«Провозглашая своей целью справедливость, злые силы в Сирии несут смерть, разрушения и убийства христиан»

Мы сегодня стараемся оказывать Антиохийской Церкви ту помощь, какую только можно. Мы собираем средства, направляем конвои гуманитарной помощи, в том числе и вместе с общественными организациями России, среди которых, может быть, наиболее яркую роль сегодня играет Императорское православное палестинское общество. В знак нашей солидарности, в знак нашего участия в вашей судьбе я хотел бы передать [в дар Антиохийской Церкви]… святые мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Он стал Патриархом в то время, когда и в нашей стране убивали христиан и когда многие думали, что не останется в этой стране вообще ни одного православного человека. Но мы сегодня, в XXI веке, вместе с вами служим в Московском Кремле, свидетельствуя о том, что все эти попытки были тщетны».
Из приветственного слова к членам
делегации Антиохийского Патриархата
после Литургии в Успенском соборе Московского
Кремля,
28 августа 2013 г.
«Наша сила — в послушании Богу»
«Для современного человека смирение — это непонятная добродетель, она ассоциируется в человеческом сознании со слабостью. А слабость — это не добродетель, это беда. Что может сделать слабый человек? Ничего сделать не может. Но важно понимать, что смирение это не слабость, а послушание воле Божией».
«Каждый из нас, наверное, на опыте знает, как сильный становится бессильным; как, например, кто-то сильный и могущественный, который едет на шикарном автомобиле по городу и вдруг оказывается в какой-то ситуации, связанной с дорожным происшествием, может быть, самым незначительным, теряет всякое самообладание, теряет человеческий образ, иногда хватается за оружие, чтобы наказать обидчика. Что это — сила или слабость? Это полная беспомощность, это свидетельство о пустоте человека. И никакими эмоциями, никаким темпераментом невозможно это объяснить и невозможно оправдать то, что люди с легкостью могут нанести оскорбления, увечья другому только потому, что что-то пошло не так, как они хотят. Это сила или слабость? Это слабость, граничащая с духовным уродством».
«Мы живем в непростое время, когда буйствуют человеческие страсти, когда смешивается добро и зло, когда пошлость и человеческое безобразие не только возводятся в норму, но нередко представляются как некий образец, которым прельщают молодежь, в том числе и через средства массовой информации.
Мы живем в трудное время, но у нас есть внутренняя сила. Она не в деньгах, не во власти, не в могуществе. Эта внутренняя сила в нашем послушании Богу, по примеру Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И будем просить Ее, чтобы Она помогла нам сохранить эту внутреннюю силу и оставаться в послушании Богу даже до смерти».
Из слова на Успение Пресвятой
Богородицы
после Литургии в Успенском соборе Московского
Кремля,
28 августа 2013 г.
Бог благословил многодетные семьи
«Мировой опыт всей истории свидетельствует, что счастливы большие семьи, потому что труд матери вознаграждается любовью детей. И хотя многодетные семьи находятся нередко в сложном положении, в том числе материальном и бытовом, при полной отдаче себя детям и семье каждая мать чувствует внутренне глубокое удовлетворение, особенно когда дети растут умными, хорошо образованными, добрыми, честными.
И действительно, этот результат материнского труда имеет огромное значение для самой семьи, но также для общества и государства. Поэтому я хотел бы всячески поддержать многодетные семьи и сказать, что наши семьи середины XX века были многодетными. А если бы они не были многодетными, уверен, не было бы победы в Великой Отечественной войне. Страна была спасена в том числе и трудом матерей, которые воспитывали в многодетных семьях своих мальчиков и девочек, которые потом стали на защиту Отечества. Несмотря на колоссальные человеческие потери, нам хватило сил для того, чтобы одержать победу. Но позже стали меняться приоритеты. Мы знаем, что сегодня многодетная семья — это не правило, а исключение, хотя приятно, что эти исключения становятся все более и более частыми.
Если говорить с религиозной точки зрения, то Бог благословил иметь столько детей, насколько Его воля простирается. И ведь наши отцы, деды и прадеды такие семьи имели и в воспитании детей черпали силу и радость. Хотел бы от всего сердца поддержать вас, мои дорогие. Никогда не сомневайтесь в правильности выбранного вами пути. И пусть ваша жизнь будет примером для остальных».
Из слова на празднике в Храме Христа
Спасителя
для московских первоклассников из многодетных семей,
29 августа 2013 г.
«Мы нуждаемся в единстве»
«…Единство трех Лиц Святой Троицы является для всех людей величайшим примером того, как сохранять единство. Знаем, что внутренним законом жизни Бога является закон любви, и где любовь, там единство. Где любовь разрушается или ослабляется, там единство разрушается.
Мы знаем это на примере семейной жизни, общественных организаций и групп — там, где люди единомысленны, где они уважают друг друга, где у них сердца открыты друг другу, там подлинное единство. Мы как историческая Русь и как Российская Федерация сегодня нуждаемся в этом единстве — в единстве братских славянских народов, в единстве всех сил, и общественных, и политических, которые совместно могли бы решать вместе со всем народом те задачи, которые сегодня перед нами стоят».
Из слова после освящения закладного
камня
в основание храма прп. Сергия Радонежского
на Федеральном военном мемориальном кладбище,
30 августа 2013 г.
«Нужно иметь мужество сказать “нет”, даже когда большинство говорит “да”»
«Все повторяют: круто, круто, круто. Что это значит — хорошо или плохо? Нет, это “круто”. А что такое “круто”, объясните мне, пожалуйста. Я человек из той эпохи, когда не было этого слова. Были слова “хорошо” или “плохо”. “Круто” — это что? Можно сказать, что творческий поиск ученого — это “круто”? Никто об этом так не скажет. Можно сказать, что прекрасное произведение искусства, над которым писатель работал, его труд — это “круто”? Никто не скажет. Мы даем это определение другим явлениям, и чаще всего тем из них, которые оказывают на нас сильное влияние.
В конце концов, мы живем в обществе, и каждый человек находится под влиянием кого-то другого, под влиянием идей, под влиянием опять-таки эстетических вкусов, которые, в частности, и через моду передаются. Но возникает вопрос: а способен ли человек в современном обществе жить своим умом? Способен ли молодой человек критически оценивать информационный поток? Способен ли он, когда все говорят “круто”, сказать: “Это совсем не круто, это пошло”?..
… Современная мода на общение, в том числе и между людьми, которые чувствуют симпатию друг к другу, часто сводится к тому, что каждый эксплуатирует другого не во имя любви, а во имя удовлетворения своего инстинкта. И если эти беспорядочные связи человек практикует в течение долгих лет, то он перестает быть способным любить. А потом спрашивают в недоумении: “Ну почему мне так не везет в жизни? Ну почему? Вышла замуж — подонок, за второго — подонок”. Или женился — плохо, снова женился — еще хуже. В чем дело?
А дело в том, что если люди соединяются для совместной жизни, расточив потенциал любви, ничего не получится! И когда Церковь говорит: “Будьте осторожны, не играйте с этим великим чувством”, она не старомодные вещи говорит, а вечную истину, которая от Бога пришла, а не от людей.
Поэтому я хотел бы всем вам пожелать сильной любви, которая очень вам поможет. Вы, несомненно, найдете свою половинку, вы, несомненно, будете счастливы друг с другом в том случае, если вы этот потенциал великого чувства сами не разрушите. И когда вам кто-то говорит: “А это круто”, и подталкивает вас на поступок, который может этот потенциал любви разрушить, скажите: “Это не круто, а пошло, это плебейство, это скотство. Я выше этого”«.
Из выступления на встрече со
студентами
высших учебных заведений Смоленской области,
31 августа 2013 г.
«Мы не можем вот так взять, тумблер повернуть и перевести на русский язык»
«Большинство — это те, для кого славянский язык понятен. Это, знаете, как слова колыбельной песни, это всё с детства, с молодости. И если такому человеку вдруг предложить русский язык во время богослужения, то получится то же самое, что и “Паду ли я, дручком пропертый” в арии Ленского. Помните из “Евгения Онегина”? Когда перевели на украинский язык, получилась такая вот вещь. Современный язык будет резать ухо и вызывать недовольство. А что такое недовольство? Человек не может из храма выйти недовольным. Он всегда должен выходить утешенным, успокоенным. У него должна состояться встреча с Богом, он должен почувствовать благодать Божию. И поэтому мы не можем вот так взять, тумблер повернуть и перевести на русский язык.
Молодежь, которая сегодня приходит, ставит, как и Вы, эти вопросы. Но вот по какому пути мы пошли, чтобы разрешить эту дилемму и вместе с тем не разрушить единство общины. Я всем говорю — вот и владыке Исидору сейчас говорю, и всем отцам, которые здесь находятся, и всем кандидатам в архиереи: в храмах должны быть два расписания. Расписание богослужений и расписание внебогослужебной деятельности. А что такое внебогослужебная деятельность? А это собрания. Допустим, в понедельник собрание со студенческой молодежью, которая интересуется Православием, которая ничего не понимает по-славянски, но у которой есть интерес. По-разному можно проводить такие собрания. Например, сесть в кружок, и опытный священник им говорит: “Сегодня читалось вот такое Евангелие. Прочитайте, пожалуйста, отрывочек из этого Евангелия, а потом пускай каждый скажет, как он это понимает”. Читается по-русски, все высказались, а потом священник подводит итог. — “А теперь — вот у нас есть замечательные песни отца Романа, нашего барда, это такой церковный Окуджава. Давайте на гитаре поиграем, споем”. — Спели. — “А теперь давайте своими словами помолимся — смотрите, что сейчас в Сирии творится. Давайте помолимся об этих людях”.
Ни одного слова по-славянски, всё в современной стилистике, в современной культуре, то, что привычно и понятно любому человеку. Проходит так полгода, а, может, год. И человек, который посещает такого рода занятия, такого рода инициативы … становится человеком церковным, и в храме начинает всё понимать. И без этой литургической реформы, без этого слома, без этого противостояния поколений мы можем абсолютно спокойно решить эту задачу. Но для этого, владыка, наши священники должны работать в этом плане. Это сейчас категорическое требование Патриарха ко всей Церкви. Некоторые приходы, конечно, этого не могут сделать, особенно в селе — маленький приход, один священник, — но в крупных приходах, особенно там, где есть молодежь, обязательно должна быть внебогослужебная деятельность».
Из ответов на вопросы во время встречи со
студентами
высших учебных заведений Смоленской области,
1 сентября 2013 г.
Господи! Спаси и сохрани нашего Патриарха!Нельзя менять церковно - славянский язык ни на русский, ни на украинский. Он так красив и понятен всем православным христианам.
Спаси Вас Господи!
Blagoslovi Bog patriarha Kirila i vseh sluzhashih rosskoj pravoslavnoj cerkvi!