Россия – это страна-цивилизация
Мы обязаны дать утвердительный ответ. Да, Россия – это страна-цивилизация со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат…
Ценность любой цивилизации – в том, что она несет человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос: способна ли она отражать в мыслях, чувствованиях, словах и делах ту непреходящую правду, которая имеет значение в вечности?..
России как стране-цивилизации есть что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений… Это концепция нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом определенные отношения между мужчинами и женщинами…
Со времен Крещения Руси слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), подобно камертону, настраивали мысли и чувства наших предков на служение евангельскому нравственному идеалу.
Из слова
на открытии XVII Всемирного русского народного
собора
в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в
Москве,
31 октября 2013 г.
Способность жертвовать объединяет людей
Когда человек жертвует, то тот, кому он жертвует, становится для него ближним, как свидетельствует притча о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30–37). Когда один человек делает добро другому, между ними устанавливается некая таинственная связь. Без этого человеческое общество не может существовать. Если добро в отношениях между людьми, взаимная поддержка исчезают, то исчезает и способность общества к солидарным действиям.
Из слова
на встрече с представителями властей Дальнего
Востока
в Патриарших покоях храма Христа Спасителя,
31 октября 2013 г.
Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу
Церковь Христова по своей внутренней природе не может ограничивать деятельность лишь стенами храмов, ибо призвана возвещать правду Божию всем людям, разделяя с ними хранимое ею сокровище веры…
Однако привлечь в ограду церковную тех, кто по разным причинам находится вне ее, – очень трудная задача, для достижения которой нам следует искать новые способы миссии в современном мире, самим идти навстречу людям, переступая порог храма. Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу, чтобы голос Церкви звучал в обществе громко и убедительно. Именно ради обретения душ человеческих для Царствия Небесного, а не с какой-то иной целью мы образуем сегодня епархии, открываем храмы и монастыри. И они должны наполняться людьми, соборная молитва которых является главным украшением любого храма.
Из слова
при вручении архиерейского жезла
Преосвященному Тихону (Бобову), епископу Ишимскому и
Аромашевскому
в храме Христа Спасителя г. Москвы,
3 ноября 2013 г.
Труды святых Кирилла и Мефодия
Значение трудов Солунских братьев для становления и развития всего Русского мира поистине огромно: создав азбуку, переведя на славянский язык Священное Писание, положив начало переводу богослужебных книг и формированию письменной культуры, они тем самым во многом определили духовный путь народов исторической Руси и передали им великое сокровище православной веры. Благодаря деяниям святых Кирилла и Мефодия славяне получили возможность войти в живое взаимодействие с христианскими странами, приобщиться к их традициям, основанным на евангельских идеалах, стать, по слову апостола Павла, не чужими и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу (см.: Еф. 2: 19).
Из приветствия
участникам VII Ассамблеи Русского мира,
3 ноября 2013 г.
Жизнь за гробом существует
Когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во мгновение все поймем… Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка – это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся…
В той реальности люди пребывают как бы в разных мирах, и что каждый из этих миров соответствует внутреннему состоянию человека. Не может злой пребывать среди добрых – тогда ни он, ни добрые не будут счастливы, не будут иметь полноты жизни. Не может и добрый пребывать среди злых, что было бы несправедливым. Известно, как страдают невинные люди, которых помещают в тюремную камеру вместе с преступниками. Их жизнь становится адом, потому что их внутренний мир несовместим с миром тех, кто их окружает.
Вот так же и после нашей земной жизни каждый будет там и в том окружении, которое соответствует его духовному и нравственному состоянию. Если внутри обман, коварство, злоба, ложь, предательство, лицемерие, стремление к богатству и наслаждениям, если разрушены все ценности жизни, если для достижения своих целей человек способен сделать все, переступив через любые принципы и идеалы, – то такой человек, если в какой-то момент окажется способен разобраться в самом себе, скажет про себя: «Недостоин я милости Божией».
Но Господь учит нас, что даже такой падший человек, в котором как бы нет ничего такого, что может перейти в жизнь вечную, в котором все отягощено страстями, гнетущими и разрушающее душу, – даже такой человек по милости Божией, через Крест Христов, Его страдания и Его Воскресение имеет надежду на жизнь будущего века, если принесет искреннее покаяние и явит глубокую веру.
Из проповеди
в неделю 19-ю по Пятидесятнице
в Храме Христа Спасителя,
3 ноября 2013 г.
В них то, что волнует наши умы и сердца сегодня. И как-бы предугадывают дух времени. И духовно укрепляют тем, что есть человек в этом мире, которого волнует то-же что и нас. И который думает о том, о чем и мы. И ты понимаешь, что твоя душа не одинока в этой безпредельной Вселенной...
Не представляю, какой бы был современный мир без Его Святейшества.
может пора заняться решением насущных бед русского народа?
назначить или выбрать на пост главы ВРНС подходящего мирянина, сформировать руководящие органы и создать наконец наконец организацию, которая объединит русских не вообще, а для решения конкретных практических задач - создание русских общин, участие общин в общественной жизни, в защите наших земель и людей, в созидании хозяйства.
а все это - под омофором Церкви.
вот люди и потянутся.
цивилизация одними словами не созидается. и прежде чем что-то предлагать миру, надо бы нам себя в порядок привести