Сочи, 4 ноября 2013 г.
С приветственным словом к конференции обратился митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, в котором он в частности сказал: "В юбилейный год Крещения Руси я считаю для себя особенно важным вспомнить уникальную "медийную стратегию" Русской Православной Церкви, которая позволяла тысячелетие уживаться в едином государстве сотням народов, воспитывая их в духе терпимости и взаимоуважения".
В этом году, посвященном 1025-летию Крещения Руси, в рамках организован круглый стол "Медиафеномены современной религиозной публицистики". Модераторы круглого стола – доктор филологических наук, доцент КубГУ, профессор Екатеринодарской духовной семинарии Марина Шахбазян и глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов и корпорации православного действия Кирилл Фролов, г. Москва.
В работе круглого стола приняли участие архимандрит Трифон (Плотников), руководитель отдела по взаимодействию со СМИ Екатеринодарской и Кубанской епархии, г. Краснодар; региональный координатор Ассоциации православных экспертов и корпорации, православного действия Леонид Костаненко, г. Краснодар; а также гости из Республики Абхазия – священник Виссариона Аплиаа, исполняющий обязанности управляющего Абхазской Православной Церкви, члены Церковного совета Абхазской Православной Церкви иеромонах Василиск (Лейба) и игумен Игнатий Киут.
Главной темой стало обсуждение освещения в современных российских СМИ канонической жизни Церкви. Особое внимание было уделено проблеме раскола в Ново-Афонском монастыре как одной из актуальных и насущных проблем, не нашедшей сколько-нибудь серьезного освещения в российском медиапространстве. Большинство участников круглого стола выразили солидарность с озабоченностью Священного Синода Русской Церкви (журнал №116 заседания Священного Синода от 2 октября 2013 года) в связи с продолжающейся антиканонической деятельностью запрещенных в священнослужении клириков Русской Православной Церкви и поддержали призыв к содействию в урегулировании церковного положения путем диалога, осуществляемого на основе неуклонного следования священным канонам Церкви.
В связи с этим по итогам обсуждения были выработано следующее понимание проблемы.
В год 1025-летия Крещения Руси и 400-летия Дома Романовых особого внимания в СМИ заслуживает судьба Ново-Афонского монастыря, который был построен на личные средства российской императорской семьи, благоустроен и населен русскими иноками для возрождения православия на Кавказе, в новое время восстановлен при решающем участии и финансовой поддержке российского государства и русских жертвователей, а сегодня оказался захваченным раскольнической группой вопреки каноническим принципам Православной Церкви и национальным интересам и Абхазии, и России.
Российское журналистское экспертно-правовое сообщество должно обратить внимание на вытеснение русских насельников из Ново-Афонского монастыря и обеспечение законодательной базы для того, чтобы этот российский монастырь, никогда не передававшийся под юрисдикцию никакой иной Поместной Церкви, сегодня оказался в руках самозваной "Священной митрополии Абхазии".
В связи с тем, что раскольники пытаются придать своим действиям легитимность путем издания внешне респектабельных монографий и трактатов, заинтересованному научному сообществу и общественным организациям, занимающимся исследованием истории религии и культуры, необходимо включать в обсуждение на конференциях и круглых столах вопросы истории православия на Кавказе и роли России в его возрождении.
Последствия церковного раскола таковы, что Ново-Афонский монастырь, историческая святыня России и Абхазии, уже не станет ни экскурсионным объектом, ни объектом миссионерского воздействия во время Олимпийских игр в Сочи. Однако нельзя допускать повторения подобного развития событий в дальнейшем.
Историческая справка
На Кавказе в конце XIX-начале ХХ века русское правительство основало четыре афонских монастыря: помимо уже упомянутого Ново-Афонского в Абхазии, который создавался при непосредственном участии Великого князя Михаила Романова, наместника Кавказа, это Михайло-Афонский монастырь (основан в 1878 г.), в котором реализовалась идея создания памятника в честь замирения Кавказа. Строительство монастыря было начато по инициативе Великого князя Михаила Николаевича и закончено уже после его отъезда с Кавказа. В благодарность за разнообразную помощь в создании монастыря, монахи присвоили в 1885 г. Великому князю звание почетного ктитора монастыря (Леонов, 2008). Монастырь являлся одним их крупнейших мужских кавказских монастырей и назывался "Свято-Михайло-Афонской общежительной пустынью" на Кавказе, Майкопского отделения Кубанской области.
Чуть позже возник Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в местечке Архыз (1889 г.), ктитором (главным жертвователем, создателем) которого стал Император Александр III, и где до сих пор сохранились самые древние православные храмы на территории России.
Уже в начале ХХ века на горе Бештау близ Пятигорска возникает в 1904 г ‑ Второ-Афонский Успенский монастырь, ктитором которого был также представитель династии Романовых, Великий князь Дмитрий Константинович.
Вторым по времени учреждения, но первым по своему фактическому возникновению афонским монастырем на Кавказе стал Михайло-Афонский монастырь (основан в 1878 г.), в котором реализовалась идея создания памятника в честь замирения Кавказа. Строительство монастыря было начато по инициативе Великого князя Михаила Николаевича и закончено уже после его отъезда с Кавказа. В благодарность за разнообразную помощь в создании монастыря, монахи присвоили в 1885 г. Великому князю звание почетного ктитора монастыря (Леонов, 2008). Монастырь являлся одним их крупнейших мужских кавказских монастырей и назывался "Свято-Михайло-Афонской общежительной пустынью" на Кавказе, Майкопского отделения Кубанской области.
Чуть позже возник Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в местечке Архыз (1889 г.), ктитором (главным жертвователем, создателем) которого стал Император Александр III, и где до сих пор сохранились самые древние православные храмы на территории России.
Уже в начале ХХ века на горе Бештау близ Пятигорска возникает в 1904 г ‑ Второ-Афонский Успенский монастырь, ктитором которого был также представитель династии Романовых, Великий князь Дмитрий Константинович.