Началась масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». В это время парадоксальным образом соединяются пост и его отсутствие, веселие и мысли о смерти, воскресении, Страшном Суде и конце мира. Мы попросили рассказать, о том, как Церковь готовит христиан к Великому посту во время масленицы, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана факультета Церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова.
О посте и масленице
Масленица, наверно, самый популярный праздник в России после Рождества и Нового года. Но праздник ли масленица? Еще в дохристианские времена масленица была праздником весны и солнца после долгой и холодной зимы. Новый год начинался с месяца марта. Весна — всегда радостное время, а в Церкви оно совпадает с Великим постом. И я хочу сказать о духовной стороне дней этой масленичной недели, суть которой в том, чтобы подготовиться к Великому посту и Пасхе.
Во-первых, замечают ли нецерковные люди, что дата праздника передвигается, и каждый год она разная? Так происходит, потому что дата связана с церковным календарем, с пасхальным циклом и посвящена подготовке человека к самому великому, радостному, но и самому трудному событию — празднику Пасхи. По учению Церкви, эти дни посвящены вспоминанию Страшного суда. Правда, о Страшном суде и Великом посте почему-то никто не говорит, кроме Церкви. Отчего так происходит? В обществе о Церкви много рассуждают, но есть вещи, нам приятные и интересные, а есть те, которые не так приятны.
Масленица нам, конечно, интересна, а Великий пост нам не настолько приятен, чтобы о нем много говорить. Я имею в виду не только атеистов, но также и тех, кто считает себя верующим, но только «в душе», а в церковь не ходит.
Масленица воспринимается как время веселья. Впрочем, веселье нам тоже нужно, особенно детям. И у христиан есть основания радоваться, потому что Великий пост — это духовная весна, обновление человеческого сердца. И все же масленица — время раздумий о Страшном Суде, но почему? Потому что следует вспомнить о смысле человеческого существования, о начале и конце человеческой истории. И Церковь помогает нам в этом, установив для этого особое время. В эти дни мы представляем себе последние времена, когда, после неизбежных тяжелых испытаний всего человечества, придет конец истории: все мироздание, весь космос сотрясется, катастрофически изменится, в небе пред всем человечеством появится победный знак креста, и люди увидят в непостижимой, великой, недосягаемой славе Сына человеческого — Богочеловека Господа Иисуса Христа… А в последний день перед постом, в Прощеное воскресенье, мы вспоминаем начало истории — изгнание первых людей — Адама и Евы — из рая на землю, потерявшую первоначальную благодать.
Масленица — это уже пост
Карнавал — это тоже пост
Масленица посвящена посту, и не просто посвящена: она уже сама по себе частичный пост. Все знают: масленица — это ограничение себя в мясной пище. Можно есть только молочные продукты — сыр и масло, откуда и название. У католиков эти дни носят другое название — карнавал (буквально «прощай, мясо»), т.е. время, когда уже не едят мясное, а только сыр и яйца. Иными словами, карнавал — это тоже пост, но об этом все давно забыли, и карнавал стал веселым и иногда необузданным времяпрепровождением. Все, кто ходит на карнавалы, должны об этом знать и помнить.
Но что же такое пост? Сам по себе пост есть и у других христиан, отпавших от Православия. Например, у католиков есть «пепельная среда». Есть посты и у других религий. Но ни у кого из них — ни у католиков, ни у иудеев, ни у мусульман, ни у буддистов и прочих — нет такого поста, как наш строгий и длительный Великий пост. Это одна из особенностей Православия. Единственная религия, которая по-настоящему учит воздержанию и идет против мейнстрима, движения всего человечества к невоздержанию, — это православное христианство.
Пост — это наше богатство. В XXI веке, когда всё направлено на развлечения и всё меряется деньгами, человек совершенно перестает владеть самим собой. Он не хочет даже и думать о том, что он в чем-то должен себя ограничить. Так живут почти все: и дети, и взрослые. Для нас важны прежде всего удовольствия.
Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение
Во время поста человек заставляет себя воздерживаться от влекущих его пищи, развлечений и удовольствий. Он должен себя победить. Только победив себя, человек становится личностью. Победа над собой — самая трудная задача, с чем согласится каждый, кто вступает в такую борьбу. Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение.
Нужно ли воздержание, тренировка воли, нужно ли учиться делать не то, что хочется, а то, что должно? Все согласны, что это важное и необходимое умение. Но как его достичь? Вполне очевидно, что только Церковь является той силой, которая может направить человека на такой путь. Но не все идут в Церковь.
Во время масленицы читайте Апокалипсис
В последние годы советской власти стали проводить масленицу как языческий праздник весны. А о том, что масленица посвящена Страшному суду, нельзя было даже говорить публично: «Какой-такой Апокалипсис? Это все попы выдумали, чтобы обмануть народ». Помню смешной лозунг тех времен: «Не допустим апокалиптического тупика!» Как это «не допустим», когда все направлено на то, чтобы столкнуть человечество в пропасть!? Кроме того, Апокалипсис указывает как раз не тупик, а единственный выход из сложившегося положения.
В Новом завете тема Страшного суда занимает важное место. О нем говорил Христос в Евангелии, говорили апостолы, в состав Нового Завета входит книга, названная Апокалипсис Иоанна Богослова.
В памяти человечества сохранилось смутное представление о рае, из которого вышли наши прародители
Слово Божие понуждает нас помнить о последних временах. Библия открывается судом и заканчивается судом. Адам и Ева нарушили завет о невкушении плода познания добра и зла, и Бог совершает суд. Творец спрашивает: «Адам, что ты сделал»? Говоря современным языком: «Какова была мотивация совершения твоего преступления»? Объяснений у Адама нет, только попытка оправдания: «Жена, которую Ты мне дал»… Адам и Ева не захотели признать свою вину и Бог осудил их на изгнание из рая. Будучи изгнаны, они сидели напротив рая и плакали, потому что потеряли очень много: рай и вечную жизнь. Они стали жить в этом мире. И как все мы видим, наш мир — это не рай. Но, как это ни парадоксально звучит, мир наш в некоторых своих чертах все же отдаленно похож на рай: в нем есть уголки необыкновенной красоты, есть незабываемые минуты общения с природой и добрыми светлыми людьми… В памяти человечества сохранилось смутное представление о рае, из которого вышли наши прародители. И мы, верующие, все хотим попасть в рай.
После смерти у каждого будет своя участь. Каждый человек проходит личный суд: в этой жизни его судит совесть, после смерти каждого судит Бог — это частный суд. И если человек не прощен, то остается в ожидании Страшного суда. Таким образом, история Адама и Евы повторяется со всеми людьми. Однако в Писании сказано, что праведник на суд не приходит. А Церковь каждый день молится о грешниках. Такова духовно-нравственная установка Библии от первых до последних страниц.
Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем.
В истории известны многочисленные случаи, когда люди ожидали конца света. Католики, можно сказать, привыкли к ожиданию конца света в средние века и сегодня уже почти не говорят на эту тему, потому что она им представляется «слишком неопределенной» для рационального человека. С нашей точки зрения, они слишком уповают на собственный разум, на «эволюцию» общества, но не на веру. Рационализм, конечно же, имеет определенное основание, потому что Бог дал человеку разум, чтобы он правильно устраивал свою жизнь. Но ум должен помогать вере, а не отвергать ее. Мы видим, что в мире много иррационального и как бы неразумного. Люди часто совершают безумные поступки. В революционное время в нашей стране происходило настоящее буйство, зверские убийства людей, безумное разрушение храмов. Многое творилось еще на глазах нашего поколения. Что это было? В истории иногда побеждает ум, а иногда — безумие. Христиане же должны опираться не только на ум, но в гораздо большей степени — на веру в Бога. Вера же исходит из сердца. И в вере — мудрость, которая выше ума. Впрочем, и ум нам подсказывает, что человеку нужен пост, потому что он организует, воспитывает в человеке личностные свойства.
Страшный суд и Прощеное воскресение
Последний день масленицы — Прощеное воскресение. Это замечательное установление: в этот день мы имеем возможность друг друга простить и сами получить прощение перед Страшным Судом. Мы ведь так много обижаемся, так много держим в своих сердцах не очень хорошего отношения друг к другу. Так часто обижаем своих близких и малознакомых людей и сознательно, и случайно, и как бы мимоходом, и в своих мыслях, и взглядом, и в сердечном помышлении, и другими самыми разнообразными способами. Осмелюсь предположить, что Прощеное воскресение — это некий малый образ Страшного суда для христиан, которые в этот день каются и получат не осуждение, а прощение.
Татьяна.
перешлю вашу статью моим близким православным
жаль что мало у кого из моих есть компьютеры и интернет
помяну вас всех родные православные Христиане Украины.
помоги вам Господь Матушка Богородице защити
покрый народ православный Своим Омофором
мы в каждой литургии в нашем храме Серафима Саровского молимся
о всех наших братьях и сестрах во Христе Иисусе
несущих такое тяжкое бремя
помилуй Господи отгони врага
освободи людей для мирной жизни и радости
Не думаю, что страдающие дети Донецка, Киева, Луганска грешнее меня...
Иван, простите меня за жесткость. Идет война. Мы должны быть собраны: духовно, умственно, телесно. По силе помогать нашим братьям и сестрам, находящимся в беде.
Помоги нам Бог одолеть общего врага и достойно пройти поприще поста. Слава Богу за все!
Понял Вас. Спасибо. Всего доброго.
Тебе кто-то из чителей поручал отвечать за них? Меня лично, как читателя, тема Украины никак не обижает. И я с огромным уважением отношусь к автору данной статьи. А ты свои личные обиды и мнения возводишь в ранг общественного мнения.
Наш ближний лежит избитый, а ты проходишь мимо, потому что у тебя другая тема и ещё нос воротишь.
Моё звание тебе к ничему. Эта информация не сделает тебя лучше.
Есть тема поста - тема, которую автор предлагает.
Вдувая Украину в его, авторскую тему, комментатор - не уважает автора поста, во первых. Во вторых, - не уважает читателей поста, тех, которых интересует тема поста, а не Украина в данный момент.
Да, кстати, Вы так и не ответили, в каком Вы звании сейчас?)
"Установка такая что ли - вдувать украинскую тему в любой пост любой ценой?"
Да нет ваня установки никакой, просто беда в нашем доме. Братья и сестры наши страдают, а у нас душа и сердце разрывается от тревоги за них. Это ты можеш справлять масленицу, когда в соседней комнате убивают твоего брата или насилуют сестру. А чтобы их крики не вдувались в твою комнату и не тревожили твое праздничное настроение плотно закроешь двери соседней комнаты.
А у нас ваня нервы слабые, мы пойдем спасать братьев и сестер наших в соседнюю комнату.
Установка такая что ли - вдувать украинскую тему в любой пост любой ценой?
Зачем? Непонятно как то.
Алексей, Вы пишете все верно. Но когда враг у ворот и гибнут невинные люди, нужно сражаться с носителями зла до победного конца. В противном случае Россия будет уничтожена. К власти на Украине пришли убийцы. Они почувствовали вкус крови и безграничную власть над беззащитным человеком. Таких людей может остановить только большая сила. Худой мир лучше, но мира нет. Вначале нужно установить мир. Войну нужно гасить в зародыше, пока она не разрослась. Потом будет больше жерт и разрушений.
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...
Фёдор Тютчев 1870 год
Благослови Господи молящихся об Украине!
Дорогие братья и сестры во Христе, перестаньте призывать к войне, даже, на первый взгляд, освободительной.
Не все так просто и однозначно на Майдане, на мой взгляд.
Майдан, если так можно сказать, многослоен.
Есть направленность против бандитской власти Януковича, а она такой и являлась, и неприкосновенных депутатов, и всех, стоящих над законом. Янукович "кинул" всех, кто его поддерживал, устоив из страны вотчину свою, сыновей и приближенных к "царю". Протест против этого нормален.
Там есть и националистический слой, к сожалению, и с этим необходимо бороться, но не бомбежками, а демонстрацией их заблуждений и силой духа верных, помня, что Бог не в силе, а в правде.
Там есть слой сторонников еврозоны, которые видят в ней только красивые витрины, и не видят, пока, обратной стороны. Но это их беда. Режим Януковича сделал все, чтобы они так думали.
Есть и "примазывающиеся", мимикрирующие, как всегда в таких ситуациях. Посадим их на кол? Или будем побеждать зло добром?
Борьбу со зло необходимо начинать с борьбы с собственным грехом. Иначе победить зло нельзя. "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся", говорил Серафим Саровский.
Вот и потрудимся над собой, каждый, приближающимся Великим постом.
Спаси, Господи, всех нас, и многострадальную землю нашу!
Украинский народ принял удар интервентов на себя.
Помоги нам всем, Господи, выстоять, осознав реальную общественно-политическую обстановку на территории бывшего СССР.
Вразуми нас,сытых и ленивых, заблудших и не окрепших в вере.
Статья о масленице очень востребована сейчас. Дала другой вектор понимания мясопустной недели.
Спаси, Господи, автора статьи Александра и протоиерея Александра.
Держитесь родная, мы с Вами в молитвах и в думах. Я не знаю почему Россия боится дать агрессору отпор. Наверное есть какие то сдерживающие факторы. По моему мнению сейчас нужно приложить максимум усилий, чтобы победить бандеровцев. Украина - это мы. Война на Украине - это война в России. У России нет будущего, если мы отдадим Малороссию и Крым фашистам сегодня. Война началась. И начали её не мы. Теперь врага нужно бить до полной победы. Мы обязательно победим.