Москва, 26 февраля 2014 г.
25 февраля 2014 года в Сергиевском зале Храме Христа Спасителя в Москве состоялось 26-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной Энциклопедии», сообщает Патриархия.ru.
Заседание Советов возглавили председатель Наблюдательного Совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Попечительского Совета мэр Москвы С.С. Собянин. В президиуме заседания также находился С.Э. Приходько, заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации, вошедший в состав Наблюдательного Совета.
Среди участников заседания были митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Ташкентский и Среднеазиатский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; Истринский Арсений; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель административного секретариатаМосковской Патриархии; руководитель ЦНЦ «Православная Энциклопедия» С.Л. Кравец.
Это работа огромного культурного и научного значения. . Ничего подобного в мире сделано не было никогда.
В заседании приняли участие: академик, член президиума РАН, председатель Совета директоров ОАО «НИС», председатель правления «Меркурий-Клуб» Е.М. Примаков; первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.П. Торшин; заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В. Железняк; председатель Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы ГД С.А. Попов; председатель Комитета Государственной Думы по образованию В.А. Никонов; губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; губернатор Мурманской области М.В. Ковтун; губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин; статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б. Карасин; статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиев; руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский; руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов; председатель Московской городской Думы В.М. Платонов; руководитель Департамента культуры города Москвы С.А. Капков; академик РАН Ю.С. Осипов; ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий; декан исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова С.П. Карпов; народный артист СССР, художественный руководитель академического Малого театра Ю.М. Соломин; президент ЗАО «Эко-тепло» Ю.Е. Шеляпин и другие члены Советов по изданию «Православной энциклопедии».
Святейший Патриарх Кирилл представил участникам заседания нового члена Наблюдательного Совета — заместителя председателя Правительства РФ, руководителя Аппарата Правительства РФ С.Э. Приходько. Его Святейшество сообщил, что президент РАН В.Е. Фортов согласился войти в Наблюдательный совет, а также приветствовал академика РАН Ю.С. Осипова в качестве члена Общественного совета.
Вступительное слово Святейшего Патриарха
Кирилла
Мы открываем 26-е совместное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии».
Хотел бы сердечно приветствовать Сергея Семеновича Собянина и Сергея Эдуардовича Приходько. Сергей Евгеньевич Нарышкин, который также несет ответственность за издание энциклопедии, возглавляя ее Общественный Совет, направил в мой адрес письмо. Он находится сейчас в командировке и не может, к сожалению, принять участие в нашей работе.
Я бы хотел сказать несколько вступительных слов. Еще раз приветствую всех вас, благодарю за то, что вы собрались. Потому что все мы вместе делаем очень важное дело, которое выходит далеко за пределы только церковной сферы. Это работа огромного культурного и научного значения, которая объединила вокруг себя замечательных исследователей, ученых. Ничего подобного в мире сделано не было никогда.
Как известно, до революции была предпринята попытка издать «Православную энциклопедию», дошли до буквы «К», то есть до той самой буквы, до которой мы с вами сейчас также дошли, и остановились из-за того, что началась война. В моей библиотеке стоит эта энциклопедия, и я поражаюсь тому высокому уровню, на котором она была сделана. И всякий раз сожалею, что этот замечательный проект не был завершен.
Но если сравнивать ту старую энциклопедию с нашей, то нынешняя, конечно, делается уже на совершенно другом уровне — и с научной точки зрения, и с полиграфической. Поэтому я бы хотел еще раз сказать о том, что это уникальный, культурный научный и церковный проект, который, мы, конечно должны завершить несмотря на те трудности, которые возникают, и о которых мы поговорим несколько позже.
Я хочу представить всем Сергея Эдуардовича Приходько, заместителя председателя Правительства Российской Федерации, который любезно согласился принимать участие в нашей работе. Мы с Сергеем Эдуардовичем знакомы долгие годы, еще по линии внешней деятельности, он курировал соответствующее направление в президентской администрации, а я в то время был председателем ОВЦС. У нас хороший опыт работы и взаимодействия. Я рад, что вы с нами, и что вы готовы свои способности и знания также положить на это доброе дело.
За время своего существования «Православная энциклопедия» стала изданием, имеющим большой вес как в церковных, так и в светских научных трудах.
Также приветствую Владимира Евгеньевича Фортова, президента нашей Академии Наук. Владимир Евгеньевич тоже согласился войти в Наблюдательный Совет «Православной Энциклопедии». И я, пользуясь случаем, хотел бы сказать о том, что РАН не просто стояла у истоков нашего проекта, а значительная часть материалов издания готовится сотрудниками академии, в том числе ее действительными членами и членами-корреспондентами. Поэтому «Православная энциклопедия» являет собой прекрасный пример плодотворного сотрудничества светской и церковной науки. Надеюсь, что при руководстве Владимира Евгеньевича Российской Академией Наук это соработничество, уже ставшее традиционным, продолжится.
На протяжении многих лет Российскую Академию Наук представлял в нашем Наблюдательном Совете Юрий Сергеевич Осипов. Ныне он по моему и Сергея Евгеньевича Нарышкина приглашению стал членом Общественного Совета. И в этом новом качестве я вас сердечно приветствую.
Теперь, что касается текущей повестки дня. Сегодня на нашем 26-м совместном заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов мы представляем 31, 32 и 33 тома «Православной энциклопедии», которые включают в себя сотни статей по различным темам, связанным с историей Православия, общей историей Христианства, богословием, богослужением, церковным искусством, историей религий. Идет 15-й год наших совместных трудов над данным масштабным проектом. Это весьма значительный срок, который дает нам повод оценить результаты проделанной работы, поговорить об успехах и о проблемах.
За время своего существования «Православная энциклопедия» стала изданием, которое имеет большой вес как в церковных, так и в светских научных трудах. При упоминании «Православной энциклопедии» уже привычными стали такие ее характеристики, как «фундаментальная», «научно достоверная», «уникальный проект» и тому подобное. Каждый год издаются новые три тома, каждую субботу на телеканале ТВЦ выходит в эфир программа «Православная энциклопедия», а в братской Украине каждый месяц на Первом телеканале идет программа «Православная энциклопедия в Украине», ведущим этой программы является управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний. Дай Бог, чтобы изменения, которые произошли сейчас в общественной и политической жизни Украины, не помешали продолжению этого замечательного телепроекта.
Ссылка на «Православную энциклопедию» на различных интернет-ресурсах является признанным свидетельством точности приводимой информации. «Православная энциклопедия» действительно представляет собой уникальное издание. Общими усилиями Церкви, государственных и общественных деятелей, светских ученых рождается первый в истории Православия и вообще в истории и культуры полномасштабный свод знаний по всем отраслям богословской, церковно-исторической науки, по вопросам культуры, в той части, в которой эти вопросы связываются с историей Церкви и с богословием. Этот проект осуществляется в интересах не только нашей Церкви, но в интересах всего православного мира. И осуществляется он силами не только отечественных ученых, и даже не только ученых из Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран канонической территории Русской Церкви, но и силами лучших исследователей из Болгарии, Грузии, Греции, Сербии, Франции, Италии, Германии.
Отдельные статьи нашей энциклопедии уже сегодня активно используются при создании национальных энциклопедий в разных странах мира, выходят отдельными изданиями на разных языках. Мы с радостью даем на это разрешение, понимая, что это еще один путь православного свидетельства в мире. И это еще одна возможность показать значительный приоритет в этой области нашей отечественной гуманитарной науки.
Говоря о фундаментальности и научной достоверности энциклопедии, необходимо упомянуть, что такие качества во многом обусловлены ранее принятыми нами решениями о выпуске энциклопедического издания особого типа, издания, в котором и автор, и редакция несут солидарную ответственность за представляемую информацию. Из данного принципа следуют и обязательное научное рецензирование, и анализ статьи научными консультантами, и работа специализированных служб, проверяющих каждый факт, каждую дату и цитату, написание каждого имени или географического названия.
Стоит упомянуть и о новизне «Православной энциклопедии». Ведь после 70-летнего вынужденного перерыва в развитии отечественной богословской и церковно-исторической науки большинство тем и сюжетов впервые вводятся в наше научное и образовательное пространство именно в томах этого издания.
За 15 лет напряженных трудов мы прошли немалый путь. За время работы над энциклопедией был период скептического отношения к проекту, который, к счастью закончился с появлением первых томов. Был и период огромного интереса к нашему изданию, во время которого на волне энтузиазма, в том числе и со стороны членов наших Советов, проект прочно стал на ноги. Вместе с тем неизбежно наступило и время некоторой привычки и даже усталости, ведь 15 лет — это действительно большой срок.
Я говорю сейчас не о читателях, которые, как и раньше, с нетерпением ждут новых томов (так, например, в 2013 году поставки томов в епархии, храмы и монастыри Русской Православной Церкви возросли на 20%). Ежегодное поступление энциклопедии в районные, городские и поселковые библиотеки и сегодня остается «хорошей новостью» в региональных СМИ. Я также не имею в виду авторов и редакторов Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», которые продолжают готовить и выпускать новые тома. Уже в этом году мы ждем выхода в свет 34-го, 35-го и 36-го тома энциклопедии. Говоря об усталости, я, прежде всего, имею в виду нас — членов Советов, призванных обеспечить материальную, организационную, общественную поддержку «Православной энциклопедии». Если мы честно проанализируем последние два-три года нашей работы, то придется сделать вывод о том, что наша поддержка ослабла. Приведу лишь несколько примеров.
В 2008 году было издано распоряжение Правительства РФ о закупке и поставке энциклопедии министерством культуры РФ для библиотек страны. В 2012 году вышло новое распоряжение, но вскоре в него было внесено небольшое изменение и слова «18 тысяч экземпляров» были изменены на: «до 18 тысяч экземпляров». Но сейчас закупка энциклопедии упала, как я понимаю, до 14 тысяч экземпляров, что, конечно, очень отражается на нашем финансовом балансе, имеет место значительное в масштабах работы энциклопедии сокращение средств (хотя для кого-то это совсем незначительные средства). Все это оборачивается тем, что энциклопедия недополучает средства, и это ограничивает возможности коллектива, не позволяет ему интенсивно работать. Данная ситуация, конечно, требует пристального рассмотрения и принятия каких-то шагов по ее нормализации. Обращает на себя внимание и ситуация, которая сложилась при приобретении томов энциклопедии библиотеками высших учебных заведений России, в которых количество закупаемых томов также имеет тенденцию к сокращению.
Я хотел бы еще раз вернуться к теме электронной версии «Православной энциклопедии» и подчеркнуть, что мы не против современной актуализированной версии, и, более того, постепенно выкладываем изданные тома в интернет. Но наша основная задача состоит в том, чтобы завершить издание целиком и на высоком научном уровне. На прошлом заседании мы об этом говорили, и идея электронной версии энциклопедии в настоящий момент в полном объеме не была поддержана членами Советов. Совершенно очевидно, что, если это произойдет, то энциклопедия потеряет вообще всякий источник дохода.
Иногда нас сравнивают с «Британской энциклопедией». Но вот я вспоминаю выступление на прошлом заседании Сергея Борисовича Иванова, который сказал, что да, энциклопедию «Бриттаннику» можно найти сейчас в электронном виде, но за деньги и лишь после того, как она уже давно была выпущена в бумажном формате, что вполне нормально, потому что это интеллектуальный продукт очень большой ценности. Я думаю, что нет у нас сейчас ресурсов, достаточных для того чтобы перевести «Православную энциклопедию» сразу в электронный формат и тем самым лишиться возможности получать средства от реализации бумажных томов с тем, чтобы развивать и дальше работу над изданием.
Особо следует сказать и о поддержке издания членами Попечительского Совета, благодаря активности которых в 2006-2008 годах был создан резервный фонд, сегодня еще обеспечивающий бесперебойную работу по выпуску новых томов. Их участие в последние годы также сократилось. В результате уже четвертый год резервный фонд неизменно уменьшается, и при таких тенденциях уже через год-два мы можем столкнуться с серьезными трудностями в нашей дальнейшей работе.
По расчетам редакции осталось еще девять лет работы, и наше 60-ти томное, действительно фундаментальное издание будет завершено. Я имел некоторые предварительные консультации перед нашим с вами заседанием, в результате которых были высказаны пожелания о том, чтобы нам сократить примерно вдвое этот срок и издать не за девять лет энциклопедию, а за четыре, максимум, пять лет. Почему? Потому что будут постоянно возрастать расценки, себестоимость, и мы постоянно будем вынуждены изыскивать новые средства. И чем дольше будет этот процесс осуществляться, тем больше будет материальных потерь. Я попросил бы обсудить этот вопрос и, может быть, дать какие-то руководящие указания нашему коллективу, издающему энциклопедию. Хотелось бы выслушать ваше мнение с тем, чтобы мы, может быть, действительно могли скорректировать сегодня эти даты.
Сегодня, как и всегда, за одним столом собрались представители Администрации Президента, Правительства, руководство Государственной Думы и Совета Федерации, министерств и субъектов федерации, представители науки, образования, бизнеса. Обращаясь ко всем вам, я бы еще раз просил активнее участвовать в реализации этого замечательного исторического проекта, именуемого «Православная энциклопедия». Благодарю вас за внимание.
По окончании своего выступления Святейший Патриарх Кирилл
попросил С.Л. Кравца огласить письмо председателя
Общественного Совета председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина,
находящегося в командировке.
Мэр Москвы рассказал о выполнении обязательств городского правительства в отношении проекта: «Правительство Москвы приняло все возможные организационные, финансовые решения. Мы продолжаем в этом году закупать тома "Православной энциклопедии" для наших школьных и общественных библиотек. До апреля заканчиваем закупку по плану предыдущего года. Всего будет закуплено более 2500 экземпляров, что, на мой взгляд, неплохой взнос в дело издания "Православной энциклопедии". Также мы продолжим и информационное сопровождение этого проекта. Всего на поддержку информационного сопровождения издания "Православной энциклопедии" будет выделено около 25 миллионов рублей».
С.С. Собянин также выразил озабоченность наполнением резервного фонда и невыполнением обязательств некоторыми членами Попечительского Совета и обратился к Святейшему Патриарху с просьбой рассмотреть вопрос о ротации членов Попечительского Совета для эфективной деятельности этого органа.
* * *
Руководитель Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец представил сообщения о ходе работы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в 2013 г. и об основных направлениях деятельности и задачах Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в 2014 г.
Состоялось обсуждение отчета и вопросов интенсификации работы ЦНЦ «Православная энциклопедия». В обсуждениях принимали участие заместитель председателя Государственной Думы Сергей Владимирович Железняк, заместитель председателя Правительства и руководитель Аппарата Правительства РФ Сергей Эдуардович Приходько, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Вадимович Сеславинский, заместитель министра культуры РФ Григорий Петрович Ивлиев, президент ЗАО «Эко-тепло» Юрий Ефимович Шеляпин. Был утверждён отчёт за 2013 год и определены планы работы Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» на 2014 год.
По окончании заседания в Большом зале Трапезных палат Храма Христа Спасителя состоялась презентация 31-го, 32-го и 33-го алфавитных томов «Православной энциклопедии», которые представил Святейший Патриарх Кирилл.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на презентации новых томов «Православной Энциклопедии»
Я хотел бы представить три новых тома «Православной энциклопедии» — 31-й, 32-й и 33-й.
Среди всего многообразия сотен и сотен статей по всем отраслям религиозного знания, я хотел бы выделить так называемый «Киевский блок статей», открывшийся в 32 томе и составивший значительную часть 33 тома. Этот свод состоит из 35 научных статей, общим объемом около 65 авторских листов. Он начинается статьей «Киев» и включает историю 12 монастырей, в том числе Киево-Печерской лавры. Там же статьи о Киево-Могилянской академии и Киевской духовной академии, о двух чтимых иконах Божией Матери — Киево-Братской и Киево-Печерской, о Киевский распевах, Киевской нотации, о церковных изданиях в Киеве и Киевских церковно-научных учреждениях.
Но наиболее обширная статья — 20 авторских листов — посвящена Киевской епархии. В подготовке данной статьи участвовали десятки высококлассных специалистов — из России и Украины, была организована работа в архивах Киева. Можно с уверенностью утверждать, что это статья представляет собой подробный анализ истории Православия в Киеве с конца X столетия до наших дней. Полагаю, что каждый из нас в достаточной мере понимает, насколько публикация этих статей своевременна, поскольку — что греха таить — существует множество попыток иного прочтения истории, чем то прочтение, которое открывается при взгляде на объективные факты в результате серьезных исторических исследований. Поэтому считаю, что появление этого блока «киевских» статей действительно очень актуально и надеюсь, что оно поможет многим людям понять те страницы нашей общей истории, которые уходят в глубокую древность, и которые связаны с формированием самого облика восточно-христианской цивилизации.
Также хотел бы обратить внимание на полноценное исследование религиозной истории Кипра и обширную статью о католицизме.
Я благодарю всех авторов, рецензентов, научных консультантов и редакторов, принявших участие в подготовке и издании томов 2013 года.
В наступившем 2014 году нам предстоит значительная работа по продолжению издания: и мы очень надеемся, что в свет выйдут 34-й, 35-й и 36-й тома энциклопедии.
Хотел бы также обратить ваше внимание на подготовку энциклопедического исследования о Константинопольской Церкви, история которой охватывает почти два тысячелетия. Константинопольская Церковь на протяжении столетий оказывала немалое влияние на другие Православные Церкви и народы. В годы же османского владычества, когда под иноверческим игом оказались практически вся православная полнота за исключением Русского государства, Константинопольские Патриархи, отвечая перед султаном за всех его православных подданных, стали связующим звеном между государственной властью Османской империи и христианским населением и практически управляли этим христианским населением в интересах империи.
В значительной степени именно этим были обусловлены и неравноправные отношения между Константинопольской иерархией (так называемыми, фанариотами) и остальными Православными Церквами и общинами. Поэтому национально-освободительные движения в Болгарии, Сербии, Румынии и даже в Греции сопровождались восстановлением или обретением этими народами церковной самостоятельности.
Русская Православная Церковь обрела свою независимость от Константинополя до этих событий — незадолго до падения Византийской империи, когда отказалась признать Константинопольских Патриархов, заключивших унию с Римско-Католической Церковью в бесплодной надежде получить от Запада помощь для борьбы с османской угрозой. Отказ от истинной веры не принес «ромеям»-константинопольцам спасения. Позже именно от Русского государства, единственного самостоятельного государства в православном мире, Константинопольские Патриархи получали значительную помощь: политическую, дипломатическую и материальную. Именно Русское государство, заключая договоры с Османской империей, отдельным пунктом вносило обязательство со стороны османских властей не преследовать православных подданных. Именно Русское государство поддерживало освободительную борьбу православных народов, находившихся под властью Османской империи, и, как мы знаем, вклад России в эту национально-освободительную борьбу был решающим.
При этом в вопросах обретения автокефалии национальными Церквями Русская Православная Церковь строго придерживалась церковно-канонического порядка, хотя это подчас и вызывало критику со стороны русского общества. Не буду входить в тонкости, но в XIX веке Россия и Русская Православная Церковь выступали против автокефалии новых Церквей, считая, что отделение их от Константинопольского Патриарха ослабит Константинопольский Патриархат. Поэтому не всегда наша Церковь безоговорочно поддерживала обретение автокефалии в результате национально-освободительного движения, но увязывала это с подлинными церковными интересами и пыталась оставаться на твердых канонических позициях.
Очевидно, что статья о Константинопольском Патриархате должна быть подготовлена самым тщательным образом, в том числе — с учетом тех проблем, которые сегодня существуют во всеправославной повестке дня, а также в повестке дня двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. Я не буду сейчас о них распространятся, но многие из присутствующих знают, что такие проблемы стоят на повестке дня, и по милости Божией в братской духе и с полной открытостью мы готовы их обсуждать с Константинопольским Патриархатом. Еще раз хочу сказать, что блок статьей, посвященных этой теме, будет очень актуальным и необходимым для того, чтобы познакомить широкий круг читателей, в том числе и с тем, что сегодня происходит в сфере межправославных отношений.
Только что завершившееся 26-е совместное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» было не рядовым совещанием в чреде наших ежегодных собраний. Мы определили сроки и график завершения нашей работы. Были высказаны просьбы и пожелания, чтобы полностью завершить работу над энциклопедией, включая последний 60-й том, уложившись в 20-летний срок. 15 лет мы уже работаем над энциклопедией. Было высказано пожелание, чтобы за оставшиеся 4-5 лет работа была полностью закончена. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, конечно, необходимостью, востребованностью энциклопедии в полном ее объеме. Во-вторых, что тоже очень важно, пониманием того, что цена вопроса будет возрастать в связи с общей тенденцией повышения цен в мировом масштабе. Никуда нам не уйти и от такого явления, как инфляция, хотя, по милости Божией, сегодня это не такое страшное явление в нашем государстве. Но несомненно большие затраты потребуются для издания энциклопедии, особенно если мы еще растянем его на десять лет. В таком случае мы можем не справиться со всеми финансовыми обязательствами. С другой стороны интенсификация работы потребует большего финансирования в настоящее время, что конечно в конченом итоге приведет к несомненной экономии.
Мы прошли долгий путь — первый том, как я уже сказал, вышел в свет осенью 2000 года, и все это время многие из вас активно участвовали в этом проекте. Сегодня я хотел бы отметить высокими церковными наградами тех людей, которые с самого начала принимали участие в этой работе и внесли в нее свой очень существенный вклад.
* * *
Во внимание к помощи в издании «Православной энциклопедии» и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Вадимовича Сеславинского орденом преподобного Сергия Радонежского, II степени. Во внимание к значительному вкладу в развитие церковной науки академик Российской Академии Наук Юрий Сергеевич Осипов награждён Орденом преподобного Серафима Саровского, III степени. В связи с активными трудами на поприще церковной науки и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил настоятеля прихода Святых Царственных страстотерпцев в Бремене (Германия) священника Александра Берташа Орденом преподобного Сергия Радонежского, III степени.