла табу – это ересь. Они же на маскараде, где нет запретов и можно всё! Они любят цитировать Зигмунда Фрейда, полагавшего, что все неврозы – от неудовлетворённых желаний, а небыдло, оно же не тварь дрожащая, а право имеет! Поэтому можно танцевать в храме похабные танцы – это же вселенная-маскарад. Напомню, что «дерзкие интеллектуалки» из ‘Pussy Riot’ устроили своё шоу именно в личинах. Они инстинктивно почувствовали, что маска – это норма их мира и поэтому они сделались своеобразным «знаменем» небыдла.

Небыдло предсказуемо, как и любая роль-маска, как Арлекин или, скажем, Пьеро. Их реплики, вкусы, мысли и желания считываются почти мгновенно. Если коротко стриженая, пухлая и неопрятная девица с плакатиком, требующим свободы, ляпнула, что всегда презирала школу и особенно физкультуру, можно с уверенностью говорить, что она ненавидит Сталина и считает бисексуальность – естественным состоянием хомо-сапиенса. А ещё она непременно обзовёт Россию «тюрьмой народов», а полёт Юрия Гагарина – «идеологической акцией нищего и кровавого совка». Разумеется, одно из другого не следует! Просто у небыдла есть свои коды и поведенческие стереотипы – это же маска, а не персона. Они оперируют одними и теми же установками и топчут одни и те же тропы, как правило, проторенные ещё их родителями – «кухонной интеллигенцией», которая листала «Мастера и Маргариту» потому что «у нас - умных так принято».

В этой связи мне вспоминается старая карикатура из журнала «Крокодил» 1983 года – на ней были изображены две дамы, одна из которых гордо и напоказ несла книгу Михаила Булгакова. Где достала? Дай поносить!», - просит подруга. Поносить не модные штаны-бананы и не импортную сумочку, а именно «Мастера и Маргариту». Тогда мама объяснила мне кардинальное отличие интеллигенции от подделки: «Есть люди, которые любят книги Булгакова, а есть те, которые их просто носят в руках. Но именно эти последние будут кричать, что всё там поняли». Интеллигент отличается от небыдла, как Мона Лиза Леонардо да Винчи разнится с «джокондами», которых десятками продают в «художественных» ларьках и на прочих «вернисажах» (вместе с матрёшками и куклами на чайник).

…Несмотря на свою борьбу с догмами и предрассудками, небыдло крайне косно в своих усвоенных рамках. Пытаясь разрушать и кромсать все встречающиеся на его пути стереотипы, оно с ловкостью создаёт новые, причём гораздо более стойкие. То, что не положено по роли, то говорить и делать не рекомендуется. В рассказе Людмилы Петрушевской «Свой круг» есть одна примечательная фраза, чётко выражающая нить рассуждений типичного небыдла: «Не для моего, короче говоря, понимания, а я очень умная. То, что не понимаю, того не существует вообще».

Небыдло нахраписто – оно не довольствуется тезисом Вольтера, что каждый должен возделывать свой сад. Оно непременно попытается вторгнуться в ваше пространство со своими «более правильными» понятиями. Оно требует прав и свобод для себя и себе подобных, но при этом не прочь применить силу. Точнее, не само, оно же трусливо, а громогласно, пафосно воззвать к растерзанию, как это было в октябре 1993 года, когда рафинированные интеллигенты с ясными глазёнками и музыкальными ручками, орали и требовали от Ельцина скорейшей расправы над защитниками Дома Советов. «Коммуняк-то можно и даже нужно!», - как сказал тогда один знакомый студент журфака. Да. У небыдла – двойная мораль. Они предпочитают игру в одни ворота. Нам – можно, вам – ни-ни. Мы – соль земли, а вы – послушно-жующее и совсем неблагозвучное стадо. Увы – интеллигенция осознавала свои обязанности, небыдло же кричит о правах.

Но, как сказал поэт Роберт Бёрнс: «Бревноостанетсябревном», а Полиграф Полиграфович Шариков, даже если выучит наизусть все книжки и научится правильно лаять умные слова, никогда не станет профессором Преображенским…

Галина Иванкина

Источник: Завтра.Ru

17 июня 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Антон28 марта 2019, 13:02
Статья жёсткая, но правдивая. Причём ведь не скажешь, что все представители небыдла - какие-то непроходимые идиоты и отъявленные мерзавцы. Есть среди них и действительно талантливые люди, есть добрые и отзывчивые, остроумные, обаятельные, есть даже умные, по крайней мере, неглупые. Но вот мудрых нет. И со смирением плохо. Именно это отсутствие мудрости, смирения, а также независимого характера и заставляет небыдло сбиваться в сплочённое стадо, готовое поднять на рога любого, кто покусится на его привилегии или восстанет против той чудовищной идеологии, которое оно пытается навязать обществу. Самое страшное, что и в Церковь проникают "небыдлячьи" настроения. Даже в среду духовенства.
Олег 7 августа 2013, 09:45
Над многим изложенным в статье стоит креко задуматься.
Серега21 июня 2013, 10:18
"У каждого деяния есть цель. А у этой статьи какая???"

Одна цель явно достигнута: научное описание явления, его обозначение, рассказ о его сути. Смысл этого дела в том, чтобы каждый прочитавший о сути явления, при встрече в жизни заранее примерно представлял ожидаемое поведение и типичные реакции описаных персонажей. Это как минимум. Дальнейшая задача: наши действия в отношении этих людей.
И т.д. (читайте любой учебник по тактике)

Не понял шифра "Э.г.пионер", а явление описано вовсе не постсоветское, а (страшно даже подумать) глубоко досоветское. Советская власть потому-то и "впаивала" одному, второму, третьему, что осознавала опасность болтунов-провокаторов-агитаторов: большевики сами в Первую Мировую заслали мнооого агитаторов в армию ради превращения войны в гражданскую -- потому и пресекали такую деятельность против себя. Потому и влетало диссидентам по первое число, не глядя на чины и звания. Только пара диссидентов хитрее всех оказалась: пробрались в такие кресла, где не тронут, только потом себя проявили. А в постсоветкое время на провокационный треп внимание перестали обращать, вот и вылезло небыдло на самое видное место -- в телевизор. Именно в результате антиморальной, антитрадиционной и антинародной болтовни, страна в 1992-99-м была в полшаге от полного развала. Сама же болтовня подобного рода и ее носители -- явление более древнее.
Анна19 июня 2013, 10:00
Валерию: написано для нас с вами. давайте честно положим руку на сердце и скажем себе, что "НУ НИ ОДНОЙ!!!!" черты знакомой в самих себе вы тут не увидели. мы все живем в обществе и, хотим мы этого не хотим, оно накладывает на свой отпечаток. читаю я такую статью - и с тревогой вслушиваюсь в себя: ага, вот тут я также подумала, поступила, почувствовала. а так глядишь и не обратил бы внимания....
Александр19 июня 2013, 01:25
Отличная статья. Спасибо.
Елена19 июня 2013, 00:20
Ольга, одной своей фразой: "козлищ сваливает" - Вы вполне красочно проиллюстрировали образ, описанный автором статьи. К сожалению.
ольго18 июня 2013, 17:20
Э.г.пионер. Все,о чем вы пишете-явление постсоветское, реально существующее, а понты гнать было при советской власти опасно-повяжут и впаяют. Так что это время для Вас неизвестно.Это при дермократах такое развелось, и причем в большом количестве. Да и впрямь неясно к чему это творение-озлобить и без того раздраженных?Сие имеет место быть-ну и что? Как -то можете этой задиристой статейкой изменить, или что-то новое открыть? Цель. У каждого деяния есть цель. А у этой статьи какая???
Серега18 июня 2013, 12:30
"Эт что ж это на нас, "кухонных" Галина козлищ сваливает?Ну читали,передавая из рук в руки Булгакова ночами (на денек дали) Организовывали там через западных стюардесс доставку Евангелий и религиозных философов"

Вы, Ольга, ЧИТАЛИ, а рядом с Вами предостаточно таких, кому книги нужны были только ПОНОСИТЬ -- покрасоваться своей мнимой начитанностью. К сожалению, такой персонаж не выдуманый, а ежедневно встречаемый. Даже начитавшиеся много книг, умудряются в них мало понять, хвастаясь количеством прочитанного, ловко жонглируя цитатами, вставляя научные слова в текст без понимания их смысла -- для красивого звучания (как встречалось у юсмалиан). А уж как эта публика "красуется" перед журналистами и на разных конференциях, ругая власть или желая занять начальское кресло... Было бы смешно пока это на ютубах чьи-то измышления, но когда видишь явную безграмотность в телевизоре, читаешь в газете или видишь "живьем" у кандидатов в региональное правительство... Тут уж становится совсем не смешно. Когда же эта публика считает себя самыми умными в мире и требует, чтобы все соответствовали такому идеалу человека -- тут и получается то самое небыдло. А Вы разве не замечали среди "кухонных философов" таких? А они были. Где я был тогда? А там же, только не возил Евангелие с контрабандой -- пионером был в то время. И, как многие, разрывался надвое, пытаясь совместить "за Родину горой" и непонимание вранья вокруг, которое скрыть было нереально, да никто уже и не пытался.
Михаил18 июня 2013, 08:42
Спасибо!Прекрасная статья!Всё верно.
Валерий18 июня 2013, 03:02
Написано точно, узнаваемо и зло, но непонятно для кого и для чего написана эта статья. Для небыдла? Чтобы их позлить? Так это зря - они среди читателей Правослвия.ру если и значатся, то в малых дозах.
Для интеллигентных и не очень православных? Чтобы расчесать нашу нелюбовь к небыдлу? Тоже вроде бы ни к чему - мы и так мало их любим,а некоторые (например, я)и не только их. Получается, что статья больше повредит наших душ,чем вразумит небыдлячих.
Эффект от статьи схож по воздействию и напоминает гневные,частые,подробные,долгие по времени и,вроде бы, обличительные репортажи по ТВ о французских содомитах. Эти репортажи - настойчивое копание в пороках и их широкая пропаганда.
Вот и получается, что конечный результат и этой статьи и ТВ-репортажей о содомитах - увеличение зла.
Простите, если обидел сравнением.
Ольга17 июня 2013, 22:15
Эт что ж это на нас, "кухонных" Галина козлищ сваливает?Ну читали,передавая из рук в руки Булгакова ночами (на денек дали) Организовывали там через западных стюардесс доставку Евангелий и религиозных философов, молчали на Энергетическо улице в доме 4а. А вы-то где, мадам в то время были ? Чай на партсобраниях ручку вверх тянули-одобрям-с????
Лариса Студеникина17 июня 2013, 20:45
Да, очень хорошая статья. Что называется, "на уровне". Давненько не читывала. Спасибо автору огромнейшее за внятное слово.
Андрей17 июня 2013, 17:01
Браво! Вот уж спасибо, порадовали! Всё по полочкам! Прекрасная и точная статья!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×