О неправедном гневе

Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию - “праведный гнев”. Но Писание сочетает слова “праведный” и “гнев” только применительно к Богу - Он праведен в Своем гневе. Мы - нет.

С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.

    

То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас - мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином - значит быть в прямом и буквальном смысле "не от мира сего". Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. "Выйти и отделиться" - в мировоззренческом, этическом, и эмоциональном смысле.

Одна из областей, в которой мы расходимся с миром - это этика в области пола. Другая - это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и насилием - по довольно простой причине. Это работает коммерчески. Чтобы побудить человека к нужным заказчику действиям (покупкам соответствующих товаров, просмотру сериалов, набитых рекламой, покупке билетов в кино) нужно нажимать на его внутренние кнопки. А самые доступные кнопки - это секс и гнев. Чтобы преодолеть равнодушие потенциального потребителя и привлечь внимание, его надо соблазнить или разозлить.

Стандартный фильм - хоть голливудский, хоть наш - про то, как сначала плохие парни обижают хороших парней (море крови), потом хорошие парни, ободрившись, гвоздят плохих (еще большее море крови). Добро побеждает зло и вышибает ему мозги. Или сбрасывает в чан с расплавленным металлом. Или сжигает в перевернувшейся машине. Или еще чего-нибудь. И за всем этим стоит послание: ярость и гнев - это хорошо. Они делают тебя сильным, крутым и привлекательным, одним из "хороших парней", настоящим человеком. Хорошие парни - это не те, кто возводят дома, или растят детей, или рисуют картины - хорошие парни это те, кто гвоздят плохих парней.

В православной среде никто не будет публично делиться порнографией; а вот делиться гневом и яростью - сколько угодно. А ведь это тоже порнография. Только хуже. Порнография ни на что не претендует - а вот гнев претендует на то, что он "праведный". Мол, ему не только приятно предаваться - чувствуешь себя таким крутым - но и правильно, это можно и должно делать без всякого смущения и стыда.

Этому учит нас мир сей - и это настолько привычно, что бывает трудно понять, что Писание учит совершенно другому. "Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. (Пс.36:8,9)" "Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. (Прит.19:11)", "Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:19,20)". Гнев ясно назван среди плодов плоти (Га.5:20).

Об этом же постоянно говорят и Отцы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что

"Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти", а Преподобный Нил Синайский наставляет: "Гнев - неистовая страсть - легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного - мерзостное курение, псалмопение гневливого - неприятный звук". Впрочем, поучений Святых Отцов против гнева и ярости так много, что привести их здесь все невозможно.

Гнев (как это вообще бывает со страстями) маскируется под что-то хорошее - ревность о чистоте веры, например. Но на самом деле это просто рационализация, которая приклеивается задним числом. Человек может быть раздражен чем угодно еще - финансовыми затруднениями, грубостью начальника, наконец, просто плохим сном и пищеварением - а потом это все уже будет выливаться в праведном гневе.

Дайте человеку отоспаться и решить его частные проблемы - и его неистовый гнев на злодеев, еретиков, развратников и прочих дурных людей пойдет на спад.

Обычная ловушка - это то, что гнев, якобы необходим для решительных действий, и, в частности, для борьбы со злом. Столетия назад, когда человек оборонял свой дом от разбойников или хищников с топором в руках, это было так - выброс адреналина помогал мобилизовать ресурсы тела. Сейчас это может быть так в очень редких случаях - давать физический отпор злодеям нам приходится не часто.

А вот для того, чтобы поборать зло на уровне идей и убеждений, гнев не нужен. Он просто котрпродуктивен. Если от большой ярости Вы не попадаете по клавишам, Вы не убедите людей в Вашей правоте - Вы вызовете только отвращение и насмешки. Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим обьемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных, что оппонент просто скажет "если это - плоды его веры, то ну ее совсем". Конечно, это не плоды веры. Это плоды плохого пищеварения, грубого начальника, ворчливой жены и еще каких-то глубоко личных проблем. Но внешнему человеку это не объяснишь.

Это, конечно, относится не только к религиозным спорам. Политические и музыкальные предпочтения, пожелтевшие страницы истории, выбор между той или иной маркой компьютера, что угодно еще - люди охотно предаются гневу. И не менее охотно объявляют его праведным. Что же, с точки зрения достижения каких-то целей, например, убедить людей в чем-то - это глупо. С точки зрения Божественного Откровения, это грех.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

11 февраля 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь20 марта 2014, 20:20
Наверное, гневиться нельзя, т.к. за этим может последовать смертный грех - убийство. Но вот я тоже не могу найти тот край, который отделит такое понятие как защита своего Дома. Без гнева вряд ли это возможно. А как тогда расценивать гнев?
Лариса25 февраля 2014, 16:10
"Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим обьемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных..."- да, я могу написать комментарии в большом объеме и возможно это может выглядеть гневно, прошу меня простить.
И если судить по себе, то в таких случаях означает что такая тема меня волнует и приходят мысли с которыми хочеться поделиться или обсудить с кем-нибудь.
Жалко, что у нас нет заведений, где люди бы физически собирались по интересам и что-то обсуждали. Ладно, хоть форумы есть.

Борису: Зачастую когда раздражение нападает (гневливое или плотское) тут уж кричи-не кричи, только терпеливо ждать, переводить ум на отвлеченное и держать себя в руках, чтобы на людей не выплескивать.
Николай19 февраля 2014, 19:58
... думаю все согласятся с тем, что гнев правды не творит. Как и многие статьи Сергея она страдает двумя несовершенствами - пространностью общих рассуждений и отсутствием решений. В данном случае, наверное, было бы полезно рассмотреть примеры праведного гнева и ревности о славе Божией и похожих внешне проявлений эгоизма, так же неумение объяснить себя или отсутствие уважения к собеседнику, которого не видишь, гнев невежества на тех, кто сведущ более и гнев высокоумия... Данная статья похожа на хорошее сочинение семинариста, а не рассуждения мужа знающа и опытного в вопросе. Хочется видеть более глубокие статьи, чувствовать то, что автор не только пересказывает на современный русский, большую широту кругозора...
Зинаида18 февраля 2014, 06:15
Спасибо за статью - это и про меня. Вот со всем согласна, знаю, что совершаю ужасное. , но осознание приходит потом. Велика милость Божия в том, что есть для нас покаяние. И, конечно, нужно работать над собой. Не исправилась, нет. Но надеюсь на помощь Божию . А статья- напоминание мне.
Виталий Я-ЗА12 февраля 2014, 09:37
Алекс писал:
"Брат во ХРИСТЕ,Ваша статья-очень хорошая,но,она,как и многие другие на Православии.ру-не окончена.
... Как исцелиться и спастись?Допишите статью,пожалуйста!А то,у меня одни комментарии,одни эмоции-а изменений во мне,как небыло так и нет.И в раздрожительности своей-закостенел."

Алекс, не совсем согласен, что "многие другие на Православии.ру" не окончены, как и эта статья, впрочем.
А о. Дмитрий Шишкин, на мой взгляд, очень удачно "дописал" для нас эту статью своей статьей: http://www.pravoslavie.ru/put/68322.htm
Борис11 февраля 2014, 21:38
Избавится от греха - это не сбросить пару килограммов, без Помощи Божьей не обойтись. Чувствуешь , как закипает внутри гнев ? Сразу вспоминай Бога. Его гнев весь мир испепелит в День Суда, и вода будет гореть. А ты кто ? Бог что-ли ? Это Сатана действуя в одних, вызывает гнев в других, чтобы вторые, которые гневаются, осудили, хотя Бог сказал - "Я Судья, Я праведен", и сотворили еще больший грех, во первых осуждая, во вторых, радуя Сатану, который так дешево губит души. Только чувствуешь гнев, сразу кричи - "Господи , помоги, гневаюсь !" Чувствуешь раздражение, - Господи, помилуй, раздражаюсь !" Переключай внимание со спектакля Сатаны, который перед тобой разыгрывают, на Единственного, который может помочь. Спасение от совершения греха-обращение к Спасителю, нас от греха искупившему. Будешь искренне молится,истово, как прокаженный кричал - "Господи, помилуй" - очистишься.
Мария11 февраля 2014, 18:10
"Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим обьемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных, что оппонент просто скажет "если это - плоды его веры, то ну ее совсем".

- Все это узнаваемо. И нет преград, и нет авторитетов, и нет священников, которые могли бы остановить "воюющего за правду" на глазах у всех. При этом цель (или "объект") воинствования очевидна (очевиден) для многих, но не для самого "Дон-Кихота".

Это именно рационализация, часто весьма грубая. В сетях "палитрой" служит не только выдержки из святых отцов, но и классическая и психологическая литература, самодельные карикатурки(новый жанр), и главное - фотографии себя самого, такого хорошего и фотогеничного, в большом объеме...Получается аккуратно "суп Бурдэ", как в сказке про Капризку, и при нем много "лаек". Со стороны выглядит ужасно, авторам же и в голову не приходит, что все это занятие не иное что, как коммунальная склочность, приправленная манипуляциями, издевательствами и клеветой. Самообман, соблазн другим и погибель верная. Но "лаек"-то много...и это обязывает. "Жираф большой - ему видней!"
Алекс11 февраля 2014, 14:15
Брат во ХРИСТЕ,Ваша статья-очень хорошая,но,она,как и многие другие на Православии.ру-не окончена.Я знаю,что гнев-это грех.А как исцелиться?Пойти отоспаться?Устроиться на хорошую работу? Может и это правильно.Ну,помогите,подскажите,хоть кто-нибудь!Отца Даниила убили и всё-тихо...Монахиню и мирянина убили-гневаться не надо.А я и не гневаюсь.(я,когда нокаутирую,всегда спокоен,а,когда злой-ничего не получается)Просто я жалею,что когда их убивали-меня рядом небыло.Недостоин.Как исцелиться и спастись?Допишите статью,пожалуйста!А то,у меня одни комментарии,одни эмоции-а изменений во мне,как небыло так и нет.И в раздрожительности своей-закостенел.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×