Почему грех убивает радость?

В своей новой статье Сергей Худиев отвечает на вопрос, почему христиан призван к радости и что мешает исполнить эту заповедь.

Фото Compfight Фото Compfight
    

Второй из плодов Святого Духа, упоминаемый у Апостола — это радость. Да, радость есть дело благочестивое, угодное Богу, даже святое. « Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17) — говорит Апостол. Нам прямо заповедано радоваться — «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4)

Библия полна призывов возрадоваться.

Уныние — грех. Как и с заповедью любить, это может показаться непонятным. Радость — это именно эмоция, переживание, которое мы и рады бы испытать, да не можем. Радость нельзя включить какой-нибудь кнопкой — а то мы бы все включили. Люди даже пытаются сделать это, принимая алкоголь или наркотики.

Однако нельзя сказать и того, что радость совершенно не в нашей власти. Человек не может моментально создать зрелые колосья на своем поле — но он должен трудиться, сажать семена и выпалывать сорняки. Радость требует терпения, и упорства, ее надо выращивать, как растение, и, что очень важно, ее не надо убивать.

Парадокс нашей падшей природы в том, что мы отчаянно хотим счастья — но делаем все, чтобы сделать себя несчастными. Так и с радостью — да, мы хотим радости, но в то же время делаем все, чтобы убить ее.

Грех убивает радость; пожалуй, наиболее яркий пример — те же алкоголь и наркотики, которые не увеличивают объем радости в жизни человека. Вслед за короткой эйфорией следует еще более глубокий эмоциональный спад. Люди, которые советуют человеку в состоянии горя или уныния «пить с горя» ужасно ошибаются — наибольшее число самоубийств совершается именно под влиянием алкоголя. Он только усугубляет уныние и доводит человека до отчаяния. Но это так в отношении любого греха — человек думает, что он наконец-то найдет радость, что ворованные деньги или блуд сделают его счастливым, но это опять оказывается не так. Люди часто говорят, что христианство требует отказаться от «радостей жизни». Это верно с точностью до наоборот — христианство требует отказаться от того, что убивает радость.

Один из грехов, убивающих радость немедленно, прямо и непосредственно — это ропот. Гневные претензии к Богу, к людям, к обстоятельствам, ворчливое недовольство всем, старательно подогреваемое чувство личной обиженности и обойденности. Парадокс ропотника в то, что он ропщет из-за того, что он несчастен, но он не может быть счастлив именно потому, что он ропщет. Никакие перемены обстоятельств не могут ему помочь — просто человек, который раньше ворчал на слишком жидкую кашу, будет ворчать на слишком мелкие бриллианты. Радость невозможна без смиренного и благодарного сердца — как говорит Апостол, «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фесс.5:16-18)

Другой убийца радости — гнев, ярость и осуждение в отношении других людей. Посмотрите на социальные сети — как люди разгневаны! И как они унылы!

Поэтому путь к радости — это покаяние. Осознание своих грехов, их исповедание, усилия, направленные на то, чтобы исправить свою жизнь. Когда мы негодуем на чужие грехи, мы приходим во все большее уныние; когда осознаем свои и раскаиваемся в них — мы меняемся и делаемся способными к радости. Мы становимся почвой, на которой она растет.

Но, конечно, мало удаляться от того, что убивает радость; мы должны обратиться к тому, кто ее созидает — к Богу Святому Духу. Мы должны искать Его в молитве — личной и церковной, и, особенно, в Таинствах Церкви.

Радость связана с благодарностью и надеждой. Радость — это когда мы знаем что-то очень, очень хорошее. Нечто, настолько прекрасное и утешительное, что мы не смеем в это поверить — но знаем, что это правда. Христос говорит Апостолам радоваться тому, что их имена написаны на небесах.

В самой глубине нашей личности, гораздо глубже, чем достигают любые житейские бури, у нас есть надежда и радость — мы знаем, что является первой и последней истиной о реальности. Бог есть любовь, Его любовь победит, Его промысел ведет нас в Его Царство. Здесь, на земле, нам может быть доступно предчувствие этой радости. Как говорит святой Серафим Саровский, «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает-это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно… Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души»

Ребенок, который знает, что сразу же после конца урока родители придут за ним и повезут его на море, весь уже там — где песок и волны, и огромные южные звезды. Христианин, который знает, что Господь ведет его в Небесный Иерусалим, мыслями уже там, и «со страхом и радостью великою» ожидает своего переселения домой. Как сказал преподобный Ефрем Сирин, «Покаяние — это трепет перед вратами рая».

Источник этой радости и благоговейного трепета — наше сознание близости Бога, который стал человеком, чтобы спасти нас, и непрестанно заботится о нашей вечной радости.

Как говорится в известном стихотворении Владимира Соловьева,

Он здесь, теперь,- средь суеты случайной

В потоке мутном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

13 августа 2014 г.

Комментарии
Дарья 4 ноября 2024, 17:23
Спасибо! Сохранила для себя статью
Михаил 4 октября 2014, 16:33
"Ребенок, который знает, что сразу же после конца урока родители придут за ним и повезут его на море, весь уже там — где песок и волны, и огромные южные звезды. Христианин, который знает, что Господь ведет его в Небесный Иерусалим, мыслями уже там, и «со страхом и радостью великою» ожидает своего переселения домой."
Как хорошо сказано! Спаси Господи.
любовь20 сентября 2014, 20:23
спасибо!уныние -тот грех, в который впадаю снова и снова. эта статья его рассеяла
Елена 17 сентября 2014, 12:38
Спаси Господи! Спасибо огромное за статью .Все это знает душа, а выразить словами не можешь.Еще раз спасибо. Многая лета.
татьяна14 августа 2014, 08:52
Спасибо за замечательную статью!
Евгения Комелькова13 августа 2014, 19:29
Спасибо
Ирина Атанова13 августа 2014, 15:08
Спасибо. Читать такое уже радость!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×