Этим летом в нашем довольно тихом подъезде произошло одно происшествие. Иначе я назвать это не могу, не хочу и права не имею.
Однажды летним утром я выглянул за окно. Хорошо на улице, солнышко сияет, небо чистое, высокое. Оглянулся по сторонам, и внимание мое привлекла крыша над дверью в подъезд. Ее хорошо видно из окна. Она была достаточно чистой, и потому на ровном асфальтовом фоне ее четко-пречетко обозначились два желтоватых пятна. По своим очертаниям и размеру два пятна были знакомы до боли. Очертания церковной просфорки.
«Вот это да! Просфоры на крыше!» – я не хотел верить своим глазам. Дело, к сожалению, привычное: люди всё подряд из окон выбрасывают: окурки, фантики, всякий мелкий мусор. Но чтобы просфорки… первый раз сталкиваюсь. Что делать? Лезть на крышу – проверить положение дел?
Если мне не показалось и это вправду святыня с Литургии просто так валяется, то надо ее от поругания уберечь. Значит – лезть, хотя и староват я для этого занятия. Над крышей расположено, как и следовало ожидать, окно с лестницы. Через него можно подобраться к тем желтоватым пятнышкам, которые я увидел.
Спустился я на предпоследний марш лестницы. Окно нараспашку. Последние дни жарко, вот его и открыли, чтобы посвежей в подъезде было. Поставил я левую ногу на крышку находящегося рядом мусоропровода, правое колено упер в подоконник. Окошко какое-то малогабаритное у нас, не приспособлено, чтобы через него взрослые дяди пролезали. Ну да ладно. Левую ногу подтянул на крышу, два шага – и я у цели.
Что же вижу? Действительно, лежат просфорки. Точь-в-точь такие, как у нас в храме на службах. Твердые уже, будто каменные. Сильно плесенью подернулись. Вот в чем причина! Значит, пришел человек из церкви с просфорами, полежали они какое-то время, потом «зацвели». Кушать плесневелое он не захотел. Подумал, как лучше поступить. Решил отдать голубям да воробьям. Так многие хлеб заплесневелый бросают птицам. Вот и упала церковная святыня из окошка на крышу над дверью в подъезд.
Слез я потихоньку с крыши, положил просфорки в полиэтиленовый пакет и приготовил их на сожжение. Есть же обычный способ решить проблему, когда произошло что-то недолжное: была в доме святыня, да не уследили за ней. Можно аккуратно срезать заплесневелые части, сжечь это, а остальную часть просфор размочить в воде и потребить. И перед Богом покаяться: «Прости, Господи, не уберег я Твою святыню». Никак не стоило бросать просфоры на крышу.
Чтобы просфоры не плесневели, их разрезают на ломтики и высушивают. В засушенном виде они могут храниться долго.
Кстати, чтобы просфоры не плесневели, воцерковленные прихожане их разрезают на ломтики и высушивают. Каждый день по кусочку просфоры принимают со святой водой. В засушенном виде они могут храниться долго – без опасности заплесневеть.
Что такое просфора? Нет в Церкви большей святыни, чем на Литургии. Православные христиане приносят на Литургию просфорный хлеб и вино. Часть приношения становится Святыми Дарами – Телом и Кровью Спасителя, Которыми мы за Литургией причащаемся. А часть приношения возвращается нам из алтаря в виде просфор с уже «вынутыми» частичками. Перед началом Литургии священник «вынимает» частицы из просфор и одновременно поминает нас, совершивших хлебное приношение, по именам.
Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить!
Мы вкушаем просфоры, сознавая, что это не просто ритуальная пища, освященная обычаем. Это духовная пища с Божественной Литургии. Ее принимать могут только православные христиане. Никакие другие люди, даже самые прекрасные и благонамеренные, – не могут. Не говоря уже про животных и птиц. Очень плохо, если голуби будут клевать просфоры. Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить и не отдавать святыню на профанацию.
Думаю стоит поразмыслить и над тем, что представляет собой плесень, иными словами грибок. Не получится ли нанести вред своему здоровью скушав такой продукт? Не искушайте Его.
Да и к вопросу о кормлении птиц, хочешь сделать доброе - купи батон самый дешёвый но свежий и накорми, сам ведь не кушаешь испорченное.
Нужно просто стараться, чтобы святыни не пропадали, много ведь дельных советов - и про холодильник, и на кусочки порезать и засушить.
А уж если случилось, что испортилось, недоглядели, лучше аккуратно на землю раскрошить, где нибудь в парке - земля заберёт, а может и птицы склюют. Такое моё мнение.
Спаси нас Господи грешных.
Дома развернул пакет а прософоры плесневелые.
Это же так?
Осадок остался нехороший как будто на рынке побывал...
1. масло - горючий материал, пропитать чистую тряпочку и сжечь, если много масла, то в хорошем костре все равно сгорит, даже если просто вылить масло в костер
2. видел, как в храме выливали масло с соборования в гроб покойному (масло раньше ему принадлежало), отсюда, вероятно, можно закопать масло в непопираемое место
3. с газетами и упаковками хорошо б сжигать, на православных газетах пишут "не использовать в хознуждах"... хотя... их столько, что проблематично сжигать... эх, нужна мне дача с печкой и площадкой под костровище )))
духовная пища для христианина разве не молитва,и причастие с верой и покаянием?
Причащение же просфорой не возможно, поэтому думаю эта фраза не корректна. Просфора такого же уровня святыня, и подлежит несомненному почитанию, как свечи масло и иконы, но ни никак не пища духовная - причастие. Профанация святыни - это причастие без веры и покаяния, а потому что "надо".
Я публиковал статью не для того, чтобы обличить и осудить грехи другого человека, я сам не без греха. Статья лишь напоминает, что просфора - святыня, птицам отдавать ее нельзя.
Дмитрий возражает мне: "Никакой "святыни" в просфорах нет. Они не освящаются... к Святым Дарам отношения никакого не имеют... отдать их птицам вполне можно". Возражение плохо обосновано. Просфоры полагаются на святом жертвеннике в алтаре, где над ними совершается проскомидия (из них вынимают частицы, которые будут помещены на престоле рядом со Святыми Дарами) - это разве не освящяет просфоры? Святые просфоры церковный люд ест "натощак", перед любой другой пищей (неосвященнной). Жертвы люди посвящали Богу еще во времена Ветхого Завета: часть жертвы отделялась и оставалась в храме, а часть обратно отдавалась людям, и они ее вкушали как святыню. Ср. с просфорами.
Простите меня, прошу Вас! Но так и не поняла из Вашей статьи, как Вы поняли, что эти просфоры именно выбросили (неблагоговейно так) из окна? А не положили аккуратно таким же образом через окно на крышу над подъездом, как Вы их оттуда достали? Мне пришли такие мысли в голову во время прочтения Вашей статьи, что вот человек, может, начал только воцерковляться, просфоры у него заплесневели, а он и не знает, что их можно на сожжение отнести или закопать в непопираемом месте. И вот он думал, мучался. Старался, переживал. И лучшее, что ему пришло в голову на этом его этапе воцерковления, это была мысль о том, что отдать птицам - не страшно. Хотя, могли бы и в храме спросить, конечно, приложив усердие. Но, "грех нам его известен, а покаяние нет". Может, нам не судить так строго именно этого человека, может, он старался и переживал/переживает до сих пор, правильно ли он поступил? Конечно, нельзя так со святыней, но, может, и его так строго судить нельзя, ведь все мы не без греха? Да просветит его Господь и желаю ему больше не повторять такого! Милосердия всем нам. Простите.
Алексей.
Не путайте людей, и так многие люди плохо во всем разбираются.
ПОЛИНА, действительно, в городской квартире жечь - проблематично. Для этого нужен камин, или печь на даче, или костер на улице. В каждом храме есть печка для сжигания записок, можно попросить, чтобы в этой печке сожгли.
Лично я и в квартире бы сжег: поверхность просфоры размочил, соскоблили то, что заплсневело, незаплесневелую часть я бы скушал, а соскобленную заплесневелую часть разделил бы на несолько частей, высушил, завернул в бумагу и в ванной комнате сжег. В сжигании заплесневелой части поможет и церковный уголь, положенный в ручную домашнюю кадильницу (кацею).
Я пеку дома бездрожжевой ржаной хлеб на закваске. Если он пролежит в пакете больше недели, то тоже плесневеет (плесень не зеленая, а белая)
А то я несколько человек знаю они подают и подают записки о ближних заблудших, уже непонятно какой веры и в чего употребляющих, но крещеных и знаю о детях которых родители не крестили потому что сами не спасаются и научить этому не могут, но бабушки за детей этих записки подают, я это к тому чтоб не укокошить любовь ближних и Христа не предать. Но просфору если принесут чтоб не пошла к осуждению, а вразумлению.
В "домашних условиях" не получилось, просфорка не горит.
Уже покаялась, а сжечь не получается.
Теперь знаю, как поступить.