Православный календарьПравославный календарь
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...

Перед смертью не надышишься

    

Все-таки человек — патологически недоверчивое существо. В молодости он не верит, что существует здоровье, в зрелости не хочет знать, что старость неминуема, а в старости игнорирует тот факт, что смерть может прийти в любой момент — хоть сегодня к ужину. Он, конечно, знает, что так бывает, в книжках читал. Знает, но не верит. Если бы верил — жил бы иначе.

«Ну, ладно, — думает молодой недоверчивый человек. — Со здоровьем как-нибудь договорюсь. Таблеточки попью, операцию вовремя сделаю, все проблемы решаемы».

«Ну, ладно, — думает зрелый недоверчивый человек. — Старость, конечно, не радость, но и не катастрофа. Вот сейчас еще немного накоплю денег, буду ездить, мир смотреть, да и вообще — есть еще шанс умереть молодым».

«Ну, ладно, — думает старый недоверчивый человек. — Смерть может прийти завтра, а может через десять лет, поэтому лучше о ней вообще не думать…»

Патологически недоверчивый человек уверен, что грядущая старость — это просто возраст, утрата внимания со стороны противоположного пола и прогрессирующий дефицит здоровья.

Но старость — это нечто гораздо более неприятное. Настоящая старость — это процесс обрубания связей. Причем на этот раз не ты их обрубаешь, а они тебя.

Сначала уходят бабушки и дедушки. Потом уходят родители, тети, дяди, девери, золовки и прочие пернатые семейного гнезда. Затем — куда-то вдруг исчезают партнеры по бизнесу и попутчики по карьере. Они еще живы, но их уже нет, они были с тобой только потому, что ты был тем, кем ты был. Затем приходит время хороших знакомых, настоящих друзей, братьев, сестер, жен, мужей и не дай бог — детей. Ты все чаще ходишь на кладбище — хоронить, поминать, а то и просто погулять. Ты больше не скорбишь об очередной утрате, потому что в своевременной смерти для тебя уже давно нет никакого трагизма. Тебе уже жалко не их, мертвых, а живого себя. Преобладающим чувством становится удивление: «А что я вообще тут делаю?»

В какой-то момент ты просто перестаешь понимать этот мир. Все твои — уже там, реальность изменилась до неузнаваемости, она чужая, тебе в ней больше нечего делать. Какие-то новые технологии, которые уже поздно осваивать, какие-то новые правила жизни, которые реально бесят, даже звезды эстрады и кино все сплошь незнакомые. Все это вытесняет тебя на периферию жизни — которая и есть старость. Остатки здоровья становятся обузой, а долголетие — проклятием. Хочется лишь одного — сдаться без боя. Чтобы это был мгновенный инфаркт, а не мучительная онкология или затяжная болезнь Альцгеймера. А если комфортной смерти ты пока не заслужил — то уж лучше и правда в дом престарелых. Там, по крайней мере, ты не будешь одинок.

Настоящая старость — это контекстуальный синоним парализующего одиночества, демоверсия адской муки. Как бы человек ни выпендривался, как бы ни строил из себя высокоразвитого эгоиста, он все равно остается бесплатным приложением к мощному траффику вселенской любви.

И когда тебя больше некому загружать, когда ты выпадаешь из этого потока — вот тут и наступает всепоглощающая старость. Средство от этой муки, конечно, есть, но оно труднодоступно. Потому что патологически недоверчивый человек не верит в то, что у вселенского потока любви есть источник, который открыт для всех и неиссякаем. Даже если знает — не верит. Если бы верил — жил бы иначе.

Я видел много старых людей. Одним было двадцать лет, другим сорок, третьим восемьдесят. Но еще больше я видел людей молодых. Одним было двадцать лет, другим сорок, третьим восемьдесят. Недавно, например, я встретил дядю Сашу — очень молодого человека семидесяти пяти лет. Это было в деревне Свапуще Тверской области. Мы с друзьями в тот день совершали велопокатушку вокруг озера Селигер. Дядя Саша легко обогнал нас и припарковал свой велосипед возле местного сельмага — запастись едой на вечер. Это был уже двенадцатый день его путешествия, за это время он проехал 860 км по Новгородской, Псковской и Тверской областям. И такие подвиги он совершает раз в 2-3 месяца. Например, предыдущий марш-бросок был из Москвы в Челябинск. Куча друзей по всей стране, отличное самочувствие, стопроцентный контакт с реальностью и никакой старости.

Опыт общения с этими людьми научил меня не бояться шестидесяти лет, семидесяти лет, восьмидесяти лет. Я понял, что старости, на самом деле, не существует — стоит только это понять. Мы всегда на связи с тем, кто сказал: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Последние годы нашей жизни — это всего лишь еще один шанс эту связь восстановить. Последняя возможность решить главную задачу своей жизни в досудебном порядке. Но кто сказал, что последние годы, месяцы, дни нашей жизни — они где-то там, в старости, а не здесь и сейчас? Недавно я общался с одним патологоанатом и он мне признался: «Человек на редкость глуп и беспечен. Морг — это то самое место, где отрицать этот факт невозможно. И ты знаешь — как только приходит вот это понимание, что человек не столько злодей, сколько дурачок — жить становится гораздо легче».

Я уже давно смирился с тем, что я глуп и беспечен. Я знаю, что перед смертью не надышишься, а все равно зачем-то дышу этим сладким ядом бессвязной жизни. Я ведь тоже патологически недоверчивый человек. Знаю, но не верю. Если бы верил — жил бы иначе.

Дмитрий Соколов-Митрич

Источник: Фома.Ru

5 сентября 2014 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 44 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина 1 февраля 2015, 22:44
КАКОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ АВТОР!БЛЕСТЯЩИЕ ЭССЕ - ГЛУБОКИЕ, ЯРКИЕ, МУДРЫЕ! ТАЛАНТЛИВ! МНОГАЯ ЕМУ ЛЕТА!
Серега?10 сентября 2014, 10:17
Возможно, Александр, хотя есть и третье наблюдение: те, кто работал с моими родителями... Рано "ушли", не дожив до пенсии, электрики и слесаря котельной с кочегарами. Первые, больше всех вместе взятых "получали" 220 вольт, вторые замечены в злоупотреблении крепкими жидкостями (начальство уже не боролось с этим, только увольняло "особо отличившихся").
Тем не менее: с ними работали "исключения из правил". Эти "исключения" все как на подбор: бодрые, очень деятельные, физически "вкалывают" не слабо и в старости, они все очень жизнерадостные, с юмором...
Таким же был мой дед: участник войны с 4-мя ранениями, огромным количеством орденов, медалей и воспоминаний. Работал слесарем (как лошадь) в колхозе и дома. В разоренной войной области вырастил 6 детей. Очень любил возиться с нами, внуками, постоянно увлекал в какое-нибудь интересное дело: отремонтировать или изобрасти хитроумный механизм -- обычное его занятие. Пил как все, вкалывал как все, курил больше всех, все говорил про "уникальный стаж курения, аж целых 70 лет!" Шутил практически непрерывно, даже причину отказа от курения в 80 лет, так объяснил, что мы неделю смеялись. Умер не как все (сразу после 70), а значительно позже (написав целую хозяйственную сумку своих воспоминаний и размышлений, истощив запас шуток и бросив ходить за грибами за 10км) в 86 лет...
Сейчас, вспоминая его, я так же отделяю понятия старости и дряхлости. Куча вопросов, ответа не знаю...
Александр 9 сентября 2014, 19:56
У меня другие наблюдения. Те, кто работал в полную силу(тяжелый физический труд), уходят раньше. Говорю потому, что знал тех людей, которые ушли. У нас был леспромхоз. Так вот, кто работал на лесозаготовках(сучкорубы,рабочие сплава, чекеровщики, трактористы и т.п.) долго не прожили. Из леспромхоза остались жить только те, кто работал в бухгалтерии, был мастером, воспитывал детей в детсадах, был начальником участка. Т.е. те, кто физически не работал, живут ещё. Неизвестно, как работали те, кто сегодня выглядят бодрячками. Как правило, тяжелого труда они не испытали. И уважение моё к тем, кто прожил меньше, но сделал больше. Как правило, лентяи и приспособленцы живут долго, но пользы от них меньше.
Серега? 9 сентября 2014, 17:38
Старость, нестарость...

Водительским правам 10 лет -- надо заменить. Нужна медсправка. Начинаем с анализов. Первый -- кровь. Стою в очереди в обычной поликлинике небольшого города. Так как город маленький, народ очень общительный -- все всех так или иначе знают. Очередь в лабораторию состоит в основном из пенсионеров. Грешно смеяться над больными людьми: тому дедушке тяжело, этой бабушке нехорошо, кто сидит, кто анекдоты травит, но все друг с другом разговаривают (в основном обсуждают свои болячки). Среди всех выделяется бодрый дедуля, который начинает над стариковским бессилием подшучивать, в стиле: "Давно ли дорожки песком посыпаешь?" А сам не сидит на скамейке -- стоит, переходит от одного к другому подбодряет кого шуткой, кого воспоминанием о прежнем директоре завода и т.п. Разговор переходит на тему кто давно на пенсии, а кто недавно. Выясняется, что бодренький дедушка недавно на пенсии, а он уточняет:
-- тебе вот сколько лет?
-- уже 72!
-- а тебе?
-- а мне вот уж 69! 19 лет на пенсии... (вредное производство)
-- а тебе сколько?
-- а мне 74 (на пенсии с 60)
и т.п.
-- а тебе, такому крепкому и бодрому сколько лет и, когда на пенсию вышел?
-- 3 года на пенсии, мне ПОКА ЕЩЕ 86!
Молчу, не знаю стоять или падать, но появился серьезный повод пересмотра прежних взглядов на возраст и старость...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Дмитрий Соколов-Митрич

Новые материалы

Выбор читателей

×