Освоение Великой Руси было подобно некоему духовному деланию
Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. По традиции Патриарх совершает эту службу в Благовещенском соборе Московского Кремля – в одном из древнейших храмов нашей Первопрестольной столицы, в храме, в котором молились великие государи и Патриархи, стены которого овеяны нашей историей, той самой историей, в течение которой небольшое княжество Московское превратилось в ядро великого государства от океана до океана. И произошло это не только потому, что были мудрые правители, честные и преданные своей Родине, не только потому, что было войско, готовое положить душу свою за государя, за землю, за веру православную, но еще и потому, что не были надорваны силы народа и Русь распрямлялась подобно мощной пружине. Не так быстро, не по какому-то волшебному действию, а спокойно, с достоинством страна набирала мощь, распространяясь от края и до края земли.
Что означало это великое делание наших предков? Было ли это неудержимым стремлением к богатству, к умножению своей мощи? Или это была патологическая зависть к соседям? Не было ни того, ни другого, ни третьего. У соседей завидовать было нечему, и не было стремления умножить богатство, потому что никто не знал, имеются ли вообще какие-то богатства в этих бескрайних сибирских и дальневосточных землях, не было и стремления кому-то досаждать.
Освоение Великой Руси было подобно некоему духовному деланию. В первую очередь народ наш сознавал свою ответственность пред Богом в том, чтобы нести свет Христовой истины на Восток, и совершалось это не только силой духовенства, но и силой всего нашего народа. Я говорю сегодня об этом именно потому, что мы совершаем службу в том самом Кремле, который был и остается духовным центром нашего Отечества. И если вспомнить историю, то все самые успешные деяния нашего народа осуществлялись именно потому, что был некий духовный смысл и духовная сила. Без такого усилия и без такой духовной поддержки невозможно обрести успех.
Вот и сегодня, в судьбоносное для нашего Отечества время, мы молились здесь, в Кремле, о державе Российской, о всей исторической Руси, чтобы Господь содержал всех нас под Покровом Пречистой Царицы Небесной, чтобы Он никогда не допустил междоусобной брани, чтобы брат не восставал на брата, но чтобы собиралась постепенно духовная сила Руси, та самая сила, которая привела к созданию великого государства, которая выявила себя во многих примерах святости, в дивных примерах героизма и мужества.
Бог никогда не навязывает Своей воли человеку
Мы молились об этом в день Благовещения Пресвятой Богородицы. «Благовещение» по-гречески именуется Εὐαγγελισμός. Это слово имеет тот же корень, что и «Евангелие», потому что благовещение – это Благая весть, которую Бог через архангела Гавриила передал Деве Марии. И Евангелие, которое стало результатом воплощения Сына Девы Марии, Сына человеческого и сына Божиего, – это Благая весть, но уже не к одному человеку, а ко всему роду человеческому. Евангелие – это благая весть, а если перевести на современный язык, – это счастливая весть. Иногда мы со страхом спрашиваем у человека, который говорит, что у него есть что-то новое для нас: это что-то плохое или хорошее? И радуемся, когда он говорит: хорошее. Даже хорошая человеческая весть способна нас успокоить, поднять настроение, вдохнуть силы – а что же говорить о Божественной доброй, благой, счастливой вести, которая содержится в Евангелии? Это та самая весть, которая действительно способна не просто поднять наше настроение, но и коренным образом изменить нашу жизнь, подчинить ее Божиему закону, а значит, и тому благу, которое несет людям этот закон.
В последнее время это слово стали употреблять многие наши соотечественники, отмечая те или иные события в нашей государственной жизни. Они говорят о чуде, о вмешательстве Бога в нашу историю. И мы должны с доверием относиться ко всему, что приходит к нам свыше. Мы не должны свое человеческое упрямство и гордыню ставить преградой для действия благодати Божией.
И примером для нас явилась Дева Мария. Она могла бы поставить упрямство, непонимание, а, может быть, даже и девичью гордость преградой той вести, которую к Ней обратил ангел. Ведь не с крыльями же пришел к Ней Гавриил – в человеческом образе; и Она, может быть, не сразу и поняла, что это ангел. Пришел некто и говорит Ей: «Ты родишь, без мужа, Сына, и этим Сыном будет Сын Божий, Которому уготован престол Давида-царя, и Царству Его не будет конца». Можно себе представить смущение совсем юной девушки, почти девочки, Которая слышит эти слова, и как много было у Нее причин поставить заслон этой вести: «Не могу, боюсь, не понимаю, уйди». А вместо этого только простые слова: «Я Раба Господня; пусть будет по слову твоему», – ни восторга, ни радости, ни рукоплескания, ни страха, а предание Себя в руки Божии.
Пример Девы Марии должен научить всех нас отношениям с Богом. Мы должны чаще предавать себя в руки Божии. Мы должны чаще просить у Господа явить Себя в нашей жизни, сделать Себя зримым в нашей жизни. И Бог на эту молитву отвечает – опять-таки не в громе и не в молнии, не в каких-то радикальных решениях. Он прикасается к нам легким благодатным прикосновением, но в какой-то момент мы понимаем, что происходящее с нами – не от нас, не от нашей силы и не от какой другой человеческой силы, а от силы Божией.
Пусть пример Девы Марии, принявшей весть о рождении Спасителя со смирением и покорностью воле Божией, будет для нас великим примером построения наших отношений с Богом. Вместо горделивого вопроса: «Где же Ты?» или «Почему Ты поступаешь так, где же справедливость?» – мы должны сказать: «Мы рабы Твои, Господи, пусть будет по слову Твоему».
Из проповеди после Литургии
в Благовещенском соборе Московского Кремля
в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,
7 апреля 2014 года
Благовещение несет в себе огромный заряд Божественной энергии
Благовещение несет в себе огромный заряд Божественной энергии, которая через Пресвятую Богородицу пришла в мир в Рождестве Сына Ея, в Его жизни, в Его скорбях, в Его страданиях, через Его смерть и через Его Воскресение. И потому неслучайно мы этот день называем началом нашего спасения. Днесь спасения нашего главизна, потому что это первое действие Божественного всемогущества, направленное на искупление и спасение рода человеческого.
Именно делу спасения людей служил Святейший Патриарх Тихон. Он жил в тяжелейшее время революционных преобразований. Большинство из нас даже представить себе не могут, что такое революция. Последние события на Украине, страшные картины революционного бунта в столице, убиенные люди, народ в смятении духа – все это помогает в какой-то малой степени понять, что происходило в то время в России. Это был слом всей жизни, который сопровождался бесчинствами, который сопровождался проявлениями страшной несправедливости под лозунгами о достижении справедливости. Во многие страдания погрузился наш народ – святыни были порушены, духовенство истреблялось…
Именно в то самое время святитель Тихон своим мирным, спокойным голосом, своим старческим взором помогал людям не потерять веру, сохранить самих себя, уберечься от греха. Он вел их по пути спасения – казалось бы, по самому трудному пути. Но для Бога нет ни легких, ни трудных путей. Для Бога важно место, куда мы приходим – к Нему или к диаволу, обретаем спасение или навечно его теряем. И потому Патриарх Тихон старался дистанцироваться от всех этих революционных событий настолько, насколько мог. Он погружался в молитву, он общался с единомышленниками, он много служил, он много молился, он объединял вокруг себя народ. И, как мы теперь видим, это и было самое важное, что помогало сохранять в людях веру и благочестие.
Видимо, неслучайно совершителя миссии спасения Господь в день начала спасения, явленного Им роду человеческому, призвал в Свои небесные обители. И потому по сложившейся традиции каждый год в день Благовещения Пресвятой Богородицы Патриарх, отслужив Божественную Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля, устремляется сюда, к этой святыне, чтобы с монашествующими, с братией и со всеми вами, мои дорогие, совершить молебное поклонение Тихону, святителю всея Руси. Его молитвами да сохранит Господь державу Российскую, всю историческую Русь, в Православии, в единомыслии и да поможет нам преодолеть всякого рода нестроения, в том числе и риски братоубийственных конфликтов и междоусобных браней, чтобы под Покровом Пресвятой Богородицы, в мире, благочестии и чистоте протекала жизнь нашего народа.
Из слова по окончании молебна
у раки с мощами святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России,
в Большом соборе Донского монастыря в Москве,
в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
и день преставления святителя,
7 апреля 2014 года
Христос явил нечто, что превосходит всякое человеческое разумение
Сегодня, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы отмечаем великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. И апостольское чтение, которое было предложено нам сегодня за Божественной литургией, – это небольшой отрывок из послания апостола Павла к христианам, жившим в городе Филиппы на севере Греции, – Флп. 4: 4–9. Апостол говорит в этом послании удивительные по глубине и значимости слова: «Мир Божий, который превышает всякое человеческое разумение, да совершит – то есть усовершенствует – сердца и помышления ваши во Христе Иисусе, Господе нашем».
Почему этот отрывок читается сегодня, когда Церковь празднует вход Господень в Иерусалим? Совершенно неслучайно. О каком мире Божием, который превышает всякое человеческое разумение, говорит апостол Павел? Что это за мир? Несомненно, речь идет о системе ценностей, которые превышают всякое человеческое разумение. Что же это такое? Неужели нечто осталось тайной для пытливого человеческого разума? Ведь ценности описаны и философами, и учеными, они вырастают из человеческого опыта, они могут быть более возвышенными и менее возвышенными, более духовными и более материальными. О каком же мире, который превышает всякое человеческое разумение, говорит апостол Павел, и почему Церковь напоминает об этом в день, когда воспоминается Вход Господень в Иерусалим?
В тот самый день, в преддверии праздника Пасхи, Господь, только что воскресивший из мертвых Лазаря, вступает в иудейскую столицу. Представим себе человека, который не то чтобы воскресил мертвого – не дано такое людям! – но по крайней мере совершил невероятный поступок, более или менее соизмеримый с воскресением из мертвых. Например, спас народ, государство от гибели или предотвратил страшный природный катаклизм, который мог бы унести огромное количество жизней. Как бы чувствовал себя этот человек, даже будучи очень скромным? Конечно, он понимал бы все значение того, что совершил, – как понимали жители Иерусалима, что Иисус совершил нечто выходящее за пределы человеческого опыта. Иисус воскресил покойника, который уже начал смердеть, ведь более трех суток четверодневный Лазарь находился в гробу. Это не как только что умершая дочь Иаира, о которой еще могли размышлять, умерла она или сознание потеряла. Это не как сын Наинской вдовы, который сразу после смерти, по восточному обычаю, был изнесен для погребения – может быть, он еще оставался теплым, так что еще могли быть сомнения: умер ли он или в действительности спит в летаргическом сне.
Ничего подобного не было с Лазарем. Это разлагающееся человеческое тело; это пелены, которые слиплись в трупном яде; это зловоние, которое убеждает сильнее всего, что перед вами – давно умерший человек. И Христос силой Своей воскрешает Лазаря из мертвых. Это событие взбудоражило весь Иерусалим. И когда через несколько дней Господь, посетив того самого Лазаря, которого воскресил из мертвых, и сестер его Марфу и Марию, – после трапезы в узком, можно сказать, семейном кругу, потому что Спаситель любил эту семью, – вступает в Иерусалим, тогда и происходит нечто, из-за чего мы и читаем сегодня строки из послания апостола Павла.
Христос явил нечто, что превосходит всякое человеческое разумение, что невозможно объяснить просто скромностью. Он не входит в Иерусалим как триумфатор, хотя что больше можно было сделать, чем воскресить разлагающийся труп? Он входит в Иерусалим скромно, въезжает на обычном осле, как это делали в то время, да и сейчас делают на Ближнем Востоке, многие простые люди, самые что ни на есть бедные. И когда люди кричали «Осанна! Да здравствует Сын Давидов», обращаясь к Нему как к преемнику Давида, а значит, кандидату на царствование, они срывали с себя одежды, постилая их под ноги Спасителя, и срезали с деревьев ветви, бросая их Ему под ноги, то есть встречали Его как победителя, полководца, триумфатора.
И в ответ на это – смиренное восседание на осле, что означало отвержение всяких человеческих почестей, что означало свидетельство Христа об ином мире, которое превышает всякое человеческое разумение. Его поступок разрушал привычную логику событий, разрушал принятый в то время сценарий: «Ты – победитель, мы пред тобой преклоняемся, прими наши почести». Как благородно, но и с какой гордостью принимали полководцы-триумфаторы такие почести! Господь же отрицает всё это Своим смиренным вступлением в Иерусалим, тем самым свидетельствуя: всё, что так важно и так вожделенно для людей, – а ведь многие полководцы ради такого мгновения и подвиги совершали, и жизнью рисковали, – все то, что так ценится людьми, не имеет никакой ценности в очах Божиих, потому что Божий мир возносится над всяким человеческим разумением. Это иная точка отсчета, это иной угол зрения, это иная система ценностей.
Казалось бы, после смерти и Воскресения Спасителя, после основания Церкви и Церковь Христова, и мир, просвещаемый Церковью, должны были бы впитать в себя все эти Божественные истины. На самом же деле ничего как бы не изменилось. Вновь и вновь люди во имя славы, богатства и власти готовы жертвовать жизнью и с наслаждением воспринимают всякое поклонение со стороны других людей. Как это тешит душу! А ведь самолюбие дает еще и некие властные рычаги, позволяющие устанавливать отношения с другими с позиции силы: «я ведь не простой, я выпадаю из круга обычных людей». И как часто мы отдаем лучшие годы своей жизни, лучшие свои силы для того, чтобы, не признаваясь, может быть, даже самим себе, утешать себя поклонением со стороны других людей.
Из проповеди по окончании Литургии
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в
Москве
в праздник Входа Господня в Иерусалим,
13 апреля 2014 года
Власть епископа в Церкви – это не то же, что власть светская
Церковь неслучайно называет архипастырей святителями: не потому, что уже при жизни они все стяжали святость – подвиг их веры известен только Богу, – но называет их так, выражая глубокое почтение к высоте их призвания быть светильниками веры, то есть образцами веры, носителями и проповедниками Истины Христовой, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. И даже когда исповедничество и проповедь истины Христовой сопрягаются с тягчайшими жизненными условиями, когда это становится опасным и даже смертельно опасным, епископ должен нести свет людям.
Власть епископа в Церкви – это не то же, что власть светская. Церковная власть – совершенно иной природы. В ее основе не принуждение, не сила оружия, не желание господствовать и подчинять. В ее основе – любовь: любовь отца к детям, учителя к своим подопечным, пастыря к пасомым.
Слово Божие – это слово от Духа
Власть слов Спасителя заключалась не в повелительном тоне, не в книжной учености, не в жестких указаниях, но в силе воздействия на души и сердца людей. Слово Божие – это слово от Духа, а потому «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).
Это слово, дышащее любовью к человеку, и покоряло тех, кто слушал Господа, показывало, что Он – истина, и через Него видели, что такое ложь. Его слово указывало путь к свету, путь к Божественной правде. С таким дерзновением говорили и апостолы Христовы, принявшие Духа Святого в Сионской горнице, с такой силой учили и многие отцы Церкви. Таковому свидетельству об Истине надлежит отныне подражать и тебе. Дар, полученный тобой свыше в таинстве хиротонии, пусть будет залогом успеха предстоящей тебе миссии.
Идеальный образ архипастыря являет Сам Христос
Нередко приходится слышать вопрошания: существует ли некий идеальный образ архипастыря, есть ли какой-нибудь обязательный набор личных характеристик, необходимых епископу?
Идеальный образ, конечно, существует, и его нам являет Сам Христос. Памятуй об этом Великом Первообразе, подражай Ему в неустанной проповеди Правды Божией, в сострадании и милосердии, в жертвенной любви к людям и деятельной заботе об их духовном состоянии.
Нравственные требования к будущим архипастырям весьма высоки и строги. Но дело не в какой-то особой совокупности человеческих качеств, которыми должен обладать каждый архиерей. Образ достойного епископа – это не только сумма необходимых для его служения добродетелей. Настоящего архипастыря среди прочего отличает очень важная способность: он умеет сделать Евангельское послание актуальным и ценным для современного человека. Подобно тому как апостолы несли миру радостную весть о Восставшем от гроба Спасителе, так и епископ призван в единстве с Церковью смиренно, мужественно и убедительно свидетельствовать ближним и дальним о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе, продолжая великое апостольское служение – быть свидетелями Воскресшего даже до конца земли.
Из слова при вручении архиерейского жезла
епископу Армавирскому и Лабинскому Игнатию (Бузину)
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в
Москве
13 апреля 2014 года
Патриарха.Мне особенно понравилась проповедь на праздник
Благовещания,рассказ о деятельности Патриарха Тихона в то
страшное время революции.Серьезное вразумление,если задуматься.