Если я храм Духа Святого

Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: Familia ortodoxa / Viktor Roncea Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: Familia ortodoxa / Viktor Roncea
Старец Иулиан (Лазар) приближается к 90-летию своего земного пребывания, убеленного им в непрестанной молитве. А за чистоту сердца Бог удостоил его ответов на многие вопросы, иногда и не произнесенные им вслух. «Старец из Продрома», как с великой любовью именуют его святогорцы, – такой духовник, каких всё реже можно встретить на земле: схимник, вместе с тобой плачущий над твоими грехами и непременно заживляющий раны твоей души мудрым советом и молитвой. Великий делатель заповедей, он является одним из тех, о ком сказано: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 19).

У него чистая душа, в которой, как в зеркале, отражается небо ради безлукавства его сердца, а когда он радуется, всё лицо его начинает сиять, и великая радость – оказаться тогда рядом, потому что возникает такое чувство, будто ты сидишь на коленях у этого дедушки с белоснежной бородой, с любовью глядящего на детство твоей души.

И всё же, хоть у него и «доброе сердце и легкая рука» (по выражению отца Арсения (Папачока) применительно к духовникам), но он может быть и весьма суровым к твоим грехам, если видит, что ты коснеешь в них. Но даже в этой суровости (к греху, но никогда – к грешнику!) очевидна его любовь к людям.

За чистоту жизни Бог удостоил его дара всегда видеть (раньше тебя!), где находится «трещина» в твоем сердце – место, через которое страсти проникают в твою душу. И именно на это место авва Иулиан учит тебя накладывать врачевство.

Вместе с тремя своими хорошими друзьями я побывал у аввы Иулиана в феврале 2014 года[1], и однажды вечером, когда мы сетовали на множество мирских попечений и нехватку времени для молитвы, старец отвечал нам так.

Монастырь Продром. Фото: pemptousia.ro Монастырь Продром. Фото: pemptousia.ro
    

Обожение

– Вижу, вы люди очень занятые, и можно было бы сказать многое – если бы нужно было говорить, – но, думаю, что в этой жизни важно подвизаться ради жизни тамошней. Ведь Бог дал нам время и эту жизнь для того, чтобы мы пришли к Нему подготовленными. А мы не знаем – ибо нам не дано знать – ни мига, ни часа, когда отойдем ко Господу, чтобы дать отчет. Ведь Бог создал нас не без цели. И цель Он объявил еще в самом начале Библии, в книге Бытия, глава 1: 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». А следующий стих гласит, что «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его», – а о подобии не упоминается ничего, потому что его должен был осуществить Адам.

Итак, вот цель нашей жизни – обожение, ибо написано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

Молитва и святость

– Мы не знаем, как выглядит Бог, как читаем это у Иоанна, глава 1: 18: «Бога не видел никто никогда». Это правда, но мы можем встретиться с Ним на молитве. Войди в свою комнату, в клеть свою, в сердце свое и прежде всего хорошенько задумайся, с Кем ты будешь говорить, а потом скажи так, как научу тебя я, старый человек: «Господи, благодарю Тебя, Господи, что привел меня говорить с Тобой, меня… самого грешного человека!» А затем стой и говори с Богом.

Ведь чего Он от нас хочет? Чтобы мы выкинули изнутри все грехи, оскверняющие нас. В полночь – или даже и в полдень, ибо мы весь день грешим, – войди в клеть души своей и беседуй с Тем, Кто «очищает все беззакония твои» (ср.: Пс. 102: 3). И скажи тогда: «Прости меня, Господи, прости меня, ибо я не знал, что перед очами Твоими они происходят! Я ведь был бесчувствен и о Тебе не думал». И делай так изо дня в день и учись стоять пред Богом, ибо так ты очистишься и приготовишься к грядущему Суду.

И еще ты увидишь свою малость и множество своих грехов, но и великодушие Бога, «не хотящего смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был» (ср.: Иез. 33: 11).

Все молитвы красивы, и хорошо, что вы читаете их и по Часослову, и Канон молебный ко Пресвятой Богородице, – но если у вас мало времени, станьте пред Богом, как я учил вас, и говорите Ему от всей полноты вашего сердца. Делайте так и начнете ощущать Бога! И будете сознавать, что всё, что делаете, вы делаете пред Богом!

Помните, что, когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех.

И, опять же, вспоминайте, что, когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех, ведь Бог сказал: «Будьте святы!»[2] – а о святых, не имеющих молитвы, я не слышал. И апостол Павел говорил, чтобы мы молились… «непрестанно»[3]! Непрестанно, а не время от времени.

В былые века не было ни священников, ни церквей, ни монахов – была только община верующих посреди языческого мира. Это им говорил апостол, чтобы они молились непрестанно, и это увещание подходит и для вас, не имеющих времени на молитву, ведь и жившие во времена апостольские тоже не знали, сколько еще у них будет времени на молитву, потому что всегда были преследуемы.

Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: pemptousia.ro Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: pemptousia.ro
    

Болезнь души

– А теперь посмотрим на это и по-другому: мы уйдем на тот свет. Мы умрем для мира сего: и здесь у нас болит, и там болит… И когда у нас что-нибудь начинает болеть, мы бежим к врачу и заботимся о телах наших. А болезнь души? Почему мы о ней совсем не заботимся? Может случиться так, что душа твоя больна, а ты не знаешь, чем она страдает. Когда у тебя заболевает тело, ты идешь к врачу за исцелением. Точно так же, когда у тебя болит душа, ты должен искать утешения и исцеления у духовника.

Истинно здоровый человек всегда имеет Бога в сердце своем.

Знайте, что истинно здоровый человек всегда имеет Бога в сердце своем. В Евангелии от Луки, глава 17: 21, если вы читали, то знаете, что там написано так: «Царствие Божие внутрь вас есть». Также мы находим в 1-м Послании к коринфянам, глава 3: 16, другой текст, подтверждающий этот: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»

Вы видите, что апостол Павел ставит вопросительный знак: «Неужели вы действительно не знаете, что Бог живет в вас?» То есть тело является храмом Духа Святого. Тела некоторых святых потому не разлагаются и издают благоухание, что всю свою земную жизнь они прославляли в себе Бога. Всю жизнь они усиливались освятиться.

Любовь и милосердие

– Вы знаете, что «Бог есть любовь», ведь апостол Иоанн в своем 1-м Послании пишет, что «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). А у Луки, глава 6: 36, написано так: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Любовь и милосердие. Итак, вот чего хочет найти Бог в сердце человека – любви и милосердия. А если находит их, тогда Его Царство пребудет в сердце том.

Каждый должен подумать: находится ли Царство Божие во мне? Есть ли у меня столько любви и милосердия? А если дела обстоят так, – а они, конечно, обстоят так, потому что Бог не лжет, – тогда человеку следовало бы спросить себя: а какие мысли должны исходить из моего ума, если я храм Духа Святого?

Поэтому хранение помыслов – великое дело в борьбе с противником. Однако злоба не могла бы достигнуть сердец наших, если бы они были полны любви и милосердия, ибо и Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим нас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Какое зло смогло бы опечалить вас, если бы вы любили своих врагов?

Вам следует знать, однако, что во 2-м Послании к Тимофею, глава 3: 12, написано, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Итак, надо ожидать скорбей и печалей, если вы желаете Царства Божия, а за гонящих вас Спаситель говорит, чтобы вы молились.

Иеросхимонах Иулиан (Лазар) Иеросхимонах Иулиан (Лазар)
    

Обида и самооправдание

– Первое, чем заболевает душа, – это самооправдание. Человеку трудно терпеть «обиду» в мире, не ненавидя того, кто причинил ее.

– Святой Исаак Сирин говорит, что «кто может терпеть обиду и в его силах – оправдать ее, тот стяжал утешение от Бога»[4].

– Безусловно, это так. А как это еще могло бы быть, если бы, вместо того чтобы отвечать на обиду ненавистью, ты дружелюбно улыбнулся бы своему гонителю и помолился бы за него?

Хороший христианин не должен иметь врагов. По меньшей мере волей и ведением. И не только ради себя самого: если ты знаешь, что у кого-то по твоей причине возникает повод к преткновению, пойди и испроси у него прощения – ибо если ты будешь гневаться на него, то будут два человека, охваченных ненавистью, а если обратишься к нему с любовью, то, может, приобретешь его, и вы оба обретете покой.

Бог сказал, чтобы вы прощали, ибо тогда и сами будете прощены[5]. А кто из нас не нуждается в прощении? Тогда зачем же тебе лишаться его и самому себя оправдывать, когда ты знаешь, что наилучшее прощение подаст Бог, поскольку только Он знает сердца человеческие? Предоставь же Богу правду и воздаяние, и душа твоя обретет покой таким образом.

Ревность о Боге

Мы не телоубийцы, однако тела нужно смирять и приучать к посту и подвигу, чтобы смочь исцелить свои души.

– А если душа твоя обрела покой, старайся теперь иметь ревность о Боге. Беседуй с Ним как можно больше и блюди законы, которые Он дал тебе, чтобы стяжать жизнь вечную. Подвизайся в посте и молитве, ибо «без Христа мы не можем ничего»[6]. Поэтому, сколько можно, будем соблюдать посты, потому что через них мы себя соблюдаем. Мы не телоубийцы, однако тела нужно смирять и приучать к посту и подвигу, чтобы смочь исцелить свои души.

И мы не можем сделать этого без духовника. Когда человек пошел к духовнику и поплакал о грехах своих, исповедуя их со времен своего младенчества, тогда он становится человеком, здоровым душевно. А если ты становишься здоровым, тебя уже не могут оставить равнодушным душевные терзания других. И из любви к ближнему ты должен попытаться спасти ему душу.

Нужно, однако, иметь рассудительность, ибо Христос сказал: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Впредь вы должны быть весьма мудрыми, как змеи, чтобы суметь приобрести и другие души Христа ради и чтобы они спаслись.

– «Видел ли ты ближнего твоего – ты видел Бога твоего», – говорил святой Климент Александрийский…

– Да. Как я говорил до этого об образе Божием в человеке. Или как говорили отцы, что «от ближнего приходит тебе спасение, но и осуждение тоже».

Если ты пришел к духовнику и не скрыл от него (и Бога) ни одного греха и если соблюдаешь каноны, ты попадешь в рай. Но необходимо жалеть о своих прегрешениях, иначе ты не получишь прощения от Бога. Однако если ты пребываешь в духовной связи с духовником и стараешься следовать его советам, то будешь иметь душу здоровую и ревность о святыне.

Надо заботиться, однако, о том, чтобы не оставалось неисповеданных грехов, потому что в миру, в мирских храмах, таинство покаяния весьма трудно исполнить. Это потому, что христиан много, священников же довольно мало, а духовников и того меньше. И поэтому у духовника нет достаточного времени на то, чтобы исследовать душу христианина, и тот может вернуться домой с неисповеданными грехами (совершёнными по неведению, например). В былые времена у людей имелись записные книжки, в которых они помечали свои грехопадения, чтобы не забыть их на исповеди, а теперь, после того как и коммунизм прошелся по бедным людям, совершенно утратилось это здоровое обыкновение…

Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: pemptousia.ro Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: pemptousia.ro
    

Епитимии

– Вспоминаю, что отец Иустин (Пырву) тоже упоминал о таком обычае. Я хочу спросить вас, батюшка: можно ли исповедоваться в тот период, когда ты под епитимией и тебе запрещено причащаться?

– Разумеется. Если совесть гнетет тебя из-за какого-нибудь греха, который ты совершил, беги скорей к духовнику и исповедуйся. Не сиди в грехе и тем более не откладывай покаяние. Потому что написано в Апокалипсисе, глава 21: 27, что в город «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи»!

– А если ты находишься в этой же ситуации, то есть получил епитимию, и тебе случится умереть непричащенным, не успев выполнить епитимию? Что бывает с такой душой?

– Она спасается. Пока она под епитимией и исполняет ее, она прощена в грехах. Но… Я читал однажды в одной сельской газете о некой монахине из Бессарабии, которая упала наземь, когда обувалась, больно ударилась и много дней провела в обморочном состоянии или, может, даже в коме. Как бы там ни было, но умереть она не умерла, потому что сердце у нее билось исправно. Когда она пришла в себя, то рассказала всей общине, как встретилась с их бывшей настоятельницей в чудном месте, и она ей призналась, что с самого начала не находилась там, но молитвы монахинь привели ее в это состояние через шесть недель после смерти. Настоятельница эта умерла непричащенной, и только молитвы общины привели ее в это благословенное место.

– Значит, и умирающий под епитимией не отправляется прямо туда, куда ему следовало бы пойти, – в «место светло… откуда отбежала всякая болезнь и воздыхание»?

Человеку, преуспевшему в духовном, жаль каждую душу, и потому он молится за ближнего своего, как за самого себя (и даже больше!).

– Он может туда попасть только по молитвам Церкви. Тех, кто остался в живых. Я застал многих отцов, перед смертью просивших нас: «Молитесь обо мне!» Может быть и так. Бог знает. Но человеку, преуспевшему в духовном, жаль каждую душу, и ему хотелось бы, чтобы все попали в рай, и потому он молится за ближнего своего, как за самого себя (и даже больше!). Апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга»[7], – а святой Павел говорит, чтобы мы молились непрестанно[8].

Слово

– И слово на пользу души, батюшка…

– Ну, в качестве совета я напомню вам слова апостола Иакова, сродника Господня, который говорил, что «дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). От вас зависит, чьими друзьями вы хотите стать.

Вид из монастыря Продром. Фото: pemptousia.ro Вид из монастыря Продром. Фото: pemptousia.ro
    

С иеросхимонахом Иулианом (Лазаром) беседовал Джордже Крышнян
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Lumea Credinţei

18 августа 2014 г.

[1] В феврале день рождения старца, родился он 8 февраля 1926 г.

[2] Лев. 11: 44.

[3] См.: 1 Фес. 5: 17.

[4] См.: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 57.

[5] См.: Лк. 6: 37.

[6] См.: Ин. 15: 5.

[7] Иак. 5: 16.

[8] См.: 1 Фес. 5: 17.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Великие румынские духовники об исповеди и причащении Великие румынские духовники об исповеди и причащении
Зинаида Пейкова
Великие румынские духовники об исповеди и причащении Великие румынские духовники об исповеди и причащении
Зинаида Пейкова
Первое, что мы должны делать, – это часто исповедоваться. А значит, прежде чем говорить о частом причащении, нужно говорить о частой исповеди.
О слезах на молитве, Причастии и внимании О слезах на молитве, Причастии и внимании
О. Софиан (Богиу)
О слезах на молитве, Причастии и внимании «Молитва, произнесенная без внимания, это ноль»
О слезах на молитве, Причастии и внимании
Архимандрит Софиан (Богиу)
Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились.
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Иером. Дионисий (Игнат)
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но, насколько это в человеческих силах и насколько священные каноны Церкви позволяют нам это, будем стараться быть близ. Не будем откладывать исповедь, ведь всякий раз, когда человек, весь в грехах, идет к духовнику, то как бы он ни был далек от Бога, но, когда он выходит от духовника, ему так легко, словно он летит на крыльях.
Комментарии
Алексей29 января 2015, 09:46
Константин.
Когда я начал приходить к Богу я читал Закон Божий (Закон Божий. Составитель протоиерей Серафим Слободской.). Старался читать вдумчиво и внимательно. Там изложены основы с пояснениями и комментариями (для меня это было большая помощь, многое стало ясно.

В нашем храме говорят: Молитва это не заклинание которое нужно произнести много раз, это должны быть слова от чистого сердца. Молитвы это разговор с Богом с Личностью. Только ответы мы не понимаем по своей греховности.Слишком далеки мы от Бога. Он рядом а мы сердцем далеки от Него.
св. Евангелие от Матфея, глава 13, ст 14.15
"Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули..."
Спаси нас Бог!

Бурмак Тамара 4 октября 2014, 00:01
ГОСПОДИ!!!!СПАСИ всех кого возможно....и ПОМИЛУЙ нас !!!
Константин25 августа 2014, 13:13
"кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4: 4). От вас зависит, чьими друзьями вы хотите стать."
Что означают сии слова? Может, что я должен отказаться от материализма в жизни, чтобы приблизиться к Богу, потому что мир лежит во зле? Так?
Я только начал пробуждаться. Я хочу начать молиться, но не знаю какие должны быть слова или же это просто должен быть разговор с Богом, исходящий из сердца.
Елена19 августа 2014, 01:28
Действительно чувствуется, что слова сказаны с любовью к человеку...
А вам, Владимир, хочу сказать слова поддержки: вы осознаете свою греховность, а это и есть первый шаг к исцелению. В вашем сердце вера в Господа, а с ним вы осилите любой выпавший вам путь. Не отступайте, не отчаивайтесь, не унывайте, ведь отчаяние и уныние сами по себе грех. Через них нас искушает враг: Ты настолько ужасен, что простить тебя невозможно, так что даже и не пытайся!!!
Ну неужели вы не верите в великую любовь и милость Господа? Думаете, что ее не хватит именно на вас? Неужели можно представить Господа, не принявшего искренне раскаявшуюся душу, желающую отмыться от греха и вернуться к Отцу Небесному?...
Ангела-Хранителя вам, Владимир.
Николай Владимирович18 августа 2014, 21:30
Молятся ли за некрещеных в Алтаре? Разумеется без погружения за них частиц в Чашу. Т.н. "незаказные записки"? Ведь жертва приносится о всех и за вся... Священник объяснил мне,что это неканонично; Церковь т.о. молится только за своих членов(крещеных). А вот лично можно молиться и дома и в храме с благословения духовника. Но как по-мне - Алтарь благодатное место,молитва в котором легко и удобно приемлется Богом вознести ее может священник,укрепленный благодатью священства. Т.е. если мирянину,при определенных условиях - можно,то тем более священнику,для которого все условия созданы Самим Богом и Церковью? Ведь нападки злых сил за подобное сильны. Какова соборная позиция иерархов по этой теме?
Владимир18 августа 2014, 17:11
а мне страшно! я весь в грехе. ничего такого не смогу, если только Господь сподобит.. бедный я человек.
Сантехник18 августа 2014, 13:08
Ясно, что эти слова - золото! А теперь насчет, простите, практической реализации... Много ли рельных людей живут такой жизнью, и ТАК молятся? А "если не можешь переплыть реку, не посягай на море" - нет?
Для обычных людей, ползущих по мере сил, к Господу, заваленных заботами и грехами, в "Новом Завете" тоже указан вполне конкретный метод, дающий надежду на спасение - индивидуальные, личные молитвы " Мытаря" и "Разбойника", и коллективная молитва - " Отче наш"... Естественно, творимые с вниманием, из глубины сердца, в ощущении присутствия Божиего, с искренностью, покаянием и смирением...
В надежде на бесконечное милосердие Божие...
А если эти молитвы, в соответствующем им состоянии души, мысленно произносить, скажем в 12-3-6-9 часов в любом месте, то никому и мешать не будешь, и о Боге вспомнишь... И занимают-то эти молитвы 1-2 минуты... Конечно, какая тут святость?! Но, во-первых, такой подход - надежда на спасение и помощь Божию, а во-вторых, простите, практически, при желании, доступно и реализуемо для любого... Нет?
Сантехник. 18.8.14
Aviva Rafaela18 августа 2014, 11:17
Спасибо за прекрасную статью! В душе какие-то невидимые струнки задребезжали от чтения. Вот оно какое - прикосновение к святости!
р.Божия Ирина18 августа 2014, 10:41
Слава Богу за румынских старцев!
Не оставляют нас "слепых" в этом мире без надежды на спасение!
Почему же наши старцы молчат?
Марина18 августа 2014, 10:31
Спасибо за публикацию.Чистый родник. Спаси Господи!
Немощный18 августа 2014, 09:55
Непрестанную молитву дарует Сам Сын Божий. Своим вселением в человека и безначальной беседой с Отцом в Духе Святом. Такой человек является "молчаливым" ходатаем и жертвой за жизнь мира. Он ходит среди нас,а мы и не знаем. Просто Господь молясь вслух,о чем часто упоминает Евангелие,делал эту безначальную беседу "достоянием гласности",освящая не только пневмато и ноосферы,но и биосферу,подавая нам пример молитвы и вслух. Ибо научение молитве не может начаться иначе и это есть одно из важнейших добрых дел за которое люди прославляют Отца нашего Небесного.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×