Человек. Смыслы. Ценности

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

 Размышления русского писателя в преддверии XV Международных Рождественских образовательных чтений «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке», открывающихся 28 января.

Беседа святого Серафима с Н. Мотовиловым. Рис. Светланы Кузнецовой
Беседа святого Серафима с Н. Мотовиловым. Рис. Светланы Кузнецовой

Человек – смыслы – ценности…
Воспитание – образование – культура – история – литература…

Каким должен быть возвышенный и целостный идеальный образ совершенного человека, которым могла бы руководствоваться современная система воспитания и образования в России?

И далее… Как может это осуществляться в условиях поликонфессиональности и множественности народов России, связанных единой судьбой и общими целями, ценностями, идеалами?

Один из возможных ответов на эти вопросы дает русская классическая литература в то время, когда она выступает в качестве созидательного социокультурного начала.

От зарождения русской классической литературы и вплоть до конца XIX – начала XX века образ положительного литературного героя совпадал с идеальным художественным образом. Идеал же был один, каким он только и мог быть в православной Российской империи, где государствообразующим был русский народ. По существу, это был образ человека, наделенного всеми христианскими добродетелями – полноценный православный человек.

Жизнь как ценность связана для человека, прежде всего, с поиском и реализацией личного (лично-творческого) идеала, так или иначе соотнесенного с идеалом общественным. «И личное творчество, и общественное созидание находят свой истинный смысл в стремлении к абсолютному идеалу. Это стремление освещает их высшим светом, дает им твердую почву и опору. И для того, кто принял в свое мировоззрение этот высший свет, не страшен ни шум безбрежного моря, ни мрак надвигающейся ночи. За бесконечностью времен и пространств раскрывается тогда безусловный разум вещей, который в нашей временной жизни дает ее вечное значение», – указывал в книге «Об общественном идеале», напечатанной первым изданием в 1917-м революционном году выдающийся отечественный государственник-правовед П.И. Новгородцев.

Для православного христианина личный идеал – стяжание Духа Святого, согласно преподобному Серафиму Саровскому, а общественный идеал – Град Божий, согласно блаженному Августину, епископу Иппонийскому.

В живом литературном описании художественный образ мог трансформироваться по-разному – от образа святого в житийной святоотеческой литературе до «обычного» русского человека, воспитанного и образованного в отечественной традиции и ее представляющего в «свое» время. И если он был в целом положителен, несмотря на ряд отрицательных качеств, преодолеваемых либо преодоленных положительным литературным героем в процессе художественного повествования, сомнений быть не могло – это был положительный герой.

Поразительно, но, тем не менее, очевидно, что в дореволюционной отечественной литературе отнюдь не встречаются закоренелые забубенные алкоголики, законченные мерзавцы, совсем пропащие преступники, безыдейные бомжи. Другое дело – пьяницы, подлецы, разбойники, босяки, бродяги. Таких немало… Но всех литературных героев согревает тепло отечественной религиозно-нравственной традиции, для любого литературного героя существует возможность исправления, покаяния и прощения, в крайнем случае мимолетного раскаяния. Справедливость, воздаяние за грехи уже в этой жизни, тоску отрицательных литературных персонажей по положительному идеалу можно найти в произведениях И.С. Тургенева и Н.С. Лескова, А.П. Чехова и А.М. Горького, Г.И. Успенского и В.Г. Короленко, которых вряд ли можно отнести к записным идеалистам и законченным морализаторам. Тем не менее, все они в своем творчестве ищут и воплощают те или иные черты образа совершенного человека, несмотря на известные субъективные вкусы, партийные пристрастия и социально-этические увлечения.

Единственным грехом, действительно выделяющимся, самодовлеющим, отторгающим, точнее, как бы «выталкивающим» в пространство безверия, безнадежности и погибели человека и литературного героя соответственно из жизненной и литературной среды, является грех предательства – «каинов», «иудин» грех. Вспомним в этой связи слова Н.А. Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Все прощает Бог, а Иудин грех не прощается…». И это можно проследить в отечественной литературе, начиная с повествования о реально существовавших личностях – первых русских святых мучениках, пострадавших от руки своего сводного брата Святополка, получившего прозвище «Окаянный», в «Чтениях о жизни и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» преподобного Нестора Летописца до известных литературных персонажей – Андрия Бульбы у Гоголя, Ставрогина у Достоевского и т. д. и т. п.

Характерно, что современные русские писатели стали проницать необходимость востребованности и личностью и обществом традиционного ценностного потенциала отечественной литературы, одной из составных частей которого является создание художественного образа положительного героя, так сказать, «совершенного человека», без которого процесс воспитания и образования в России оказывается лишенным смыслов, целей, ценностей.

Сергей Лебедев

писатель

26 января 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×