Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Детское сознание: проблемы демонизации

В последнее время во многих школах Москвы стало модным праздновать так называемый Хэллоуин или же подобные ему маскарады, где главными участниками событий становится разного рода нечисть - вампиры, ведьмы, колдуны, оборотни и т.д. Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности. Они способствуют единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Оскудение педагогической фантазии, а также нежелание прикладывать какие-либо творческие усилия стало закономерной причиной появления инокультурных нововведений, подобных Хэллоуину, не имеющих ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни с моральными представлениями и традициями народов России.
См. также:
Хэллоуин "по американскому обряду"

По мнению ученых, праздник Хэллоуин, восходящий к языческим обрядам принесения жертв злым духам, постепенно был взят на вооружение изуверскими сектами. Он содержит в себе мощные психологические, психо-соматические и нравственно-духовные негативные воздействия через оккультные символику и ритуалы. Учителя и дети пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в школе №1280 закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в школе № 1266 в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педагогов и родителей имитировали ... казнь через повешение одного из "двоечников". Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования.

Но игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью - это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. На Западе известно о сотнях детей - жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день. Снятие естественных для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, на использование даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, актов вандализма и пр. приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.

Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких к старшим, учеников к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврата, возводит происходящее действо в норму. По логике ребенка, присутствие взрослых делает некое мероприятие "законным", легитимным, нормальным. Не случайно, после проведения праздника многие учителя отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели они могут большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.

Надо отметить, что демонизация детского сознания идет не только по официальным - школьным - каналам, но и через неформальные пути, в частности, детскую субкультуру. Детская субкультура является тем смысловым пространством, в котором осуществляется формирование личности ребенка в "горизонтальной плоскости", на равных. Кроме функции социализации детская субкультура осуществляет и своеобразную психотерапевтическую функцию, ограждая ребенка от негативных и порой губительных для него воздействий культуры взрослых. Содержание детской субкультуры - игры, детский фольклор, творчество детей, детские рисунки...

Детский фольклор - свод устных текстов, передающихся из поколения в поколение детей, от старших к младшим на протяжении не только десятков, а сотен и даже тысяч лет! Через фольклор ребенок прикасается к живительным пластам народной культуры. Это потешки, считалки, игровые песенки, заклички, дразнилки и др. Каждая из этих малых форм выполняла свою функцию в саморегуляции детской жизни, воспитательную коммуникационную или развлекательную.

Например, такой жанр детского фольклора как дразнилка призван регулировать поведение ребенка в соответствии с моральными нормами, вырабатывать сдержанность, терпение, находчивость. Для традиционной детской культуры характерны и так называемые "страшилки". Это маленькие рассказы - былички, которые дети, оказавшись вместе в больнице, летнем лагере, санатории и пр. рассказывают обычно поздно вечером в темноте.

Сущность страшилки - в коллективном переживании страшного, подобно греческому трагическому театру - освобождение и очищение через катарсис, а так же в выработке способов саморегуляции и норм поведения, в постижении вечных истин жизни и смерти, в стремлении сообща преодолеть страх.

Первые страшилки были "обнаружены" и записаны в середине 60-х годов нашего столетия и, вероятно, являются новым современным жанром, хотя обнаруживается их связь с известными формами - потешек-"пугалок", типа "Идет коза рогатая...". В конце 70-х годов появился самый молодой жанр детского фольклора - "садистский стишок". Причем, существует мнение, что садистские стишки изначально придумывались взрослыми и сознательно запускались в детскую среду с целью дегуманизации детского сознания.

И если пугалки, вызывающие в конечном итоге смех, обладают продуктивным творческим потенциалом, заставляя детей смеяться над своими страхами, то появление садистских стишков, связывают с поэтизацией жестокости, это соревнование в кощунственном остроумии, когда осмеиваются все ценности - семейные, дружественные и пр. Здесь смех не добродушный, а агрессивный. И в этих стишках мы видим и разрушение внутреннего строя семьи, и оппозиция детей и взрослых, и разрушение общественных табу:

Бабушка внучку из школы ждала
Калий цианистый в ступе толкла,
Дедушка бабушку опередил,
Внучку гвоздями к забору прибил.

Девочка Света нашла пистолет.
Больше у Светы родителей нет.

Дети в подвале играли в гестапо
Зверски замучен сантехник Потапов.

Маленький мальчик нашел пулемет.
Больше в деревне никто не живет.

И так далее. Есть стихи, имеющие общественно-политическое содержание:

Коленка к коленочке, звездочки в ряд.
Трамвай переехал отряд октябрят.

Тихо на улице, чисто в квартире,
Спасибо реактору номер четыре.

В поле нейтронная бомба лежала,
Девочка тихо на кнопку нажала.
Некому выругать девочку эту:
Спит вечным сном голубая планета.

Все. Круг завершился. Жанр современного детского фольклора строит такую концепцию развития человечества, при которой подобный конец неминуем. Такой "черный юмор" с элементами иронии и остроумия, поставленными выше требований совести и ответственности, имеет свои причины, социального и психологического плана, в частности, воздействие СМИ, однако ясно одно, что дети 9-12 лет испытывают потребность в такого рода коллективном соревновании в проговаривании ужасного. К этому добавим моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии (черепа, монстры, черные тона маек, игрушки-чудовища и пр.).

С чем связана эта потребность? Каковы факторы, влияющие на нее - генетические, психологические, социальные? Сначала отметим результаты происходящей в обществе дегуманизации детского сознания: это и известный рост преступлений несовершеннолетних, его омолаживание и о-девичивание, это и страшные преступления, отличающиеся особой жестокостью и изощренностью. Все чаще малолетними преступниками становятся дети из так называемых благополучных семей. Как пишет американский психолог Эйчхорн, "ребенок-невротик в хорошей семье, сдерживая свои инстинкты, пребывает в конфликте с самим собой, правонарушитель, чьи инстинкты семьей не сдерживаются, пребывает в конфликте с окружающими".

Параллельно с накоплением внутренней жестокости собственно в детском обществе, происходит сатанизация духа наших детей "свыше", от взрослых, намеренное извращение детской природы. Рядом с известным храмом Св. Николая в Кленниках книжный развал. На самом видном месте - большие красочные книги, подобные всеми любимым в недалеком прошлом изданиям: "Русские народные сказки" или "Красная Шапочка" или "Муха- Цокотуха" и др..

Издательство "Терра" выпустило серию книг (10-12 штук) для детей: "Сказание ужасов", "Колдуны и ведьмы", "Призраки", "Чары и путы", "Тайные искусства" и пр.по смехотворной для таких шикарных изданий цене - 50 руб. По словам прокуренной и пропитой продавщицы, это - самый ходовой товар, особенно для молодых мам и детей младшего школьного и подросткового возраста. В книжках - не безобидные детские пугалки типа "Идет коза рогатая..". В них - тексты и картинки, порождающие страхи, неврозы психические нарушения, немотивированную агрессию, вытекающую в самоубийства детей. К сожалению, сегодня одержимость, ночные кошмары, "голоса" - то, с чем сталкиваются священники на исповеди и детские врачи на приемах.

См. также:
"Памятник порокам" Шемякина с точки зрения психолога

Другой пример. Сквер Репинский (Болотная пл.). Яркое солнце, детская площадка с качелями. Слева - золотые купола Кремля, справа - купола церквей Ордынки и Пятницкой, храм Христа Спасителя. Здесь же - новое сооружение, открытое 1 сентября: памятник детям - жертвам человеческих пороков: наркомании, проституции, алкоголизма, садизма, бедности (бедность - порок?) и пр. В центре - аллегорическая фигура равнодушия. Все на постаменте. Под каждой подпись на русском и английском (!?) языках. Дети - мальчик и девочка с мячом и книжками сказок Пушкина - маленькие и беззащитно прекрасные, стоят ниже, чем "пороки", и почему-то с завязанными глазами, словно перед казнью, словно предназначенные в жертву.

Пороки, как и полагается отвратительные: мерзкие морды, фигуры с рогами, клыками, демонскими крыльями. Вся композиция обнесена высоченным металлическим забором. На открытии памятника присутствует автор - скульптор Шемякин - мрачная фигура вся в черном: черная рубаха, галифе, высокие черные сапоги и фуражка, металлический крест вместо галстука. В свите маэстро: брыластый русский боров заморского иностранного вида и немолодая дама.

На вопрос о том, "можно ли демонстрировать побеждающее зло", скульптор находчиво отвечает: "Меня обвиняют в глупости и безграмотности и отсылают к иконам, на которых показаны бесы из Страшного суда, а так же к сказкам братьев Гримм. На иконе Страшного суда есть альтернатива аду - рай и Христос Спаситель". Но в сказках добро побеждает зло! И Христос - победил смерть!

А дама - иностранка тут же рассказывает о монахине англиканской церкви, которая успешно воспитывает и лечит детей, малолетних правонарушителей, на отрицательных примерах - фотографиями монстров. Возможно ли это? Ведь зло порождает только зло. Грязью грязь не отмоешь.

Маэстро на вопрос о том, полезно ли детям видеть такие изображения, ответил, что памятник ему был заказан лично Лужковым. Подошел седой интеллигентный человек и долго тряс руку маэстро, благодаря. Мамы с маленькими детьми, молодые люди, подростки, пенсионеры, приезжие, студенты радовались, что "видят талантливое и правдивое произведение". Двое школьников-подростков, не смущаясь, задали вопрос: "моему брату 5 лет, после этих скульптур ему будут сниться ужасы?". Маэстро раздраженно снисходительно ответил, что, мол, "гораздо большие ужасы - на телеэкране". Но психологам известно, что осязаемые фигуры в трехмерном пространстве, способны производить неизмеримо более сильный эффект, запечатлеваясь в детском сознании, нежели плоские экранные образы.

Сегодня телеэкраны заполнили фильмы и передачи про разного рода не-человеков ("Позвоните Кузе", "Телепузики", "Покемоны"), прилавки магазинов - монстры и чудовища, книжки - внеземной разум, космические пришельцы, инопланетяне. Со всех сторон читателей, слушателей, зрителей стремятся убедить: "они хорошие, добрые!"

По сути, на наших глазах - и очень быстро - происходит подмена христианских ценностей и представлений антихристианскими. И получается, что вместо надвратной иконы, имеющейся в каждом храме, изображающей благословляющего Христа и апостолов по обе стороны, в современном обществе сегодня - шемякинские 12 демонов и в центре гордый сатана, скрестивший руки на груди.

В конце хочется отметить, что, прикрываясь словами об искусстве и творчестве, а также о борьбе за "светлое детство", Шемякин изобразил и воплотил те пороки (грехи), что перечислены в "Доктрине Далласа против СССР" 1945 г. Согласно этой доктрине следует вдалбливать, насаждать в сознание наших соотечественников средствами литературы и искусства: культ секса, насилия, предательства, садизма, ложь, пьянство, наркоманию, ненависть. Программа выполняется уже давно. Ее объекты и жертвы - наши дети и подростки. А скульптор всего лишь приготовил наглядное пособие...

Вера Абраменкова

15 декабря 2003 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дарья10 ноября 2012, 02:39
В наше непростое время,задача родителей,бабушек,дедушек направлять своих детей в православие,причащаться исповедываться и объяснять своим детям с точки зрения православия на все то гадкое и отвратное,что нас окружает и праздники чуждые нам и уклад жизни и быта,которые неприемлемы для православного человека и Бог все управит,крепости духа нам всем.Спаси Господи!!!!!!!!!!
Ольга 1 ноября 2012, 13:17
Умоляю ВАС: звоните во все колокола, кричите со всех крыш, экранов, громкоговорителей - пусть услышат те, кто еще спит и легко и безразлично относится к этой теме, иначе они же потом станут ЖЕРТВАМИ и скажут:"А мы не знали... Что мы теперь можем сделать?"
Благодарю за золотые слова и своевременность!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×