Святая Русь и пули века сего

Патриаршее служение на Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г. Патриаршее служение на Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г.
В четвертую субботу после Пасхи (в этом году – 17 мая) Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Бутовских. В преддверии этого дня патриарх Кирилл совершил Божественную Литургию под открытым небом, рядом с храмом Новомучеников и исповедников на Бутовском полигоне.

В XX веке Церковь Христова столкнулась не просто с испытанием, а с наиболее ожесточенной за всю историю попыткой ее уничтожить – физически. Стереть с лица земли. Да, «единственное верное научное марксистско-ленинское учение» провозглашало, что религия неизбежно отомрет по мере исчезновения порождающих ее социально-экономических условий. Но марксисты не собирались этого дожидаться: многие тысячи православных людей – мирян и священников – приняли мученическую кончину за свою веру. «Пальнем-ка пулей в Святую Русь!» – как говорил один из персонажей поэмы «Двенадцать».

Греческое слово «мученик» – «мартирос» – буквально означает «свидетель»: он тот, кто свидетельствует о Воскресении и жизни вечной среди мира, который поглощен чем-то другим – властью, деньгами, идеологиями, политическими интригами. Мученик умирает, чтобы утвердить свое свидетельство: есть нечто бесконечно более важное, чем всё, о чем люди препираются и из-за чего дерутся здесь, на земле. То, ради чего действительно стоит жить – и стоит умереть.

Бутовский полигон – свидетельство враждебности мира к Церкви. Большевистский натиск до сих пор остается самым страшным в истории. Но большевики не уникальны – они часть того мира, который, по слову Спасителя, будет ненавидеть и преследовать Его учеников. Большевистский эксперимент провалился. Слова персонажа советского фильма: «Там, за дымом да за пожарами, жизнь светлая-светлая» – оправдались только на половину: в части дыма и пожаров. Но мир, в котором мы живем, не пережил какой-то радикальной трансформации – это всё тот же падший мир, противящийся Богу и воюющий на Его Церковь.

Икона Новомучеников Бутовских Икона Новомучеников Бутовских
    

Сегодня мы переживаем острый политический конфликт, старые друзья вычеркивают друг друга из социальных сетей, люди исполняются ненависти и считают ее чем-то праведным, радуются смерти и аплодируют убийствам. Злоба обрушивается и на Церковь – за то, что она стоит на последовательно евангельских, миротворческих позициях, отказываясь поддерживать людей в их деле – которое они, конечно же, считают безоговорочно правым.

Но это – далеко не первая и очень далеко не самая сильная волна, которая накатывается на Церковь. Русская Православная Церковь помнит много таких волн – начиная с княжеских усобиц в глубоком средневековье. И среди всего этого Церковь была, есть и навсегда останется тихим прибежищем, которое воздвиг Бог.

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19), – говорит святой апостол Павел, обращая наши взоры к тому Небесному Граду, где все святые Божии и в их числе святые Руси – святые Киевские и святые Московские – вместе предстоят пред Богом, единодушно молясь о наших странах и народах.

Патриаршее служение на Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г. Патриаршее служение на Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г.
    

Эта небесная реальность, хотя и закрытая для глаз мира сего, неизмеримо важнее, подлиннее и могущественнее всего остального. Мир сей прейдет, его государства и империи исчезнут под песками времен, а Святая Русь пребудет вечно – как вечно пребудет Небесный Град, собирающий святых из всех народов, частью которого она является.

    

Святая Русь остается реальностью несмотря ни на что – более того, это та духовная скала, о которую обречены разбиться и обессилеть все волны ненависти и насилия, воздвигаемые миром сим.

Церковь являет собой эту небесную реальность на земле, реальность, по сравнению с которой все политики и все политические смуты – трава, которая завтра увянет и исчезнет.

На Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г. На Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г.
    

Завтра энтузиасты обнаружат, как жестоко их обманули; те, кто впадал в ярость и гнев, – ужаснутся тому, что они наговорили и – хуже того – наделали, и люди – как и много раз до этого в истории – увидят, что возложили свои надежды на что-то пустое и ложное.

Есть одна надежда, которая не посрамит, одна твердыня, которая не падет, одно Царство вечное, которое не разрушится. И чтобы принадлежать этому Царству, нужно принадлежать Церкви. Искушение, которое многие из нас переживают сейчас, далеко не так велико, как то, что претерпели предыдущие поколения православных – и сохранили верность.

Сергей Худиев

16 мая 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бутовский полигон: пока читают имена… Бутовский полигон: пока читают имена…
Л. Виноградов
Бутовский полигон: пока читают имена… Бутовский полигон: пока читают имена…
Леонид Виноградов
20760 человек было расстреляно на Бутовском полигоне с августа 1937 по октябрь 1938 года. Это только те, чьи имена и дни смерти удалось установить по расстрельным спискам НКВД. Второй год подряд 30 октября в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово и на Бутовском полигоне проходила акция памяти. Она приурочена ко Дню памяти жертв политических репрессий.
Новомученики Новомученики
Прот. Андрей Ткачев
Новомученики Новомученики
Протоиерей Андрей Ткачев
Почитание новомучеников не должно снимать вопрос: да как же это все могло произойти в православной стране?! Это почитание должно совершаться с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений. И еще вопросы должны звучать коли не вслух, так в совести: а мы сегодня все ли правильно делаем? Не ждет ли и нас очередное огненное испытание? Ошибки наши не придется ли омывать своей кровью тем, кто придет после нас?
Церковь новомучеников Церковь новомучеников
Ольга Васильева
Церковь новомучеников Церковь новомучеников
Ольга Васильева
Год «Великой Чистки» и последующий за ним 1938 были самыми страшными для духовенства и мирян – 200000 репрессированных и 100000 казненных. Был расстрелян каждый второй священнослужитель.
Комментарии
Михаил 7 мая 2015, 12:12
Михаил.
Братья и сестры всего нашего земного шарика!
Молите Бога нашего Всевышнего,чтобы человек постигал истину,а она одна у Бога нашего Иисуса Христа, в Церкви,которую он создал- в православии.
А кто прав или виноват-Бог тому судья.
Мы не ведаем, что будет дальше в этом мире. Судите сами себя.
Кто я такой, чтобы судить других.Бог мой судья мне и всем.
Я думаю высказаться каждому хочется, кого задело какое-то слово в комментарии чьем-либо.
И вот я один из тех,которому тоже захотелось вставить своё мнение.
Мнение-то у всех похожие,но высказываются по разному.Это неплохо.
Мир Вашему дому!
Берегите себя. Слава Богу за все!
Георгий Циганок 9 января 2015, 20:41
В один город вошел старец и ученик.Много горожан узнавали его.Подошел к нему один и говорит-Учитель напрасно ты пришел сюда,сердца людей сих черствы и они даже слушать не хотят о спасении души-Да,твоя правда-ответил старец.Прошли они немного,подходит к нему другой и радуясь встрече говорит-Учитель,как хорошо,что ты пришел сюда.Люди здесь добрые и открытые,они будут рады послушать тебя.-Твоя правда-ответил старец.Они отошли и ученик в недоумении спрашивает-Учитель,зачем ты двум разным людям,дал один и тот-же ответ?-Что смущает тебя?-говорит старец-Каждый из них сказал правду,и в их словах небыло обмана и лукавства,они высказали то что видят.И я,видя их ограниченность,не стал смущать и расстраивать их.Истина только у Бога,и только у него ВСЯ правда... Эта притча нам в назидание. Никто из нас не знает всей правды.Не буду умничать,а только прошу-Давайте молиться друг за друга.У меня как и у вас своя правда.Может так мы сохраним мир в сердцах своих,потому что все новости и события возмущают и расстраивают нас.
Василий Н.23 июня 2014, 01:32
Денис писал:
Мольга, вопрос в том, что значит мова для говорящего на ней. Если для него это наречие русского языка или пусть даже отдельный язык равноправный русскому языку. То это одно дело. Однако, если любитель мовы ненавидит или тем более убивает русскоязычных за язык наш. То как назвать такого?

Денис, в том-то и дело, что бандеровцами теперь называют ВСЕХ украиноговорящих. Разве это нормально?

Василий Н.10 июня 2014, 13:40
Отличная вещь - "Инструкция для вменяемой части населения на время любой информационной войны". Полностью с ней согласен.
Денис24 мая 2014, 11:01
Ирина, среди инквизиторов и крестоносцев были такие постники с молитвенниками. Каких ныне и среди православных мало. Однако разве это делало настоящими христианами тех кто заживо сжигал людей (как ныне в Одессе в доме профсоюзов)на кострах и устраивал походы на православный Восток (также как и ныне)?
Денис24 мая 2014, 10:55
Мольга, вопрос в том, что значит мова для говорящего на ней. Если для него это наречие русского языка или пусть даже отдельный язык равноправный русскому языку. То это одно дело. Однако, если любитель мовы ненавидит или тем более убивает русскоязычных за язык наш. То как назвать такого?
Денис24 мая 2014, 10:50
Ксении, речь идёт больше, чем о геополитических интересах великих держав. На Запада торжествует либеральное безбожие с его легализацией "однополых браков", детоубийства (абортов и детской эвтаназии) с прочими безбожными мерзостями. Так разве же Церковь вправе толерантно относиться к тем кто продвигает подобные мерзости или нужно брать пример со Христа за меньшее хлыстом выгнавшего торговцев из храма?
Денис24 мая 2014, 10:45
Разве Церковь стояла в стороне во время Отечественных войн и войн за освобождение православных славян от Османского ига?
Нет, Церковь была вместе с православными народами!
Так должно ли церковное руководство ныне брать пример с Понтия Палата и умывать руки или по примеру своих святых предшественников поддерживать наших братьев и сестер во Христе?
Алексей21 мая 2014, 23:21
Большевистский эксперимент, как пишет автор, хоть и провалился, но не допустил той социальной революции, которая началась на Западе в 60-е годы.

Волна не такая уж не страшная, как видится автору. Объедините либеральную риторику с диктатурой бандеровцев (есть смысл ознакомиться с их методами работы с несогласными в 1941-1943 годах), и вы поймёте - это волна не на Церковь, а в самом общем смысле на мироустройство, на тот, пусть и падший мир, каким мы его знали последние десятилетия. Никто не будет строить школы и заводы вместо церквей, это просто уничтожение человечества.
НН20 мая 2014, 22:25
Татьяна:
Р.Б. Сергию.
"Вы ведь не в Украине находитесь, верно? Как киевлянка, прошу Вас: не верьте всему, что говорят"...

Татьяна, отношение к событиям на Украине, на мой взгляд, не вопрос ВЕРЫ, а информированности и умении правильно ставить вопросы и честно отвечать на них, не лгать хотя бы себе. По моему мнению, христиане ОБРЕЧЕНЫ проигрывать информационные войны, это не наше поле сражения... И НЕчеловеческая жестокость - тоже. Мой отец более 1,5 года после окончания войны служил на Западной Украине, 333 гвардейский стрелковый ордена Кутузова и Богдана Хмельницкого полк.
Все, кто интересуется, знает, что это такое.Даже то малое, что он рассказывал (очень не любил вспоминать!) повергало в ужас. Бандеровцы - звери, сатанисты. Ещё тогда их желание и изощрённость УБИВАТЬ ужасала воинов, прошедших всю войну и немало повидавших и претерпевших. События в Одессе - тому пример(конечно же докажут, что это не они, а рука Москвы, или вообще замолкнут на эту тему). Хорошо бы было, если бы ваш Филарет обратился К НИМ с пламенной речью и остановил их зверства. Как думаете, послушают они его? А мы молимся... Господи, спаси Украину и Россию, дай мудрости вождям и терпения народу, укрепи нас в вере, надежде и любви. Помоги нам, Господи!
Анна20 мая 2014, 10:29
Спасибо за статью. В ситуации на Украине виноваты те люди кто сбросил законную власть и поддерживал это. И если не покаятся в этом, будет как в 1917 году. Новые самозванные правители послали армию подавить протесты на Юго-востоке страны. Люди на Юго-востоке естественно не хотят чтобы их сожгли как в Одессе, поэтому они сопротивляются. Россия не хочет вмешиваться в братоубийственную войну и это правильно .
Татьяна19 мая 2014, 23:32
Р.Б. Сергию.
Вы ведь не в Украине находитесь, верно? Как киевлянка, прошу Вас: не верьте всему, что говорят. И спаси Вас Господи за искренность!
НН18 мая 2014, 15:05
Христос Воскресе!
Толик, Антоний, согласна с вами. Я уже неоднократно писала о том, что промывание мозгов сейчас гораздо изощрённее и эффективние, чем по отношению к царскому режиму, и в этот процесс вольно и невольно включены практически все. ВОЛОС С ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА НЕ УПАДЁТ БЕЗ ВОЛИ БОЖИЕЙ - но это только тогда, когда нам что-то понятно и ложится в нашу, увы. идеалогию, а когда не понятно и не ложится - тогда мы об этом успешно забываем.
Вот смотрите: Есть ли Новомученики после 1965 года? т.е., которых советсая власть умучила после этого варемени? Я не знаю таких... Это к тому, что до 1991года, когда развалили СССР и власть узурпировали (не хочу их называть), выросло ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ людей, которое уже лояльно относилось к Церкви и духовенству, да и сама власть тоже (напомню: ГОСУДАРСТВЕННОЕ празднование 1000летия Крещения Руси в 1987г, Открытие Олимпиады-80 с патриархом Пименом, Советский Фонд культуры со сопредседателем Митрополитом Питиримом, возвращение монастырей и реставрация храмов, Святейший патриарх Алексий2 и владыка Питирим в Верховном совете и множестве всяких комиссий и др.)... Нет, этого замечать не желаем - нам выгоден только негатив о прошлом.
НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ - и на одни события, и на другие!
Святые Новомусеники и исповедники российские, молите Бога о нас!
Ирина18 мая 2014, 11:55
Очень хорошая статья, вселяет надежду и веру, что Правда Божья восторжествует! Но по комментариям понимаю, что каждый воспринимает её по-своему. В статье есть очень важные слова-".. те, кто впадал в ярость и гнев, – ужаснутся тому, что они наговорили и – хуже того – наделали, и люди.. увидят, что возложили свои надежды на что-то пустое и ложное..государства и империи исчезнут под песками времен, а Святая Русь пребудет вечно.."
Эти слова краеугольный камень статьи.
Пусть каждый проверит себя ими- живет ли в нем ненависть, ярость и гнев к православному БРАТУ. Уверен он в том, что он знает ВСЮ! правду о происходящих событиях? или только ту готовую "правду",которую ему скармливают, и которая его учит ненавидеть и оправдывает убийство?,внушает считать себя правым и обьявлять священную войну своим православным братьям?
Геббельс- идеолог фашизма, сказал- " Дайте мне средства массовой информации и я превращу любой народ в стадо свиней".
Митрополит УПЦ МП Владимир обратился к русским братьям-«Уважаемые россияне, если у вас осталась хоть капля любви к нам, украинцам, перестаньте даже в частных беседах называть нас "фашистами","бендеровцами"! Эти слова убивают!»
Факт -"бандеровцы-фашисты", то есть украинцы, которых здесь записали в слуг сатаны, повалили по всей Украине более полусотни памятников идолу-ленину, и каждый день в Киеве сотни тысяч людей а иногда и более миллиона часто на коленях молили Господа, читая молитву "Отче наш".
Гоча Кахниашвили18 мая 2014, 08:50
Спаси Господи народ православный! Враг человечества не смог физически уничтожить сынов и дочерей Божьих. Сейчас лукавый тихо подкрадывается к нам и хочет отравить нас страстями и похотью. Дай Господи сил всё это пережить и не оступиться! Спаси Господи!
Толик17 мая 2014, 19:22
Антоний 2014-05-16 21:00
Спасибо за Ваш коммент. Только после того, как его прочитал, начал понимать, - ну, хоть что-то... из того, что хотел сказать автор статьи. Т.е., Вы - расшифровали статью, что ли.
Сам смысл статьи ваще не понял. Только понил, что автор сильно умнее меня. Ну и ладно.
Простите.

ксения17 мая 2014, 17:42
Вот и на наш век выпало и мы должны до конца стоять за Правду Христову. согласна, то, что сегодня происходит на Украине- это не просто взгляды разные, это выбор жить во Христе или с антихристом, согласно законом и миропорядком, установленным Богом (Святая Единая Русь- Единая, Крепкая и Любящая) или евросоюз и сша, которые уже даже не скрывают своих целей по порабощению земного шара, то, что создано и установлено Богом порванно, разодранное с кровавыми, несмываемыми пятнами- идти по стопам запада в стремлении к комфорту, ни чем не греть голову, развлечение, похоти и признание содомовского греха как норма для общества. Нет, это обман- не все на Руси конечно праведные, но сегодня борьба дъявола с Богом и согласно всем пропрочествам святых и Библии- это начало конца, перед воцарением антихриста соберет русский царь все славянские народы вместе, но какой ценой- мы видем. Пусть для нас послужат примером благочестия мученики и Вечная память тем, кто отстаивал Божью правду.
Виктор Загоруй17 мая 2014, 02:51
В ответ товарищу Антону-мучеников мы помним,помним и мучителей они еще живы,живы их идеи,и молодеж и подростки могут заразится их идеями и стать не святыми мучениками а мучителями.Спасибо Сергею Худиеву за статью,святые мученике молите Бога о нас.
Наталья16 мая 2014, 23:56
Антоний, далеко не только расстреливали, не лукавьте, наиизощреннейшие были методы. И по "второму аспекту" также - в Житиях немало имен мучителей упоминается. А новомучеников мы очень мало чтим и вспоминаем, к сожалению..
Антоний16 мая 2014, 21:00
Не уловил я как-то мысли- о чем статья- не то про Украину, не то про новомучеников, не то опять проклятья коммунистам. Вообще я наблюдаю страннейшую тенденцию. Когда вспоминают житие любого святого любого века, то принято рассказывать о его любви и верности Богу. Если и упоминается какой-нибудь "нечестивый кесарь", то вскользь, ибо не он главный в этом повествовании. И лишь когда речь заходит о новомучениках - происходит что-то странное. Вместо примера любви к Нему у нас получается либо статья о текущей политической обстановке, либо вовсе сплошные проклятья в адрес коммунистов. Я все понимаю- советская власть очень часто была по отношению к нам несправедлива, но зачем писать о "самых жестоких гонениях за всю историю", когда любой читавший Жития хоть немного прекрасно знает и о том, что были казни куда более жестокие, чем расстрелы - христиан и жгли, и морозили, и к диким зверям кидали, и колесовал, и кожу заживо сдирали. Это один аспект.
Второй- из-за того, что главным героем рассказов о новомучениках из раза в раз становятся их мучители, происходит вещь еще более противоестественная - в ряды действительных мучеников за Имя Господне без всякого разбора начинают записывать всех подряд, в том числе тех, кто даже отдаленно не имеет никакого отношения к Церкви.
Когда уже наши мученики перестанут быть для нас аргументом в политических дискуссиях и станут восприниматься нами как небесные наши сомолитвенники и примеры - непонятно.
Максим16 мая 2014, 20:34
А почему служба была 10 мая? Ведь собор Новомучеников и исповедников Бутовских отмечается в этом году 17 мая.
Владислава16 мая 2014, 18:09
В войне между добром и злом невозможно сохранить нейтралитет (Митрополит Волокамский Иларион)- вот это истинная позиция
Мольга16 мая 2014, 17:31
р. Б. Сергий:Христос воскресе!Вот вы пишите,что хотите гибели и уничтожения бандеровцов.А кто по вашему бандеровцы?Интересно знать....В статье пишут,что многие удаляют,друг друга с соцсет.А как реагировать на то,что всех украино-говорящих людей называют бандерами лишь за то,что они говорят по украински?А ведь мы прихожане УПЦ МП.А вы ненавидете.Ведь ГОСПОДЬ наш ИИСУС ХРИСТОС дал нам две совсем маленькие заповеди,ДДДВВВЕЕЕ.Одна из них ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА,а мы....Плачет моя душа,плачет.И не может успокоится.


Елена16 мая 2014, 14:56
Спаси, Господи, автора за статью. Очень точно сказано:"Завтра энтузиасты обнаружат, как жестоко их обманули; те, кто впадал в ярость и гнев, – ужаснутся тому, что они наговорили и – хуже того – наделали, и... возложили свои надежды на что-то пустое и ложное." Так будем изо всех сил держаться Истины, а Истина - это Христос и Его Святая Православная Церковь!







Алексей Филатов16 мая 2014, 14:47
Спаси Господи!
Василий16 мая 2014, 13:02
Я во многом согласен с позицией автора, но всё-таки он делает то же, в чём обвиняет других - проецирует свои политические взгляды на небо. Да, несть наша брань к плоти и крови, да, это не война неба с адом, но христиан с христианами - но то же относится и к почти любой другой войне в истории. Однако же миротворчество, нейтралитет - не единственная возможная позиция христианина на войне, и не все новомученики были нейтральны в гражданскую войну. Стоит вспомнить закон Афин, повелевающих изгонять тех, кто не принял ни одну сторону в гражданском конфликте. На войне умирают и убивают всегда за сиюминутные политические игры, но всё-таки военное ремесло не совсем табу для православного - и я не предпочту автора православным из окопов, даже если они стреляют друг в друга.
Вот про ненависть в душе я согласен полностью, но всё-таки злоба перед монитором не совсем тождественна злобе к человеку, что довольно тонко подмечено в "Письмах Баламута".
Ксения16 мая 2014, 13:01
Скажите,пож-та, а когда Осипов Алексей Ильич, Профессор Московской Духовной Академии, называет Америку и Президента Обаму дьявольщиной и сатанизмом - это тоже нейтральная позиция Церкви? Вы пишите: "Злоба обрушивается и на Церковь – за то, что она стоит на последовательно евангельских, миротворческих позициях, отказываясь поддерживать людей в их деле – которое они, конечно же, считают безоговорочно правым." Так где же здесь евангельская миротворческая позиция? Всё, что здесь видно - это военная пропаганда с целью промыть мозги людям и настроить их против запада. Жаль, что это так...


Мария Иванова16 мая 2014, 12:49
Господи, пошли нам всем раскаяние. Аминь.
р. Б. Сергий16 мая 2014, 11:37
Спаси Господи за статью!
Для меня самого тема Украины -гноящаяся рана, причина страшного двоеумия. Как христианин я противлюсь всякому братоубийства, ненависти и бесовской злобе, духу разделения, который властвует сегодня на Руси. Но как гражданин я не могу оторваться от потока информации о полях сражений и, естественно, переживаю за наших, желаю гибели и уничтожения бандеровцом, правому сектору, фашистам тем, кто жег людей в Одессе, осознавая при этом, что и в каждом из них - образ Христов и что своей ненавистью я становлюсь ничем не лучше их. Исповедаюcь, каюсь, но к сожалению - впадаю в этот грех вновь и вновь. И снова как наркоман припадаю к этому мутному потоку.
Помоги Господи нам быть больше христианами, чем гражданами земного царства!
Елена16 мая 2014, 09:31
Спаси Господи ,за статью.Как вера и посещение храма Божия помогает в это неспокойное время.Дает надежду и творит мир в душе.Слава Богу ,за все.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×