Все мироздание создано и поддерживается в бытии по воле Божией; но нам важно избежать некоторых ложных ассоциаций - с механизмом, или чем-то вроде огромного автоматизированного завода, который Бог запустил - и дальше все крутится само собой, без Его надзора и участия. Такая точка зрения была популярна среди образованных людей где-то в конце XVIII столетия, и называлась она деизмом. Но мы исповедуем теизм - Бог не просто создал мир, но и активно участвует в его жизни, направляя мироздание к предначертанным Им целям. И это внимание Бога относится не просто к общей картине, но к каждому конкретному творению.
Как говорит Господь Иисус, "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего" (Матф.10:29)
Это тем более так в отношении каждого человека. Как говорит псалмопевец,
"Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс.138:13-16)
Вы - не продукт конвеерного производства. Вы у Бога один такой. Ваша жизнь стоит того, чтобы быть прожитой. Вы созданы для уникальных, глубоко личных отношений с Богом. Люди говорят о великих художниках, поэтах или композиторах, что их вклад в культуру уникален. Весь наш мир был бы другим - и был бы гораздо беднее - если бы их не было. Откровение говорит, что каждый человек - не только гениальный - уникален и вносит в мироздание свой неповторимый вклад. Бог призвал каждого человека - Вас и меня - в Его мироздание с определенной целью, потому что без Вас, меня, Вашего соседа, Вашего случайного попутчика в метро, Его мироздание не полно.
Это значит, что каждый человек обладает достоинством и ценностью в очах Бога.
И тут с христианством - и еще раньше, с Ветхозаветной верой в единого Бога-Творца связан настоящий переворот. В языческом мире достоинство человека - dignitas, как говорили римляне, определялось тем, как он выглядел в глазах других людей. Почтенный отец семейства, украшенный подвигами на поле брани, приобретший влияние в обществе, богатый, сильный, верный своему слову, имел много dignitas. Его почтительно приветствовали на улицах, внимательно выслушивали, сажали на почетные места. Какой-нибудь раб или бедняк не имел dignitas - никто не относился к нему с уважением, ни закон, не обычай не признавал за ним никаких прав. Рабов обязательно пытали, когда допрашивали по судебному делу - считалось, что рабы по природе своей лживы и без пытки правду говорить не станут.
Одним из сильнейших стремлений в жизни для римлянина было приобретение dignitas - уважения, престижа в глазах сограждан. Ради этого люди шли на войну, убивали и умирали, тратили личные состояния на общественные постройки.
Но такое языческое представление о достоинстве существует до сих пор. Оно проявляется в том, что людей считают более или менее ценными и достойными, в зависимости от их качеств или достижений; считается, например что человек, страдающий олигофренией и едва способный к членораздельной речи – менее ценное и достойное человеческое существо, чем нобелевский лауреат. Этот подход говорит (или подразумевает “по умолчанию”), что люди обладают разной ценностью и достоинством. Разделение на более и менее ценных может проводиться по признаку расы, нации, интеллектуальных способностей, внешней привлекательности, социального статуса, или каким-нибудь еще.
Библия видит человеческое достоинство иначе. Любой человек создан по образу Божию; именно как носитель этого образа он обладает достоинством. Он может быть бедным, больным, некрасивым, лишенным каких-либо талантов, занимать самое низкое положение в обществе - и обладать всей полнотой человеческого достоинства. Неважно, как на человека смотрят люди, и неважно, как он сам на себя смотрит - важно, как на него смотрит Бог. Дитя во чреве матери, старец на пороге вечности, академик, простец, богач, гастарбайтер, телезвезда, уборщица, атлет, инвалид, белый, желтый или черный - любой человек обладает неустранимым достоинством, которое налагает на нас обязательство признавать и уважать его.
Даже когда человек грешит и падает, он сохраняет этот образ - "Образ есть неизреченной твоей славы, хотя и язвы ношу согрешений", как говорится в церковной молитве. Поэтому с каждым человеком следует обращаться так, как если бы у него было много dignitas - как с кем-то почтенным. Мы проявляем нашу веру в творение, когда делаем именно это - почитаем образ Божий в каждом из наших ближних.
Наш ближний достоин уважения, признания, служения его нуждам, не потому, что он умен, или красив, или имеет заслуги - но потому, что он создан по образу Божию.
Какая то рабская психология...а зачем тогда у человека некрасивого мечта о красоте? знай сверчок свой шесток...Коммунисты как то ближе были к человеколюбию, простите, если кому то это не нравиться..Сейчас хотя есть церковь и она активно действует масса людей невостребована никак
Разбойнику раскаявшемуся мы тоже не молимся, но знаем, что Христос взял его с собой. Таких как чикатило, гитлер и пр. Господь попускает, чтобы еще резче оттенить добро и зло. Тема эта бесконечная, лучше читать святых отцов.
Что хотел сказать автор? Статья мяго скажем "запутанная". Если считать выводом последний абзац, то "наш ближний достоин уважения, признания, служения... не потому, что имеет заслуги ... , но потому, что создан по образу Божию."
Да все по рождению равны и отражают образ Божий, но лишь по рождению, а потом - жизнь, которая все меняет.
Иначе Иуда Искариот, Андрей Чекатило, Адольф Гитлер - достойны уважения, признания, служения?
Может, все же заслуги и антизаслуги ВАЖНЫ? Может люди неодинаковы?
Что, ж мы Серафиму Саровскому молимся, а Иосифу Сталину нет? Может потому, что церковь считает их НЕРАВНЫМИ пред лицом Божьим?
Думаю надо поменьше времени тратить на "раскрашивание гробов", и другие "ответственные" и "компетентные" занятия, тогда останется больше времени на анализ написанного.