О сомнениях в Церкви

Сергей Худиев Сергей Худиев
Как-то я наткнулся на текст человека, который, видя себя православным, сомневается в Церкви – те или иные вещи кажутся ему неправильными, непонятными или отталкивающими. Он не один такой, и, наверное, тут подойдут некоторые общие рекомендации.

Во-первых, необходимо видеть разницу между учением Церкви и мнениями тех или иных частных лиц. Возможно, мнение, с которым вы так решительно не согласны, и не является учением Церкви. Это особенно важно помнить в отношении мнений политических. Как недавно еще раз отметил Священный Синод Русской Православной Церкви, «границы Церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами. Церковь хранит свое единство, несмотря на все переменчивые обстоятельства». Церковь – не партия, и она объединяет не политических единомышленников. Она объединяет тех, для кого важнее всего – Христос и вечное спасение. Вы можете иначе смотреть на политические события, чем тот или иной священник или епископ, – это нормально. Все люди разные, у них разный опыт, они живут в разном окружении, сталкиваются с разными проблемами – в конце концов, все мы можем грешить и ошибаться. Если для нас важнее всего Христос, то мы принимаем как наших братьев во Христе и тех, чье мнение по недогматическим вопросам расходится с нашим. Такое расхождение может быть промыслительным – оно ставит нас перед выбором. Что для нас важнее – политические разногласия или Христос? Кто нам в большей степени свои – братья по вере или товарищи по борьбе? Именно выбирая Христа в ситуации, когда течение мирских страстей и конфликтов пытается унести нас от Него, мы и возрастаем в спасении.

Церковь помнит очень много столкновений и конфликтов, партий и движений, наций и царств – и она хорошо знает, что всё это пройдет. В вечности только одно будет иметь значение – со Христом мы или нет.

Во-вторых, надо научиться сомневаться. Да, именно сомневаться. Сомнение – великая добродетель. Большинство безбожников губят не сомнения, а как раз неспособность усомниться – закрытость, заваренность, забетонированность, неспособность и нежелание хотя бы представить, что они могут ошибаться. Та же проблема губит и большинство бунтарей против Церкви – людей, которые верят в Бога, но считают, что Церковь служит Ему неправильно.

Люди тем больше сомневаются в Церкви, чем меньше они сомневаются в себе. Церковь неправа – перед кем? Кто выступает судией? Я, сомневающийся в Церкви? Ну, может быть, перед Богом вся Церковь неправа, а прав я. Может быть, врата ада одолели всю Церковь, а вот меня – и какое-то малое число согласных со мной – не одолели. Но может, не стоит быть в этом слишком сильно уверенным? Может быть, мне допустить мысль, что и я могу ошибаться? Теоретически такое возможно – все эти епископы, священники и миряне, которые единодушно верят именно так, ошибаются, а прав именно я, но насколько это вероятно?

Сомнения в Церкви могут приступать как справа, так и слева. Кому-то кажется, что Церковь недостаточно сурова, фундаментальна, традиционна и ортодоксальна и недостаточно гневно обрушивается на еретиков. Кому-то – наоборот, что она отстала от времени, особенно в вопросе о взаимоотношениях полов. Церковь, например, продолжает настаивать, что Бог «мужчину и женщину сотворил их» и в то время, как всё прогрессивное человечество находит это невыносимой дискриминацией.

Но общее у этих сомнений одно – неспособность засомневаться в себе. Неспособность задаться вопросом: «А вдруг я чего-то не понял? Вдруг я недостаточно хорошо разобрался в этом вопросе? А вдруг права всё же Церковь, а не я?»

Как сказал блаженный Августин, «я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную Церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем: я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал».

В-третьих, очень часто (хотя и не всегда) источник сомнений – личный грех. Когда человек, например, живет в «гражданском браке» (то есть не хочет признавать свою фактическую жену ни перед государством, ни перед Богом), у него обязательно возникают сильные возражения против учения Церкви вообще и против ее учения о нравственности в области пола – особенно. Что же, все мы бедные грешники, и все мы нуждаемся в прощении. Но чтобы обрести его, нужно признать, что это не путь Господень неправ – это наши пути неправы. Нужно привести свою жизнь в порядок, положить в сердце своем хранить заповеди и искать для этого помощи Божией. И тогда мы обретем твердую и непоколебимую опору в Господе и Церкви, о которой Он сказал:

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Сергей Худиев

9 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Два взгляда на Церковь Два взгляда на Церковь
Сергей Худиев
Два взгляда на Церковь Два взгляда на Церковь
Сергей Худиев
Люди смотрят на Церковь как на старое здание, прежнее назначение которого не представляет интереса, зато сейчас вот его можно было бы как-то использовать.
Право на сомнение Право на сомнение
Свящ. Александр Дьяченко
Право на сомнение Право на сомнение
Священник Александр Дьяченко
Это невозможно, за каких-то две недели я теряю уже третью пару перчаток...
Церковь и люди Церковь и люди
Свящ. Димитрий Шишкин
Церковь и люди Церковь и люди
Священник Димитрий Шишкин
Церковь – это не здание, не священник и даже не службы, совершаемые в храме, а люди, стремящиеся достичь единства во Христе и без этого единства всех не мыслящие свою жизнь.
Помыслы неверия, сомнения, хулы Помыслы неверия, сомнения, хулы
Из наследия Оптинских старцев
Помыслы неверия, сомнения, хулы Помыслы неверия, сомнения, хулы
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.
Главный враг христианства Главный враг христианства
О. Иоанн Истрати
Главный враг христианства Главный враг христианства
Священник Иоанн Валентин Истрати
У меня такое чувство, будто христианская религия необратимо теряет градус под непрекращающимися атаками общества потребления. Однажды я во время одного богослужения задумался, кто же самый большой враг христианства.
За что не любят Церковь За что не любят Церковь
Игумен Нектарий (Морозов)
Кто-то не любит чай с лимоном — и не пьет его. Кто-то не любит Моцарта — и не слушает его произведения. Кто-то не любит, подобно поэту Владиславу Ходасевичу, гулять — и не гуляет. Ну а кто-то не любит Церковь. Что ж, можно тогда просто в нее не ходить. Но нет! Нелюбовь эта обязательно находит свои проявления в непрестанных обвинениях, клевете, требованиях «запретить», «упразднить», «не пущать».
Комментарии
Игорь13 апреля 2014, 18:50
"Христос невидимо во храме и священник лишь свидетель". Если в человеке это не утверждено, то будут и сомнения в Церкви. Потому что придя в храм, человек придет в здание, но не в Дом Господа и слушая священника, он будет слушать и слышать такого же человека как и он сам, но не представителя Господа Иисуса Христа, говорящего от Его имени. Какой из этого вывод? Правильно - за подобными сомнениями в правоте Церкви стоят более глубоко скрытые,но тем не менее реальные сомнения - это сомнения в правоте самого Господа Бога. Вопрос правоты или неправоты Церкви - вопрос личных отношений человека и Бога. А именно - доверяет человек Господу или нет.
Лара13 апреля 2014, 17:39
Иван Вы не правы. Крещение совершается единожды для каждого человека, ценников на таинства в Церкви нет (не надо лукавить), а оказать посильное пожертвование в виде оплаты за крещение раз в жизни вполне по силам каждому. Ну и самое главное- Причастие, исповедь, ведь к ним мы приходим не раз в жизни, и никто с Вас плату не берет. Да, всякий труждающийся достоин пропитания, а священник питается от жертвенника. Ну и основное, думаю православный человек не стал бы и вопроса такого задавать, поскольку он в курсе о ветхозаветной десятине.....
Денис Б.11 апреля 2014, 11:57
Ивану: Здравствуйте! В Церкви нет платных услуг, а есть пожертвования. И человек приходящий креститься жертвует эту зафиксированную сумму на содержание того-же храма. Пускай хоть таким образом привнесет что-то на благо Церкви. Ведь в большинстве случаях, к сожалению, человек после крещения очень редко заходит в храм. У нас на приходе провели небольшой эксперимент, дали возможность крестившимся при желании пожертвовать на храм кто сколь сможет и пожелает. Ту сумму что пожертвовали называть не буду, но она во много раз меньше фиксированной. И на эти деньги нам пришлось бы очень тяжко оплачивать все счета. Учитывая что у нас еще идет восстановление старого храма. Спаси Господи.
Иван10 апреля 2014, 18:46
Всем здравствуйте. Я православный, по крайней мере таковым себя считаю. мне всегда хотелось узнать почему у нас в церквях таинство крещения платное? ведь ради этого апостолы трудились, крестили , проповедывали. а у нас ценники в церквях на дары Святого духа. ведь говорится же при крещении - печать ДАРА Духа Святого!
Елена М10 апреля 2014, 14:23
Славе:
По-моему, Вы преувеличиваете, написав:"Мне кажется Худиев у вас конформистская позиция. Вы бы в 41 тоже говорили везде наши люди и у Гитлера и в Советской России и те хорошии и эти."
Автор просто призывает обе стороны, как одну, так и другую, к размышлениям над той позицией, которую они заняли, и делает попытку привести обе стороны к общему знаменателю, ведь Гитлер и Советская Россия - это не одно и то же, а Украина всё-таки одна и война в ней может возникнуть гражданская, братоубийственная, а не отечественная.
Слава10 апреля 2014, 08:03
Церковь должна, по моему не прятать голову в песок. Реагировать на те или иные события в мире. Разве не так было в нашей истории. Фашисты напали- наш митрополит Сергий призвал на защиту от врага. Далее состоялся Собор который анафематствовал пособников фашистов. А сейчас. Враг стоит и мы говорим мы за тех и за тех. Разве это правильная позиция? Врагом я называю которых извращают белое называют черным и черное белым-Бандера пособник фашис тов попадает под анафему наших Отцов церкви и кто с ним. Можно расставить границы куда можно овцам заходит, а где волки?
Мне кажется Худиев у вас конформистская позиция. Вы бы в 41 тоже говорили везде наши люди и у Гитлера и в Советской России и те хорошии и эти.
АлександрГ.10 апреля 2014, 01:22
"Бог создал человека правым, а люди пустились во многие помыслы"
А может быть не стоит пускаться в различные помыслы? Может быть нужно просто Верить? И помыслы уйдут?
Мне очень часто вспоминается выражение моего любимого о. Иоанна Крестьянкина. Приведу его по памяти. Многие люди не успев войти в Церковь, начинают судить и рядить, что в ней правильно, что не правильно, а что уже "устарело". И что нужно "подновить".
Две тысячи лет, стоит Церковь и вот приходит "дядя" или "тетя" и говорят, что нужно что-то исправить. Смешно и грустно, все это. А почему так? Потому, что человек принес в Церковь свое "я". "я", как центр мироздания. Для них не Господь наш центр, а свое маленькое человеческое "я". И этим маленьким "я", человек пытается измерить НЕИЗМЕРИМОЕ.
Мария 9 апреля 2014, 21:53
"Церковь – не партия, и она объединяет не политических единомышленников. Она объединяет тех, для кого важнее всего – Христос и вечное спасение. Вы можете иначе смотреть на политические события, чем тот или иной священник или епископ, – это нормально."

Спасибо автору за размышления. Жаль только, что в статье нет ответа на вопрос, что делать, если вещи очевидно не согласующиеся с евангельской истиной и исторической правдой (например, оправдание сталинизма, или апология "прекрасного советского прошлого"), озвучиваются в СМИ теми, кто претендует на выражение "мнения церковного большинства", или занимает в Церкви заметное положение, официальный пост? - Как это нести? Как оправдываться за это мирянам перед внешними? Не видит ли автор опасности в том, что суждения, верные фактически и оценочно, но не попадающие в этот "мейнстрим", легко могут быть квалифицированы как "ересь", или "граничащие с ересью", как "самочинство", "своеволие" и как "угрожающие церковному единству"? (Не приходилось ли автору сталкиваться с сетевым троллингом по политическому принципу?)
александр 9 апреля 2014, 21:18
Нынешние проблемы залючаются в недостаточном духовном воспитании и духовном образовании, причем современники наши в большенстве случаев мало в чем виноваты. Эти проблемы возникли не сегодня,тянутся а со времен патриарха Никона и охватывают буквально всю прослойку населения, в том числе и духовенство.Церковь 300 лет была в гонении,а в синодальный период толкование многих догматов было перенесено с Запада на Восток и особенно основной догмат о спасении, который заключяется не в искуплении (по Фоме Аквинскому) ,как многие себе представляют, а в обновлении человеческого естества, как учили святые отцы Востока.Митрополит Макарий не увидел , где тут Западная Церковь , а где Восточная и стал учить православных на Западный манер.Что говорить о правлении Петра и сколько ересей внесено с Запада в нашу школу богословия.Митрополит Антоний Храповицкий, так и не смог разобраться в догмате о первородном грехе и т.д. Где Истина? Западничество сегодня принимают многие за истину, которое привело и продолжает приводить наш народ и нашу страну к революциям, от декабритов до майданников включительно. Вот эту проблему поднимал еще до революции священномученник Илларион(Троицкий)профессор богословия в своем труде "Без Церкви нет спасения", с ужасом отмечая невежество, которое тянется веками.
Елена М 9 апреля 2014, 14:25
Человек, которому свойственно сомневаться, постоянно находится в поиске истины. Тот же, кто уже решил для себя что-то - остановился, уже прекратил поиск. Главное, не путать наличие сомнений с неуверенностью в себе, а заповеди Божии придадут уверенности, если их соблюдать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×