Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

«Скала у моря»: как сохранить приход и построить памятник

Си-Клиф – кусочек русской Америки. В 1870-х годах, до того, как эта местность получила свое название, устремившиеся в этот край немецкие методисты устраивали здесь религиозные съезды. И только в 1883 году городок был назван Си-Клиф – «скала у моря». В последние годы Си-Клиф стал популярным местом отдыха жителей Нью-Йорка, но большинство русских приехало сюда еще после II мировой войны. Одно время этот город на берегу залива называли дворянским городком. Там жили дочери Врангеля, князь и княгиня Енгалычевы. Одни создавали, другие молились в здешнем Серафимовском храме. Храм был построен не сразу. Пережившие бедствия войны, русские желали жить вблизи церкви и сначала посещали Покровский храм, ютившийся в подвале дома для престарелых в соседнем Глен-Кове. Но этого приюта приход вскоре лишился и службы стали проходить в Си-Клифе в доме тогдашнего его настоятеля – о. Даниила Думского и его семейства. Батюшка служил в комнате, прихожане молились на веранде, а в теплые дни – в саду и на улице.

«Сначала нужно было купить участок под строительство нового храма, – рассказывает многолетняя прихожанка Александра Леонидовна Зезюлина. – Участок стоил 1000 долларов. У прихожан таких денег, конечно, не было, ведь первые годы наши эмигранты в Америке, вне зависимости от чинов и званий, работали у станков на фабриках, уборщиками в больницах и зарабатывали по 75 центов в час. Но нашлись 10 человек, которые пожертвовали по 100 долларов – большую для каждого из них сумму. Первый казначей, Елена Васильевна Молоствова, складывала пожертвованные доллары в коробку из-под ботинок, которую прятала у себя дома под кроватью. Так собиралась нужная сумма. Сразу было решено покупать участок и приступать к постройке. Проектировать храм взялся архитектор Валентин Георгиевич Глинин, автор замечательного храма в Джорданвилле».

Строители в третий раз начинали свою жизнь: сначала в России, потом в Европе, а после Второй мировой – в Америке. Многие прошли через лагеря, и для них на тот момент постройка храма казалась самым важным делом – надо было благодарить Бога. «И сохранять Россию вне пределов России», – добавляет отец Серафим Ган, нынешний настоятель Серафимовского храма.

Храм находится на горе, и открывается куполом и переливами фресок всякому, поднимающемуся к церкви по извилистой дороге от залива через вечнозеленую хвою деревьев. Над главным входом – мозаичный образ преподобного Серафима и слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Иными и не могли быть слова тех, кто, проделав путь на другой континент, сердцем и делами благодарил Господа. Среди них князь Василий Николаевич и княгиня Мария Васильевна Енгалычевы, поэтесса княгиня Наталия Владимировна Урусова, глубоко верующая, добрая – настоящая барыня, как здесь о ней отзываются. Большевики замучили ее сыновей, терзали ее саму, сослав на каторгу одновременно с профессором Иваном Михайловичем Андреевским, впоследствии преподавателем Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле.

После II мировой войны судьба свела в этих краях тысячи русских беженцев. Из дорогого и часто недружелюбного к приезжим мегаполиса они устремлялись в тихие пригороды. И росли православные храмы в Си-Клифе и соседнем Глен-Кове, монашествующие собирались в Ново-Дивеевском монастыре, отмечались православными «луковками» русские поселения в Нью-Джерси.

    

Серафимовскому храму исполнилось 60 лет. По российским меркам, где возраст многих храмов исчисляется веками, немного. Но в Америке нынче многие русские церкви справляют юбилеи – от 50-ти до 60-ти лет постройки – это возраст двух поколений. И те, кто ходил в храм детьми, теперь передают историю.

Не раз совершал здесь Божественную литургию святитель Иоанн (Максимович), частица святых мощей которого хранится в Серафимовском храме. В церкви любили молиться и служить митрополиты Анастасий (Грибановский) и Лавр (Шкурла). Архиепископа Аверкия (Таушева), совершившего осенью 1953 года освящение закладки храма в сослужении тогда еще иеродиакона Лавра, а в 1959 году его великое освящение (с участием иеромонаха Лавра), называли «крестным отцом» русской церкви в Си-Клифе.

Первой старостой храма стала княгиня Мария Васильевна Енгалычева. Князь Василий Николаевич Енгалычев пожертвовал первые иконы – образа «Нерукотворного Спаса» и «Пресвятой Богородицы», которые находились при Государе Императоре Николае Александровиче в Екатеринбурге. Они были переданы князю Великой княгиней Ксенией Александровной в 1957 году в Лондоне.

За продвижением строительства и внутренней отделкой следил первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Анастасий. Хиротонисанный в 1906 году в Успенском соборе Московского Кремля, несмотря на молодость, владыка Анастасий был духовником великой княгини Елизаветы Федоровны. В Америке он скучал по дворянской среде, часто приезжал в Си-Клиф, благословлял церковные начинания и навещал семью князя Енгалычева.

В июне 1959 года из Марокко в Америку прибыл новый настоятель храма протоиерей Митрофан Зноско-Боровский с матушкой Александрой и 5-ю детьми, 11 лет окормлявший русские приходы в Северной Африке. В Америку отец Митрофан должен был приехать раньше, но многочисленной семье священника было сложно получить вид на жительство, и Зноско-Боровские нашли приют в Морокко. С Серафимовским храмом отца Митрофана по приезде «познакомил» владыка Аверкий. Митрополит Анастасий ценил опыт, пастырские способности и личные качества отца Митрофана и даже «вменил ему в послушание» ежемесячно приезжать в Синод для беседы.

В 1960-е годы число русских в Си-Клифе росло. Летом прихожане собирались на си-клифском пляже, устраивали игры, отчего сам пляж стали называть «поповским». На улицах Си-Клифа чаще можно было слышать речь русскую, чем английскую. Во многом благодаря отцу Митрофану и матушке Александре на приходе сложилась теплая семейная атмосфера. Было организовано сестричество, устроена библиотека, учащиеся воскресной школы объезжали к Рождеству русские дома на Лонг-Айленде и в Нью-Йорке.

Задолго до начала Литургии приходил отец Митрофан в храм, чтобы за проскомидией помянуть своих прихожан – живых и отошедших в мир иной. Батюшка регулярно, а когда еще сам управлял автомобилем – ежедневно, навещал своих больных прихожан дома и в больнице и не пользовался отпуском до тех пор, пока ему в помощь не был назначен второй священник.

Настоятелем отец Митрофан прослужил 43 года, до своей кончины в 2002 году, и 10 последних лет – в сане епископа Бостонского. Дочь владыки Митрофана, Анна Митрофановна Жохова, многие годы безвозмездно трудилась в храме и певчей, и псаломщиком.

Последние годы район Лонг-Айленда заселяют новые эмигранты. «Они тоже тоскуют по родине и находят ее, в том числе, и в нашем храме», – говорит отец Серафим.

Сам отец Серафим впервые побывал на своей исторической родине вместе с отцом, когда ему было 12 лет. Перед поездкой он много читал о России, а в Москве разговорился с гидом, рассказал ему, что хотел бы посмотреть в столице. Гид был удивлен знаниями мальчика и… переменил программу. Так вся туристическая группа поехала по местам, предложенным юным русским американцем. Эту маловероятную, на первый взгляд, историю рассказала мне мама отца Серафима – Елена Юрьевна Ган.

«В 1986 году мы с папой туристами поехали в Советский Союз через Интурист – иначе тогда было нельзя, – рассказывает отец Серафим. – Вся группа состояла из американцев, а мы говорили между собой по-русски. Гид заинтересовался, начал с нами разговаривать и тут я сказал ему, что мне хотелось бы увидеть. И тогда он действительно переменил программу.

Мне хотелось первым делом посмотреть храмы, исторические места, связанные с дореволюционной Россией. Тогда это было почти невозможно, но в музеи, где хранились иконы, нам удалось попасть. Помню, что гида звали Михаил – по сей день с благодарностью его вспоминаю. Он мне в автобусе тихонько сказал: «Мы только что видели икону Архангела Михаила – это мой Небесный покровитель. Кто знает, может быть, он был верующим человеком, и это подвигло его на то, чтобы изменить программу».

Из Москвы Серафим вернулся взрослым человеком. «Я понял, что все, что меня заставляли делать: говорить по-русски, изучать русскую литературу – имеет глубокий смысл, – продолжает отец Серафим. – А в церковь я ходить всегда любил и уже тогда мечтал стать священником. Меня перестало интересовать общение с американскими сверстниками в школе. Я все время боялся, что, находясь в американской среде, потеряю русский язык, и стал больше читать русские книги – по церковной истории, жития святых».

Одновременно со школьными занятиями он поступил в университет на курсы и, на год раньше окончив школу, уехал учиться в семинарию в Джорданвилль. В 19 лет женился. Серафим и Ирина Ган стали первой парой, которую венчали в Радостескорбященском соборе в Сан-Франциско после прославления святителя Иоанна Шанхайского 19 лет назад. Спустя год в том же соборе, в 1-ую годовщину прославления святителя и чудотворца Иоанна, Серафим был рукоположен в сан диакона, и в 20 лет стал священником. Дорога повела его в Австралию, где освободилось место в храме, построенном его дедушкой – протоиереем Ростиславом Ганом. Спустя 8 лет митрополит Лавр отозвал отца Серафима в Нью-Йорк – в Архиерейский Синод. Начинались переговоры о подготовке к подписанию Акта о каноническом общении между Русской Церковью в Отечестве и заграницей.

В те годы переговорный процесс затронул и Серафимовский храм – не с лучшей, правда, стороны. С началом переговоров бывший настоятель стал выступать против восстановления единства: и с амвона, и лично «направляя» прихожан во время исповеди. И тогда прихожане направили письмо митрополиту Лавру с просьбой создать комиссию и разобраться в ситуации на приходе. По результатам ее работы настоятеля от обязанностей освободили.

    

«Пятнадцатого января, на память преподобного Серафима Саровского, я впервые приехал в храм – заменить настоятеля, – вспоминает отец Серафим. – Начал служить и был поражен малочисленностью церковного народа. Видно было, что приход начал распадаться: людям не понравилась атмосфера последнего времени и многие перестали ходить в церковь. Остался костяк прихода, который стремился наладить церковную жизнь. Владыка Лавр поддержал народ и направил меня временно служить в Си-Клиф.

На первую Пасху у нас было всего 70 причастников. Тогда я не столько сам впал в уныние, сколько жалел сильный когда-то приход, пострадавший от разделения. Но заметил, что крепкий семейный дух на приходе, пусть тогда и немногочисленном, сохранялся».

Переговоры уже входили в завершающую стадию, и владыка Лавр сомневался, стоит ли давать дополнительное – приходское – служение за пределами Нью-Йорка своему секретарю. Но прихожане упросили митрополита, и 15 августа 2005 года отец Серафим Ган был назначен настоятелем Серафимовского храма.

«У нас на приходе один священник и два диакона, – говорит отец Серафим. – И я все время опасаюсь, что могут возникнуть искушения и осложниться отношения между духовенством, ведь лукавый и страсти человеческие стараются использовать малейшее недоразумение, чтобы нанести вред человеческим отношениям. Мы это знаем и стараемся все решать по-братски. Так же и на приходе: все мы делаем общее Христово дело, все служим Богу и людям. Надо всегда помнить, что мы есть семья. В семье бывают и неприятности, и ссоры, но мы в семье терпим друг друга. Так же и прихожанам должно относиться друг к другу.

Сегодня мы все чаще ссылаемся на устав, на церковные правила и очень мало говорим о Христе и Евангелии. Надо вернуться к Евангельским заветам, вернуть их в церковную жизнь. В Деяниях апостольских говориться о первой христианской общине, что у них была одно сердце и одна душа. При этом возникали там, наверняка, и неприятности. Но все проблемы следует решать в евангельском духе, и очень важно, чтобы священник не поддерживал пересуды и критическое, негативное отношение одних людей к другим, а старался поддерживать мир. Если духовенство будет подавать добрый пример и прихожане будут жить между собой мирно, тогда даже те, кто не часто посещают церковь, почувствуют благоухание этой жизни, потянутся в храм и станут частью общины».

В 2009 году по благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) сокурсник отца Серафима по семинарии отец Павел Акмолин приступил к росписи Серафимовского храма, который спустя 3 года станет храмом-памятником многовековому пути Русской Православной Церкви и восстановлению в ней полноты братского общения.

    

«Я очень тяжело воспринял кончину в 2008 году владыки Лавра. Мне хотелось сохранить память о нем и об историческом событии воссоединения. Вскоре скончался и Патриарх Алексий II. У меня возникла мысль сделать роспись: на потолке храма изобразить историю Русской Церкви и, как кульминацию, подписание Акта о каноническом общении. Когда я поделился с близкими этой идеей, многие подумали, что у меня с головой что-то не в порядке. И иконописец в том числе, но скоро проект его заинтересовал».

Большая часть храма уже расписана. В алтарной апсиде – изображение образа «Знамения» Божией Матери, Одигитрии русского рассеяния, на потолке над иконостасом – Вознесения Господня. В день этого праздника в 2007 году и был подписан Акт о каноническом общении.

В основной части храма – от притвора до главного купола – изображен весь 1000-летний путь Русской Православной Церкви: от Крещения Руси до подписания в Москве Акта о каноническом общении.

Ведется роспись боковых стен алтаря, на которых изображены особо почитаемые на приходе святые: преподобные Серафим Саровский, Антоний Римлянин, Онуфрий Великий, преподобномученик Афанасий, мученик Лавр, святители Алексий Московский, Митрофан Воронежский, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, святость которого коснулась не только Северной Америки, но и трех центров русской эмиграции: Белградского, Шанхайско-Харбинского и Парижского, и трезвые взгляды которого помогли многим, ранее сомневавшимся в пользе восстановления единства, пересмотреть свое отношение к Москве.

В 2012 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви избрал Свято-Серафимовский храм храмом-памятником восстановлению церковного единства.

    

«Предложение это возникло в ходе работы комиссии по вопросам укрепления церковного единства, которую возглавляет митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), и в которую входят представители отечественной и заграничной Церкви. На одном из заседаний митрополит Иларион предложил построить храм-памятник нашему единству в Америке и в России. В Москве строительство такой церкви планируется в рамках «Программы-200» и освящена она будет в честь Курско-Коренной иконы Божией Матери. На момент возникновения этой идеи мы уже расписывали наш храм, потому с Америкой решили проще – придать статус храма-памятника уже существующему. Об этом знал наш первоиерарх – митрополит Иларион и, как мне позже сказали, православные в России тоже указали на наш храм. Все эти годы и, надеюсь, так будет всегда, мы храним память о Патриархе Алексие II и митрополите Лавре, в дни их упокоения служим заупокойную Литургию. Статус памятника для нашего храма не столько официальное название, сколько напоминание о необходимости хранить мир и единство в нашей приходской жизни и взаимоотношениях. А росписи – наше послание будущим поколениям, свидетельство нашей веры и нашей принадлежности к России. Пусть этот храм всегда остается местом молитвенного поминовения послуживших церковному единству и тех, кто сохранил и приумножил духовные сокровища в непростых заграничных условиях».

Татьяна Веселкина

13 декабря 2013 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 40 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Владимирские торжества в Америке: «проба пера» Владимирские торжества в Америке: «проба пера»
1025-летие Крещения Руси
Владимирские торжества в Америке: «проба пера» Владимирские торжества в Америке: «проба пера»
Татьяна Веселкина
В городке Джексон отпраздновали два юбилея: общерусский – 1025-летие Крещения Руси – и 75 лет со времени основания Свято-Владимирского храма-памятника.
Владыка Иоанн Владыка Иоанн
Прот. Андрей Ткачев
Владыка Иоанн Владыка Иоанн
Протоиерей Андрей Ткачев
Сам Владыка Иоанн понятно чем навлек на себя немилость. Слишком свободен от условностей, ничего барского и чопорного, никакого сходства с одной из орлиных голов на двуглавом гербе.
Архим. Тихон (Шевкунов): «И всё-таки самым главным было богослужение» Архим. Тихон (Шевкунов): «И всё-таки самым главным было богослужение» Архим. Тихон (Шевкунов): «И всё-таки самым главным было богослужение» Архимандрит Тихон (Шевкунов): «И всё-таки самым главным было богослужение»
Антон Поспелов
Я очень доволен нашими хористами: они по-настоящему самоотверженно провели этот месяц. График был тяжелейшим: за 22 дня мы побывали в девяти городах Америки, – и за всё это время у них был только один выходной.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×