Новомученики и исповедники XX века – пример в следовании за Христом
Примером для нас в следовании за Христом вопреки стихиям мира должны служить новомученики и исповедники XX века, кровью засвидетельствовавшие свою верность Истине. Неслучайно тема прославления и почитания святых, особенно живших и пострадавших в минувшее лихолетье, традиционно становилась предметом обсуждения нескольких секций Чтений в минувшие годы. Важно, чтобы накопленный многолетний опыт имел практическое применение при проведении классных часов, написании школьных рефератов, научных работ, становился частью образовательной деятельности, включался в интеллектуальный и духовный дискурс нашего общества. Мы не можем не использовать тот огромный потенциал, который несет в себе подвиг мученичества, исповедничества народа нашего в XX веке.
Мы призваны помнить, какой ценой заплачено за мир и свободу нашей Родины
Ровно 70 лет назад, 27 января 1944 года, была полностью снята блокада Ленинграда, унесшая жизни более миллиона человек. Почитая память погибших, мы призваны помнить о том, какой ценой заплачено за мир и свободу нашей Родины и всей Европы. Призываю на ныне здравствующих ветеранов, участников и свидетелей Великой Отечественной войны, а также всех переживших блокаду жителей северной столицы благословение Господне. Желаю крепости сил и неоскудевающей помощи Божией.
Пастырское окормление воинов – это одно из приоритетных направлений церковной работы
В связи с упомянутой датой считаю важным еще раз сказать о том, что защита Отечества, пастырское окормление воинов и забота об их нравственном благополучии – это одно из приоритетных направлений церковной работы. Милостью Божией сегодня происходит возрождение института военного духовенства. По оценке Министерства обороны России, этот процесс оказывает очевидное позитивное влияние на морально-психологическое состояние личного состава Вооруженных Сил, за что хотел бы выразить благодарность министру обороны России Сергею Кужугетовичу Шойгу. Исходя из имеющегося опыта, полагаю необходимым введение соответствующих штатных должностей и во Внутренних войсках МВД, которые выполняют важную задачу по охране мира и спокойствия страны. Именно этим воинам часто приходится лицом к лицу сталкиваться со смертью, осуществляя контртеррористические операции. Мое сердце наполняется радостью, когда в храме Христа Спасителя молодые ребята, сильные и мужественные, несколькими батальонами присутствуют на Патриаршей Литургии и с полным сознанием того, что происходит, с особым выражением лица – это видно, это чувствуется – подходят к Святой Чаше. Считаю, что именно в этих войсках должна быть сегодня организована особо тщательная и разумно спланированная во всех отношениях работа священнослужителей.
Мы не можем оставаться безучастными к беде наших братьев и сестер
Согласно статистическим данным, в 2012 году было убито более 100 тыс. христиан, а в 2013 году – порядка 70 тыс. Это происходит в наше время – убивают ни в чем не повинных людей только потому, что они христиане. Я хотел бы спросить: а много ли мы слышим об этой трагедии из средств массовой информации, особенно мировых? Отдельные робкие информационные сообщения, за которыми ничего не следует – никаких организованных действий, никакой борьбы, чтобы противостоять этому кошмару. При этом в данную статистику невозможно включить точное число наших единоверцев, погибших в Сирии, где уже три года длится вооруженный конфликт. Сегодня вся Церковь, всё человечество содрогается от ужасов этой войны. Безвестно пропадают и становятся жертвами террористов наши братья и сестры во Христе: архипастыри, священники, монахи и монахини. Оскверняются святыни, разрушается государственная и социальная инфраструктура. И поэтому с особым чувством я хотел бы от лица всех вас сердечно приветствовать Блаженнейшего Патриарха Иоанна. Это он – архипастырь того христианского народа, который сегодня страдает в Сирии.
Кроме того, от рук экстремистов страдают христиане Египта, также переживающего политический и государственный кризис. Происходит эскалация насилия в странах Африки: Ливии, Нигерии, Сомали, Судане. Продолжаются погромы и нападения на христиан в Пакистане, Индии и Шри-Ланке. Мы не можем оставаться безучастными к беде наших братьев и сестер. Надеюсь, что нынешние Чтения послужат консолидации усилий общественных и международных организаций в поиске средств для прекращения насилия, активизации межрелигиозного диалога и защиты христиан. Я сказал бы, что Русская Церковь делает свое дело. Отдел внешних церковных связей проводит многочисленные мероприятия и стремится организовать международный отклик на все эти кошмары, которые происходят сегодня с христианами во многих странах. Но тем не менее считаю, что нам нужно умножить силы. Мы должны сыграть совершенно конкретную роль в формировании мирового общественного мнения, в организации международного сопротивления тем гонениям, которые мы сегодня наблюдаем в отношении наших братьев и сестер.
Привить молодому поколению уважение к браку и семье
Защита семейных ценностей, традиционных общественных устоев является также не менее важной и не менее актуальной задачей. Хорошо известно, что одна из самых серьезных проблем, препятствующих демографическому развитию страны, – это ужасающее количество абортов. Данную проблему невозможно решить исключительно запретительными средствами, только опираясь на силу закона, ибо это вопрос нравственный и более того – мировоззренческий. Соответственно, наша задача состоит в том, чтобы привить молодому поколению уважение к браку и семье, привести к осознанию ценности человеческой жизни.
Из доклада
на открытии
XXII Международных Рождественских
образовательных чтений
в Государственном Кремлевском дворце,
Москва, 27 января 2014 г.
Голос Церкви совпадает с голосом народа
Сегодня само понятие семьи испытывается на прочность
Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию личности и семьи. Последние десятилетия Церкви и государству приходится бороться с рядом социальных проблем: это сиротство, алкоголизм, наркомания, бытовая преступность, демографический кризис. Думаю, что корни многих этих проблем нужно искать именно в семейном неблагополучии или в отсутствии семьи. Беспокоит и укоренившееся в общественном сознании снисходительное отношение к нарушению супружеской верности, разрушению целостности семьи, следующим из этого разводам, абортам, оставлению детей родителями.
Сегодня само понятие семьи испытывается на прочность. Дискредитация института христианского брака, связанная с отказом от традиционной морали, является весьма болезненной для российского общества, ибо расшатывание семейных устоев приводит к нарушению преемственности поколений и утрате исторического опыта. Даже в некоторых с виду благополучных семьях воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Многие родители в погоне за карьерным ростом и материальной выгодой забывают о своей ответственности за ребенка, о необходимости проявлять любовь и заботу о нем. Всё это негативно сказывается на воспитании детей, которые в подобных условиях остаются оторванными от духовных и культурных традиций своего народа, складывавшихся на протяжении веков. Очень важно, чтобы ребенок с самого юного возраста усвоил твердые представления об истинных ценностях, научился различать добро и зло и противостоять искушениям.
Вечные ценности – это ценности веры
Что мы имеем в виду, когда говорим о традиционных ценностях? Традиционные, а лучше сказать: вечные ценности – это ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности. Это ценности, восходящие еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, которые установлены не людьми и потому не зависят от конкретных условий общественного бытия. Это нормы, вложенные Богом в природу человека. И ведь никто не может опровергнуть идею объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Утверждение, что нравственность сформировалась в результате эволюционного процесса, в том числе политического, культурного, не соответствует истине. «Не убий» звучит одинаково и для папуаса, и для американца, и для русского. И если бы культурная эволюция определяла нравственную природу человека, то не было бы общечеловеческих ценностей, о которых так любят говорить, в том числе люди либеральных взглядов. Само понятие общечеловеческих ценностей обращает наше внимание на Божественную природу нравственности. А если человек создан в соответствии с этим Божиим замыслом, то разрушение нравственного начала есть разрушение человеческой личности. Вот почему я говорю, что нравственный закон восходит не к христианству или к исламу. Он восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации, потому что нравственный закон вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его значит встать на путь, ведущий к разрушению и личности, и общества.
В наше время мы всё чаще сталкиваемся с системой воззрений, которая ставит в центр мироздания изолированного индивидуума и рассматривает любые его действия и предпочтения как равно приемлемые – до тех пор, пока они не причиняют вреда другим, то есть пока закон исполняется. А затем восклицаем: что делать с преступностью, что делать с коррупцией? Да ничего не делать, если нутро гнилое. Никаким законом не остановить эту преступность. Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности, всем тем кошмаром, от которого страдает современное общество. Нельзя на вагон возлагать ответственность, если паровоз испорчен. Никакого движения вперед не будет. Это не значит, что не надо совершенствовать законодательную систему, – это абсолютно правильный путь. Но эта работа должна идти вместе, рука об руку с нравственным воспитанием личности и общества.
Можно с уверенностью сказать, что тот, кто разделяет подобные релятивистские убеждения относительно нравственности, буквально не видит дальше своего носа. Вред, причиняемый действиями и поступками, не обязательно видим и осязаем: он может наноситься не отдельным людям, а обществу в целом, и уже потом возвращаться в виде бед и несчастий в жизнь отдельных людей. Последствия неправильных решений, принятых в соответствии с ложным целеполаганием, могут оказаться просто катастрофическими, но при этом проявляться не сразу же, а спустя какое-то время, спустя десятилетия…
Приверженность традиционным ценностям предполагает гораздо более широкий взгляд на мир. Мы видим в человечестве не кучу песка, где отдельные песчинки могут пересыпаться произвольным образом, а органическое единство, в котором люди включены в различные общности: семьи, профессиональные группы, народы, страны, цивилизации. И благополучие отдельных людей тесно связано с благополучием тех общностей, которые они составляют. Благополучие общества, в свою очередь, невозможно без сохранения у людей четких и ясных представлений об обязательствах по отношению друг к другу и по отношению к стране, в которой они живут.
Патриотизм – это средство и способ выживания, способ формирования общности, которая называется народом. Если мы разрушаем любовь к своей стране, мы пилим сук, на котором сидим. Только люди, которые действительно дальше своего носа не видят, могут пропагандировать идеи релятивистского отношения к национальной традиции, к национальной культуре, к национальной самобытности и к любви к Отечеству.
Традиционные ценности, таким образом, согласны с учением Христовым, но они не являются исключительно христианскими: мы разделяем их с приверженцами других традиционных религий, которых я хотел бы поприветствовать в этом зале, – наших старых друзей, с которыми мы вместе работаем на протяжении десятилетий. Мы разделяем эти ценности и со многими нравственно здоровыми людьми, которые вообще не причисляют себя к какой-либо религии, а живут по закону совести, – это наши единомышленники.
Брак – это союз мужчины и женщины
Говоря о сохранении института семьи, хотел бы предложить на государственном уровне пресечь попытки изменить российское законодательство, признающее браком именно союз между мужчиной и женщиной. В ответ на широкую международную дискуссию по этому вопросу мы решительно заявляем: брак – это союз мужчины и женщины, основанный на любви и взаимопонимании, для рождения детей.
Из выступления
на Рождественских парламентских встречах
в Совете Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации
28 января 2014 г.
Рука Божия ведет Церковь нашу по историческому пути
Прошло пять лет, и я убедился в том, что те самые мысли, которые посетили меня в день Патриаршей интронизации, оказались справедливыми. Труден патриарший крест, и символ этого труда – великий патриарший параман. Но одновременно Господь сопровождает это служение и великими радостями. И главной радостью для меня является возможность совершать Божественную службу в любом храме Русской Православной Церкви, в любом монастыре, у великих святынь, посещать замечательные святые места нашей Церкви, соприкасаясь с Божественной благодатью, проистекающей от тех святынь, и напояя свой разум и свою душу всем тем, что исходит от реальной церковной жизни, впитывать эти очень важные для Патриарха сигналы, которые идут от народа, от паствы, от архипастырей, от монашествующих. Именно этот духовный поток и есть самое главное влияние, которое оказывается на Патриарха.
Знаю, что люди порой применяют к церковной власти светские мерки. Знаю, что иногда спрашивают: «А кто самый влиятельный из тех, кто окружает Патриарха? А к кому прийти, чтобы донести до Патриарха свои слова, свои мысли и убедить его сделать то или другое?» В этот день, когда я праздную вместе с вами пятилетие своего служения, могу сказать, что самое сильное влияние, которому открыт Патриарх, – это влияние Церкви, епископата, духовенства, монашествующих и благочестивого народа. Под этим влиянием я нахожусь каждый день своего патриаршего служения и считаю долгом своим впитывать и умом, и сердцем всё, что идет от вас, преломляя это в патриаршие решения, предлагая те или иные решения Священному Синоду или Архиерейскому Собору. И я убедился, что если именно в ответ на воздыхание всей Церкви Патриарх принимает те или иные решения, они единодушно принимаются и Синодом, и Собором, и всей Церковью и не вызывают никакого противления, за исключением, может быть, самого небольшого круга людей, которые не столько о благе Церкви пекутся, сколько о своих политических взглядах или неких идеях, которые, по их мнению, должны реализоваться в церковной жизни.
За эти пять лет я имел возможность убедиться в том, что рука Божия ведет Церковь нашу по историческому пути. Признаюсь, что некоторые решения, которые мы приняли, были сформулированы мною, несомненно, под действием непреодолимой Божией силы. И только теперь, оборачиваясь вспять, я понимаю, что то была действительно Божия помощь: то, что было неведомо мне за некоторое время до принятия решений, вдруг становилось не только ведомым, понятным, но и поддерживаемым абсолютным большинством нашего епископата, духовенства и верующего народа.
Я вижу руку Божию, которая всех нас ведет. Чувствую, как Бог отвечает на наши молитвы, как, проводя нас через радости и скорби, Он ясно свидетельствует о том, что в этом духовном процессе совершенствования нашей жизни присутствует и Он, и мы со своими сильными и слабыми сторонами; что созидание Церкви Божией есть Богочеловеческий процесс, ведь Богочеловек Христос Иисус есть Глава Церкви. И будем просить Господа, чтобы и в предстоящие годы, которые, несомненно, будут иметь в себе и радости, и скорби, мы могли бы чувствовать Божие присутствие, слышать голос Божий и устроять церковную жизнь в соответствии с Его волей, напрягая при этом все свои человеческие силы для того, чтобы воля Божия не преткнулась о нашу леность, о наше незнание, о нашу неспособность, о наши греховные человеческие чувства. Об этом я молился сегодня и верю, что многие своими словами и своими мыслями молились о том же самом.
Из слова
по окончании Божественной Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве
в пятую годовщину интронизации
1 февраля 2014 г.