Ранним утром в воскресенье я покинул Выру, где меня радушно принимал священник Стефан Фрайман, и отправился в западном направлении, продолжая свой путь по югу Эстонии. Людей в утреннем автобусе было немного. Меньше чем за два часа мы доехали до автостанции в городе Валга. Перейдя мост через железную дорогу, я вышел к зданию, где раньше размещался клуб железнодорожников (еще с царского времени). Именно здесь располагается теперь церковь Владимирской иконы Божией Матери (Московского Патриархата). О нынешнем церковном предназначении здания легко догадаться по куполам с восьмиконечными крестами.

Валга – самый южный эстонский город. Несмотря на свои небольшие размеры (здесь живет 12,5 тысяч человек), место это интересное и своеобразное. Во времена СССР тут размещалась ракетная воинская часть и находился крупный железнодорожный узел. Нынешняя Валга, потерявшая былое военно-транспортное значение, принадлежит двум государствам: по улицам города проходит граница между Эстонией и Латвией (формально латвийская часть – это отдельный город Валка). До 2008 года всем, кто желал перейти из одной части города в другую, требовалось выдерживать процедуру паспортного контроля. После присоединения Прибалтики к Шенгенскому соглашению пограничные посты убрали, и сейчас о былом разделении напоминают лишь пустые будки КПП. Конечно, знаки границы остались, ведь государственная принадлежность двух частей города не изменилась.
В латвийской части Валги в церковном плане всё спокойно: здесь находится церковь Иверской иконы Божией Матери (Московского Патриархата), построенная в 2005 году. Всё-таки Латвию юрисдикционные волнения обошли стороной: все приходы остались верными Русской Православной Церкви, а государство вернуло им значительную часть конфискованного советской властью имущества. А вот в эстонской части Валги проблемы были, причем проблемы серьезные. Не случайно в городе сейчас два православных прихода, один из которых подчиняется Москве, а другой – Константинополю.

Конечно, до того момента, как в Эстонии начались церковные нестроения, в Валге был один православный приход – во имя священномученика Исидора. Храм, что на улице Парги, не закрывался и в советские времена, хотя прихожан в нем было немного. В постперестроечные годы молящихся стало больше, но места хватало всем – и русским, и эстонцам. Однако когда эстонские власти поддержали раскольников, настоятель Исидоровской церкви протоиерей Валентин Савин решил покинуть московскую юрисдикцию и перейти к Константинополю. Сложно сказать, какие мотивы были у батюшки: предположений на сей счет немало, однако удостовериться в их истинности сейчас уже вряд ли возможно. В любом случае, антимосковская позиция настоятеля была тогда очевидной.
Правда, с отцом Валентином не согласились его прихожане: у валгаских верующих было иное мнение. Почти в полном составе члены прихода выступили против смены юрисдикции. Последовала череда событий, которую диакон Виктор Иванаев емко называет «войной». В то время отец Виктор был мирянином, но принимал активное участие в конфликте, который разгорелся вокруг Исидоровской церкви.

По словам диакона, в свое время он ходил защищать церковь как «на вторую работу». Из-за своей принципиальности ему пришлось немало пострадать, хотя отец Виктор не очень любит вдаваться в подробности. Впрочем, о некоторых неприятных моментах он всё же счел возможным рассказать.
– Непонятно откуда появились бумаги, подписанные некоторыми из наших прихожан, с ложными обвинениями против меня, – вспоминает отец Виктор. – Писали, что я им якобы угрожал. В Латвию (где я жил) из Эстонии за мной приехала полицейская машина: меня хотели арестовать. Я полдня уговаривал полицейского (он русский, православный, ходил в церковь), чтобы он меня не забирал, что я в Эстонию больше не пойду. Даже соседку просил помочь: она знала его маму. Так вдвоем мы полицейского уговорили, но после этого случая я на эстонскую сторону Валги уже не ходил. Хотя меня потом хотели еще обвинить в краже в Исидоровском храме.
– Но ведь сейчас с вас все обвинения сняты, иначе как бы вы могли служить в храме на эстонской территории?
– Да, сейчас я спокойно хожу и езжу в Эстонию. Но ведь и изначально обвинений-то не было, просто нужно было захватить церковь, а я не давал, собирал людей. Когда они меня отогнали, тогда и смогли всё полностью захватить. Но из наших старых прихожан никто не захотел оставаться в храме, принадлежащем Константинополю. Я как-то заходил в этот храм: нужно было получить у них документ, подтверждающий крещение дочери. И до сих пор помню свои впечатления: стою я в церкви, в которую много лет ходил, и чувствую, что она мне стала чужой. Почему? Потому что духа нет.
Сам отец Виктор с момента своей диаконской хиротонии (в 2004 году) служит в приходе Владимирской иконы Божией Матери. Диаконский сан он решился принять во многом благодаря просьбе предыдущего настоятеля – священника Иакова Метсалу. В будние дни отец Виктор занят на светской работе (под его руководством – мастерская по переплету книг и сапожная мастерская), а в выходные служит в храме. В том, что у отца Виктора действительно замечательный голос, я смог лично убедиться на воскресной Литургии.
В тот день, что я был на службе в Валге, богослужение началось в половине девятого, с чтения Часов. В храме было прохладно и немного сумрачно: окна в нем только по одной стене, причем они непрозрачные, цветные и поэтому не очень хорошо пропускают свет. Конечно, кому-то нравится таинственный полумрак, но многие предпочитают светлые, залитые солнцем храмы. Впрочем, надо быть объективным: здание, ныне принадлежащее приходу Московского Патриархата, никогда не планировалось использовать для проведения богослужений. В царские времена здесь размещался Дом железнодорожника, затем пристраивали новые помещения. Тут были в разное время клуб, бар, бильярдная… Затем здание было заброшено, обветшало, вокруг всё заросло бурьяном и кустарником.
Только в 1998 году православной общине удалось купить этот дом. Причем не без труда: власти ранее отказывали православным в покупке или аренде других помещений, хотя потом спокойно продавали эту же недвижимость в собственность сектантам. Православные, оставшиеся верными Московскому Патриархату, вначале молились в ограде своего бывшего храма, а затем, будучи изгнанными оттуда, собирались на кладбище и в обычном жилом доме. Богослужения совершал священник Иаков Метсалу, а в январе 2006 года в Валгу прибыл отец Владислав Алёшин.

К слову, в день моего приезда в Валгу отец Владислав проводил очередное занятие воскресной школы (для взрослых). Тема была выбрана антисектантская, с разбором заблуждений протестантского толка и с разъяснением важных доктрин Православия, таких как иконопочитание и почитание святых. Батюшка вел свой рассказ интересно и последовательно, иногда включал магнитофон с проповедью одного из современных миссионеров, задавал вопросы. Занятие мне понравилось: с одной стороны, оно было информативным, с другой – участие самих прихожан в обсуждении проблемы не позволяло уроку превратиться в сухую и скучную лекцию. По ходу занятия я не только слушал (а иногда и говорил), но и поглощал предложенную мне трапезу. Затем отец Владислав провел для меня небольшую «экскурсию» по помещениям церковного здания.
Комнат в нем оказалось довольно много – я даже подумал, что здесь нетрудно заблудиться из-за обилия коридоров и дверей. Общая площадь здания – 900 квадратных метров. Правда, из-за большой площади непросто сделать хороший ремонт, ведь на него нужны немалые средства. Коммунальные платежи тоже забирают изрядные суммы. Даже весной (когда уже не так холодно, как в зимнее время) счета достигают 500 евро в месяц, что обременительно для небольшого прихода, в котором нет очень богатых людей.
– Здесь вообще проблемный регион: высокая безработица, многие отсюда уезжают, – говорит отец Владислав. – Правда, есть один благотворитель, но он помогает константинопольскому храму. Прихожане наши в основном пожилые местные жители, но иногда приезжают люди из Таллинна, Тарту, а четверть наших прихожан – из Латвии. Есть прихожанки-подвижницы: они просто «выбили» у своих мужей право быть на службах хотя бы два-три раза в год.
– Как это понять?
– Мужья неверующие, женам в церковь ходить запрещают.
– Но ведь сейчас не рабовладельческий строй… Разве можно человека насильно удерживать от общей молитвы?
– Там ситуация очень сложная, мужья – люди жесткие и прямолинейные. Один, например, с женой полгода не разговаривал из-за того, что она ребенка крестила. Даже нательные крестики они запрещают своим женам носить. Поэтому то, что жены добились права на посещение церкви хотя бы несколько раз в год, – это подвиг.

В беседе с отцом Владиславом мне сложно обойти болезненную тему раскола. Ведь для Валги он был особенно конфликтным, и его последствия заметны всем: старый храм XIX века принадлежит сейчас Константинополю, а прихожане, сохранившие верность Московскому Патриархату, молятся в новой церкви. Не удивительно, что батюшка был строг и категоричен в своих оценках.
– Всё было окрашено в националистические тона, Москва стала пугалом, – говорит отец Владислав. – Раскольники получили имущество, которое созидалось еще во времена царской России и к которому они никакого отношения не имеют. Конечно, легко после этого быть добрым и улыбаться – как говорится, въезжая на чужом горбу в рай.
– Ведь у них с самого начала многое делалось обманным путем, – утверждает мой собеседник. – Например, давали бабушкам на подпись бумагу, на которой только заголовок, все остальные листы – чистые. После сбора подписей заголовок меняли. Такое вот было… Да и сейчас неправда у них не прекратилась. И вообще ситуация с Константинополем в Эстонии ненормальная. Они ведь при поддержке правительства поднялись, которое просто разыгрывало националистическую карту. Почему-то люди, критикующие Москву, не желают вспоминать, что первые гонения на православных – в 1918 году – были организованы Эстонской трудовой коммуной – и русские здесь вообще ни при чем.

– Вообще мы стараемся не ограничиваться только рамками общины – иногда ездим по стране, устраиваем экспедиции и краеведческие походы. Сотрудничаем с местными средствами массовой информации, бываем в детских домах. Много есть разных планов, но не на всё хватает времени: я ведь в храме и за сторожа, и за дворника, – говорит отец Владислав.
«Да, а в это же время недалеко от церкви Владимирской иконы Божией Матери стоит пустующий храм XIX столетия, в котором нечасто бывают службы и редко совершаются требы», – подумалось мне. Наверное, для православных в Валге и для православной миссии большую пользу принесло бы единство православных христиан. Но, увы, вряд ли оно достижимо в ближайшие годы, поэтому верующим эстонской части города не остается ничего иного, как мириться со сложившимся положением дел и вести свою миссию так, как это возможно в условиях юрисдикционного «плюрализма».
(Продолжение следует.)