Православный календарьПравославный календарь
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.

Братья Господни

В эти дни, приближаясь к святой Пятидесятнице, мы читаем в книге Деяний святых апостолов о молитве Церкви: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Мы видим, как священнописатель особенно выделяет здесь Матерь Господа, Которая явно была окружена особенным почитанием уже среди апостолов. Молитва Церкви, по которой сходит Святой Дух — молитва, которую Церковь совершает вместе с Пресвятой Богородицей.

    

Но обратим внимание и на помянутых здесь же «братьев Иисуса». Мы знаем их имена: «Иаков, Иосия, Иуда и Симон» (Мк. 6:3).

Прежде всего, что значит здесь слово «братья»? В Библии оно может означать разные степени родства: родных, сводных, двоюродных. Некоторые протестантские толкователи считают, что после Иисуса у Марии были дети от Иосифа, и речь здесь идет о них.

Это предположение больше связано с историей Реформации, чем с библейским текстом. В свое время деятели протестантской Реформации резко восстали против почитания католиками Девы Марии, полагая, что Она как-то затеняет Господа Иисуса как единственного Посредника между Богом и человеками. Кроме того, они видели (с некоторым основанием) в почитании Девы одну из духовных опор монашества — института, который Реформация также стремилась упразднить.

Но если мы обратимся к библейскому тексту, то заметим, что братья Иисуса ведут себя по отношению к Нему довольно высокомерно — скорее, как старшие по отношению к младшему, а не наоборот. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя... И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» (Мк. 3:21–31). Мы понимаем, почему мать пошла с братьями — из любви к Сыну, но как объяснить поведение самих братьев? В патриархальном обществе старшинство значило очень много, и если бы младшие братья повели себя так по отношению к старшему, это было бы крайне скандально.

В Евангелии от Иоанна мы видим со стороны братьев не просто неверие, а такой взгляд свысока, который был бы необъясним, если бы они были младшими, но совершенно понятен, если они старше и видят в поведении Господа Иисуса нарушение того, что они почитают должным порядком: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:3–5).

То есть Писание, скорее, указывает на братьев Иисуса как на родственников, которые старше Его, а потому явно не могущих быть детьми Марии. Церковный историк Евсевий Кесарийский приводит мнение, что они являются детьми святого Иосифа от первого брака. В самом деле, если Иосиф был благочестивым вдовцом, это хорошо объясняет и то, что после повествования о детстве Господа Иосиф больше не упоминается в Евангелии — вероятно, он был значительно старше Марии и к тому времени уже скончался.

Но нам стоит обратить внимание и на другое — удивительный переворот, который происходит в братьях Господних. Сначала мы видим людей неверующих, даже неприязненных; потом эти же люди оказываются в Церкви среди ее благовестников. В деяниях мы видим их молящимися со всей Церковью, а святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам упоминает их наряду с апостолами (см. 1Кор. 9:5).

Святой Иаков, брат Господень, несколько раз упоминаемый в Писании (Гал. 1:19; Деян. 12:17; 15:4–29; 21:18), является автором одного из новозаветных посланий. Другое послание — святого апостола Иуды — также принадлежит одному из братьев Господа.

Что же могло произвести такую перемену?

Неверующие выдвигают разные теории, чтобы хоть как-то объяснить несокрушимую веру учеников в воскресение Господа. Все скептики так или иначе предполагают, что ученики не могли смириться со страшной смертью своего Лидера, и вот, наконец, каким-то загадочным образом поверили в то, что Он воскрес.

У таких построений много слабых мест. И одно из них — то, что братья Господа не верили в Него до Его смерти и воскресения. А значит, произошло нечто такое, что сделало их из презрительных скептиков пламенными благовестниками. И это могло бы только одно: Господь Иисус, их Сродник, воскрес из мертвых.

Сергей Худиев

4 июня 2014 г.

Рейтинг: 6.9 Голосов: 46 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Какой смысл вы вкладываете в выражение "братья Господни по плоти"? Какой смысл вы вкладываете в выражение "братья Господни по плоти"?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Вопрос к священнику Афанасию Гумерову - в ответе на вопрос вы написали "Детей его от Соломонии (апостолы Иаков, Иуда и др.) называют братьями по плоти Иисуса Христа". Что Иуда тоже был братом Иисуса? И какой смысл вы вкладываете в выражение "братьями по плоти"?
Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа? Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа?
Священник Афанасий Гумеров
Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа? Ведь Дева Мария родила только Иисуса.
Были ли у Иисуса братья и сестры? Были ли у Иисуса братья и сестры?
священник Афанасий Гумеров
Как понимать стих Матфея 1:25 "и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус" Обратите внимание на слово первенец! Были ли у Иисуса братья и сестры?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×