Стыд и Пасха. Иногда совместимы

Фотог: Vostock-Photo/REUTERS/Michaela Rehle Фотог: Vostock-Photo/REUTERS/Michaela Rehle
    

– Без греха жизни не изживешь, без стыда рожи не износишь, – улыбнулся дядька Олег. – Но, между прочим, и в стыде есть польза. Потому что, как говорит апостол Иоанн, есть грех не к смерти. И это хоть и стыдно, но не радовать не может. Могу доказать.

«Интересное, однако, продолжение встречи за пасхальным столом», – подумали праведные мы. Но дядька Олег всегда умел всё расставить по своим местам, объяснить любые недоумения. Ладони размером с колесо от «Камаза» – не один дом такими ручищами построил; мощный бас, искрометный юмор. И картины еще замечательные такими вот ручищами писал. Так что слушали его всегда внимательно. Вот и сейчас приготовились.

– Случилось это тогда, когда мы только-только просыпались. В конце 1980-х, то есть. Слышали что-то о духовности, побаивались Православия, будучи интеллигентными людьми советского происхождения и воспитания. Тем не менее охотно помогали восстановлению одной из церквей в нашем городе: доброе дело как-никак – чувствовали же. К священникам, тогда немногочисленным, мы, интеллигентные люди – художники, писатели, поэты, журналисты, – относились и с опаской, и с известной долей то ли иронии, то ли предубеждения. Креститься решались не все: многие из нас, «образованных», просто присматривались, откладывали, как это обычно бывает, на потом. Те, кто крестился, довольно быстро «откалывались» от общей нашей веселой интеллигентной «тусовки», становились какими-то загадочными, а то и чужими. Ну, мы им это дело великодушно прощали, продолжая за встречами рассуждать о великой русской духовности и ее, духовности, нехватке. Много было таких встреч…

Однообразную нашу серовато-перестроечную жизнь начали оживлять невесть откуда появившиеся гости из-за границы. Точнее, как это «невесть откуда» – очень даже «весть»: большинство гостей стали приезжать из Германии. И ладно бы туристы какие-нибудь. Так ведь нет: все как на подбор – очень верующие люди, именовавшие себя «новыми апостолами». Холеные такие, свежие немцы предпенсионного возраста – нам они казались просто космическими пришельцами на нашем-то унылом постсоветском пространстве. Вежливые, главное. И все говорят о Боге. Шампунь в подарок привозили! Можете себе представить: кругом апрельская грязь, остатки СССР, взгляды исподлобья, а тебе – на вот: и улыбки, и разговоры о Боге, и шампунь! Не какой-нибудь там московский, а самый настоящий заграничный, о как! Поэтому говорить о Боге с немцами мы полюбили поначалу.

Те снимали помещение в клубе железнодорожников и проводили там свои собрания, на которые, понятное дело, постоянно приглашали нас. Да что говорить: народ валом валил – и на инопланетян посмотреть, и о духовности послушать. Отсталых священников в рясах там не было – мы не сильно и расстраивались. Как-то даже свободнее себя ощущали. Переводили эти дружеские встречи преподаватели института: стоит на сцене «новый апостол», говорит что-то, а преподаватель всё это дело переполненному залу и переводит. Больше всего нравился «новый апостол» Клаус: всё время улыбался и подмигивал. Правда, другой глаз у него был стеклянный и смотрел в одну сторону соответственно, отчего некоторые немца даже побаивались. Не помню уж, сколько времени такие встречи продолжались – может, раза три-четыре.

А последняя наша с ними встреча пришлась на Пасху. Ночью мы, неразборчивые друзья-интеллигенты, пошли на службу в тот самый храм, который помогали восстанавливать. Мало что поняли, правда, на службе – поняли только, что красиво и что Христос воскрес – и это повод для радости. Ну, пасхальный крестный ход, конечно, радости добавил: необычно всё это было. Священник был каким-то, ну, неземным, что ли: тихий, торжественный, таинственный. Даже громкие пасхальные приветствия эту таинственность не нарушали.

Не дождавшись конца службы, мы отправились домой – отсыпаться. А в полдень была назначена эта самая очередная встреча с «новыми апостолами» из Германии. Праздник. Пасха. Прекрасный повод «поговорить о Боге» – мы, конечно, пошли. Снова была сцена, снова были переводы, улыбающийся и сверкающий глазом «апостол» Клаус. Не помню, что он там говорил, но под конец предложил всем желающим выйти и покреститься.

Никто не вышел! Не то чтобы стеснялись, нет – после похода на пасхальную службу, пусть и не всю, чувствовалось как-то, что что-то тут не так: «разговоры о Боге» – это всё, конечно, здорово и хорошо, но вот так вот выйти и креститься с бухты-барахты – это, ребята, перебор. Бог отвел, короче. Клаус, конечно, огорчился, огорчилась и переводчица-преподаватель, хотя виду старались не подавать. Нам «новых апостолов» жалко стало: «Пошли к нам, – говорим, – в гости. Сегодня Пасха – давайте отметим по-русски!»

То ли с горя, то ли из любопытства, то ли из «миссионерских» каких побуждений, но согласились. Повели мы их к себе домой, усадили за праздничный стол. Чем богаты, как говорится. А богаты мы тогда были, увы, не столько едой, сколько веселящей сердце человека субстанцией. Это если при умеренном употреблении. А какое может быть умеренное употребление у радостных художников, журналистов, писателей и поэтов, умеющих пока только рассуждать о Православии, но боязливо сторонящихся его самого?

Как оказалось, на умеренное употребление не был настроен и «новый апостол» Клаус: неудача с крещением сильно его, видать, расстроила. Поэтому говорили мы с ним на равных, и через полчасика уже без всякого переводчика. Еще через полчасика мы обсудили все проблемы мироздания и наметили способы их решения – переводчик мирно спал где-то в уголке на диване между тюбиками с шампунем.

Дальше «новый апостол» выдал такой трюк: доказывая мне очередную прописную истину (мы уже сидели в обнимку), он вынул свой стеклянный глаз и начал катать его по столу. Я, честно говоря, немножко даже протрезвел. А тому хоть бы что: катает свой глаз по столу и рассуждает.

Тут раздается звонок в дверь – она была всегда у нас открытой – и входит тот самый священник, который вел пасхальную службу и которого мы, оказывается, тоже пригласили отметить Пасху. Остановился в дверях, обомлев, увидев всю эту картину. Тут я протрезвел окончательно. Уже от стыда. Настоящего стыда.

Больше всего понравилась реакция батюшки: придя в себя после первого потрясения, он не разразился гневной проповедью – он расхохотался. Громко, искренне, без издевки. Потом развернулся и ушел.

Ну, что тут скажешь? Собрали мы всю эту «новоапостольскую» компанию, вставили глаз на место и отправили их восвояси. Сами срочно выспались и простыдились как следует. Почему «как следует»? Потому что через неделю, уже вменяемые, встретились с батюшкой и извинились перед ним за недоразумение. Он опять долго смеялся и, конечно, простил «интеллигентных» оболтусов. А еще через неделю мы все и крестились в той самой церкви, которую помогали восстанавливать.

Уже много позже мы узнали, что так называемая «Новоапостольская церковь» – это обычная секта, и поняли, что Бог нас действительно отвел от «крещения» в ней. Куда подевался бедняга Клаус, я не знаю. Но с тех пор «новых апостолов» в нашем городе, кажется, не было. Так что нет худа без добра. И есть грех не к смерти: пить-то мы все побросали. Да и как не бросить: только вспомнишь катающего свой глаз немца по твоему столу – хоть плачь, хоть смейся. Вот, батюшка до сих пор смеется. А мы чаще грустим по этому поводу. Так что, повторяю, без стыда рожи не износишь. Но это не оправдание, конечно, – повод помнить, постоянно помнить о своем несовершенстве. Так-то! Христос воскресе!

Дядька Олег закончил свой рассказ и налил себе еще чаю.

Петр Давыдов

22 апреля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пасха. Светлое Христово Воскресение Пасха. Светлое Христово Воскресение
О Празднике — Святые Отцы о Воскресении Христовом — Иконография — Вычисление пасхалии — Вопросы священнику — Пасха в разных частях света — Храмы — Пасха в жизни обычных и известных людей — Кухня — Фотогалереи — Аудиозаписи.
Пасха. Светлое Христово Воскресение Пасха. Светлое Христово Воскресение
О Празднике Пасхи — Святые Отцы о Воскресении Христовом — Иконография Воскресения Христова — Вычисление пасхалии — Вопросы священнику — Пасха в разных частях света — Храмы Воскресения Христова — Пасха в жизни обычных и известных людей — Пасхальная кухня — Фотогалереи — Аудиозаписи пасхальных служб.
Бразилия. Пасхальный рассказ Бразилия. Пасхальный рассказ
Наталья Романова
Бразилия. Пасхальный рассказ Бразилия
Пасхальный рассказ
Наталья Романова
Всё, что бы ни делал Борис, Лену не устраивало. Принес букет цветов – крик на весь дом: зачем деньги тратишь? Откладывать надо на квартиру!
Пусть и у них праздник будет. Рассказ Пусть и у них праздник будет. Рассказ
Лидия Вакина
Эту, прямо евангельскую, историю о своих родных рассказала мне прихожанка нашего храма. Ее, тогда молодой еще, дедушка с семьей жили в деревне. Перед Пасхой отправился он на речку, чтоб поставить сеть и наловить к празднику рыбы. Чего бы лучше можно придумать? Пост у православных кончается, праздник праздников впереди, хороший улов был бы к месту.
Комментарии
Ольга25 апреля 2014, 19:26
А у нас в небольшом провинциальном городе с населением 250 тыс.человек всего две церкви, да и те на самых окраинах старой части города. И вот возле одного храма буквально по другую сторону дороги в начале 90х молниеносно была выстроена Новоапостольская церковь немаленького размера. Нашу церковь только начали восстанавливать после передачи, а та уже красовалась своей новизной. Но вот прошло 20 лет - наш храм наполнен прихожанами, а это здание Новоапостольской церкви - пустота и безжизненность. Ничего у них не вышло с их слащавыми проповедями.
Натали Днепр23 апреля 2014, 15:26
Спаси Господи за интересные рассказы.. про глаз от души посмеялась ))) и еще раз Христос Воскресе!!!
ТаняСем22 апреля 2014, 13:06
Сама тоже ходила в постсоветское время на всякие "душеспасительные процедуры",а сейчас стыдно вспомнить,до чего незнание Божьей Истины доводило!Слава Богу,что отвел от всего этого и привел в Храм,в свой Божий дом!Дай Бог,чтоб укрепиться в вере и дальше следовать по пути Истины Божьей!!!Помоги Господи и помилуй!!!
Любовь22 апреля 2014, 11:37
Мне тоже стыдно, бывшему безбожнику...Стыдно мне что я в Бога не верил, горько мне что не верю теперь
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×