Как постом я «мясо ел»

Каждый Великий пост с улыбкой вспоминаю одну презабавную историю, произошедшую со мной лет шесть тому назад, когда я был еще диаконом, а моя жена ждала первого ребенка. Однажды, где-то в середине поста, нам довелось перекусить в большом кафе в центре города, поскольку у супруги разболелся желудок и ей было необходимо что-нибудь срочно съесть. Беременные они такие – им вынь да положь.

Сплетницы. Автор: О.Новаева / Artlib.Ru Сплетницы. Автор: О.Новаева / Artlib.Ru
    

Взяв себе чай, а беременной диаконице суп-пюре с какой-то закуской, я отправился за столик и вскоре было расслабился, с удовлетворением констатируя, что муки токсикоза почти оставили мою благоверную, как тут же тревожно зазвонил телефон. Звонили из епархиального управления: секретарь взволнованным и смущенным голосом рассказывал о том, как только что в епархию позвонила женщина и, требуя соединить ее с правящим архиереем, разгневанно сообщила, что «диакон Димитрий Фетисов во время святаго и Великаго поста публично покупает и ест мясо, коварно вводя в соблазн окружающих».

«Ты уж, пожалуйста, публично-то не покупай и не ешь, а лучше дома, если уж приспичило», – то ли в шутку, то ли всерьез сказал отец секретарь. Успокоил, что сейчас-то дело замяли, пообещав благочестивой рабе Божией казнить меня четвертованием, но в другой раз, ежели подобная история дойдет до архиерея без редакции людей, могущих за меня поручиться, может случиться скандал со вполне серьезными последствиями.

Вдоволь повеселившись над «публично покупает и ест» и художественно представив себе, как бы это могло выглядеть, я взгрустнул: так вот и живешь, как Штирлиц, – под колпаком у Мюллера, не зная, где можешь провалиться и в чем тебя, в меру своей испорченности, могут заподозрить те, кому ты с амвона раскрываешь душу да еще и вместе молишься: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»…

Как же это взаимосвязано – видеть свои согрешения и не осуждать брата, а тем более, вместе с осуждением, не домысливать. Если первое – «зрети своя прегрешения» – соблюдено, то второе придет само собой, поскольку если видишь свои грехи, то, скованный ужасом от лицезрения обитающих в душе «гадов, ихже несть числа», и «животных малых и великих» (Пс. 103: 25), уже не будешь способен отвести взор от этой печальной картины и обратить внимание на что-то постороннее.

Это как если болеть раком легких и, соответственно, считать больных хроническим насморком счастливыми людьми, не ведающими, что такое настоящая болезнь и страдание. Ведь если поразмыслить, все мы больны грехом в той или иной степени. Грешник, то есть каждый из нас, инфицирован ею – болезнью, – и она ждет лишь благоприятного момента, чтобы расцвести во всей своей «красе». Поэтому-то смотрящий на женщину с вожделением – прелюбодей в Очах Божиих (см.: Мф. 5: 28), а ненавидящий брата своего – человекоубийца (см.: 1 Ин. 3: 15), и кто может дать гарантию, что из потенциальных прелюбодея и человекоубийцы мы никогда не перейдем в реальные?

Размышляя так, невольно начинаешь снисходить к ближнему, ведь на его месте, в его обстоятельствах у меня всё могло бы быть так же и, скорее всего, даже хуже. О чем думает священник, принимая искреннюю и горячую исповедь тяжко согрешившего? Да, думаю, примерно у всех одинаково: пытаясь молиться, слушая подчас страшные грехи, с ужасом понимаешь: Боже мой, да ведь это всё и во мне живет… Вот только гнойник еще не разбух и не вскрылся, спасительно очищая рану, а так всё то же самое, только мельче и оттого гаже, да пока еще, в отличии от несчастного грешника, без раскаяния…

Мне кажется, что человек кающийся, включив фантазию, не стал бы осуждать даже того чиновника, которого посадили за взятку. Ведь подробно зная свою испорченную природу, уже, наверное, не дерзнешь зарекаться даже от такого банального и отвратительного поступка, как взятка, или гневная грубость, или сильное преувеличение какого-то события, граничащее с клеветой.

Если быть честными с самими собой и следовать покаянному духу святоотеческого учения, мы, раскаиваясь, должны понимать, что с достаточно высокой долей вероятности и при определенных обстоятельствах каждый из нас в какой-то степени взяточник, вор, прелюбодей, убийца, завистник, развратник… И там, где говорится о таких людях, там, отчасти, говорится и о нас, признающих свою природу поврежденной не только первородным грехом, но и своим собственным худым произволением.

Светскому человеку, пришедшему в храм и впервые явственно прочувствовавшему всё это (что, наверное, и является непосредственным моментом вхождения в Церковь), становится необыкновенно грустно от такой печальной картины… Но ведь, с другой стороны, это и радостно, так как если мы понимаем вышеизложенный драматизм хотя бы отчасти, то покаяние – оно, судя по всему, уже немного началось, и обоняние кающимся собственной душевной нечистоты происходит именно из-за того, что рядом с ним разливается благоухание от реального и близкого присутствия Христа Спасителя.

Наверное, завет, данный Господом преподобному Силуану Афонскому: стараться «держать свой ум во аде и не отчаиваться», – он как раз об этом: важно сознавать свою глубинную поврежденность, уже не обращая при этом внимание на недостатки ближнего, и, не отчаиваясь, надеяться на безмерное милосердие Божие, сильное даже после нашей смерти докончить начатое нами покаяние, восполнив Своей благодатью наши недостатки.

Вспоминая, как я постом «публично мясо ел», мне уже не хочется осуждать ту добрую женщину, которая, судя по всему, руководствуясь благими побуждениями, хотела сделать как лучше и оттого позвонила с этой нелепой и сильно преувеличенной жалобой в епархию…

Впрочем, признаюсь себе честно: закончись эта глупая история серьезным наказанием типа запрета в священнослужении или даже только обещанием такового со стороны архиерея, не могу четко и искренне представить себе свою нынешнюю снисходительную улыбку по данному поводу и совершенное непамятозлобие по отношению к той непомерно бдительной даме…

А ведь это – памятозлобие – еще хуже, чем действительно постом «публично» съесть мясо, так как указывает на то, что грехи свои человек пока еще не осознал и в полной мере покаяние в нем не совершилось.

Смотри также
Точка невозврата Точка невозврата
Свящ. Сергий Бегиян
Точка невозврата Точка невозврата
Священник Сергий Бегиян
Как часто мы с ревностью вступаем в пост и уже на второй неделе – изнемогаем от неспокойного начала. А чтобы не распыляться, в первую очередь нужно заботиться о том месте, которое больше болит.
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
Игум. Нектарий (Морозов)
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
О духовном смысле поста
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост — замечательный скальпель, с помощью которого мы можем постараться отделить от себя то, что с нами срослось, но не является нашим.
Слово на начало Великого поста, о молчании и неосуждении Слово на начало Великого поста, о молчании и неосуждении
Архим. Мелхиседек (Велник)
Слово на начало Великого поста, о молчании и неосуждении Слово на начало Великого поста, о молчании и неосуждении
Архимандрит Мелхиседек (Велник)
Никто из злословящих, никто из клевещущих, никто из порочащих другого не может приблизиться к чистой молитве. Потому что если ты не любишь хотя бы одного человека, ты уже не можешь достигнуть Бога.
О том, как мы судим о людях О том, как мы судим о людях
В. Духанин
О том, как мы судим о людях О том, как мы судим о людях
Валерий Духанин
Некто пришел к духовному наставнику, чтобы передать тому, что сказал о нем друг его. «Подожди, – остановил его старец, – просей сначала всё, что ты собираешься сказать, через три сита». «Что же это за три сита?» – удивился ученик.
Памятозлобие Памятозлобие
Из наследия Оптинских старцев
Памятозлобие Памятозлобие
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Изгладить из сердца пережитую боль очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и обиде, о том зле, которое нам причинили. Оптинские старцы давали советы, как бороться с памятозлобием.
Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей
Прот. Андрей Ткачев
Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей
Протоиерей Андрей Ткачев
Есть тысячи важных вещей, которые по отдельности столь малы, что мы склонны не придавать им значения. Но собранные вместе, они приобретают силу. И если мы пренебрежем этой простой истиной, враг победит нас, поскольку он этими истинами не пренебрегает. Он прекрасно знает, что человек не станет творить большое зло, пока не оплетется по рукам и ногам мелкой ложью и «повседневными» грехами.
Комментарии
Борис Иконников24 февраля 2015, 13:16
Я убеждён, как раб Христов, раб Божий!
Негоже доносить по пустякам ...
Подумал бы, тот грешник с хитрой рожей,
А, что он натворил по жизни сам?

Священник, пусть и съел, кусочек мяса!
Он что там, человечину глодал?
И, если, видим мы, на брате ряса,
То, значит, нужно, чтоб он голодал?

Какая глупость, верх несовершенства,
ТО, значит веры нет в той, что звонила ...
Она там испытала верх блаженства,
Мол, знайте, у меня, какая сила!!!

Жалеть её? Прозреет понемногу! ...
А правило три "д" для пеших тоже!
То значит, - дайте дуракам дорогу ...
Мозги ей дать, лишь Боженька поможет ...
Вера23 февраля 2015, 15:58
Простите, немного не по сути статьи вопрос. В чем смысл применения слов типа " памятозлобие" вместо общепринятого "злопамятность"? Только желание отмежеваться от массы мирян, использующих обычные слова?
Николай21 февраля 2015, 14:05
Когда - то еще при жизни мой любимый батюшка протоиерей Владимир Коженков говорил: лучше кушайте мясо, но не ешьте ближнего своего.
Александр21 марта 2014, 17:24
Слава Богу за все!!!
Благодарю за поучение. Полезно.
Ольга18 марта 2014, 10:49
Видимо эта женщина очень хотела покушать мяса))) И это ее "внутренняя борьба" вышла наружу и проявилась таким образом.
Тимохина Людмила18 марта 2014, 10:04
Спаси Вас Господи всех! Отцу Владимиру- низкий поклон за статью.
Мария17 марта 2014, 17:44
Спасибо автору.Слава Богу. Очень своевременно и поучительно.Сидела и мучилась и, вдруг, наткнулась на эту статью. Как же милостив Господь-вот и ответ на мое мучение!
Р.Б.Лариса17 марта 2014, 15:32
Р.Б.Лариса: В 1968г. нас принимали в пионеры. Росла в коммунистическом духе. Я слышала, что один мой одноклассник ходит со своей мамой в церковь. Я и сказала: Витю нельзя принимать в пионеры, он в церковь ходит. Его на приняли в пионеры. Сама я приняла крещение,когда дети подросли и муж в крупную автомобильную аварию попал. Стала бы я ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, читать духовную литературу, если бы у меня все гладко да сладко было? Вспомнила бы я о Вите? Слава Богу, у него все в порядке, семья и дети. За это свое "Стукачество" много-много раз я раскаялась. Люди знают мой грех, но не знают покаяние о нем. Один Бог все видит и решает, люди, служащие в церкви-тоже люди. и не в одном отказе от мяса Пост состоит. Сейчас это особенно подчеркивается: Друг Друга только не Ешьте!
Нина Еремеева16 марта 2014, 21:52
Очень тяжело избавиться от греха осуждения.Даже если видимо удержалась, а внутренне всё равно всё равно осудила. Господи, помоги мне никого не осуждать!
Драничников Игорь Александрович16 марта 2014, 21:44
Какая разница тебе, человек, что делает твой соплеменник! Смотри на свои дела! "Грехи других судить вы все усердно рветесь. Начните со своих, и до чужих не доберетесь!".
step step16 марта 2014, 15:29
Спасибо за глубокую и проникновенную в душу статью.

Дмитрий
Олеся16 марта 2014, 10:06
А почему бы не подойти к человеку и открыто, глядя ему в глаза,не спросить:"Что,голубчик,в пост мясо кушаешь?" Тут и получишь правдивый и достоверный ответ!
lyudmila t16 марта 2014, 07:35
тут правы те кто признал как истину слова
ГОСПОДЬ наш ИИСУС ХРИСТОС
изрек --
вынь сперва бревно из глаза своего а потом соломину из глаза брата твоего
я уверена что ГОСПОДЬ уже указал этой жене
вот вчера только я подумала о соборовании ;
как да почему и открыв сайт сразу не 1 а несколько статей
и там все о соборовании и мне простой обычной грешнице все понятно объяснено-- от и до--
вот так нас ГОСПОДЬ ведет и просвещает
СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ!
Нина16 марта 2014, 02:18
Нам даны две важные заповеди: 1. Возлюби Господа своего. 2. Возлюби ближнего своего. Когда мы не соблюдаем вторую заповедь, мы неизбежно превращаемся в религиозных фанатиков. Вещи следует называть своими именами. Да убережет нас Господь от этой напасти.
р.Б.Ирина15 марта 2014, 18:32
У Господа все мудро!Как можно осуждать эту женщину за ее ревностное отношению к Посту.Господь трет нас друг об друга на жизненном пути для помощи и поддержки.Не сомневаюсь, что это было полезно и священнослужителю и прихожанке.Важно понять чем.И что Господь вложил в это."Искание воли Божией -путь к спасению".Господь спасает от худшего!
Лилия14 марта 2014, 17:06
СПАСИ ВАС ВСЕХ БОГ!!! Сколько пользы.Скольна наставлений.Сколько радости Вы дорогие наши приносите нам мирянам этим сайтом.

Дай Бог каждому СПАСЕНИЯ ДУШИ за Ваш труд миленькие!
Ирина14 марта 2014, 16:16
Спасибо за спасительную мирную статью о наших несовершенствах.Заставила пересмотреть свои поступки...Давайте будем добрее... И не надо больше "историй о фашистах и бандерах" так как очень вредит и душе ,,, и дружбе,,,
Полина14 марта 2014, 10:33
Почему-то часто встречаю верующих людей, посещающих храм, которые осуждают окружающих и злятся, гневаются, все им не так, не правильно. А за собой не чувствуют греха осуждения...
Анастасия Возрожденная13 марта 2014, 23:43
Хорошо написано. Вот это предложение и последний абзац можно в цитатник включить: Если быть честными с самими собой и следовать покаянному духу святоотеческого учения, мы, раскаиваясь, должны понимать, что с достаточно высокой долей вероятности и при определенных обстоятельствах каждый из нас в какой-то степени взяточник, вор, прелюбодей, убийца, завистник, развратник…
Анна13 марта 2014, 17:20
На "светском" языке такое проявление товарищеской бдительности называется "стукачеством". Можно осуждать или не осуждать, в меру каждого, но давайте называть вещи своими именами. Какие еще "добрые побуждения"?!-в советские 30-е соседи друг на друга стучали, скажете, тоже из "добрых побуждений", советскую бдительность проявляли из патриотических чувств? В поступке тетки угадывается тот же дух..
Sergej Obrazumov13 марта 2014, 17:10
Очевидно, что женщина сама видела в себе великую постницу и ревнительницу православия, не видя свои болезни.
Ну и по старой советской традиции сообщила куда следует.
Все-то женщины лучше знают и могут.
Во всех храмах похожие проблемы.
Тысячу раз был прав апостол Павел.
галина13 марта 2014, 16:47
СПАСИ ГОСПОДИ НАС! ТЕРПЕНИЯ! ЛЮБВИ НАМ ВСЕМ!
Виктор Дрянцов13 марта 2014, 13:41
Тут можно только смириться, дорогие друзья. Действительно, без осуждения, такие люди будут всегда, ведь женщина была уверена, что творит благое дело. Все мы очень далеки от христианского Идеала.
Вера13 марта 2014, 13:33
Прости нас, Милосердный за все! И огромное спасибо отцу Дмитрию за столь подробное объяснение видения своих прегрешений. Приведи, Господи, эту "добродетельную" женщину зайти на эту страничку и раскаяться в содеянном. Да простит Господь ее и всех нас, великих грешников, погибающих в грехах. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя, грешную!!!
Vladimir Ramenskii13 марта 2014, 12:03
Как часто мы забываем, что пост - дело частное. Кто и что покупает и потребляет в дни поста, не наше дело. В дни Великого поста своя душа - первая забота. О ней и нужно печься, а не о душе брата своего...
Михаил Акостакиоае13 марта 2014, 11:53
Слава Богу за все!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×