Война не бывает случайной. И дело не в том, что существуют определенные законы, взаимосвязи, идеи, сочетание которых неизбежно ведет к кровопролитию. Речь о другом. Если в какой-то стране, городе, деревне человек решается стрелять в другого человека, значит, его сердце умерло еще раньше. Значит, кто-то слишком много себе прощал, слишком часто говорил вместо «мы» — «они». Значит, жизнь, которую считали ненормальной, оказалась слишком близкой, оказалась не чужой…
Когда мы говорим о войне, то порой забываем, что говорим о смерти, о смерти всерьез. И здесь нет оправданий, есть виновные и безразличные. Здесь все до боли просто: убивают друг друга не те, кто считают себя виноватыми, а наоборот — невиновные.
Удивительно, с какой очевидностью война доказывает истинность Евангелия
Удивительно, с какой очевидностью война доказывает истинность Евангелия. Христос пришел спасти мир, Он воплотился, чтобы освободить человечество от рабства, и первое, к чему Он призвал — признать себя виновными! «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), — услышали не поработители народов, не жестокие военачальники и несправедливые правители, а изможденные от невыносимых трудов рыбаки, угнетенные слуги, призираемые всеми нищие, бесправные рабы. Казалось бы, в чем еще должны каяться, до какой грани унижать себя эти несчастные? Не этого они ожидали от Мессии, они ждали справедливости, жаждали воздаяния за свои муки. Но Спаситель ответил на воздыхания изможденного человечества по-другому: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).
Господь принес человечеству истину о мире. И она поражала не только тогда, она и сегодня остается для нас во многом непостижимой. Для нас и теперь понятнее другая правда: «Хочешь мира — готовься к войне». Мы привыкли бороться за мир, привыкли отстаивать справедливость, но не привыкли прощать, не привыкли признавать себя ответственными за то, что происходит вокруг нас. Евангелие же основано на том, что истина не нуждается в нашей силе, и мир не приносят на копьях. «Блаженны изгнанные за правду…» (Мф. 5:10), а не борцы за справедливость. Оказывается, правду исповедуют, а не ищут или насаждают там, где ее не хватает. Христианин признает только один фронт — свою душу, сердце и этот фронт действительно важный. Здесь все однозначно. Кто-то требует ответа, а кто-то терпеливо молчит. Кто-то требует любви, а кто-то любит. Кто-то готов ринуться в бой, отстаивая справедливость, а кто-то не обижает тех, кто рядом. И это имеет вселенское значение!
Мир начинается с сердца, умеющего сострадать
Мир начинается с сердца, умеющего сострадать. И война рождается не в умах мировых правителей, не в высоких кабинетах, а в душах тех, кто способен признать брата врагом. Проблема в том, что мы слишком часто находим себе оправдания. При этом забываем о евангельской истине, сила которой оправдана веками христианской истории и которую так метко подметил гений Достоевского в «Братьях Карамазовых»: «Как ни безумно на вид, но правда сие. Ибо был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего предо мною, не было бы… Если бы светил, то светом своим озарил бы и другим путь, и тот, который совершил злодейство, может быть, не совершил бы его при свете твоем».
«Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри на себя сейчас же, не ты ли этому причина», — учил великий праведник трагичного ХХ века святой Алексий Мечев. И, наверное, не случайно его память приходится именно на этот печальный день — 22 июня. Его слова сегодня будут понятны всем: «Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе». Мир не нуждается в наших разбирательствах, в наших мыслях и суде. «Слепота наша в том, — говорил батюшка, — что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы, и грех остается в нас!»…
Каждый день, в каждом поступке мы делаем выбор, от которого зависит слишком много
И война и мир слишком близко, чтобы ими пренебрегать. Каждый день, в каждом поступке мы делаем выбор, от которого зависит слишком много, чтобы не обращать внимание на то, как мы относимся к ближним.
Сохранить мир непросто. Он требует усилий и сегодня, сейчас. В него нужно верить до последних сил. Его нужно искать, к нему нужно стремиться вопреки всему. Здесь нельзя отступать, нельзя так легко поддаваться на призывы оправдать войну. Ведь если мы с легкостью верим в то, что наши братья на самом деле враги, если мы так легко готовы отказать в человечности одним и оправдать силу других, не значит ли это, что мы снова принимаемся судить вместо того, чтобы всей силой души искать примирения враждующих? Судить легко. Легко быть невиновным, удобно найти врагов, чтоб, наконец, сказать излюбленное «они» вместо «мы». Но христианин не может так поступать, он не имеет права с такой легкостью верить в бесчеловечность ближних, оправдывать силу, так жаждать войны. Это настоящее предательство Христа. «Человек, который любит, — говорила известная греческая подвижница ХХ в. геронтисса Гаврилия, — не может чувствовать, кто враг его. Это абсолютно невозможно. Придут другие и скажут ему об этом враге, и опять он не поверит. Не может поверить этому. Но даже если сам узнает и убедится, только пожалеет его, скажет: “Э! Бедный… Как же он может так чувствовать?”«
Война начинается не там, где от человека уже ничего не зависит, но именно там, где он берет все в свои руки. Опасна правда человеческая, опасен суд человеческий, но «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Мир нуждается не в силе, и даже не в справедливости, а в любви, на которую способно только действительно мужественное сердце…
“…После развала СССР агрессивно настроенные униаты практически разгромили православные приходы в западных областях Украины, переподчинили их Греко-католической церкви. И всё это совершалось зачастую с бессмысленной ненавистью и насильственными методами.
С первых же дней беспорядков в Киеве Униатская церковь неофициально, но явственно и широко поддержала протестные настроения и пошла с восставшими до конца, благословляя боевиков майдана даже на кровопролитие и убийства ради «святого дела» освобождения Украины от «схизматиков». Между прочим, в самый разгар майдановских беспорядков, что называется, «тихой сапой», с благословения Папы Римского, в Крыму был учрежден экзархат Украинской греко-католической церкви. Так что не стоит говорить, что все известные события на Украине носили лишь политический характер. Можно сказать, что духовная составляющая была здесь определяющей.”
http://www.pravoslavie.ru/put/72217.htm
"Если дело касается тебя, то стерпи и смирись до последнего. А если касается ближних твоих, то твой долг взять в руки оружие и исполнить заповедь Христову положить жизнь свою за други своя", - преподобный Сергий Радонежский.
Пожалуйста объясните, а то не могу понять...
На сколько я знаю Церковь допускала лишь оборонительную войну. Или я не прав???
Тысячу километров пассажирский самолёт одолеет минут за 80, легковой автомобиль часов за 10, а война – много если за месяц. Так что просторы России это не повод забыть кровное родство если и не во 2…3, то уж точно в 4…5 поколении.
Что так сильно наболело в племени полян, что оно жаждет отделения от вятичей, кривичей, радимичей и не хочет помнить про болгар, венгров, хазар, печенегов, половцев, монголов, турок, шведов, немцев и даже ляхов, против которых не смогло устоять в одиночку? Неужели печальная участь полабских славян так ничему и не научила славян днепровских?
Если автор обращается к шахтерам, встающим в ряды ополчения, то он по сути говорит им и их семьям - грешно поднять руку на брата, лучше как Авель остаться жертвой Каина. Можно ли этого требовать от них, когда продажные правители по указке из-за океана творят неприкрытый геноцид русского населения, и уже объявлено, что после победы АТО всех ждут фильтрационные лагеря? Можем мы сказать им "В вас нет любви, ведь «Человек, который любит ... не может чувствовать, кто враг его...»"?
Единственное, с чем соглашусь, несколько переиначив автора - не должно нам, православным России, радоваться военным успехам ополченцев, потому что эти успехи - это неизбежно гибель наших братьев по вере и крови с другой стороны. Но вместе с тем не могу всей душой не желать нашим русским в Новороссии освободиться от гнета нынешней Киевской власти.
Если бы мы жили по Богу, то Господь никогда не поставил бы нас в те условия когда пришлось бы браться за оружие. И посланные нам скорби в 1941 и сейчас, следствие нашей жизни.
Статья глубокая и очень своевременная.
«Искать примирения враждующих» это правильные слова, только как их осуществить, когда простосердечные буяны уже успели испачкать руки братской кровью? Да и можно ли потушить пожар, не нейтрализовав поджигателей? Carthaginem esse delendam.
Проходящая через статью красной нитью попытка навязать именно Авелеву меру братской любви вызывает как минимум недоумение. Разве это единственный путь к спасению? Многие из святых, так или иначе, принимали участие в делах ратных, но это не помешало им быть великими святыми. http://www.pravoslavie.ru/news/14444.htm
Не совсем понятно, кому адресована статья? - Читатели портала войн не развязывают, зомбированию воинствующих паханов не очень-то поддаются, вроде бы...
Простите.
Не будем лицемерами и предателями - мы живем спокойно также и потому, что и в Чечне, и в Дагестане, и на Донбассе - наши братья вынуждены и убивать, и умирать, защищая, в том числе, и нас с вами. Упокой, Господи, души погибших, а нам прибавь ума - не судить. Скажем спасибо, что не нам, людям с двоящимися мыслями, Господь предложил этот выбор - и помолимся - и о погибших, и о том, чтобы Господь даровал мир всем странам, всем землям,где льется кровь.
Что-то мы не додумываем и не договариваем сегодня...
--------
Интересно, а к фашистам, годовщину нападения которых на нашу Родину в 1941 г. мы сегодня вспоминаем, это тоже относится?
А к тем, кто сейчас на Украине расстреливает раненых,бомбит жилые районы, "зачищает" территорию Новороссии?
И на Куликовской битве врагов у русского воинства не было? Тогда на борьбу с кем благословлял св.князя Димитрия прп. Сергий?
"Блаженны изгнанные за правду… (Мф. 5:10), а не борцы за справедливость".
Вы как будто школьную задачу решаете. Давайте, такие чистые светлые отправимся в изгнание, лишь бы за справедливость не бороться. Эльфы да и только. Ваша статья подходит только для уровня личного противостояния. Но вы же не о личных конфликтах?
Увы мне, маловерке... Вспоминая земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа, я вижу не только апостолов, но и разбойников... А уж Он ли не светил?!
Не всё зависит от Праведника, и откуда нам знать, через что и как Господь спасает людей (разбойник благоразумный)...
Статья понравилась, спасибо автору. Простите.
На мой взгляд, спорное утверждение.
Во-первых, во главе угла ВСЕГДА находятся КАПИТАЛ! И как мы можем догадаться, в чьих руках он находится: уж точно не в руках шахтёров (свежий пример)...
Во-вторых, бандеровцы и русские шахтёры, увы, давным-давно не братья, и вопрос, были ли они ими...
В-третьих, если в душу даже родного брата по крови и духу вселяется нечистая сила и его это устраивает - то это уже не брат. Не надо обольщаться и навязываться в братья всем подряд.
В-четвёртых, война - это бизнес, "ничего личного", просто хочется деньжат заработать...
В-пятых, не все способны ОТКАЗАТЬСЯ от призыва и схлопотать 15лет тюрьмы... Да, трусость, но и авось, пронесёт: никого убивать не буду, может, и сам целым останусь...
Итог: "За интерес жидов..ких кланов сойдутся вновь полки ИвАнов".
Но все нужно начинать с себя и примирять все к себе в первую очередь. Есть явные враги, те, которые явно убивают и калечат. Но мы, даже будучи христианами, должны все начинать с себя. Потому что, будучи христианами, позволяем себе и мы убивать словом, осуждать, думать плохо о людях, распространять информацию, которая имеет цель поссорить людей, открывать рот для злословия и критики. А это есть так же убийство, хоть и бескровное.
И в войну у нас, христиан должно быть больше дел. Можем помочь чем-то, пусть с кротостью поможем. Не можем помочь, у нас всегда есть молитва "О ненавидящих и обидящих". Это тоже помощь и забота.
Простите мне мое многословие и храни вас Господь Наш Иисус Христос.
«Блаженны изгнанные за правду…» (Мф. 5:10), а не борцы за справедливость.