14 июня весь мир отмечал День донора. Традиционно различные организации приурочивают к нему различные «недели донорства» и другие подобные благотворительные мероприятия. Православная молодежь считает, что для доброго дела нет нужды отводить определенное время – его нужно творить всегда. Поэтому активисты Украинской Православной Церкви в среде волонтеров запустили благотворительный проект «Месяц добра», который стартовал в этот день.
Ребята выступают с активными призывами сдавать свою кровь и помогать в распространении информации о донорстве и пунктах переливания крови: кто-то рассказывает друзьям в сети Facebook или Вконтакте, а кто-то – расклеивает плакаты на городских стендах для объявлений. И те и другие надеются на отклик в сердцах своих братьев и сестер во Христе, на помощь, как в донорстве, так и в распространении информации о возможности творить добро в течение всего месяца, а главное – и после символического окончания проекта.
В наши дни, когда сердца людей черствеют, а души являют безразличие, вполне закономерно возник дефицит добра. И проявляется это далеко не только в виде неких общих социальных болезней, но и вполне реально: в 2012 году Украина особенно остро ощутила на себе нехватку доноров крови. И если телеканалы как-то смогли вначале в России, а затем и в Украине стимулировать население к следованию примеру «доброго самарянина» финансово, то отдавать самое ценное, – часть себя никто не спешит. И дело здесь даже не в том, что люди стали больше болеть и все меньше крови годится для использования в медучреждениях. Дело в другом: нам всем в погоне за комфортом и улучшением собственного благосостояния и условий жизни, в усиленной пропаганде культа потребления просто претит мысль помогать кому-то кроме себя. Иначе возникнет так называемый когнитивный диссонанс: когда с плазменных экранов внушают одно, а сердце шепчет совсем иное. И главное – нам этот шепот не заглушить, как последнюю инстанцию совести. Чтобы этот «глас вопиющего» побудил человека к действию, убедил в том, что он может и способен на хорошие поступки (как ни странно, сейчас в особенности молодежь более стесняется проявлений доброты, нежели негатива: боятся то ли странными, то ли слабыми показаться и стать аутсайдерами в своей жестокой среде).
Отговорка: «донорство – это не модно» – уже не пройдет
К слову, многие решаются на нечто подобное только тогда, когда какая-либо известная и публичная личность подаст пример для подражания. Более того, если раньше в поддержку идеи проводились концерты или турне со спектаклями, то в прошлом году большое количество журналистов телеканалов и ведущих на радио сами приняли участие в сдаче донорской крови. Так что отговорка что «донорство – это не модно» – уже н
Здоровый образ жизни – это модно. Волонтерство и социальная ответственность – респектабельно. А умение любить, не быть равнодушным – главный тренд нового тысячелетия. Не верите? Тогда вот вам весомый аргумент: большинство миллиардеров начинают свой путь с инвестиций и рано или поздно приходят к филантропии и благотворительности. Обретя миллиардные состояния они внезапно начинают ним делиться с нуждающимися, причем многие и вовсе заканчивают карьеру предпринимателей и сосредотачиваются на добровольных пожертвованиях. Но не все можно купить за деньги. Иногда вопрос жизни и смерти решает именно та жидкость, которая течет в жилах каждого независимо от благосостояния и сословия. И практически каждый из нас способен безболезненно поделиться с ближним, явить истинный пример братолюбия. Помните, Иисус на примере богача и беднячки показывал, чья жертва угоднее Богу? Он сказал, что нищая положила две лепты от бедности своей, имея в виду, что богатый «в процентном соотношении» совершил куда меньше. Так, отдавая часть самого ценного для себя мы совершим жертву Всевышнему, которая будет важнее, чем миллионные благотворительные фонды крупнейших филантропов мира.
И кто бы что ни говорил по поводу того, что государству нужно и государство проводит PR-компании и все они – не более чем «показуха», необходимая «для галочки в отчете» исполнительной власти, не стоит забывать, что есть еще люди. Те самые, которые нуждаются в чужой помощи. И многим из этих людей еще нет и полугода от роду. Для них важен каждый рассвет и каждая капля донорской крови, которая необходима для излечения от страшных недугов. И в то время как мы отгораживаемся от чужой беды, лечить пациентов берутся за рубежом за немыслимые деньги. Вдвойне обидно за то, что там, в других странах, есть донорская кровь. А у нас – нет. А ведь этой проблемы могло и не быть. Если бы каждый из нас хоть на минуту попытался осознать, что чужой беды не бывает: нет никаких гарантий, что завтра она не постучит именно в вашу дверь.
Тем более вызывает недоумение равнодушие представителей христианских конфессий: казалось бы, главная идея – жертвенность, возлюби ближнего как самого себя. Но и они туда же: это проблемы государства. Однако, есть и приятные исключения: верующие с активной гражданской и духовной позицией, которые показали другим пример истинной жертвенности, став донорами. Среди них – как прихожане, так и священнослужители, возраст также вмещается в категорию «от мала до велика». Но их числа все равно недостаточно, чтобы решить глобальную всеукраинскую проблему нехватки крови для переливания. Поэтому она стала еще актуальнее для года нынешнего.
Много ли сделано ко Всемирному дню донора в нашей стране? Все будет зависеть только от нас самих: случится ли отклик в сердце, осознаем ли мы душевную потребность найти время и силы посетить местное медицинское учреждение и рискнуть? Тем более, что примеров самоотверженности в благих делах довольно много, и люди, каждый день стремящиеся помочь другим порой находятся от нас на расстоянии вытянутой руки. Мариупольчанин Александр Ковальчук уже давно практикует донорство и утверждает, что это на самом деле не так сложно, как кажется на первый взгляд.
«Ничего нет невозможного, если понимаешь, зачем это нужно»
– Александр, как часто вы сдаете кровь?
– Я сдаю не только кровь, но и плазму в соответствии с графиком, рекомендованным Минздравом. Стараюсь соответствовать. Не чаще 1 раза в два месяца – кровь и не чаще 1 раза в две недели – плазму. Первая обновляется в течение 3—40 дней после донации, а вторая – за сутки. При обильном количестве жидкости и полноценном питании никакого вреда для организма нет. Но и переусердствовать врачи не дают: цельную кровь нельзя сдавать чаще 5 раз в год мужчинам и 4 – женщинам.
– Что послужило стимулом для такого решения – прийти и сдать кровь?
– Первый раз я задумался о донорстве в силу своего стесненного финансового положения, да еще и в другой стране. Узнал от кого-то, что за это платят деньги. Однако получил отказ, поскольку мне нужно было прежде стать донором в своей стране. Поэтому первое, что я пообещал себе исполнить по прибытию на родину – это стать донором. Но уже не ради денег – в Украине оплата услуг доноров настолько мала, что люди, приходящие поделиться своей кровью, по сути, занимаются благотворительностью.
– Был ли у вас «пример для подражания» или это был «внутренний голос»?
– Для меня примером являются все добровольцы, волонтеры, которые делают доброе дело. Но в особенности приятно, что донорству, как и любви – все возрасты покорны. Да и не только возрасты, но и чины, статусы. Главное, чтобы это шло от чистого сердца. Например, духовные лидеры Украинской Православной Церкви – владыки Запорожской и Днепропетровской епархий регулярно сдают кровь, чем подают хороший пример своей пастве: ведь вера без дел мертва (Иак. 2:17-26).
Перед своим первым посещением станции переливания крови я тщательно изучил все интересующие меня вопросы, и, признаюсь честно, много нового узнал из Интернета и соцсетей. Я думаю, что недостаток информации – одна из главных проблем системы здравоохранения. Люди же этот недостаток компенсируют мифами и кривотолками. В результате, получается – «имеем то, что имеем».
– Как вы себя чувствуете после каждого забора крови?
– Первый раз непривычно. Была слабость. Но теперь с каждым разом делать это все проще. Организм, в конце концов, перестраивается так, как захочет человек. Кто-то голодает по месяцу, кто-то проводит в спортивных тренировках более 10 часов в день, кто-то соблюдает строгий пост, а кто-то умеет ходить по раскаленным углям и спать на гвоздях, сушить своим телом мокрые простыни, сидя в мороз на льду. Сдавать кровь – намного легче. Ведь она сама обновляется несколько раз в год. Поэтому периодически выводя определенное ее количество, мы даже помогаем организму очиститься, качество крови улучшается. Что хорошо и реципиенту, и донору. Тем более, что нет необходимости сдавать сразу и много: можно и малыми дозами, к примеру –
Начинал я со сдачи цельной крови, а после узнал о плазме. Она восстанавливается быстрее и эритроциты, которые восстанавливаются дольше всех компонентов крови, возвращаются донору. Сейчас готовлюсь к сдаче двойной нормы плазмы. Интересно, что у меня уже сформировалась внутренняя потребность жертвовать свою кровь. В особенности, когда смотришь в глаза родственников больных, стоящих у станций переливания крови и, словно милостыню выпрашивающих «красное золото» для спасения своих близких. Это становится необходимым, тем более, когда возле станции переливания крови встречаешь людей, предлагающих деньги за то, что ты сдашь кровь по их направлению. Тогда начинаешь осознавать, что в городе реально нет крови – не все подходят для роли донора – ведь нужно быть здоровым. Не пью, не курю, стараюсь перед сдачей не употреблять вредных продуктов и уповаю, что моя кровь привнесет нуждающемуся не только здоровье, но и желание становиться лучше и менять мир вокруг себя в сторону добра и любви.
– Что вы посоветуете тем, кто пришел впервые?
– Донорство, как часть определенного образа жизни – это осознанный выбор, а не следование сиюминутным порывам. Это образ жизни человека, заботящегося о своем здоровье. Важно также понимать, что, будучи донорами, мы уже несем ответственность не только о своем здоровье, но и здоровье людей, которые получат вашу кровь. Я не имею вредных привычек (курение, спиртное), перед сдачей крови стараюсь избегать вредных продуктов (в особенности – жирную еду типа фаст-фуда), что советую и новичкам. Также нужно «подружиться» с врачами поликлиники для проведения регулярных обследований. В их число обязательно должен входить стоматолог. Ведь после удаления зуба, к примеру, нельзя сдавать кровь в течение 10 дней. Так что донорство – это хороший стимул повысить качество своей жизни. К тому же, я очень надеюсь, что больные, которым переливают кровь и сами в будущем осознают потребность сделать что-то хорошее для того мира, который с таким усердием стремится сохранить их жизнь.
Поступайте так, как хотите, чтобы поступали с вами. Вряд ли кто-то хотел бы, чтобы донором для жены или ребенка стал человек, решивший с перепоя «откосить» от работы и отоспаться на станции переливания: донору в день забора крови дают оплачиваемый выходной на работе и обеспечивают питанием в столовой. Да и к отпуску добавляется дополнительный день – то есть в год – плюс 5 дней. Кроме того, есть определенный контингент бездомных граждан, для которых и те копейки с питанием – в радость. Надеяться на качество здесь, увы, не приходится. Поэтому кровь должны сдавать в первую очередь люди, которые имеют возможность регулярно питаться, вести здоровый образ жизни. Также хотелось бы почаще видеть в рядах доноров больше тех, кто может оказать влияние на умы и судьбы человеческие: поэтов, рационализаторов, художников, меценатов и благотворителей, всех тех, благодаря кому мир может измениться и стать прекраснее и приблизиться к первозданному состоянию.
***
Приглашаем присоединиться к донорским акциям медиков Больницы Скорой Медицинской Помощи
возраст 20-55 лет, прописка г. Мариуполь
просим сообщить о себе медсестре по телефону — 098 316 95 86
«Здай кров — врятуй життя»
Люди, которых спас Юрий Кравец , живут теперь в Африке, Америке и Европе.
Подробнее об этом подвиге написано в газете Министерства обороны Беларусь "Во славу Родины" /http://vsr.mil.by/2012/07/27/my-zhivy-a-eto-glavnoe/.
Юрий Владимирович Кравец родился 23.10.1961 в Андрушевке. Учился и работал в Житомире /Украина/.