А. Блинков. Переход из Таллина в Кронштадт |
Диакон
Владимир Василик
Вступление
28-29 августа исполнилась 72-я годовщина Таллинского перехода. В связи с этой скорбной датой публикуется обращение «Не предать забвению героическую страницу истории»
С автором этого обращения — ветераном войны, жителем блокадного Ленинграда Кириллом Васильевичем Захаровым и его другом, также ветераном Великой Отечественной, участником Таллиннского перехода Михаилом Федоровичем Худолеевым я познакомился 22 июня 2011 г. Знакомство было совершенно неожиданным (как и зачастую то, что происходит по Промыслу Божию). Пожилой человек в троллейбусе неожиданно спросил меня: «А знаете ли Вы что-нибудь про Таллиннский переход?» По роду занятий историка я знал об обороне Таллина в августе 1941 г., о переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28-29 августа 1941 г., знал, что по пути погибло много кораблей и людей. Но масштабы этой трагедии и этого подвига открылись мне только после встречи с живыми свидетелями этих событий.
Михаил Федорович Худолеев был курсантом Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. 22 июня 1941 года он встретил в учебном плавании. Как только начальство узнало о начале войны, курсантов отправили сначала в Кронштадт, а затем в Таллин. Там он участвовал в обороне города, а во время эвакуации Таллина и Таллинского перехода служил матросом на танкере №12. Танкер разбомбила немецкая авиация, но, к счастью, он не загорелся. Михаил Федорович два часа плыл до Гогланда в залитой мазутом воде, температура которой была лишь 10 градусов. Он вспоминает: «Всего возмутительнее было то, что немецкие самолеты расстреливали тонущих людей. Люди и так тонут, и так они в беде, а еще их добивают». Но, слава Богу, он добрался до Гогланда.
Многие не были столь счастливы. Брат Кирилла Васильевича Захарова Михаил погиб на эсминце «Яков Свердлов» вместе с первым председателем Совета Народных Комиссаров Эстонской ССР Йоханнесом Лауристином. По подсчетам наиболее обстоятельного исследователя Таллинского перехода Р.А. Зубкова, из Таллина отбыло 41992 человека (включая экипажи, войска и гражданских лиц), из которых до Кронштадта доехало лишь 26881. 15 тысяч 111 человек погибло (8600 военнослужащих и 143 вольнонаёмных флота, 1740 бойцов сухопутных войск, 4628 гражданских лиц). Наибольшее число людей погибло на транспорте «Балхаш» (3815 человек), штабном корабле «Вирониа» (2259 человек), транспортах «Алев», «Атис Кронвальдис», «Карпакс» и «Ярвамаа» (на всех четырёх — 2528 человек), транспортах «Эверита» (1550 человек), «Найссаар» (1500 человек), поврёждённом транспорте «Казахстан» (не менее 600 человек), транспорте «Элла» (602 человека).
Для сравнения: во время Цусимского сражения погибло 5000 человек. Однако если Цусима привела к революционному взрыву, то последствия Таллинского перехода оказались совершенно иными. Спасшиеся солдаты и матросы пополнили ряды защитников Ленинграда и отстояли его. Корабельная артиллерия Балтийского флота громила немецко-фашистские войска на ближних подступах к городу святого Петра и не давала немецким танковым колоннам войти в него. Роль артиллерии Балтийского флота и его частей в обороне города несомненна и, весьма возможно, если бы этот флот не оказался в Ленинграде в конце августа 1941 г., город мог бы быть сдан. А в этом случае пала бы и Москва, а с ней и Россия. И тогда весь мир оказался бы в рабстве расистов и оккультистов. Участники перехода своим мужеством и жертвами спасли не только флот, но и град святого Петра, а с ним — и Россию.
Между тем, Таллиннский переход до сих пор не увековечен по достоинству. К нашему стыду, в Эстонии, при всех «особенностях» ее отношения к Великой Отечественной, есть памятник Таллинскому переходу у мыса Юминда — там, где погибло больше всего кораблей. В Санкт-Петербурге — лишь мемориальная доска на стене Фрунзенского училища, поставленная в 2011 г. ... на средства участников Таллиннского перехода и их родственников. И это при том, что в Министерстве Обороны существует целое управление по увековечению памяти участников и жертв Великой Отечественной Войны. Вот уже 12 лет К.В. Захаров и его соратники из ассоциации участников Таллинского перехода и их родственников стучатся в двери различных инстанций и, увы, пока что напрасно.
Просьба к читателям: не остаться равнодушными к этой проблеме и содействовать возведению памятника участникам и жертвам Таллиннского перехода. У этой проблемы есть еще один нравственный аспект: до сих пор останки погибших участников перехода покоятся на дне Балтийского моря. За исключением любителей-аквалангистов, никем не производились обследования погибших кораблей, тем более не было попыток подъема останков погибших воинов для их должного христианского воинского захоронения. Технически эта операция вряд ли сложна. А война, как мы знаем, не закончена, пока не похоронен последний солдат.
Прикрытие крейсера «Киров» дымовой завесой. Август 1941 года |
Кирилл
Васильевич Захаров
Не предать забвению героическую страницу
истории
Одним из важных событий Великой Отечественной войны был Таллинский переход (прорыв) кораблей Балтийского флота 28–29 августа 1941 года, который стал крупнейшей военно-морской операцией в истории России.
Тогда, после упорной обороны Таллина, была совершена эвакуация его защитников, раненых, гражданского населения и техники Главной базы Балтийского Флота. 200 кораблей и судов пробирались в Ленинград по заминированному врагом фарватеру и при налетах вражеской авиации. Участники перехода проявили массовый героизм, спасая гибнущие и поврежденные корабли и тонущих людей. Несмотря на тяжелые потери — в течение одних суток погибло более 15 тысяч человек и 60 кораблей и судов, — основной отряд боевых кораблей прорвался в Ленинград и оказал серьезную помощь в самый критический момент его обороны.
Даже сейчас мало кто сознает, что осенью 1941 года существовала реальная угроза захвата города на Неве врагом, возможность чего не исключало наше Верховное Командование. А в случае взятия этого города вражеские войска были бы брошены на штурм Москвы, которая защищалась из последних сил. Поэтому справедливо признать, что Таллинский переход сыграл важную роль в ходе Великой Отечественной.
Проявленный участниками перехода героизм должен быть предметом нашей национальной гордости, а понесенные большие потери — национальной трагедией.
К большому сожалению, до настоящего времени Таллинский переход остается практически неизвестным нашему населению, что вызывает чувство горечи и стыда как по отношению к участникам этого перехода, так и по отношению к роли этого события в защите страны. Даже в дни 60-й годовщины Таллинского перехода ни по одному центральному радио— или телеканалу о нем не было упомянуто.
Чтобы вывести это событие из забвения и воздать должное его героям, 12 лет назад при Совете ветеранов НИИ ЦАГИ была создана инициативная группа по увековечению памяти Таллинского перехода, которую поддержал адмирал Н.Н. Амелько (сам героический участник перехода).
Для сохранения памяти об этом событии инициативная группа предложила
- создать достойный памятник в Санкт-Петербурге,
- снять художественный кинофильм и телевизионные программы,
- провести научную конференцию о роли и значении Таллинского перехода,
- произвести поиск погибших при переходе кораблей,
- посетить места гибели людей и кораблей.
Эти предложения в 2004–2011 гг. были направлены в Госдуму РФ, в Совет Федерации РФ, в РОК «Победа» при Администрации Президента РФ, в штабы ВМФ РФ и Балтийского Флота, в Министерства Обороны и Культуры РФ, в Правительства Москвы и Санкт-Петербурга.
И хотя все указанные инстанции рассмотрели и одобрили эти предложения, никто не взял на себя их реализацию, ссылаясь на то, что финансирование работ должно обеспечиваться на федеральном уровне. Наиболее активно вопрос об увековечении Таллинского перехода рассматривался в РОК «Победа», который посвятил ему несколько заседаний. Однако ни одно из его решений, планов и рекомендаций (в том числе о создании достойного памятника), подписанных вице-премьером Председателя Правительства РФ, не были выполнены.
Стыдно признать, что результатом увековечения памяти Таллинского перехода стала установка памятной доски погибшим курсантам ВВМУ им. Фрунзе (созданной на средства инициативной группы), а также установка в Кронштадте на средства города доски с перечнем погибших при переходе кораблей.
Следует отметить, что в 2010 г. по просьбе инициативной группы Морской Совет при Правительстве Санкт-Петербурга обеспечил участникам и родственникам погибших возможность посетить места гибели кораблей в Балтийском море. Это мероприятие было показано по телеканалу НТВ. Также в 2011 г. был проведен «круглый стол» (мини-конференция) о роли и значении Таллинского перехода и о проблемах увековечения его памяти, в котором приняло участие Командование ВМФ РФ.
Тем не менее, главной задачей в деле увековечения этого события является создание достойного памятника и съёмка художественного кинофильма — как для воздания дани героям, так и для напоминания потомкам об этом героическом событии. Для достижения этих целей памятник должен представлять собою высокохудожественный монумент, который призван эмоционально воздействовать на людей, пробуждая их интерес к событию и патриотические чувства. Причем памятник Таллинскому переходу должен стать не одним лишь символом данного события, но (подобно памятникам «Стерегущему» и «Адмиралу Макарову») должен отразить яркий эпизод самого перехода.
Создание высокохудожественного памятника, который будет хранить в веках память об этом событии и боевой славе России, требует больших финансовых средств. Поэтому решение о его создании должно быть принято на правительственном уровне. Для привлечения дополнительных внебюджетных средств может быть организован сбор пожертвований от частных лиц и организаций. Соответствующий проект воззвания к гражданам России уже подготовлен.
Учитывая роль Таллинского перехода в обороне Ленинграда, такой памятник должен быть сооружен в Санкт-Петербурге. Этот выбор уже поддержан Институтом военной истории, Командованием Балтийского флота, Правительством Санкт-Петербурга и участниками перехода. Для обеспечения возможности постоянного посещения памятника будущими поколениями и его сохранности, памятник должен стоять в спокойном и популярном районе старой части города.
Как показывает история, создание памятников, отражающих защиту Отечества, служит формированию и укреплению национальной идеи, что сейчас для нас очень важно.
К большому сожалению, до сих пор не нашлось государственно мыслящего руководителя, готового оказать действенные меры по созданию достойного памятника этому важному событию в нашей истории. В одной из статей газеты «Вечерняя Москва» по этому поводу было написано: «Предание забвению Таллинского перехода равнозначно акту вандализма по отношению к историческим памятникам». С этим утверждением трудно не согласиться.
Председатель Совета ветеранов НИО-15 ЦАГИ им. Н.Е.
Жуковского, старший научный сотрудник, заслуженный
конструктор РФ, участник ВОВ, житель блокадного Ленинграда
Захаров Кирилл Васильевич
Адрес: 140180, Московская область, г. Жуковский,
ул. Молодежная, дом 30, кв. 23
Тел.: +7 (915) 382-85-48
Спасибо
Марина 9 мая 2016, 16:00
"Очень давно хочу узнать о судьбе деда Зыкова Василия Ивановича. Служил в командовании КБФ, был в Таллине перед войной..."
Скорее всего она из Приозерска (или жила там когда-то). По возрасту мы почти ровесницы, но формально я ее двоюродная тетя. Помогите, пожалуйста, связаться. Мой e-mail указан при отправлении.
Начальник ОРСУ КБФ капитан 1 ранга Черный.
Начальник 2 отдела ОРСУ КБФ капитан 2 ранга Михайлов.
Начальник 2 отделения 2 отдела ОРСУ КБФ интендант 3 ранга Александров. Но он остался в живых, мы трое родились после войны. Как он оказался живым? Ответ никак не могу найти.Есть его фото, снятое в октябре 1941 года. Но не в морской форме, а в красноармейской.Подскажите, куда можно обратиться с такой просьбой.
В пн, 7 октября, в Кронштадте Игорь Григорьеывич Алепко, занимающийся историей Таллинского перехода, расскажет о своих последних находках. Мы создали с страницу в контакте,Таллинский переход — это одна из великих страниц истории нашей Родины, присылайте имена, которые вы помните. В Николо-Богоявленском соборе 30 августа 2013 года была отслужена панихида по всем погибшим в Балтийском море 27-30 августа 1941 года. В Комитет по культуре 28 сентября 2013 года ушло письмо с просьбой поддержать идею создания памятника героям Таллинского прорыва.
Вы меня, конечно, извините, но у меня ощущение, что на дворе не 2013-й, а 1983-й год, и я сижу на уроке истории в советской школе! "Революционный взрыв" произошёл ДО Цусимы! Да и устраивали его (между прочим, на деньги американских олигархов) лютые враги России, которых наши временные военные трудности могли только порадовать, но никак не возмутить.
Олег Платонов в книге "Покушение на русское царство" пишет: "События 1904-1905 годов показали, что антирусские силы внутри России, поддерживаемые мировым масонством, пытаются использовать войну для свержения законной русской власти". Вот такой подход мне больше нравится!
2. ...эсминец "Яков Свердлов"...
"Яков Свердлов" - это большевицкая кличка, а настоящее имя этого наикрутейшего (для своего времени) и легендарнейшего красавца корабля - "Новик". Построен он был, естественно, до революции на добровольные народные пожертвования.
Просил бы авторов статьи отправить реквизиты счета для сбора пожертвований на памятник (моя электронная почта попадет на сайт).
С уважением, Владимир