Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

«Иди в Москву – и Я с тобою!»

Памяти преподобномученика Афанасия Брестского

Преподобномученик Афанасий Брестский Преподобномученик Афанасий Брестский 18 сентября (5 сентября по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Главной целью своей жизни и служения святой Афанасий видел всецелое утверждение Православия и уничтожение позорной унии на землях Юго-западной Руси. Будучи поставлен игуменом Брестского Симеонова монастыря, преподобный Афанасий в течение 10 лет отстаивал права православного Брестского братства и боролся с униатами, за что претерпел множество обид и притеснений от них и властей Речи Посполитой, трижды был заключен в тюрьму за свои убеждения. Но попытки склонить святого к измене Православию оказались напрасными. Над ним был снова устроен суд, решением которого за проклятие унии святой был приговорен к смертной казни. Преподобномученик Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 года.

Промыслом Божиим о жизни преподобномученика Афанасия Брестского мы можем узнать из его собственных записей, изложенных в дневнике, или, как было принято в XVII веке называть его, «Диариуше», самого святого. Это действительно уникальное явление, когда на состояние светского и, в особенности, церковного общества того времени мы можем посмотреть глазами святого. Но кроме исторического материала, этот источник интересен духовным содержанием, которое во многом актуально в современных реалиях.

Родился преподобный Афанасий около 1597 года в благочестивой семье Филипповичей в Бресте. В молодые годы некоторое время преподавал в домах шляхты, в том числе у канцлера литовского Льва Сапеги. Но «осознав преходящесть мира сего, чернецом стал в году 1627 в Вильне при церкви православной Святого Духа пострижен быв господином отцом славной памяти Иосифом Бобриковичем»[1]. После этого по послушанию святой Церкви пребывал в разных обителях Белой Руси и Киева, был три года наместником Дубойского монастыря под Пинском. Наконец, в 1638 году преподобный Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Здесь и начинается его «житие, по Христе крестоносное и многострадательное», как говорил один из современников святого.

Среди православной шляхты и высшего духовенства с 1630-х годов берет верх линия толерантного отношения к унии

По особому Промыслу Божию, преподобный Афанасий стал ревностным обличителем Брестской унии. Чтобы понять всю тяжесть его страданий, отображенную в дневниковых записях, следует учитывать тот факт, что в Речи Посполитой того времени среди православной шляхты и высшего духовенства была популярной несколько иная идеологическая линия. С 1630-х годов берет верх линия толерантного отношения к унии и связанных с нею обстоятельств. Это была позиция, во многом вынужденная необходимостью устраивать церковные дела в конкретных политических реалиях королевства, однако она, естественно, не могла быть оправданной в глазах ревностных защитников Православия. А их на то время осталось не так уж и много. В основном православные старались как-то устроить свою жизнь, не идя на конфликт с обществом. Поэтому ревностные обличения унии из уст святого Афанасия, его петиции к королю, приезды в Варшаву, оставались по большей части «гласом вопиющего в пустыне». Он был одинок в подобных начинаниях, однако предупреждал, что мир, основанный на человеческом балансе сил, мир, который созидается упованием лишь на политическую силу, слишком шаток: «Людей с людьми словом только мирят, а не самым делом. То есть, в мир политический, мирской, облудный только приводят, а не в духовный и истинный».

Св. Афанасий: Гнев великий над сим государством пышным Короны Польской грозно висит

Обращаясь к королю, святой предупреждал о том, что Бог не потерпит подобного замирения вопреки Истине: «Благоволи в том деле призреть, увидеть все самому и к справедливости привести веру и Церковь истинно кафолическую Восточную, в государстве Вашем находящуюся, согласно воле Божией, потому что наверняка уже гнев великий над сим государством пышным Короны Польской грозно висит». Сегодня, с высоты истории, мы можем сказать, что эти предупреждения святого в начале 1640-х годов были не простым сотрясанием воздуха. Господь действительно не дал восторжествовать политическим расчетам вопреки интересам Истины, и в 1648 году в Речи Посполитой началась грандиозная национально-освободительная борьба православных русинов под предводительством Богдана Хмельницкого. Ее результатом стало отторжение значительной части королевства Польского и переход Малороссии в 1654 году под руку Московского царя. Так, голос старца, презираемого, избиваемого и гонимого в среде сильных мира сего, оказался намного весомее в истории, нежели расчеты и замыслы политических деятелей. Мир «политический, мирской, облудный» в который раз доказал свою несостоятельность перед реалиями «духовными, истинными».

Автобиаграфический дневник преподобномученика Афанасия Брестского "Диариуш" Автобиаграфический дневник преподобномученика Афанасия Брестского "Диариуш"     

В «Диариуше» преподобного встречаем и другие важные для нас свидетельства. В 1637 году святого Афанасия решено было отправить собирать милостыню для обновления известного храма в честь Пресвятой Богородицы в Купятичах. Как свидетельствует сам преподобный: «Тотчас же там, в трапезной, страх великий пал на меня, и я, как одеревенелый, сидел у стола. А в келью свою вошед, закрылся и начал Богу Всемогущему печалиться о том послушании…». Однако через некоторое время, святой услышал ободряющий голос: «Царь Московский созиждет Мне церковь! Иди к нему». С этого момента начинается удивительная история многотрудного путешествия преподобного Афанасия в Москву. В его описании, которое сам святой составил для царя «на укрепление, защиту и умножение веры святой православной», поражает не только особое заступничество Божией Матери, непрестанно оказываемое путникам, но и очень важная для нас встреча реальности политической и духовной.

О политических реалиях наместник одного из монастырей прямо сказал святому: «Господине отче Афанасий! Трудно без паспорта Короля, Пана нашего, идти вам на Смоленск и Дорогобуж за границу в Москву. Виленские чернецы имели и паспорт королевский также для сбора жертвы, а много себе бед сотворили». «Не дойдёшь, господин отче, в час этот тревожный погрома казацкого…», – предупреждал старец из другого монастыря. Не разделил воодушевления преподобного и стражник московской границы князь Петр Трубецкой и «под страхом великого наказания запретил идти за границу к Брянску, говоря: «По чём я знаю, что в это время погрома казацкого вы замышляете?» И даже в Севске, уже на царской земле, голова Микита Феодорович с другими разрядниками, узнав, что листов к Царскому Величеству ни от кого не имеют путники, поведал: «Невозможное это дело, чтобы дошли вы до столицы».

«Зачем помощи людской просишь ты? Иди в Москву – и Я с тобою!»

Но в тот момент, когда реалии и границы политические окончательно воспрепятствовали святому, открылась правда мира духовного, и преподобный услышал ясный голос: «Зачем помощи людской просишь ты? Иди в Москву – и Я с тобою!» И ответом на все скептические советы разбирающихся в политических обстоятельствах и мирских законах стали слова самого преподобного Афанасия: «Волею Божиею, водительством Пречистой Богородицы и Ангела доброго… как тому простым сердцем верую, к Вашему Царскому Величеству прибыли».

Эта незамысловатая история о путешествии преподобного Афанасия к царю в сегодняшних обстоятельствах может объяснить намного больше, чем комментарии и прогнозы политиков. Удивительным образом политические реалии и скепсис мудрых в мирских делах того времени похожи на оценки современности. Однако в жизнеописании святого Афанасия мы встречаемся с силой, способной победить любые аргументы изменчивой действительности. Силой, явленной в истории совершенно определенно и достоверно, однако в современных обстоятельствах нами пока не распознанной, не оцененной. «Зачем помощи людской просишь…? Иди… и Я с тобою!» – так не может сказать ни один из сильных мира сего. Они могут провести границы политические, могут установить «мир облудный только», но воспрепятствовать единению в Истине, изменить Промысл Божий они не могут. И это та сила, которую мы, наконец, должны признать в нашей истории, оценить в собственной жизни и покориться ей. Об этом и говорил святой Афанасий: «Ах беда, мудрые от латинства до чего дошли! Уже ничему веры не имеют и воли Божией не допускают, однако во всем на себя и на разум свой положившись, свою волю исполняют и своя своих уничижают». Однако наше упование – Христос. Он должен победить в нашей жизни, Его ценности мира, любви, взаимопонимания, терпения выше и сильнее всех ценностей, каких бы то ни было идеологий и политических систем. Наше единство, наша сила – Христос, и Он не посрамит. Именно к Нему обращался в стихотворной молитве преподобномученик Афанасий:

Дай помощь в печали,
да единство восстанет
В вере святой непорочной, в благие лета…

Рейтинг: 10 Голосов: 239 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Об обстоятельствах воссоединения Киевской митрополии с Московским Патриархатом в конце XVII в. Об обстоятельствах воссоединения Киевской митрополии с Московским Патриархатом в конце XVII в.
Владислав Петрушко
Воссоединению Киевской митрополии с Московским Патриархатом в конце XVII века, а также обстоятельствам, предшествовавшим этому эпохальному событию, посвящена статья доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктора Церковной истории, кандидата исторических наук В.И. Петрушко.
К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими православными епископами накануне Брестского собора 1596 г. К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими православными епископами накануне Брестского собора 1596 г. К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими православными епископами накануне Брестского собора 1596 г. К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими православными епископами накануне Брестского собора 1596 г.
Владислав Петрушко
Во 2-й половине XVI в. в Киевской митрополии сложилась кризисная ситуация. Ее причинами стали, прежде всего, сложные условия существования Православной Церкви в Польско-Литовском государстве, где господствующим вероисповеданием был католицизм.
Особенности украинского униатства Особенности украинского униатства
Митр. Макарий (Свистун)
Особенности украинского униатства Особенности украинского униатства
Интервью с митрополитом Винницким и Могилев-Подольским Макарием (Свистуном)
Иван Пиковский
Священник должен быть вхож в каждую семью. Не бегать за деньгами, исполняя требы, не просто видеть своих прихожан в воскресенье на службе, а посещать больных, идти домой или в больницу, молиться за них. Умер прихожанин — священник должен посетить семью и утешить всех ее членов. Случилось что-то еще — идти к своим пасомым и быть рядом.
Комментарии
Наталия18 сентября 2019, 06:23
Святой мученик Афанасий помолись Господу Богу нашему Иисусу Христу за нашу страну, и за мою семью, Александра, Василия, Аполлинарию, Любовь, Юлию, Григория, Арсения, Татьяну, Дмитрия, Савву, Ивана, Александра и брата Ивана, Наталию и Николаяи всех православных христиан в мире Благодарю за святые твои молитвы
М 2 августа 2019, 23:28
Святой Афанасий Брестский!моли Господа о нас грешных!
Марина Жердева18 сентября 2016, 11:05
Как актуально!!! Святый мученик Афанасий моли Бога о нас!!!
Р.Б Ольга19 сентября 2014, 00:59
Святой Мученик Афанасий - моли Бога о нас!
Марина18 сентября 2014, 21:47
Спасибо! Именно то, что сейчас нужно!
Владимир18 сентября 2014, 12:59
Святой преподобномученик отче Афанасий, моли Бога о нас!
Ксения18 сентября 2014, 10:15
Дивен Бог во святых своих!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×