Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Главное ― не впасть в теплохладность

В Саратовской епархии, как, впрочем, и в любой другой, немало сел, в которых в годы гонений были уничтожены храмы и репрессированы священнослужители. Случай села Самодуровка Хвалынского района Саратовской области несколько особенный даже для той эпохи: служивший здесь священник Иаков Логинов был расстрелян в 1938 году за то, что совершил Таинство Крещения[1]. Этого оказалось достаточно для вынесения смертного приговора. Покровский храм в Самодуровке тоже уничтожили.

С 1999 года началось возрождение церковной жизни в этих краях: при помощи депутата Государственной думы (ныне первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ) В. В. Володина был выстроен новый храм в честь Покрова Божией Матери. Новый храм красив, виден издалека и даже своей цветовой гаммой как-то удивительно соответствует и окружающему зимнему пейзажу, и новому названию села, которое именуется теперь Белогорное и входит в состав Вольского района. К сожалению, с 1999 года здесь поменялось несколько священников. Как живется нынешнему настоятелю белогорновского храма отцу Димитрию Пенькевичу?

По преданию, в достоверности которого отец Димитрий не вполне уверен, прежнее название села — Самодуровка — возникло от характера его основателей, беглых старообрядцев‑беспоповцев. Другое объяснение — село правильнее называть Самодоровка, а назвали его так потому, что здесь было много крестьянских дворов. Этимология тоже довольно сомнительная, но дворов действительно было много: до революции здесь проживало свыше 7600 человек. Ныне — около 350. Обычная судьба русского села, пережившего бурный ХХ век…

Прихожан в храме пока немного: по воскресеньям, когда приезжают люди из окрестных деревень, собирается 20–25 человек. Дело в том, что основанное старообрядцами село номинально старообрядческим и осталось, православные здесь в меньшинстве. Но настоящих старообрядцев на самом деле тоже не очень много, большинство сельчан просто пребывает в расцерковленном состоянии. Как горько шутит отец Димитрий, раньше для старообрядца было нормой не брить бороду, не курить табака и не ходить в храм; нынешний старообрядец бороду бреет, табак курит и только в храм по-прежнему ни ногой. Впрочем, в последнее время стало больше и белогорновских прихожан.

Батюшка здесь недавно, всего четыре месяца. В 2010 году окончил Саратовскую православную духовную семинарию, служил в Саратове, потом перевели сюда. Спрашиваю, не трудно ли было ему, городскому жителю, образно говоря, съехать с асфальта и привыкать к совсем другим условиям? На трудности молодой священник не жалуется.

— Конечно, поначалу было страшновато ехать с семьей в совсем незнакомое место, — говорит отец Димитрий. — Но постепенно привыкли.

Много помогали друзья, особенно семья крестного маленького сына Пенькевичей, Илюши, поддерживали однокашники по семинарии, прихожане саратовского храма во имя святого Георгия Победоносца, где прежде служил отец Димитрий: не забывали, звонили, некоторые приезжали в гости. Все-таки Белогорное не край света, до Вольска час езды, до Саратова — примерно три. Да и наличие рядом с храмом просторного, благоустроенного дома для священника немало значит.

— Знаю случай, — говорит отец Димитрий, — когда священника с семьей среди зимы отправили в село, а там — дом без крыши, пришлось срочно перекрывать. Это, правда, не в нашей епархии было…

Но и в нашей епархии проблемы с жильем для сельских батюшек и их семей решаются совсем непросто. В Белогорном ктиторы храма позаботились и о том, кто будет в этом храме служить, — это очень добрый пример.

Священник Димитрий Пенькевич, его семья и приход Священник Димитрий Пенькевич, его семья и приход
Матушка Елена на трудности не жалуется тоже, но на вопрос, каковы итоги первых четырех месяцев на новом месте, отвечает, хотя и с улыбкой: «Одичали». Лена играет на трех музыкальных инструментах. В прошлом у нее — учеба в Саратовской консерватории по классу домры, призы на всероссийских конкурсах, преподавание в музыкальной школе и приглашение на работу в филармонию… Отец Димитрий не скрывает, что главные проблемы пришлись на долю жены: сам он, поступая в семинарию, был внутренне готов к любому варианту. Знал: жить и служить придется там, куда направят; Лене в этом смысле труднее. Когда появляется возможность хоть в какой-то мере реализовать себя как музыканта, как педагога, очень радуется. Недавно в местном Доме культуры готовились к конкурсу, на который должны были приехать важные гости. У хора что-то не ладилось, Лену как человека с консерваторским образованием попросили помочь. В результате хор выступил весьма успешно, но для отца Димитрия важнее всего то, что с репетиций жена приходила, как он говорит, другим человеком.

— Это настолько ее — музыка, работа с детьми… Трудно ей без работы, тяжело.

Заниматься с местными ребятами матушке понравилось. По сравнению с городскими они гораздо менее избалованны, у них меньше развлечений и, соответственно, впечатлений, которыми городские дети уже просто пресыщены.

Какие еще впечатления от жизни в глубинке?

— Есть свои плюсы и минусы, — говорит Лена. — Воздух здесь, конечно, гораздо чище. Люди более непосредственные: что думают, то и говорят, скрывать не станут.

Батюшка поясняет: местные жители — люди консервативные, перемен не любят и нового настоятеля с женой поначалу приняли не слишком приветливо — не здоровались, отворачивались при встрече. Матушка Елена рассказывает, что однажды, проходя мимо группы парней, услышала нечто оскорбительное в свой адрес. Как реагировала? Да никак. На следующий день, увидев тех же парней, подошла к ним и доброжелательно сказала: «Здравствуйте, ребята». Ребята опешили и больше жену священника не оскорбляли.

Да, бывало на первых порах и такое. Тем не менее батюшка убежден, что люди в Белогорном замечательные, независимо от того, какую веру исповедуют, — очень открытые, душевные, добрые.

Главная проблема для матушки — отсутствие детской поликлиники. Взрослой, впрочем, нет тоже, но отсутствие детской ощущается особенно остро: у сына Пенькевичей, полуторагодовалого Илюши, проблемы со здоровьем, ему требуется электрофорез, массаж и еще много такого, о чем в глубинке можно только мечтать. Из-за болезненности малыша матушка пока не может работать. Когда будет возможность устроить Илью в детский сад, найдется куда приложить силы: музыканты нужны и в местной школе-интернате, и в детском саду, и в Доме культуры. Да и регент нужен, надо ведь хор создавать — пока на клиросе поет одна пожилая прихожанка. У отца Димитрия есть замысел со временем устроить в храме знаменное пение.

— Для партесного нужно большое количество певчих, а знаменное хорошо подойдет для маленького храма и звучать будет красиво. Может, так и старообрядцев удастся к храму привлечь, ведь знаменное крюковое пение — это их достояние.

Еще план: когда сойдет снег, проехать по окрестным селам и поговорить с руководством на местах, чтобы давали автобус хотя бы раз в неделю привозить желающих на службу, а самому изыскать средства на бензин. Но главная забота батюшки — чтобы свои, белогорновские, ходили в храм — он ведь строился для них, для их детей и внуков.

— Чтобы создать крепкий приход, — говорит отец Димитрий, — нужно жить с людьми бок о бок, делить все их тяготы, знать все их проблемы — только тогда что-то получится.

В сельской местности, считает батюшка, главная опасность для молодого священника — это решить, что развиваться здесь некуда и незачем, для бабушек сойдет и абы какая проповедь. Так постепенно впадают в теплохладность. Нет, рост и духовный, и общекультурный должен быть везде, независимо от места проживания и служения. Сейчас, в пост, отец Димитрий читает в основном святоотеческую литературу, а в обычное время, когда есть досуг, любит перечитывать русскую классику, особенно Чехова.

Пока основной контингент прихожан, как, наверное, в большинстве сел, — те самые бабушки. Но есть уже и представители местной интеллигенции — учительница, медработники. Бывают в храме и воспитанники школы-интерната. У батюшки есть постоянные алтарники — трое мальчишек по 11–12 лет. Ребятам очень интересно не просто присутствовать на богослужении, а участвовать в нем. («У них глаза прямо светятся», — говорит о своих алтарниках отец Димитрий). Познакомились со священником случайно, просто зашли освятить крестик. Теперь сразу после школы бегут в храм и своих друзей сюда тянут, да и родителей тоже.

С администрацией школы у священника сложились самые теплые отношения. Сразу по приезде батюшка пришел знакомиться. Встретили хорошо, дали возможность провести беседу с детьми. Ребята задавали много вопросов, причем серьезных: в чем смысл веры, почему нужно ходить в храм, как правильно строить отношения с противоположным полом… Кто-то постеснялся спрашивать при всех, приходил потом в храм отдельно.

Спрашиваю отца Димитрия, готов ли он к тому, что его сыну предстоит учиться в сельской школе. В городе ведь родители самое большое внимание уделяют выбору учебного заведения, готовы платить, лишь бы школа была самая лучшая, — а Илье придется учиться в той, какая есть. Но отец Димитрий не видит здесь проблемы: школа в Белогорном оборудована не хуже, чем в городе, учителя сильные.

— Дети — очень восприимчивая почва, — говорит отец Димитрий. — Я, когда в проповедях говорю о необходимости покаяния, о том, что надо видеть себя не таким, каким хочется, а таким, каков ты на самом деле, наблюдаю, как они это впитывают.

Бывает батюшка и в местном интернате для престарелых: встречается со стариками, исповедует и причащает, соборует, отпевает.

— Там есть пожилые люди, очень много пережившие, со страшными судьбами. У некоторых — живые дети, а они вот — здесь…

Пора идти к вечерней службе. Перед храмом уже собираются люди. Знакомлюсь с прихожанами, прошу сказать несколько слов о приходе, о священнике.

— Очень внимательный батюшка, отзывчивый, — говорит пожилая женщина, назвавшаяся просто Людмилой. — Очень культурный, эрудированный. Все у нас его полюбили. Такая хорошая молодая семья.

Людмила как раз из интерната для престарелых. В Вольске у нее есть племянник, но живет она в Белогорном — так уж получилось.

Подходит совсем юный прихожанин — одиннадцатилетний Ваня Макаров. Он один из алтарников, помогает отцу Димитрию и своей жизни без храма уже не мыслит.

Спрашиваю женщин, знают ли они что-нибудь о расстрелянном священнике Иакове Логинове, о прежнем разрушенном храме. Что-то слышали, но толком ничего рассказать не могут — давно это было.

Батюшка, однако, уже думает, что можно здесь, в селе, сделать для увековечения памяти человека, по сути принявшего мученическую смерть за Христа. Если будет на то благословение Владыки, можно установить Поклонный крест. И, конечно, рассказывать о его судьбе односельчанам — и детям, и взрослым.

Группой подходят интернатские ребята — десятиклассница Анжелика, ученики 4–6‑х классов. Батюшка уходит звонить в колокол. Ребята сообщают мне, что Ваня Мухин, который сегодня не смог прийти, учится звонить и со временем будет звонарем у отца Димитрия. Читают ли они детскую Библию? Говорят, что читают, и молитвословы у всех есть.

Нам с фотографом пора отправляться в Саратов. С дороги оглядываюсь на Белогорное — обычное село из русской глубинки, с обычной для ХХ века трагедией в прошлом и добрыми надеждами в настоящем. Время собирать камни (Еккл. 3, 5).

Фото Юлии Ракиной

Журнал «Православие и современность» №29 (45)

Рейтинг: 10 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] См.: Плякин М., диак. Расстрелян по обвинению в крещении // Православие и современность. 2009. № 12 (28).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Оксана Гаркавенко

Новые материалы

Выбор читателей

×