Православный календарьПравославный календарь
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.

Пациенту показана доброта

Как ни самонадеянно, как ни пафосно это звучит, но я знаю, что надо делать, чтобы спасти Россию, чтобы обеспечить ей достойное будущее. Надо делать добро, неустанно совершать добрые поступки; производить любовь, как хороший завод производит свою продукцию; вкачивать эту любовь в людей, как врачи вкачивают в тяжелобольного спасительные препараты. Тогда общество выздоровеет, а остальное приложится.

Вряд ли я сама живу в соответствии с вышеприведенной декларацией, но есть люди, которые именно так и делают.

Семь лет назад в Саратовской области, точнее – в Саратовской епархии появилась такая чудная организация: Общество православных врачей. Изначальная идея возникла у священника Сергия Кляева. Раньше, до рукоположения, многие в городе знали его как прекрасного врача-неонатолога, специалиста по реанимации новорожденных. Потом этот доктор, по его выражению, понял, что «есть воля Божия о человеке, и без нее бессильны все наши усилия, все методы и препараты» (из интервью журналу «Православие и современность», № 19 (35)). И стал священником, как, кстати, многие его коллеги: среди священников, получавших в свое время светское профессиональное образование, немало врачей. И едва ли не каждый из них, так или иначе, подтверждает истину: бывших врачей не бывает.

– Мы создавали общество как площадку для обсуждения проблем биоэтики, – рассказывает отец Сергий, – но очень быстро пришли к тому, что просто говорить, обсуждать – мало, нужно что-то делать. И тогда наш владыка, епископ Лонгин (ныне митрополит. – М.Б.), подсказал нам: а что, если организовать выезды врачей в глубинку?

Примерно через год после первого выезда я написала об этих людях очерк для совершенно не церковной газеты, в которой тогда работала. Корректор Анна подошла ко мне с распечатанной полосой в руках и с чрезвычайным удивлением во взоре: «Это что – сказка?..»

Я объяснила, что это реальность, хотя и чрезвычайно для нас непривычная. Однако и во мне тогда не было уверенности, что деятельность ОПВ – это надолго. Люди-то ведь там более чем востребованные и загруженные: высококлассные врачи, узкие специалисты. У всех притом семьи. Устанут, завянут, перегорят. Год или даже два – это еще не так много…

прием в Красном Куте, фото Новиковой Ольги. прием в Красном Куте, фото Новиковой Ольги.
    

Однако вот – прошло еще шесть лет, и они не устали, и дело их не завяло – напротив: начинали это дело всего четыре врача-специалиста, а сейчас большого автобуса для выезда не хватает. К тем, кто начинал, присоединились кафедры Саратовского медицинского университета; за профессорами и доцентами потянулись ординаторы, интерны, студенты – общество значительно помолодело.

Работает оно так. В субботу, в 5–7 часов утра (в зависимости от расстояния, которое предстоит проехать) доктора садятся в автобус или в автобусы. Каждый доктор со своим, условно говоря, чемоданчиком. Автобус следует в отдаленный райцентр, где православных врачей уже ждут люди, съехавшиеся со всего района: в основном, родители и бабушки-дедушки с маленькими детьми. Ждет также и священник; он совершает в местном храме молебен на начало всякого благого дела. Затем начинается прием: хирург, педиатр, пульмонолог, гастроэнтеролог, невролог, уролог, офтальмолог, эндокринолог… Очень часто доктора находят у сельских детей запущенные серьезные заболевания. Отправить иного такого ребенка в Саратов, в стационар – проблема. Родители говорят: у нас нет денег, мы его не повезем. Приходится договариваться с местной медициной, подключать администрацию…

Принцип работы Общества православных врачей – принять всех до последнего пациента. Поэтому они трудятся порой и 12, и 14 часов кряду; в город автобусы возвращаются за полночь. Денег за свои субботники доктора не получают – ни рубля; это я на всякий случай: вдруг кто-то подумал, что им Церковь платит.

Чтобы до конца понять значение происходящего, надо жить в нашей глубинке и знать тамошнее здравоохранение, особенно детское. Впрочем, православные врачи на своих периферийных коллег никогда не жалуются: понимают их ситуацию. Где-то один фельдшер на пять сёл, где-то один хирург на весь район. О такой роскоши, как детский врач, даже и в относительно большом селе или поселке мечтать не приходится: хорошо, если есть детская медсестра…

На наших глазах происходит умышленное убийство русского села. Я об этом уже не раз писала, и сейчас мне повторяться не хочется – а хочется сказать о тех, кто противостоит этому бескровному убийству. Вместе с сельскими священниками; вместе с тем самым фельдшером, который один на пять сёл; вместе с учителями, которые продолжают давать деревенским детям знания, несмотря на то, что у них в выпускном классе семь человек, в пятом четверо, а в первом вообще никого; вместе с патриотами, создающими на чистом энтузиазме прекрасные музеи истории родных сел – этому убийству противостоят абсолютно городские врачи из вышеназванного общества.

Алексей Алексеевич Протопопов. Алексей Алексеевич Протопопов.
    

Вот как объяснил нам свои действия Алексей Алексеевич Протопопов – доктор медицинских наук, профессор, опытнейший педиатр, проректор Саратовского медицинского университета по учебной работе:

– Людям надо помогать. А люди там заброшены, озлоблены. Хроническая бедность приводит к изменениям психики, изменениям поведения. Надо каким-то образом уменьшить их озлобленность. Вот они видят: к ним приехали люди совершенно бескорыстно, чтобы им помочь. Значит, не всё еще потеряно. Значит, есть еще в нашей стране какие-то взаимоотношения нормальные, человеческие. Что значит – нормальные, человеческие? Основанные на христианской морали – другого варианта я не вижу. Если перед людьми будет пример христианского отношения к ближним – люди, может быть, когда-то задумаются и вместо злого поступка совершат добрый. Значит, озлобленность населения уменьшится; значит, взрослые будут лучше относиться к детям. Дети-то почему болеют? Потому что взрослые их не любят. Потому что они чувствуют себя брошенными. Причина подростковых самоубийств именно в этом: дети не нужны собственным родителям. Родители пытаются заработать на кусок хлеба и видят, что заработать не могут – а в сельских районах у нас полная безработица – и начинают пить. Уровень агрессии в нашем обществе чрезвычайно высок, много выше, чем в других странах, и в этом корень зла. Но если каждый из нас будет по мере своих сил хоть какой-то, хоть маленький кирпичик вкладывать в общее дело – зло будет отступать. И наше общество понемногу придет в нормальное состояние.

Ирина Шалотина. Ирина Шалотина.
Врач-неонатолог и детский невролог Ирина Шалотина:

– Зачем мы это делаем? Если коротко – во славу Божию. Для меня это важно. Что я еще могу сделать для Бога – в этой суете? Я даже помолиться не успеваю как положено. А здесь – такую возможность предоставляет Господь!

– Выходит, это для вас – деятельная молитва? – спрашиваю я Ирину.

– Получается, что да. Это очень душеполезные поездки для всех, кто с нами ездит. Невозможно объяснить, какими путями в нас вливаются силы и радость, которую мы испытываем и благодаря которой на таком большом подъеме проходит наша работа в селах. А если есть какая-то минута, какой-то перерыв между пациентами – его можно провести с огромной пользой для души в беседе с местным батюшкой. И наша общая трапеза в обеденный перерыв – она тоже особенная, это именно трапеза – с молитвой, по благословению – а не просто обед.

Детский хирург Дмитрий Морозов многие годы работал в Саратове, а ныне он директор НИИ детской хирургии Научного центра здоровья детей РАМН. Ему я задала вопрос несколько провокационный:

Дмитрий Морозов на приеме в в Петровске, фото Евгения Кирилловых. Дмитрий Морозов на приеме в в Петровске, фото Евгения Кирилловых.
– Нет ли у вас – теперь, когда всё это осталось за спиной, когда ваша жизнь стала совсем иной, столичной, – ощущения, что силы были потрачены впустую? Ведь изменить ситуацию с сельским здравоохранением вы не могли. Ее невозможно изменить вот так – на чистом энтузиазме.

Оказывается, Дмитрий Анатольевич и сам себе этот вопрос уже задавал. И пришел к выводу, что:

– … всё было правильно. Дети, которым мы помогали там, в глубинке, если и получили бы помощь без нас, то, во-первых, гораздо позже, а во-вторых – не с таким вниманием, не с такой добротой: казенная система – она ведь обезличивает. А доброта – она всегда находит отклик и всегда на самом деле меняет ситуацию к лучшему. Мы говорим, что ребенка надо срочно госпитализировать, и глава районной администрации, который в ином случае об этом ребенке и думать бы, может быть, не стал, тут же отзывается: «Конечно, я дам машину!» И главврач местной ЦРБ тоже: «Конечно, я помогу всем, чем смогу!» Значит, и они тоже поработали над собой, стали лучше, добрее. В человеке ведь всегда есть что-то хорошее, доброе, только оно забивается рутиной. Но если мы хотим жить в мире, в нормальном человеческом мире – мы должны сеять в нем добро. Если мы православные – мы должны отстаивать свою веру и свидетельствовать о ней перед миром – делами, а не только словами.

А еще один доктор, предпочитающий остаться анонимным, высказался так:

– Что заставляет нас это делать? А что заставляет нас по утрам умываться? И что заставляет приходить в храм? Можно ли это словами объяснить: «Я захожу в храм, потому что…» Я ведь не затем туда прихожу, чтоб какую-то галочку себе поставить: вот, я отчитался перед Богом. Точно так же невозможно объяснить, зачем ты едешь туда, в глушь, и пытаешься там хоть чем-то помочь. Никто из нас не делает это для того, чтобы сказать самому себе: вот, я сделал добро людям. Никто не делает это для того, чтобы поставить галочку. Это невозможно объяснить – так же, как и веру в Бога вообще – ее ведь невозможно объяснить. К вере у каждого свой путь. С нами ездят ведь не только православные, с нами ездят и люди иных религий: мусульмане, евреи – и те, кто, казалось бы, вообще игнорирует религию. Но внутри-то все мы верим в Бога. Не потому, что мы боимся после смерти попасть в ад. Об этом вообще ведь никто не думает, все думают о насущных проблемах. Вера – это что-то глубокое, что живет уже с рождения в каждом человеке. Как и потребность делать что-то хорошее. Эту потребность тоже нельзя объяснить и не надо объяснять. Достаточно того, что это доставляет нам радость.

Да, в общество приходят не только верующие, православные, воцерковленные люди. Зачастую зависимость бывает обратной: человек нецерковный, не нашедший еще веры, предлагает свою помощь просто по велению совести – и через этот труд постепенно открывает для себя Церковь.

Мы давно привыкли к сообщениям на новостной ленте епархиального сайта: «Общество православных врачей провело благотворительный прием в Озинках… в Александровом Гае…в Балтае… в Мокроусе… в Духовницком… в Романовке… Осмотрели 250 человек, из них 180 детей… Приняли более 300 человек…» К хорошему привыкаешь быстро – как к норме, но ведь оно и есть норма, по сути.

Бригада ненормальных (как выражаются иные их коллеги) докторов ничего не изменила? Да нет, она очень существенно изменила нашу общую ситуацию к лучшему. Мне кажется, эти врачи возвращают медицине ее исконную гуманитарную функцию, утраченную, убитую казенной системой, жестокой и к пациенту, и к врачу. Эта функция – лечить не только конкретного больного, но и общество в целом. Лечить и профилактировать его от зла. Каким образом? Обеспечивая постоянное и очевидное присутствие в нем доброты, любви, сострадания и гарантируя равенство всех перед этой добротой.

Марина Бирюкова

1 октября 2013 г.

Рейтинг: 8.5 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Исцелитесь, души лекарей! Исцелитесь, души лекарей!
Прот. Андрей Ткачев
Исцелитесь, души лекарей! Исцелитесь, души лекарей!
Протоиерей Андрей Ткачев
Постепенный и массовый отказ от христианского мировоззрения приводит к тому, что на человека смотрят как на механизм, а на врача – как на монтера. И при этом наивно удивляются, отчего это все стали так корыстны и бездушны? А с какой радости доктору быть любвеобильным и жертвенным? Из каких метафизических глубин вы предлагаете ему пить корнями мудрость и милость, если вы сами и прочие пациенты и вообще большинство людей в мире уверены, что миром правят деньги, а вечная жизнь – сказка?
«Ибо добротой мир держится на плаву…» «Ибо добротой мир держится на плаву…»
ВИДЕОРОЛИК
«Ибо добротой мир держится на плаву…» «Ибо добротой мир держится на плаву…»
ВИДЕОРОЛИК
Фильм о том, как добро возвращается к сотворившему его.
«Образ благонравия, серьезности и чистоты» «Образ благонравия, серьезности и чистоты»
Беседа с племянницей святителя Луки
«Образ благонравия, серьезности и чистоты» «Образ благонравия, серьезности и чистоты»
Беседа с Майей Прозоровской, внучатой племянницей святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Наступал новый 1937 год, в доме стояла большая украшенная елка. И тут пришли военные люди и забрали папу. Больше мы его никогда не видели. Нашу квартиру опечатали, и, поскольку вся обстановка в ней была казенная, мы оказались на улице лишь с какими-то личными вещами. Среди них были две большие банки варенья из смородины… Они упали с крыльца и разбились. Помню, как растекались красные ягоды смородины по белому снегу.
Комментарии
Михаил23 января 2014, 19:53
Слава тебе Господи, что есть такие люди!
Валерий65 2 октября 2013, 08:51
Вот что опасно системе здравоохранения, основанной на НЕлюбви.
Виктория 1 октября 2013, 16:46
Спаси Господи, врачей и всех, кто творт добро во славу Божию!
Наталия 1 октября 2013, 13:30
Господи, дай сил и здоровья этим врачам, чтобы их дело крепло, росло, преумножалось. Чтобы пример их бескорыстного служения ближнего стал для других "заразительным".
Любовь 1 октября 2013, 12:59
Спаси вас Господи, дорогие врачи! Это именно то, что нужно. Медицинские услуги - самая провальная и болезненная часть жизни сельского социума, а вы её поднимаете.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×