Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Память – для всех

11 ноября, в день окончания Первой мировой войны, на кладбище деревни Спас Вологодского района почтили память всех сражавшихся за Отечество в те тяжелые и роковые для России годы. На восстановленной могиле Виктора Федоровича Волохова, павшего геройской смертью на фронте в 1917 году, была отслужена панихида, отданы воинские почести.

– Виктор Федорович Волохов был поручиком 9-го Финляндского стрелкового полка. По предварительным данным, он геройски погиб в ходе летнего наступления 1917 года. Сейчас информацию устанавливают, но более подробных сведений в архивах пока не нашли. Мы разыскали родственников Волохова, они дали нам фотографию героя, – сказал А.Л. Минаев, руководитель Вологодского военно-исторического общества. – Нам известно, что он жил в соседней деревне и часто бывал в Спасе. То есть эти места – для него родные.

Вологодское военно-историческое общество было создано три года назад. Среди его основных целей – восстановление и сохранение памяти о Первой мировой войне.

– Восстановление захоронений стало одним из направлений нашей деятельности, – отметил Алексей Минаев. – Два года назад нам поступила информация о том, что в деревне Спас есть такое захоронение. Мы приехали сюда, посмотрели, что можно сделать, но на некоторое время отложили работы. В этом году вернулись и совместно с Вологодским объединением поисковиков и Военно-мемориальной компанией завершили начатое.

Для памятника сделали новый крест, привели в порядок прилегающую территорию.

Почему в других странах бережно хранят память о наших воинах, а у себя на родине солдаты Первой мировой забыты?

На скромное в общем-то мероприятие – освящение восстановленной могилы поручика 9-го Финляндского полка Виктора Федоровича Волохова – и панихиду по всем погибшим во время Второй Отечественной, как ее еще называют, войны собралось довольно много людей – к счастью, не только журналистов. Помимо священнослужителей – протоиерея Алексия Сорокина и священника Артемия Проничева – были представители государственной власти: депутат Государственной Думы В.Е. Позгалев, депутат Законодательного собрания Вологодской области А.В. Канаев и другие, а также члены Вологодского военно-исторического общества и Вологодского объединения поисковиков, высокие полицейские чины – полковники Леонид Минаев и Анатолий Мялкин, глава сельской администрации М.Ю. Тютин, местные жители.

Так что людей было немало на очень скромном, повторюсь, мероприятии. Чем же вызвано такое внимание?

Во-первых, конечно, христианским долгом. Как сказал отец Алексий Сорокин, Церковь молится за всех, «живот свой за веру и Отечество положивших», видя в этом самопожертвовании следование словам Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя». Молитва за своих предков – это естественно. Противоестественно – предавать предков, свою историю забвению. Поэтому, во-вторых, внимание к такому кажущемуся скромным мероприятию было вызвано осознанием: такую противоестественную забывчивость преодолевать давно пора.

– Важно многим, если уж не всем, понять, что Россия, ее история не началась 1917 годом и не закончилась. Если то время, время катастроф и трагедий, буквально поставило наше Отечество на колени, ослабив его, почти уничтожив, то это совсем не означает, что мы должны отворачиваться от своей Родины, признавая за ней право лишь на успехи и громкие победы. Нет, мы должны быть верными России и во времена тяжких испытаний. А кроме того, мы просто обязаны задуматься: что же привело страну к краху тогда, и что привело страну к такому незавидному положению сегодня – не наше ли собственное недостойное поведение? История идет так, как мы того заслуживаем и как судит Господь. От нас зависит благополучие российской истории в будущем. Я считаю, что, почитая память героев и воинов Первой мировой войны, наших земляков и родственников, мы возвращаем себе те качества, которые помогут нам обрести былое достоинство. Думаю, что это место на сельском кладбище будет особым. Надеюсь и на то, что многие забытые могилы и памятники вновь заговорят потомкам о великих делах прадедов, – с такими словами обратился к присутствующим протоиерей Алексий.

Алексей Леонидович Минаев, руководитель Вологодского военно-исторического общества, поделился своими чувствами:

– Сегодня я и многие мои товарищи испытываем одновременно и горечь, и радость. Горечь вызвана забвением, а то и презрением, которому предавались наши предки, воевавшие за Отечество, в течение десятков лет. Это преступное забвение, непростительное. Как может жить народ, отказывающийся от собственной истории, разрушающий могилы прадедов? Наверное, так, как мы сейчас и живем: теряя собственную душу. С другой стороны, и радость тоже есть. Судя по тому вниманию и заботе, с которыми откликнулись на наши инициативы по восстановлению памятников, да и по обретению памяти, самые разные люди, не все еще потеряно. Значит, душа русского народа не умерла. Значит, память сильнее идеологических «установок» советского времени и нынешнего стремления к материальной выгоде любой ценой – даже ценой отказа от родной истории. Здесь, на скромном сельском кладбище, мы в этом убеждаемся, видя восстановленную могилу русского воина, павшего геройской смертью в 1917 году.

По словам депутата Государственной Думы В.Е. Позгалева, наше общество получило бы гораздо больше пользы от повсеместного восстановления незаслуженно, а то и преступно забытых и разрушенных памятников солдатам Русской армии, чем «от трескотни и беготни с какими-то там факелами» по земле, в космосе и под водой.

    

– Почему в Словакии и в других странах-союзницах Российской империи бережно хранят память о наших воинах, почитают подвиги героев, отдавших жизни за свободу и независимость союзников, а у себя на родине наши солдаты, наши с вами предки забыты? – задал вопрос Вячеслав Евгеньевич. – Давно пора признать со стыдом: попытка «разрушить до основания» всё – решительно всё, делающее нас русскими, – едва не удалась.

Это еще и повод поискать героев в своей семье. Открыть семейный альбом, взглянуть в глаза прадеда.

Это убийственное для русского народа уничтожение собственной истории, собственной души, собственной веры сказывается по сей день на печальном духовном и физическом облике нашего Отечества, – дал понять Позгалев. Необходимость изменения этого облика чувствуется всеми, и зависит она, по словам депутата Госдумы, от постоянства и настойчивости в таких вот, казалось бы, малых, но очень важных для всей страны и ее народа делах: «Прошу вас, не останавливайтесь! Память должна храниться!»

Вологодское военно-историческое общество и не собирается останавливаться.

– Нас очень порадовало, что к деятельности общества присоединяются новые люди, – сказал Алексей Минаев. – Так, ребята из деревни Спас пообещали ухаживать за могилой Виктора Федоровича, а также собирать сведения о других участниках Первой мировой войны, их земляках.

Воинский салют герою. Воинский салют герою.
    

Через пять лет мы отмечаем 100-летие со дня окончания этой войны, принесшей России столько горя и потерь. Страна могла победить в ней, но была разрушена изнутри, предана, растоптана. Значит ли это, что мы имеем право отказаться от своих предков, делавших всё для того, чтобы этого не произошло? Нет, не значит – Россию надо любить и тогда, когда ей больно. Давайте помнить и о том, что в той войне воевала вся Россия, что не было семьи, которой бы не коснулась «Вторая Отечественная». Это, кстати, повод для того, чтобы поискать героев и в своей семье. Открыть семейный альбом, взглянуть в глаза прадеда. Эта наша любовь – пусть скорбная – и будет, наверное, лучшим свидетельством того, что Отечество все-таки нами не предано. А то у нас избирательная какая-то память получается: о победах и героях советского времени России мы помнить должны, да и то не обо всех (о Финской войне вообще не говорится), а о тех, кто проливал кровь за Отечество раньше, – ни-ни. И очень бы хотелось, чтобы вспоминали мы о своих воинах не только на маленьком и скромном сельском кладбище, на обочине барабанно-торжественных факельных мероприятий, а с тем всенародным вниманием и уважением, которого наши предки заслуживают. Вечная им память.

Петр Давыдов

6 декабря 2013 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«За Веру, Царя и Отечество» «За Веру, Царя и Отечество»
К истории знаменитого воинского девиза
«За Веру, Царя и Отечество» «За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза
Федор Гайда
Девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).
Архимандрит ТИХОН: «Общество, не почитающее своих героев, обречено» Архимандрит ТИХОН: «Общество, не почитающее своих героев, обречено» Архимандрит ТИХОН: «Общество, не почитающее своих героев, обречено» Архимандрит ТИХОН: «Общество, не почитающее своих героев, обречено»
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Недавно архимандрит Тихон (Шевкунов) побывал в редакции «Литературной газеты», где, во время встречи с литераторами, ответил на их вопросы.
От чего отказалась Россия в феврале 1917-го? От чего отказалась Россия в феврале 1917-го?
Федор Гайда
От чего отказалась Россия в феврале 1917-го? От чего отказалась Россия в феврале 1917-го?
Федор Гайда
Основную причину событий Февраля 1917 года обычно видят в Первой мировой войне. А за что собственно Россия воевала и нужно ли было России вступать в войну?
Комментарии
Ромей-3 7 декабря 2013, 23:47
Благодарному. Это все прекрасно знают; речь идет не о Церкви,а о государстве,что хорошо видно из статьи.
Наталья Богоявленская 7 декабря 2013, 22:58
Вечная память героям!
Благодарное Духовенство 7 декабря 2013, 14:50
Запомните все! ЦЕРКОВЬ НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЕТ ВОИНОВ.
Владимир 7 декабря 2013, 03:12
Противопоставления и сталкивания лбами будут в любом случае, причина их в ложных учениях укоренившихся в Церкви.
Слава 6 декабря 2013, 22:33
Лучшая память если человек расскажет о подвиге наших воинов в Первую мировую, Финскую и в другие войны.
Кафолик 6 декабря 2013, 21:21
Обязательно надо "вспомнить" Первую мировую,строить памятники павшим,создавать традицию празднования 1 августа. Во первых она неразрывно связана со Второй,в которой был смыт позор сепаратного мира в Первой. А во-вторых в этом позоре участвовала и преданая тогда Антанта, исправно финансировавшая и февраль и большевиков. Это узловой момент входа России в чудовищные испытания 20-го века. Преодолев которые,необходимо переосмыслить многое. Мы участники "Большой игры" всех народов и вероисповеданий-атеизмов. Необходимо понимание,что коммунизм был школой человечности,братства и милосердия,когда Господь отверг жертву нашей Церкви,сохранив нам лишь остаток - новомучеников и исповедников. Теперь Вседержитель вновь благоволит к нашей Евхаристии. И мы должны победить и повести за собой всех. Вмещают шоу Небеса. Россия вперед!
Слава 6 декабря 2013, 15:25
О всех воинах русских павших за отечество должны мы помнить. Противопоставление и сталкивание лбами не допустимо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×