Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.

Главное правило ― не быть к себе чересчур снисходительным

3 марта начинается Великий пост ― особое время в жизни Церкви и каждого христианина. Как всегда в преддверии поста в редакционной почте портала «Православие и современность» много вопросов о том, как его провести. Сегодня на них отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

— В богослужении первых дней Великого поста о нем говорится как о времени очень светлом: «Всечестное воздержание начнем светло»… Владыка, о каком свете, о какой радости здесь идет речь?

— Для каждого верующего человека, для того, кто хотя бы однажды внимательно прожил весь церковный год, эти слова – не преувеличение, а отражение тех чувств, которые реально присутствуют в человеческом сердце. Действительно, пост — необыкновенно радостное время. Я лично могу об этом свидетельствовать, и думаю, что вы тоже с этим согласитесь. Это светлая, тихая радость жизни с Богом, радость обращения к Богу. Всегда в своей повседневной жизни человек рассеивается, расхолаживается, забывает о собственной душе. А пост — это время, когда мы откладываем максимум посторонних попечений, полностью обращаемся к Богу и внутрь собственного сердца. И это обращение, и даже просто само намерение жить более чисто и свято, всегда вызывают радость в сердце христианина.

— Жители нашей страны, как правило, очень широко информированы о начале Великого поста. Все средства массовой информации сообщают об этом, дают рецепты постной пищи, и так далее. Но это ведь взгляд со стороны..

— Да и церковные СМИ вынуждены постоянно напоминать о том, что пост отнюдь не заключается только в воздержании от тех или иных видов пищи. Пост — явление не гастрономическое, пост — явление духовное. Это время, когда мы призваны, остановившись в своем повседневном беге, во-первых, всмотреться в самих себя и увидеть то состояние нашей души, в котором она находится на самом деле. И во-вторых, осмотревшись вокруг, увидеть, наконец, как много рядом с нами людей, требующих нашей помощи, жаждущих какой-то поддержки. Недаром в одной из стихир, которые поются в самом начале Великого поста, есть удивительные слова: «дадим алчущим хлеб, и нищие безкровныя введем в домы». Все эти добродетели ― воздержание, молитва, покаяние, милосердие, — связаны друг с другом, и во время Великого поста мы должны по-особому внимательно относиться к их исполнению. А «гастрономическая» составляющая поста — лишь средство, помогающее человеку обратить внимание на свое внутреннее, духовное устроение.

— Владыка, у нас есть несколько вопросов о Прощенном воскресении, которое предшествует Великому посту. Артем пишет: «У кого нужно ли просить прощения в Прощенное воскресение? Обычно у нас в храме прихожане и духовенство просят прощения друг у друга. Но мы ведь и так хорошо друг к другу относимся. Нет ли в этом формальности или лицемерия? И нужно ли просить прощения у человека, с которым возникла напряженность в общении, хотя мне кажется, что я ничем его не обидел?»

— Просить прощения нужно у всех, и особенно у тех, кто рядом. Потому что, как говорится в старой пословице, камень с камнем сталкивается, а уж человек с человеком — тем более. Конечно, было бы хорошо, если бы в собрании христиан находились одни ангелы, но среди наших прихожан ― обычные люди. И как все люди, они не избегают каких-то проблем в общении. Другое дело, что мы, живя в состоянии постоянного бега, какие-то вещи просто перестаем замечать. Здесь так же, как и с исповедью: пришел человек ― вроде, не убил никого, не ограбил, в чем еще каяться-то? А на самом деле, если внимательно относиться к самому себе и окружающим людям ― ох, сколько найдется вещей, в которых надо раскаяться, которые нужно загладить и исправить… Мы обижаемся друг на друга, завидуем, говорим вместо добрых слов какие-то колкости, думая, что это очень остроумно. За все это надо не просто просить прощения, а обязательно в сердце положить твердое намерение этого больше не повторять. Только тогда просьба о прощении будет не простой формальностью.

— К нам поступило сразу несколько вопросов на очень больную тему ― как простить обиду? Например, вопрос от Натальи: «Как простить отца за его безразличие к нам, детям? Он никогда нам ничем не помогал, даже не интересовался нашей жизнью. Как ″отпустить″ обиду, которая живет в сердце очень много лет?».

— Это под силу только верующему человеку. Только тому, кто очень близко к сердцу принимает слова Христа о любви ко всем, включая врагов, а отец все-таки не враг. Еще нужно помнить и прямую заповедь Священного Писания о почитании отца и матери. И только так можно простить. А если начать молиться за отца, тогда можно будет, уж если не полюбить, то, по крайней мере, понять человека и вместо обиды взрастить в своем сердце сочувствие к нему. Ведь если человек бросил своих детей, не помогает им, не общается с ними, ― на самом деле это трагедия и для него самого. Если отношение к нему будет христианским, тогда получится, по крайней мере, избавиться от обиды, вражды, которые разъедают сердце. Обида ― чувство очень плохое. Она буквально уничтожает того человека, который ее держит в себе и ее постоянно подпитывает. И неизвестно, кому она приносит больше вреда – тому, кто обижен, или тому, на кого обижены. Поэтому с обидой нужно обязательно расставаться, но сделать это возможно только христианскими методами.

— Многие святые пишут, что мы должны молиться о своих обидчиках как о благодетелях. Под силу ли это обычному человеку?

— Под силу. Тому человеку, который молится. Если он имеет навык общения с Богом в молитве, то сможет молиться и за своих обидчиков. Это прямое требование Евангелия, а значит, оно исполнимо.

— Владыка, вернемся к теме Великого поста. У нас очень много вопросов о так называемом телесном посте: как поститься? Можно ли дать какие-то общие рекомендации?

— Дело в том, что у нас нет специального устава поста для мирян. Тот постный устав, который мы имеем, ― монастырский, достаточно строгий. Он далеко не всегда по силам обычному человеку, поэтому в понятиях о мере поста у нас наблюдается большое разнообразие. Основной совет, который дается в этом случае — в общении с духовником или просто со священником того храма, куда человек ходит регулярно, установить для себя меру поста, исходя из своих возможностей. Есть общее правило: пост ослабляется или совершенно отменяется для некоторых категорий людей: тяжелобольных, престарелых, для беременных и кормящих женщин, для детей до семилетнего возраста, для тех, кто исполняет свой воинский долг. А дальше остается достаточно большое пространство для свободы в выборе для себя какой-то меры поста. Повторю, чтобы это не было своеволием, нужно обязательно посоветоваться со священником.

Но главное правило, которое нужно соблюдать — не быть к себе чересчур снисходительным. Например, есть заболевания, при которых человеку обязательно надо есть белковую пищу ― скажем, панкреатит, диабет. Но одно дело, если человек ест обезжиренный творог, а другое дело ― мясные деликатесы. Пост все равно должен ощущаться человеком для того, чтобы элемент воздержания из его жизни не уходил.

А если серьезных болезней нет, надо попытаться поститься достаточно близко к уставу. В самые строгие дни Великого поста, когда устав предполагает полное воздержание от пищи или сухоядение, что в наше время мало исполнимо, думаю, большинству людей можно сделать небольшие послабления, но они должны быть разумными. Скажем, если Уставом предписана пища без масла, а человек не выдерживает ― нужно есть постную пищу с растительным маслом. Если предписано сухоядение — а это действительно очень сложно, и без подготовки человек может просто повредить себе,― можно есть простейшую вареную пищу, и так далее. Здесь нужна рассудительность, иначе человек может заработать какие-то хронические заболевания и будет вынужден вообще оставить пост, а это неправильно.

— Владыка, нам пришел такой вопрос: «В первые два дня Великого поста, насколько мне известно, абсолютно нельзя вкушать пищу. Я боюсь, что не смогу выдержать эти дни. Подскажите, как мне быть? Полина»

— Если боитесь, то вкушайте. Но я знаю многих людей, которые ничего не вкушают в первые дни поста. Я и сам так делал когда-то по молодости, и совершенно не жалею об этом. Все зависит, во-первых, от состояния здоровья, а во-вторых, от устроения, от желания.

Действительно, по монастырскому уставу не просто первые два дня, а до окончания первой Литургии Преждеосвященных Даров в среду, когда братия причащается, не едят и не пьют. Кстати, в Греции, Болгарии, Сербии это стало народным обычаем, а не только монастырской традицией. Там даже люди, которые не очень часто ходят в церковь в обычные дни, в первые три дня поста постятся таким строгим образом. И очень многие ― и молодые, и старые ― этот обычай строго соблюдают.

— «В первые дни поста в храме читается Великий покаянный канон. Если из-за работы я не смогу попасть в храм, можно ли прочитать канон дома самой? С уважением, Валентина», ― спрашивает посетитель нашего сайта.

— Читать Великий канон самостоятельно, если нет возможности попасть в храм, не только можно, но и нужно. Это очень хорошая мысль. Я знаю многих людей, которые именно так и делают.

Подготовила Наталья Горенок

Рейтинг: 7.9 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин (Корчагин)

Новые материалы

Выбор читателей

×