Память о суде Божьем

Не стоит слишком противопоставлять душу и тело, не по-христиански это. Хотя подобное радикальное противопоставление очень даже встречается. Оно получило особое название — антропологический дуализм. Что это за дуализм? Это учение, согласно которому человек состоит из двух противоположностей — души и тела.

    

Радикальные дуалисты добавляют еще, что душу и тело создали два различных бога. Душу создал добрый бог, а тело — злой. Вот почему душа и тело плохо уживаются между собой. Вот почему у души и тела совершенно разные судьбы: после смерти душа освобождается от материальных оков, и человек становится подобен ангелу — чистый дух.

Дуализм весьма далек от христианства. Еще и потому, что христианство началось с вести о воскресении Христовом. То есть с веры, что Христова душа после смерти воссоединилась с телом, и вместе с телом Христос вознесся на небеса.

Согласно вере апостольской вечная судьба у души и тела — одна, их создал Единый Благой Бог.

Тем не менее, всегда находились люди, которые считали дуалистические представления сугубо христианскими, а противников дуализма принимали за недостаточно духовных христиан.

Некоторые из этих людей делали из дуалистических представлений далеко идущие практические выводы. Они заключали: тело настолько чуждо душе, что все происходящее с телом никак не влияет на душу; пусть бездуховное тело делает все, что хочет, сейчас ничего не поделаешь, однако потом, в вечности, телу места нет — в Небесном Царстве все по-настоящему духовные люди будут бестелесны. Иными словами, часть дуалистов уверена, что плотские грехи никак не вредят душе. Ясно, как этот практический вывод открывает дорогу для страстей блуда и чревоугодия. Скандал? Скандал. Начался он в апостольские времена, впрочем, и сейчас мы встречаем людей, которые рассуждают сходным образом: «Богу не важно, что у меня в тарелке» — ну и так далее со всеми остановками.

* * *

Уже на страницах Нового Завета запечатлена полемика с дуализмом. Апостол Иуда в достаточно нелицеприятных выражениях обличает этих якобы духовных людей: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд. 1:12).

Два привычных образа из повседневной жизни: облако и дерево.

Для жаркого сухого климата Святой земли источник воды — это источник благословения. На библейском языке «дождь» символизирует благодать Божию. Соответственно, «безводное облако» символизирует безблагодатного человека, дающего христианам лишь ложные надежды. От небесного облака, принесенного ветром (неким духом) ожидается дождь, но напрасно, — учитель дуализма бездуховен и не приносит на иссохшую землю благодать.

Другой образ — дерева — хорошо описан в изречениях египетских отцов. Человек уподобляется плодовому дереву. Листья — результат внешнего труда (телесного делания), а плоды — результат внутреннего труда (умного делания). Без листьев дерево не принесет плода, листья жизненно необходимы. Но не забудем евангельское слово: дерево, на котором много листьев и нет плодов, зря утруждает землю. По толкованию блаженного Феофилакта, деревьями дважды умершими апостол Иуда называет тех, которые не имеют ни плода, ни листьев. Таким образом, дуалисты-гностики чуждаются телесного аскетического делания (листьев) и остаются без умного делания (плода). И без благодати.

Дуализм уводит человека прочь с новозаветного пути. Несчастный человек, сбитый с толку дуалистами, становится подобен безводному облаку, бесплодному дереву. Духовной благодатной жизни в нем нет, хотя он и считает себя духовным.

* * *

Образы Нового Завета легко запоминаются. Но не одними образными сравнениями апостол Иуда пытается наставить христиан на дорогу жизни. Он приводит доводы и от Священного Писания. И указывает на духовное упражнение, которое помогает выйти из дуалистического тупика.

Что мы узнаём из Писания? Множество примеров, когда Господь вершит суд над грешниками. Был суровый суд над блудниками содомскими, суд над убийцей Каином, над лжесвященником Кореем (см. Иуд. 1:7, 11). И еще будет Суд в конце времен.

Спрашивается: неужели Суда Божия избегнут те, кто живет в грехах и оправдывает себя ложными дуалистическими измышлениями? Память о Суде помогает человеку встать на борьбу с грехом, упражняться в борьбе с грехом, «подвизаться (др.-греч. ἐπαγωνίζεσθαι) за веру» (Иуд. 1:3). В этом подвиге за веру апостольскую Бог будет помогать, тело и душа будут одухотворяться.

Память о Суде Божием сослужит нам добрую службу. Память о Суде может стать духовным упражнением, дающим многие напоенные благодатью плоды.

Диакон Павел Сержантов

27 августа 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как оживлять свою душу Как оживлять свою душу
Игум. Нектарий (Морозов)
Как оживлять свою душу Как оживлять свою душу
Игумен Нектарий (Морозов)
И мы рискуем не жить, а существовать, прозябать, спать, если… Если не решимся-таки – и тревожить, и мучить, и понуждать.
Церковь эпохи апологетов. Часть 3 Церковь эпохи апологетов. Часть 3
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Как и в апостольский век, Церковь II столетия сталкивалась и с такими расхождениями в самой вере, которые не допускали примирения: ересями гностиков и монтанистов. Гностицизм рекрутировал в свои секты лиц, принадлежавших к интеллектуальной элите, начитанных как в священных книгах, так и в сочинениях греко-римских философов. Систематической критике гностических конструкций посвятил свой главный труд «Против ересей» епископ Лионский Ириней.
Почему говорят, что материальный мир - зло? Почему говорят, что материальный мир - зло?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему говорят, что материальный мир есть зло?
Комментарии
Сергий 9 сентября 2013, 12:10
Благодарю за красивый ответ.
Дай Бог нам усвоить Его Дух и раскрыться в Нем.
Мария 2 сентября 2013, 08:48
Вполне согласна с автором, когда читала статью в голове вспомнились слова, не помню только от куда: «немоществует тело немоществует и душа», одно спасает другое, поскольку порой даже изподневольное телесное делание во благо вытягивает душу, а порой душа спасает от немощей тела, все мудро и так удивительно устроено в человеке, одно только неясно в какой мере надо «не щадить свою плоть» меру «по силам» никак не могу определить.
xenia28 августа 2013, 00:52
Богородица Дева Небесная,
Ты Пресвятой красоты.
Ты- матерь наша чудесная,
Для тебя все сады и цветы

И взирать на твой образ не смею.
Ты пречистая, ты- Божий свет,
Но молю и прошу как умею-
Дай нам помощь и свой совет.

Hе оставь нас в роковой час,
Hе оставь нас в последний век.
Будь с нами потом и сейчас,
Молит тя грешнуй человек.

Укрой своим невидимым покровом,
Укрой в пустыне иль в плену,
укрой теплом и вечным кровом,
Смой грех и смой мою вину.

Пролил твой сын святую кровь,
Себя отдал он на распятье,
Он подарил себя, любовь,
чтоб не было земле проклятья.

Но человек в плену страстей
Мирских забот и увлечений.
В плену веселья и гостей,
В плену материй, попечений.

Пусть слышит каждый человек,
Что время каяться настало.
Идет, грядет тяжелый век.
Земля готовит нас устало.

О, Пресвятая Mать Мария,
Храни под кровом нас своим,
О, Богородица небесного рая,
Наполни нас теплом своим.

Пусть услышит каждый на свете,
Что Иисус на Землю прийдет,
Будет суд на нашей планете,
Пусть каждый за Богом идет.

16 июля 2013 года
Лена28 августа 2013, 00:47
Результат труда тела, неказистый и несовершенный, помогает, как мне кажется, четче видеть нашу никчемность и бессилие без Создателя как тварей, что очень приягивает к Нему, потому что Он дает смысл нашему труду, заставляя задуматься о цели человеческой жизни и сосуществовании на земле, хотя нелегко и вряд ли возможно понять и научиться помнить об имеющихся взаимосвязях.
диакон Павел28 августа 2013, 00:16
Уважаемый Сергий, спасибо за добрые слова.

Эта статья - из цикла статей по Библии. Я перечитываю Библию на греческом языке и пишу по одной статье о каждой книге. На портале были опубликованы 11 моих статей из библейского цикла, большая их часть по Ветхому Завету (все и начиналось у меня с желания прочесть Септуагинту - греческий Ветхий Завет). Эта статья, как легко видеть, по Посланию Апостола Иуды.

Не обещаю написать статью по теме, которую Вы назвали, но в общих чертах тема понятна. Правильное взаимодействие души и тела - это когда тело находится "на послушании" у души, а душа заботится о теле, помнит, что мы должны "умерщвлять страсти, а не тело". И еще, в человеке все правльно взаимодействует, когда душа находится "на послушании у духа", то есть живет духовной жизнью - в Боге.
Сергий27 августа 2013, 16:56
Помогай Вам Бог, отец Павел.
Вы затрагиваете важные дела Божьи.
Напишите в продолжение статьи о правильном взаимодействии души и тела в человеке.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×