Православный календарьПравославный календарь
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.

Жить с устремленностью в вечность

Об уроках Первой мировой войны

Радует, что столетие начала Первой мировой войны сопровождалось не только открытием памятников и выставок, не только торжественными собраниями, но и серьезным размышлением об уроках этой войны, о том, что они значат для нас сегодня. Пожалуй, главный вопрос, который пытались радикально решить в советское время и который остро стоит перед многими умами сегодня, звучит предельно ясно: а нужно ли было России вступать в эту войну? Не забудем: война — всегда зло, потому что в ходе ее гибнут люди. Россия из-за той войны была вынуждена остановить свое триумфальное экономическое развитие, оказалась менее защищена от социальных проблем, от внешних провокаций и внутренних нестроений, приведших к трагедии февраля и октября 1917 года. Да и использовать плоды своих побед в Первой мировой войне страна, по большому счету, не смогла.

Впрочем, христианин вряд ли должен ставить точку на констатации этих известных печальных фактов. Он не должен забывать, что главное в земной жизни — не материальное процветание, не душевное спокойствие и даже не само сохранение этой временной жизни. Главное — вхождение в Божие Царство, а войти туда нельзя без сохранения истинной веры, подлинной свободы, нравственного достоинства, без исполнения своего долга. Несправедливый и неправедный «мир» на условиях подчинения общества антихристианским силам, «мир», который закрепляет отторжение людей от веры и добродетели, лишает их вечного блаженства — гораздо хуже потери земной жизни.

    

Россия не могла не прийти на помощь страдающим православным братьям, пусть даже этим расчетливо воспользовались те, кто стремился ослабить страну через втягивание ее в войну. Было бы гораздо хуже наращивать экономику и сохранять спокойствие обывателей, и этим предать страдальцев, взывавших о помощи. Более того, было бы гораздо хуже устраниться от процессов, происходивших в тогдашней Европе, отдать их на волю более активных и агрессивных держав, запасаться хлебом, строить заводы, торговать, ходить на балы, считать деньги в банках — словом, радоваться земной жизни, позабыв о той миссии своего народа, которая, начинаясь на земле, простирается в вечность.

Если бы Россия отдала своих православных братьев и судьбы Европы на милость других стран, она бы, конечно, выторговала себе несколько лет мирной жизни. Может быть, и революция произошла бы несколькими годами позже или не произошла бы вовсе, а внешние силы поменяли бы государственный строй бескровным или менее кровавым способом. Но страна оказалась бы ведомой и уподобилась бы одному из тех прежде могущественных государств Центра и Востока Европы, которые сейчас полностью лишены самостоятельного влияния на то, что происходит в мире. Можно было бы пойти таким путем, но была ли бы это уже Россия, особая Божия избранница? Или это был бы некий набор теплохладных индивидуумов и групп, партий и клубов, не имеющий ни единого шанса не только участвовать в определении судеб мира, но и определять свою собственную судьбу? Мне бы такого поворота истории не хотелось.

    

Да, Господь провел нас в XX веке через страшные испытания, может быть, готовя для особой роли в мире. Некоторые считают, что Первая и Вторая мировые войны — суть части единого процесса. И если в Первой мировой войне мы не были победителями, то во Второй — с лихвой наверстали все, что было утрачено в начале века. Да, тогда наш народ был пленен безбожной идеологией, но воля к свободе, самостоятельности, к победе осталась прежней. Со временем она помогла народу вернуться к отеческой вере. И значит, жертвы и труды героев Первой мировой отнюдь не были напрасны — они помогли сохранить нашу свободу и самобытность. Не случайно Церковь благословляла и пастырски поддерживала тех, кто на фронтах и в тылу защищал самостоятельную волю нашего христианского народа.

Будем надеяться, что такая воля сохраняется и сейчас. Что, какие бы угрозы в наш адрес ни звучали, мы не согласимся на роль ведомой внешними центрами нации, сохраним верность Православию и связанным с ним общественным идеалам. Будем надеяться, что наши элиты не стреножат миссию России ради сытой и спокойной жизни, ради того, чтобы «вписаться» в проект манипуляторов настроениями масс и поклонников золотого тельца. Будем надеяться, что мы сможем не только сохранить самобытность, но и предложить разным странам, всему миру такое устройство общественной жизни, которое было бы основано на высшей правде, а не на диктате принципа «деньги делают деньги», не на попытке заставить всех — обманом, подкупом, пропагандой, шантажом и все чаще военной силой — жить не по собственному свободному выбору. Жить без свободы, жить без веры, жить без устремленности в вечность.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
татьяна 7 августа 2014, 11:48
Спасибо!
Елена 6 августа 2014, 18:48
Простите меня грешную.
Лариса Воронина 6 августа 2014, 14:17
Точнее не скажешь.
Наши предки собирали Государство Российское сотнями лет. И если мы станем расточителями, если прогнёмся, если снова позволим погубить Государя... несмываемый позор ляжет на нас! Тем более, что Запад всё равно обманет, сколько бы мы не отступали.

Молодежь, не пережившая нищету 90-х, ещё не понимает что их ждёт при крушении страны. Они думают, что Запад даст им пряник, а получат только нагайку.

Поэтому, по словам автора, будем надеться, что воля к свободе, самостоятельности, к победе у нашего народа осталась прежней, и трудиться над её воспитанием!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×