Слово Патриарха

Неделя 11-я по Пятидесятнице

Комфортные условия делают человека неспособным к подвигу

Совершенно неслучайно преподобные отцы устремлялись именно в те места, где особенно трудно, потому что внешние трудности и необходимость их преодоления закаляют человеческую душу. А комфортные условия притупляют силы, ослабляют ум и волю, делают человека неспособным к подвигу – как духовному, так и жизненному.

    

И вот эта удивительная связь духовного подвига с трудными внешними обстоятельствами жизни должна каждого из нас – и тех, кто живет сегодня в миру, – подтолкнуть к тому, чтобы спросить самих себя: а что я делаю, в каких условиях я живу? Могут ли эти условия жизни и моя внутренняя настроенность помочь мне совершать подвиги, самый главный и самый трудный из которых – это воспитание самого себя, это преодоление своих грехов, своих слабостей, своих опасных наклонностей, это возвышение души и духа?

Конечно, не каждый из нас способен душу свою спасать в тяжелых внешних обстоятельствах. Но тем паче наша обычная жизнь, на которую мы так часто сетуем как на очень трудную, должна восприниматься с благодарностью Богу. Если Господь и дает нам внешние трудные обстоятельства жизни, то мы должны с благодарением Богу принимать эти обстоятельства и относиться к ним как к особо благоприятным условиям нашей духовной брани, нашей духовной борьбы за свое собственное спасение.

Из проповеди после всенощного бдения
в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря
18 августа 2014 года, в канун праздника Преображения Господня

Подлинная соборность проистекает от Евхаристического собрания

Соборность неразрывно сопряжена с единством Церкви, единством клира и паствы вокруг Евхаристии, совершаемой под предстоятельством архиерея. Без этого Евхаристического собрания, возглавляемого Предстоятелем, нет и не может быть никакой соборности. Могут быть только попытки организовать некую коллегиальность, которая очень быстро разрушается под натиском внешних обстоятельств. Но подлинная соборность, которая переходит из поколения в поколение на протяжении двух тысяч лет, это и есть соборность, проистекающая от святого Евхаристического собрания, возглавляемого Предстоятелем.

Из слова при вручении архиерейского жезла
Преосвященному Паисию (Юркову),
епископу Щигровскому и Мантуровскому,
19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня

Подлинное преображение личности – развитие образа Божия в человеческой природе

Мы часто используем слово «преображение», но употреблять его следует очень осторожно. Не всякое изменение человеческой личности является преображением, даже если это изменение связано с совершенствованием личности. Мы, несомненно, совершенствуем себя, когда получаем образование, когда под воздействием культуры обретаем остроту эстетического восприятия мира. Если сравнить человека, прошедшего жизненный путь, с отроком, который этот путь только начинает, то будет видно, как усовершенствовался человек, особенно если он прикладывал много сил. Однако это несомненное усовершенствование нельзя назвать преображением – подлинное преображение личности есть такое развитие образа Божия в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу.

Мы знаем, что совершенствование личности или даже общественных отношений, развитие науки, техники, искусства вовсе не обязательно ведет к преображению – прогресс может быть обращен во зло, знания человека могут нести смерть и разрушения. Знания человека могут использоваться силой диавольской, и мы знаем, в какой ад люди нередко превращают свою жизнь, в том числе опираясь на свои знания и опыт, – происходит не преображение, а духовный регресс.

Стремление к личному преображению изменит и жизнь человеческого общества

А что же род человеческий, человеческое общество? Мы же хотим, чтобы оно становилось лучше. Однако обществу, в отличие от человека, не дано преобразиться по образу и подобию фаворского Преображения. Но разве безразлично для нас, какие отношения сегодня и завтра будут связывать граждан нашей страны и всей исторической Руси? Разве мы можем сказать, что забота о социальном благе лежит вне внимания Церкви? Конечно, нет. Церковь, зная, что есть подлинное Преображение, должна воздействовать на человеческое общество, чтобы каждый человек, в меру своих сил, достигал того преображения, которое просияло на горе Фавор; а тогда изменится и человеческое общество.

Трудно представить, чтобы в обществе святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и угодников Соловецких возникали проблемы и конфликты, которые приходилось бы особыми усилиями преодолевать. Святой человек, живущий в общении с Богом, создает вокруг себя тот мир, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Поэтому главное усилие Церкви в области устроения общественной жизни заключается в воспитании личности и в воздействии на сферу общественных отношений. И хотя преображение наподобие фаворского невозможно для общественного измерения человеческой жизни, но, если каждый будет стремиться к своему личному преображению, то изменится и жизнь человеческого общества.

Из проповеди после Литургии в Соловецком монастыре
19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господня

Церковь всегда живет

Каждый человек, сталкиваясь с теми или иными трудными жизненными обстоятельствами, испытывает скорбь, страдания, раздражение, даже гнев. Мы знаем, как тяжело мы воспринимаем несправедливость, особенно когда эта несправедливость касается большого количества людей, – мы переживаем скорбь, и этим омрачается наша жизнь. Чему мы можем быть научены, участвуя в сегодняшнем празднике? Во-первых, тому, что Церковь не умирает. Церковь всегда живет, даже если внешние обстоятельства сужают ее до некоего самого малого ядра; но это ядро всегда способно, набрав силу Божественной благодати, распространиться, покрывая вселенную, – и это, может быть, самый важный урок, который мы получаем на примере сей обители.

Терпение – величайшая христианская добродетель

«Если имеем терпение, – говорит Ефрем Сирин, – то преодолеваем всякую скорбь». Это ответ тем, кто спрашивает: «Что же делать в трудных обстоятельствах жизни? В семье не ладится, с работой не всё в порядке, да и вообще не нравится многое вокруг меня. Раздражаюсь, гневаюсь – как выйти из этого положения?» Но что же такое терпение? Это некая волевая установка: «стисну зубы и буду терпеть»? Вовсе нет! Стиснув зубы, далеко не уйдешь – зубы заболят. Не сможешь сопротивляться скорбным обстоятельствам – они тебя сломают. Ибо терпение – это проявление не только человеческой воли. Терпение всегда связано со способностью соотносить свою жизнь с волей Божией и предаваться в руки Божии. И если мы в руки Божии предаемся, то мы не сгибаемся перед трудностями, но ищем пути выхода из них. Тогда эти трудности не деморализуют, не сокрушают нас, не порождают других скорбей, таких как уныние, отчаяние, – потому что терпение есть плод благодати Божией, которая нам ниспосылается в ответ на наше смиренное состояние духа, на нашу готовность вручить себя в руки Божии.

    

И тот же преподобный Ефрем, говоря о терпении, утверждает: тот, кто обретает дорогу долготерпения, находит дорогу жизни. А ведь так оно и есть. Не пройти по дороге жизни, если нет терпения, нет внутренней силы сопротивляться внешним сложным обстоятельствам. Терпение есть величайшая христианская добродетель. И в Евангелии от Матфея, в той самой главе, где говорится о скорбях, которые постигнут Иерусалим, и о скорбях, которые постигнут весь род человеческий, сказаны великие слова: тот, кто терпелив, будет спасен (см.: Мф. 24: 1–13). Вот это и есть дорога жизни.

И сегодня в нашей повседневной жизни мы имеем много скорбей. Включаешь телевизор, смотришь новостные передачи, и на тебя обрушивается поток человеческой скорби и страданий. Хочешь или не хочешь, он захватывает тебя, и ты становишься частью этих страданий. В какой-то степени это хорошо, но всё то, что мы видим и слышим, не должно нас разрушать. В ответ на эти скорби мы должны укреплять свою веру в Бога, укреплять свою молитву, чаще обращаться к Спасителю, к Его Пречистой Матери, с просьбой укрепить нас, весь наш народ, всю историческую Русь, дать нам терпение, которое является результатом действия в нас благодати Божией, и тогда, обретя терпение, мы найдем дорогу жизни.

Из слова после Литургии
на соборной площади Толгского Введенского женского монастыря
в г. Ярославле 21 августа 2014 года,
в праздник Толгской иконы Божией Матери,
на торжествах по случаю 700-летия основания Толгского монастыря

Прощай и будешь прощен

Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: «уподобилось Царствие Божие царю…» (см.: Мф. 18: 23). Святой Григорий Богослов произносит замечательные слова на эту тему: «Прощай, и будешь прощен». Я бы предложил эту короткую фразу: «Прощай, и будешь прощен» – написать крупными буквами и у себя в комнате разместить так, чтобы каждый день ее видеть. А святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». Оставь – они не нужны, они не принесут никакой пользы. Как же так? Тот самый пост и молитва, с помощью которых бесы изгоняются (см.: Мф. 17: 21), – а Ефрем Сирин говорит: оставь пост и молитву, они будут впустую, ничего не получится. Хоть лоб разбей, молись хоть сутками – Царствие Небесное будет для тебя затворено.

    

А святой Иоанн Златоуст, развивая эту тему, говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение – это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, всё наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи – всё это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем. А если к этому прибавить еще и пост с молитвой!

А что означает прощение с социологической точки зрения? Ведь большинство проблем, существующих в обществе, проистекают от злобы, от зависти, от непрощения, от желания добить противника до конца. Но действительно ли противник такой плохой? Можем ли мы вообще судить о том, что внутри души человеческой? Если же мы прощаем, мы снимаем всю проблематику конфликта.

Кто-то скажет: так ведь на этом фоне будут и преступления совершаться, и люди злые будут торжествовать. Но ведь никто не призывает позволять людям с преступными наклонностями творить зло за счет того, что мы готовы их простить. Если государство будет прощать всех преступников, жизнь превратится в ад. Речь о другом. Когда святые отцы говорят о прощении, они говорят о состоянии нашей души. Мы не должны держать зла на человека. Даже если он вступает в схватку с нами, мы должны молиться за него и простить его, свидетельствуя пред Богом: Господи, я не виновен пред ним и я прощаю его. Я предаю его в Твои руки – вот слово христианина. Не мы вершим суд в наших межличностных отношениях – мы должны предать Божественному суду того, кто нас несправедливо обижает, а сами оставаться свободными от злобы, зависти, гнева, желания отомстить. Вот тогда и прощаются наши грехи – чем более страшного человека мы простили, который сильно нас обидел, тем больше прощается грехов. В этом величайшая логика Божественной жизни.

Будем жить по этому закону. Это очень непросто, потому что много скорбей мы принимаем от людей. Но помните: всякий раз, когда вы простили человека, всякий раз, когда вы помолились за своего обидчика, вы исполнили то, что Господь нам велит. А Он готов нам простить десять тысяч талантов, готов простить всю скверну нашей жизни, тем более что скверна эта уже искуплена Его кровью, – если мы сто динариев простим нашим ближним. Пусть Господь поможет каждому из нас понять эту величайшую страницу Божественного откровения, которая способна сделать человека счастливым на земле и открыть перед ним двери Царствия Божия.

Из проповеди после Литургии
на соборной площади Николо-Пешношского монастыря
24 августа 2014 года

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
Ольга26 августа 2014, 22:21
Проповедь в Николо-Пешношском монастыре в это воскресенье слышала лично. Пробрало до глубины души. Проповедь будто обращена к тебе лично,обличает тебя, обнажает все твои недуги, но не для того, чтобы посмеяться или унизить, наоборот - чтобы исцелить. Пронзили слова о том, что простейшее из возможного для нас - прощать. "И тогда книга нашей жизни будет изглажена от многих грехов". Всего лишь... Прощать...
Роман25 августа 2014, 17:54
Тоже очень, очень понравилось.
СПАСИБО.
Алексей Каржавин25 августа 2014, 16:54
Спасибо большое патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Ваши слова дошли до сердца и даже больше до всей моей души.

Помогли мне осознать свои неправильные желания и действия.

Укрепили мою душу для сопротивления и борьбы с плохими действиями и желаниями.

Будучи в Храме Святой Троицы Свято-духовского монастыря Волгоградской епархии я услышал слова батюшки.

Если Вы хоть одно слово услышали и поняли его. Это уже хорошо.

Живите хотя бы в семье с любовью друг к другу.
Это будет уже хорошо.

Дай Бог здоровья. Удачи.

С большим уважением, Алексей.
Станислав Булов25 августа 2014, 14:43
Слава Богу за нашего Предстоятеля! Долгие лета! Очень ёмкие и сильные слова. Лично мне разъяснено два важных момента - про терпение и про прощение. Слава Богу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×