На днях в храме вновь услышал не дающий порой людям покоя вопрос:
– Вот попаду я в рай, и как же я смогу там радоваться, если кто-то из близких мне людей не спасется?
Об этом, и правда, многие спрашивают, и дальше даже того идут:
– Как же Бог, если Он, и вправду, любовь, сможет допустить, чтобы кто-то мучился в то время, когда другие будут радоваться?
И выводы, соответственно, делаются, что либо Бог не благ, либо мучения адские не вечны, либо и вовсе их нет… Или даже вообще ничего нет…
Но ничего такого в данном случае человек не говорил, а спросил именно то, что спросил.
И грех за такое вопрошание человека осудить или посмеяться над ним, потому как беспокойство, им высказанное, так или иначе, но на любви основывается и потому понимания и уважения достойно. И ответа достойно – тем более. Потому отвечаю. Правда, ответы мои тоже всё больше на вопросы похожи.
– Спрошу и я вас: почему вы решили, что попадете по смерти именно в рай?
– Спрошу и я вас, – говорю. – Вы, конечно, не сердитесь на меня, но почему вы решили, что попадете по смерти именно в рай?
– Я не знаю… – задумалась собеседница, – я на милость Божию надеюсь. Могу и не попасть, разумеется.
– Значит, точно не знаете, и это тоже большой вопрос – участь ваша загробная, как и моя, как и любого другого человека?
– Да, безусловно.
– И тем не менее в этом плане вы Богу готовы довериться – делая при этом, конечно, всё, чего требует ваша христианская совесть?
– А что же мне еще остается?..
– А раз так, и во всем остальном тоже доверьтесь.
Я мог бы, наверное, многое еще постараться «от себя» сказать. Например, что «грешники сами виноваты в своих мучениях, и потому их не жалко». Или что спасенные и достигшие обителей райских будут всецело поглощены созерцанием Божественной красоты, будут утешаться любовью Божией и забудут обо всем прочем. Я подобные объяснения встречал – в разных книгах и у разных авторов. Но, тем не менее, ничего такого говорить не стал. По одной, но очень важной причине: я не знаю, как всё будет в той, другой жизни, поскольку сам нахожусь еще в этой. И я не хочу ничего намеренно или не намеренно упрощать или, наоборот, усложнять, пытаясь своим ограниченным умом постигнуть и – более того – объяснить то, что может быть постигнуто лишь в вечности.
Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, и значит – эти ответы нам здесь и сейчас не нужны.
Я знаю другое. Знаю, что есть множество иных вещей, иных вопросов, на которые ответа в этом, дольнем мире не найти. Почему рождается ребенок в семье, в которой никто ему не рад, и почему супруги, день и ночь молящие Бога послать им чадо, остаются бездетными? Почему смерть похищает того, кто так нужен, так дорог нам, а всеми забытый и словно потерявшийся в этой жизни старик живет, подбираясь потихоньку к столетнему рубежу, сверх меры «насыщенный днями» и «злобой их», ожидающий смерти как избавления от страданий? Почему люди зачастую любят тех, кто пренебрегает ими, и сами пренебрегают теми, кто любит их? Почему такой хороший, такой замечательный человек ушел отсюда, так и не обретя веры, ушел, оставшись чуждым Церкви и Бога? Бесконечный ряд «почему», вопросов, не имеющих удовлетворительного ответа.
Но Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, а раз так, то значит эти ответы нам здесь и сейчас не нужны. Господь всё ведает, ничто не сокрыто от Него, в том числе и тяжкие раздумья, и сомнения, и все наши мысленные тупики. Потому-то и говорит Он Своим ученикам и нам говорит о том мгновении, когда мы встретим Его: «В тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16: 23). Все вопросы наши потеряют свое значение, разрешатся окончательно и бесповоротно в Нем. Мы переживаем это иногда в какой-то очень маленькой, крохотной мере еще здесь, когда в скорби и стеснении сердца молимся и в молитве исполняемся чувства присутствия Божия. Не меняются, быть может, еще внешние обстоятельства, не исчезают трудности, но скорбь уходит, она словно растворяется в свете и любви Отца к Его неразумным, немощным детям…
Так или примерно так я и постарался ответить моей собеседнице. И она этим ответом удовлетворилась.
И нигде не сказано, что дама из статьи радуется здесь. Если задаёт такие вопросы - сомнительно, что радуется.
Для меня тоже это самое страшное, что может быть. Гораздо страшнее, чем самой попасть в ад. Лучше я в аду, а тот, кто дорог - в раю. Потому что в вечности уже ничего не изменить, и там будет невыносимо знать о вечном мучении близкого. Идея, что я там просто забуду всех, кто дорог - извините, не утешает. Что-то в этом есть противное любви.
Сначала человек осознает, насколько разумно и красиво все создано в нашем мире, что все содержится любовью, и начинает благодарить милостивого Бога за весь мир, за свою жизнь и даже за напасти, которые с ним случаются, потому что они очищают и приближают его к состоянию невинности, бывшей в раю. Тогда он начинает всецело доверять Богу и полностью вверяет себя, всех близких, всех людей и тварей Его благому Промыслу. И если такого человека спросить, как там будет, на том свете? - то он с уверенностью ответит, что наш любящий Бог, положивший за нас жизнь, лелеит каждую душу и даст ей наилучшую для нее долю.
"Но Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, а раз так, то значит эти ответы нам здесь и сейчас не нужны.". Чудовищное заявление автора не дающее никаких надежд.
Евгений, простите меня, но то, что Вы написали - это слова НЕверующего человека... Совсем. Многие из нас маловеры, но всё же не до такой степени. Простите!
Ничего мы не знаем о Нем,более того,что нам открыто, и все сверх этого-глупые,бесполезные,а может и вредные догадки.
Это,примерно,как рассуждения муравья о природе Вселенной,не более.Просто ни о чем.
"– Вот попаду я в рай, и как же я смогу там радоваться, если кто-то из близких мне людей не спасется?"
Интересно, а здесь она может радоваться? Если может, то тогда такой вопрос к ней:
А как Вы здесь, в миру, можете радоваться, если вокруг столько боли и страданий других людей, близких Вам... и не близких?
---
Ну, просто противоречие возникает. Простите.
Евгений: "Но Бог не оставляет нас без того, что нам действительно необходимо, а раз так, то значит эти ответы нам здесь и сейчас не нужны.". Чудовищное заявление автора не дающее никаких надежд.
----------------------------------------------------------
Евгений, а в чем заключается чудовищность данной фразы автора? Потому что я чудовищности в этой фразе не вижу. Может Вы заметили то, чего я не заметила?
И второе: Бог и святые люди для христьянина - первыи и самые близкие, духовное родство. А кровное, если нет духовной близост и понимания, по ту сторону ничего не будет значить.
СпасиБо за статью!