Ватопед и Пантократор
Пантократор – Ставроникита – Кутлумуш
Келья апостола Иоанна Богослова
Монах открыл нам часовню, находящуюся справа при
входе в трапезную, в которой помещена чудотворная икона
Божией Матери «Скоропослушница». Здесь с
особым умилением лилась из сердца молитва за себя, за
родных и близких: «Под Твою милость прибегаем,
Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от
бед избави нас, Едина чистая и благословенная»,
«Пресвятая Богородице, спаси
нас»…
Монастырь Дохиар посвящен Архангелам Михаилу и Гавриилу. Их большие иконы находятся по обе стороны ворот монастыря. Они встречают и провожают паломников. Выходя из монастыря, приложился к этим святым изображениям, прося Архангелов покрыть всех нас крылами невещественной своей славы, защищая от всякого зла…
Спустились на пристань, и «Малая святая Анна», прыгая на волнах, помчала нас к Уранополю.
Оглянулся… Святая Гора исчезала в мареве дали… Послал ей поклон сердцем…
«Если бы листья
Осенние
Душу имели,
Они б никогда
Улететь
Не посмели
С Афонской Горы
Благодатной,
Прекрасной,
Высокой,
Какою бы
Ни была
Осень –
Суровой,
Холодной,
Жестокой…»
Вышли на пристани Уранополя. Нет, ничего не изменилось… Этот мир, бесплодный и суетный, полный желаний пустых и мысленной пыли, продолжает быть…
Погрузились в автомобиль и уже к 14.00 были в Салониках.
Салоники – это город, в котором апостол Павел основал Церковь и слал сюда свои Послания; это родина будущих просветителей славян Кирилла и Мефодия, здесь прошли их детские и юношеские годы; здесь мученически окончил жизнь святой Димитрий… Сейчас это обыкновенный большой, грязный и шумный мегаполис. Особенно шумный после тихого Афона…
Расположились в гостинице. Сразу направились к святому Димитрию Солунскому – Небесному защитнику и покровителю города. В чудесном храме, построенном на месте мученичества святого Димитрия, хранятся его мощи, в северном нефе в мраморном кивории…
В Митрополичьем кафедральном соборе во имя святителя Григория Паламы поклонились мощам святого. Этот величайший из отцов Церкви, светильник Православия, получивший блестящее эллинское образование в Константинополе, глубокий духовный опыт приобрел на Святой Горе, но вернулся в мир, чтобы защитить православных от учений еретиков, внешне образованных, но не имевших духовного опыта. Святитель Григорий учил, что человек может посредством молитвы приобщиться к Божественной энергии и возвыситься до Самого Бога, увидев воочию Свет Его предвечной славы – обόжиться. Это был его личный опыт Богообщения, опыт многих подвижников-святогорцев. Святитель опроверг еретическое мнение, что время Богооткровений давно прошло, а Богопознание невозможно в принципе, так как знание основано лишь на чувственном опыте, а то, что невозможно увидеть, пощупать, невозможно и познать. Он считал, что философия и наука – вещь хорошая и необходимая, особенно в молодости, но человек, который всю жизнь положил на поиск высшей мудрости в философии и науке, ищет не то и не там и зря тратит время, впадает в заблуждение. Внешняя мудрость – благо, но она становится из лекарства ядом, как только в ее обладателе пробуждается надменность и убеждение, что он обрел ключи к Божественным тайнам, изучив алгебру.
Мощи святителя Григория положены в красивую серебряную раку под сенью, справа от входа в храм…
В центре города, в маленьком храме, украшенном прекрасными фресками, покоятся мощи двух самых любимых в Салониках святых – преподобной Феодоры Мироточивой и преподобного Давида Солунского…
22.12.2012 г. Суббота.
«Боинг 737» авиакомпании «Turkish Airlines» возвращает меня домой, в Алма-Ату. Впереди много часов полета…
Вновь и вновь мысленно возвращаюсь к тому, что случилось за прошедшую неделю…
Святая Гора – это яркие внешние впечатления и глубокие духовные переживания… Святая Гора – это особое место, где живут особые, иные люди – иноки… И живут они особой, иной жизнью…
Там все другое: другое отношение к человеку, к природе, даже ко времени; другое отношение к пище, к строительству… А все потому, что там монахи живут с Богом, и служение Ему – единственная цель их жизни. Там научились правильно относиться к жизни, а значит и правильно относиться к смерти… Там стараются преодолеть глубокую испорченность этого мира… Это и есть правильная жизнь…
Оттуда, с Афона, яснее видно, что все, чем иногда тут живут люди, что делают, о чем заботятся и мечтают, к чему стремятся, – бедно, мелко, ничтожно, а значит – бессмысленно. Когда жизнь человека перестает быть служением Богу, она становится самообслуживанием, а это – катастрофа…
Это и произвело особое впечатление, это заставило переживать…
Один из паломников, посетивший Святую Гору в середине ХХ века, назвал свои записки «Приближение к Афону». Свой дневник назвал «Прикосновение к Афону», потому что это слово, думается, наиболее верно отражает результат моего паломничества – только прикосновение, приближение. Чтобы действительно узнать Афон, надо там жить, и жить той жизнью, которой живут святогорцы…