Есть при храме Петра и Павла в Ясеневе замечательное православное молодежное объединение – «Покров». И занимаются там очень важными и полезными делами: есть евангельский кружок, дискуссионный и исторический клубы; устраивают ребята приходские праздники и театральные постановки, ведут социальное служение, оказывая помощь детским домам и дому престарелых, участвуют в работе воскресной школы… Да всего и не перечислишь!
Но есть у «Покрова» одно особое направление служения – миссионерское! И в этом году миссионеры из «Покрова» отмечали свой юбилей – 10-й миссионерский поход! О том, как возникла идея миссионерских походов, как они проходят и с какими трудностями сталкиваются миссионеры в пути, мы беседуем с протоиереем Сергием (Ишковым), который направляет и ведет все миссионерские походы, и руководителем православного молодежного объединения «Покров» Лией Смирновой.
Первый вопрос напрашивается сам собой: как возникла идея миссионерских походов?
Отец Сергий: В свой первый миссионерский поход я пошел еще семинаристом в 2000 году. Миссионерствовали мы в Архангельской области близ Кенозера: служили Литургии, преподавали в школах, общались с людьми. И меня так захватила идея и дух миссионерских походов, что позже в походы я ходил и летом, и зимой, и осенью...
А в 2004 году возникла идея провести миссионерский поход с ребятами из молодежной организации «Покров». Нам тогда предложили на выбор несколько мест. Мы решили поехать в Пермский край – в поселок Кын в Лысьвенском районе. Там был храм, построенный местными верующими, но не было священника. В поселке имелась местная община верующих, которую создала директор школы после выхода на пенсию. Проблема заключалась в том, что местные жители никогда не слышали евангельской проповеди, и нам надо было их разбудить
Зачем нужны миссионерские походы? Мы, люди верующие, знаем истину, что спасение во Христе. И этой истиной мы должны делиться с другими людьми, с теми, кто еще не пришел к осознанию этой истины. Не должен верующий человек молчать об этом – он должен идти и рассказывать о Христе. В этом главный смысл миссионерского похода.
С какими трудностями обычно сталкиваются миссионеры в походе? И каким с этой точки зрения был Ваш первый поход с ребятами из «Покрова»?
Отец Сергий: Начну с того, что это был год Беслана. Помните ту страшную трагедию? И когда мы пришли в школу, – а это было как раз начало сентября, – то родители испугались, стали спрашивать: кто приехал? зачем приехали? К нам поначалу отнеслись с большим недоверием, и из-за этого нам даже пришлось перебраться из здания школы в детский сад. И уже там проводить занятия для детей и взрослых.
А вообще в любом миссионерском походе его участники сталкиваются с разного рода трудностями. Это ведь не путешествие ради удовольствия. Спим мы мало и зачастую на подстилочных ковриках и в спальниках. Ребятам приходится каждый день много работать.
А переезды с места на место! И это не комфортабельное путешествие в автобусе с кондиционером и удобствами по асфальтированной дороге – нет, нам приходиться передвигаться на старых машинах по разбитым дорогам, которые и дорогами-то назвать трудно. Но я никогда не видел, чтобы наши миссионеры унывали или падали духом. Ведь Господь направляет и дает силу перенести любые трудности.
Бывают, правда, сложности и другого характера. Нередко нам приходилось сталкиваться с сектантами, которых немало на Урале: протестантами, баптистами, адвентистами... Они очень активные. Но местные люди, даже некрещеные, интуитивно чувствуют неполноту сектантской веры – и стараются всячески избегать их. Поэтому, кстати, приезжая в новые поселки, нам с самого начала приходится объяснять, что мы не сектанты.
...А в прошлом году к нам поздно вечером пришел пьяный мужчина с ножом. Как он сам потом признался, он хотел нас в ночи зарезать…
Ого! А за что?
Отец Сергий: У него была обида на Бога, потому что его мать умерла при родах. И эту обиду он долгое время в себе копил, пока не решил рассчитаться с Богом через убийство. Вот и пришел с ножом к нам, потому что мы рассказывали о Боге. Но Господь нас уберег. Была уже ночь, но некоторые ребята еще не ложились, а сидели и беседовали у костра. Хотя такой практики у нас нет. Все за день так набегаются, что вечером мгновенно засыпают. Но тут Господь недаром задержал ребят у костра...
И как вы с ним справились?
Отец Сергий: Ребята поговорили с ним, успокоили. И он даже на следующий день пришел к нам покреститься. Так что, как видите, в миссионерском походе можно столкнуться с чем угодно.
Отец Сергий, сколько ребят Вы берете с собой в поход?
Отец Сергий: В первый поход со мной пошли 12 человек, во втором было уже 25. Но это слишком много. Обычно в походах участвует не более 20 человек. И мы всегда тщательно отбираем миссионеров. Берем только тех, кто прошел богословские курсы при нашем храме. Чтобы быть настоящим участником миссионерского похода, человек должен уметь не только рассказывать о Христе, но и отвечать на любые, часто весьма серьезные вопросы, касающиеся веры.
География ваших походов меняется?
Отец Сергий: Традиционно мы ездим на Средний Урал, в Пермский край, Горнозаводский район. Хотя в прошлом году были в Коми, в верховьях реки Печоры. Там в лесу живет монах-отшельник, который уже несколько лет звал нас к себе. И вот, наконец, нам удалось к нему выбраться.
Отец Сергий, любое путешествие – дело весьма не дешевое. Где Вы берете средства?
Отец Сергий: Первое время нас финансировал настоятель храма Петра и Павла архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Потом мы стали выставлять кружку. А по большим праздникам и в воскресные дни ребята из «Покрова» стоят с плакатами, собирая пожертвования. Многие прихожане нас уже знают и жертвуют средства на наши походы. А недавно у нас даже появился спонсор – «Российские железные дороги», которые предоставил нам бесплатный проезд.
Вероятно, за эти десять лет сформировался надежный костяк Вашей миссионерской группы?
Отец Сергий: Да! Вот, знакомьтесь! Лия Смирнова, руководитель молодежной организации «Покров», а также постоянный и надежный участник всех наших походов.
Лия, Вы тоже с самого начала загорелись идеей миссионерских походов?
Лия: Нет, когда в 2005 году мне предложили пойти в поход, я поначалу отказалась. Я собиралась ехать в Англию. Но в итоге моя поездка стала разваливаться просто на глазах, и тогда я поняла, что сначала надо отправляться в поход, а уж потом заниматься какими-то другими делами. Поэтому, начиная с 2006 года, я каждый год ходил в поход. Кроме последнего…
И почему не сложилось? Не взяли?
Лия: Господь так распорядился. Мы усиленно готовились, я проводила ребят в поход, а через неделю родила…
А что касается костяка нашей миссионерской группы, то он у нас сформировался давно. В первую очередь, наша духовная опора – это отец Сергий. Он водит нашу группу и учит ребят, как быть миссионерами и просто людьми.
Есть еще семейная пара – Наталья и Сергей Шульгины. Они профессиональные танцоры. Сергей отвечает за организацию похода. А как они зажигают своими танцами на наших миссионерских концертах! Когда люди смотрят, как танцуют Шульгины, они потрясенно говорят: «Надо же, у вас здесь все профессионалы!».
Есть еще Андрей Казаков. В нашем храме он – певчий, а в походе выполняет обязанности регента. В наш костяк надо добавить и Аню Куценко. Она – наша «королева» церковной лавки и в походе отвечает за миссионерскую точку.
Миссионерская точка – это важная составляющая похода?
Лия: Еще какая! Миссионерская точка – это центр общения с местными жителями. Она всегда располагается рядом с магазином, куда постоянно приходят люди. Мы продаем иконы, книги, крестики. Специально продаем, а не раздаем бесплатно, потому что давно поняли, что бесплатное не ценится. Но продаем мы их в два раза дешевле реальной цены.
Отец Сергий: И смысл даже не в продаже, а в общении. Поэтому на миссионерскую точку ставятся люди, которые умеют хорошо и легко общаться.
Как я понимаю, у каждого миссионера своя задача?
Отец Сергий: Конечно! К примеру, в мои обязанности входит служение Литургии, совершение Таинства Крещения и других Таинств, а также руководство деятельностью всего похода. На каждый день мы прописываем свои задачи для каждого миссионера-участника похода. И эти послушания постоянно меняются. Я стараюсь, чтобы ребята имели разные послушания в течение всего похода. Молодого миссионера мы всегда ставим в паре с опытным. А в лавке, на миссионерской точке, бывает, ставим трех-четырех ребят, потому что работы у них хватает с избытком.
А не бывает споров из-за того, кому чем заниматься?
Отец Сергий: Как говорится в Евангелии, невозможно не прийти соблазнам. Искушения могут быть везде и всегда. Ведь миссионеры люди живые, у каждого свои амбиции и желания. Порой споры возникают, но каждый раз мы пытаемся разобраться, понять, в чем корень спора.
И искушения случаются. Если человек духовно не подкован и не умеет работать со своими страстями, у него обязательно будут искушения. В каждом походе находится человек, через которого диавол пытается повлиять на миссионеров.
И что Вы делаете с таким участником похода? Не отсылать же его домой?
Отец Сергий: Беседуем. Потом он исповедуется, причащается – и всё становится на свои места.
Лия: В такой ситуации очень велика роль руководителя похода. Вот почему на плечах отца Сергия лежит большая ответственность. Со всеми трудностями, недовольствами, проблемами все миссионеры бегут к нему. И каждого он должен ободрить, поддерживать, что-то посоветовать…
Если можно, опишите, пожалуйста, как протекает сам поход? Из чего он состоит?
Отец Сергий: Приехав в поселок, мы сразу приступаем к своим обязанностям. Кому надо в церковную лавку, отправляется на миссионерскую точку. Другие расклеивают объявления. А мы с Лией идем общаться с главой поселка. Представляемся, рассказываем, зачем приехали и что будем делать. Потом размещаемся. Как правило, в школах, потому что в летнее время они пустуют. И все богослужения, – если нам разрешают, – проводим в школах. Если не разрешают, устраиваем в клубах или под открытым небом.
Дальше – Литургия, Крещение, воскресная школа, миссионерский концерт и установка поклонного креста. Сколько дней мы находимся в поселке, столько времени занимаемся с детьми в воскресной школе. Но самое главное – это, конечно, Литургия. Где нет храма, проводим ее в школе или под открытым небом.
Лия: Однажды мы приехали в поселок Станция Бисер (такое название) и видим: стоит храм, но без креста. В одной части храма находится администрация, в другой – библиотека, а между ними клуб. Мы договорились, что Литургию будем служить в клубе. И впервые за многие годы, с момента закрытия храма, в нем служили Литургию. Вы бы видели, как плакали от радости местные жители, когда пришли на Крещение и увидели, что в их храме после стольких лет забвения прошла первая церковная служба.
То есть в уральских поселках много людей верующих, но не крещенных?
Отец Сергий: Там много людей «погруженных»…
«Погруженных»? Что это значит?
Отец Сергий: В советское время, когда в этих местах не было ни храмов, ни священников, верующие люди сами крестили своих детей и внуков. В принципе любой крещенный верующий может покрестить другого в критической ситуации, прочитав формулу: «Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца. Аминь. И сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Это Крещение считается действительным, но неполным, – его необходимо восполнить священническим чином: читаются молитвы, которые имеет право читать только священник, и происходит миропомазание.
Многие люди в тех местах были крещены своими бабушками и прабабушками. Таких людей они сами называют «погруженными» – от понятия «погружать в купель». Вы даже не представляете, какой духовный голод испытывают люди в тех местах. По причине этого голода многие ищут утешение в вине. Или в поисках Бога порой вынуждены идти к сектантам.
Вот почему мы стараемся охватить как можно больше мест. Как правило, за одну поездку удается побывать в 2-3 поселках. Один раз были в пяти! Но это слишком много и тяжело. Много времени отнимает дорога. Поездом до Урала, плюс переезды между поселками. Поэтому мы решили, что три поселка – это максимум.
Лия: Это действительно тяжело. Когда отец Мелхиседек провожает миссионеров, он им говорит: «Две недели постарайтесь быть святыми». Недаром местные жители воспринимают наших миссионеров как святых. Порой местные дети говорят про нас: «Монахи приехали» или «Мы пойдем к нашим святым». И это правильно: задача миссионеров быть ангелами, святыми. Правда, отец Сергий всегда шутит: «Трудно быть святым больше трех дней». Но для местных жителей мы должны терпеть, должны оставаться святыми, чтобы они чувствовали нашу поддержку.
Помню, я наблюдала одну сцену. Отец Сергий направлялся на миссионерский концерт, когда к нему подошла местная маленькая девочка и спросила: «Ангел, куда ты идешь?». «Иду в клуб, на концерт», – ответил отец Сергий. Девочка тоже хотела пойти на концерт, но ее не отпускала бабушка. В итоге отец Сергий так всё устроил, что эта девочка попала на концерт, – соседка отвела ее с разрешения бабушки.
А вы навещаете поселки, где уже миссионерствовали? Отслеживаете перемены?
Отец Сергий: Некоторые навещаем. С одним поселком – он называется Теплая гора – мы даже дружим. Во многом благодаря маленькой девочке Полине, которая ходила к нам в воскресную школу, а потом по ее настоянию родители построили в этом поселке храм.
Надо же! Расскажите поподробнее.
Отец Сергий: Сейчас-то Полина уже закончила 10 класс, а при нашей первой встрече ей было 7 лет.
Дело в том, что в конце занятий в воскресной школе мы всегда дарим детям разные подарки: фломастеры, наборы для творчества… И обязательно детский молитвослов с красочными картинками. А во время самих занятий стараемся доходчиво рассказать детям о молитвах.
И вот, как нам потом рассказали, уже после нашего отъезда Полина начинает каждое утро читать молитву в книжке. Мама спрашивает: «Поля, что это ты делаешь?». «Мама, тебе еще рано», – важно отвечает маленькая девочка. Мама поначалу сильно удивилась, посмотрела подаренный нами молитвослов, а потом предложила Полине вместе читать молитвы. Позже мама с дочкой стали ездить на службу за 40 км в Горнозаводск, где был храм. А потом Полина стала просить своего отца: «Папа, давай построим храм у нас в поселке». Просила, просила, и вот однажды утром ее отец объявил: «Будем строить храм!». Он занимается строительным бизнесом. Так в поселке Теплая гора появился свой храм.
Отец Сергий, а сколько людей удается окрестить за время миссионерского похода?
Отец Сергий: По-разному, но здесь важно не количество, а качество. В первые годы мы крестили около 300 человек.
Помню один случай. Мы тогда приехали в поселок Старый Бисер. Как обычно до приезда опубликовали в местной газете объявление, что скоро по благословению местного епископата в их поселке будет находиться миссионерская группа. И когда мы приехали, к нам подошла одна женщина и сказала: «А я про вас в газете читала и хочу покреститься». Она, как я уже говорил, была из «погруженных». Мы договорились, что будем крестить на другой день. Я думал, что вместе с ней придет креститься человек 10-15. Каково же было удивление, когда пришло более 100 человек!
В тех местах много желающих покреститься, – только у них не всегда есть возможность это сделать. Вспоминаю еще одну женщину, она жила в поселке старообрядцев в верховьях Печоры. Мы туда долго добирались: плыли на лодках со слабенькими восьмисильными моторчиками, три часа шли вверх по течению реки. И на все службы у нас оставался всего лишь вечер. Помню, когда мы приплыли, местные жители вышли нам навстречу, но поначалу держались весьма настороженно. Ведь не понятно было, кто приехал на ночь глядя в их отдаленный поселок. И лишь одна женщина подошла к нам без боязни и спросила: «А вы из какой епархии?». Такого вопроса обычно никто не задает, я думаю, многие в тех местах даже слова «епархия» не знают.
Мы рассказали, кто мы и зачем приплыли. А она в ответ: «Я хочу креститься, но только с полным погружением». Оказалось, эта женщина давно была готова к Крещению, даже крестик у нее был приготовлен, но, чтобы покреститься, ей надо было ехать в Комсомольск-на-Печоре, где был действующий храм. А это километров 300 в один конец! Для этого ей надо было несколько часов плыть по реке, а потом еще немало времени добираться на попутках до города. А у нее хозяйство, корова. Вот она и ждала нас, миссионеров.
Как я понимаю, нередко местные жители встречают вас настороженно. Как удается изменить их отношение?
Лия: Общением. Когда мы приезжаем в новый поселок, наша первая задача – войти в доверие к людям. Хотя это бывает непросто: после общения с сектантами, местные жители, когда начинаешь говорить с ними о Боге, попросту закрываются.
Но мы не падаем духом и ищем любые возможности для общения. Пошел, допустим, с ведром за водой и встретил там бабушку. Или, видишь, старушка несет полное ведро и спрашиваешь: «Может, вам помочь?». А по дороге сначала рассказываешь о себе, о нашей миссионерской группе, а потом обязательно пригласишь на Причастие, на Исповедь, на установку креста…
Кстати, очень важно, как рассказывать о Христе. Помню, однажды собралось много детей перед Крещением, и отец Сергий благословил меня рассказать им что-нибудь легкое, доступное о Боге. И после этого я заметила, что «детская» форма рассказа о Господе, о вере, о Церкви прекрасно подходит не только детям, но и взрослым – они так же внимательно и с живым интересом слушают. Вот так – через общение и рассказы – завоевываем доверие местных жителей.
А что представляют собой ваши миссионерские концерты?
Отец Сергий: Все наши концерты тематические: мы берем идею – например, путь человека к Богу – и на этой идее строим концертные номера. Используем все доступные нам средства: танцы и пение, стихи, притчи и игру на гитаре. В концерте стараемся задействовать всех наших миссионеров: один поет, другой танцует, третий рассказывает стихи… А Лия и ее мама – наши главные режиссеры.
А те, кому предстоит петь или читать стихи, сами вызываются или это их послушание?
Лия: А мы и так отлично знаем, кто что умеет делать. К примеру, Наташа Шульгина ставит все танцы. И делает это просто блестяще. Я, к примеру, ей говорю, что надо через танец выразить радость человека от встречи с Богом, – и она ставит такой танец.
А еще мы любим ставить сказки и всегда, помимо серьезного спектакля, стараемся показать сказку для детей.
Концерт – важная составляющая нашего миссионерского похода. Понимаете: если просто позвать людей на службу, они могут и не прийти, а на концерт все идут с удовольствием. И упускать такой момент для проповеди мы просто не можем. Поэтому и придумали такую форму – концерт-проповедь.
Кстати, очень важно выбирать для концерта правильное время. Надо знать, когда у местных жителей заканчивается работа, чтобы концерт не пришелся на время, когда надо доить корову или когда по телевизору идет любимый сериал. Иначе он будет провальным. Поэтому мы заранее узнаем время, когда удобно всем.
А какие вопросы обычно задают вам местные жители? Что их интересует?
Отец Сергий: Обычно они вопросы не задают, в основном слушают, очень внимательно слушают! Это в Москве люди разговорчивые, а там люди спокойные и молчаливые. Они ценят слово. Если человек сказал, что что-то сделает, то он это обязательно сделает.
А насколько они отзывчивые! Помню, в разговоре с одной женщиной о духовной жизни, я расспрашивал ее о грехах, задавал наводящие вопросы. И речь зашла про зависть. «Случается ли вам кому-нибудь позавидовать?», – спросил я ее. – «Ну, к примеру, сосед ваш купит себе машину? Позавидуете?». «Да, что вы!» – отвечает она. – «Я буду только искренне рада. Он же много работает. И замечательно, если он купит себе машину. Если мне нужно будет съездить в город, он поможет – отвезет». Тамошние жители искренне радуются чужим удачам, успехам, радостям. И если кто-то кого-то попросит о помощи, можно не сомневаться, ему не откажут.
Подводя итог нашей беседы, хочу спросить: что вам дают эти миссионерские походы?
Отец Сергий: Для меня это во многом «проверка на вшивость». Буду ли я кричать на ребят, нервничать, ругаться или смогу терпеливо объяснить своим миссионерам, как им надо себя вести.
А кричать и ругаться хочется?
Отец Сергий: Может и хотелось бы, но от усталости сил нет. Нагрузка очень большая. Сначала служишь Литургию, потом сразу же Крещение. Это столько сил забирает…
Лия: Отец Сергий даже не ест. Первый раз приходит поесть только в 4 часа. Но и миссионеры, которые рядом с ним, воспитываются его примером.
Лия, а Вам что дают эти походы?
Лия: Миссионерский поход по сути это сердце нашего молодежного братства «Покров», он дает импульс всей нашей жизни. Есть, кстати, в нашем братстве такая практика: если ребята из нашей молодежной группы собираются пожениться, то наши отцы благословляют их прежде сходить в миссионерский поход, а уж после венчаться. Проверить себя. Были у нас два случая, когда в поход уезжала одна пара, а возвращалась совсем другая, то есть в походе люди могут найти свою настоящую любовь. Потому что там всё настоящее.
Труд миссионера сложен еще тем, что ты не знаешь своих плодов. Когда порой нас спрашивают про результаты, я даже не знаю, что сказать в ответ. Мы можем, конечно, сказать, сколько людей покрестилось в том или ином поселке, но сколько из них приблизилось к Богу, мы не знаем.
Отец Сергий: Поход – это испытание и в физическом и в моральном плане. Две недели испытаний. Раньше перед походом мы договаривались, что заранее, на две недели, прощаем друг другу все возможные неосторожные слова, колючие взгляды. И когда эти две непростые недели ты не обижаешься на своих спутников, то потом так же легко не обижаться и не злиться дальше. В дороге другого человека прощаешь легко. И когда кому-то что-то нужно, ты отдаешь ему свое. Здесь еще можешь задуматься, – а там отдаешь без колебаний.
И нам еще помогает то, что мы постоянно общаемся с людьми, которые сами живут в очень непростых условиях, с людьми, у которых взаимовыручка стоит на первом месте.
Лия: Не только мы их чему-то учим, но и сами учимся у них. И еще один важный момент. Отец Сергий каждому походу присваивает свой девиз, которому мы, миссионеры, следуем. Самым ярким, на мой взгляд, девизом были слова Иоанна Кронштадского «Быть друг для друга солнышком». Нам реально удалось воплотить эти слова в жизнь. Ведь по жизни мы все очень зациклены на самих себе. А «быть друг для друга солнышком» – это значит сделать так, чтобы человеку рядом с тобой было чуточку легче.
Отец Сергий: А чтобы сохранить единомыслие в пути, мы заранее, за несколько месяцев до похода выбираем небесного покровителя. Какого-нибудь святого. Изучаем его житие и начинаем ему молиться: раз в неделю читаем ему акафист, а утром и вечером – тропари. И когда в походе возникают трудности, то совместные молитвы нашему небесному покровителю помогают их преодолевать. За эти десять лет нашими небесными покровителями были святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, Пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча, святитель Лука Крымский, святитель Николай, преподобномученица Елизавета Федоровна, святой и праведный Иоанн Кронштадский. В этом году исполнялось 700 лет преподобному Сергию Радонежскому, и мы сделали его своим небесным покровителем. И в качестве девиза взяли себе такие слова: «Радуйся, Сергий, любовию чад своих пленивый». Ведь преподобный Сергий имел такую любовь, что к нему стекались люди со всей России.
Наверное, в походах у вас случалось немало самых разных историй. Но я прошу вас, отец Сергий и Лия, расскажите каждый по одной, наиболее запомнившейся вам истории.
Отец Сергий: Самый яркий случай, который мне запомнился, произошел не в походах с ребятами из «Покрова», а в моем первом миссионерском походе. Как я уже говорил, я тогда был семинаристом, и мы с отцом Евгением и отцом Владимиром поехали на место, где раньше был монастырь Кирилла Челмогорского. Поехали освящать и устанавливать крест.
Помню, это был праздник святых апостолов Петра и Павла, день солнечный, прекрасный. Сначала отслужили Литургию в храме, потом сели в лодку, чтобы доплыть до развалин Кирилло-Челмогорского монастыря. Местный житель, который был с нами, посмотрел на небо и, указав на маленькую тучку, сказал: «Скоро, похоже, дождик будет». А небо-то голубое, солнце светит ярко. Мы плывем, радуемся. И вдруг пошел такой проливной дождь! И волны все выше и выше. Лодку стало заливать, мы вычерпываем, а ее заливает все сильнее. Видим: на нас идет сплошная черная стена дождя. И наша лодка входит в эту стену, и в лодку из этой стены бьют молнии. Страшно! Даже местные жители перепугались. Я уж начал прощаться с жизнью, стал снимать кирзовые сапоги, потому что понимал: еще секунда – лодка перевернется, и придется плыть к берегу. И все мы стали сильно молиться. Все молились! Все, кто был в лодке. И вдруг стена исчезла. Мгновение – и она уже позади нас, с дождем и молниями.
Прибыли мы на место, освятили крест и стали возвращаться. На обратном пути полный штиль, небо голубое, а озеро гладкое, как зеркало. Те, кто нас ждали на берегу, сильно за нас переживали: ведь они видели, какой был страшный ураган. Деревья с корнем вырывало, крыши с домов срывало. Но с нами ничего не случилось. Чудо! Рука Божия!
Лия: А мне запомнилась история, которая случилась в 2010 году. В том году была сильная жара и много лесных пожаров. Установили мы в одном поселке шестиметровый крест. Установка креста – это событие для всего поселка. Все местные жители собираются на крестный праздник. Все несут на плечах этот крест, сообща совершают молебен. Все мы молимся – и за поселок, и за Россию.
И вот крест мы установили, и уехали. А спустя несколько месяцев получаем от одной жительницы этого поселка письмо, в котором она рассказывает: «Получили известие, что к поселку подходит сильный пожар и скорее всего весь поселок сгорит. И тогда все наши жители вышли к кресту и на коленях стали молить Бога, чтобы пожар обошел поселок. И пожар прошел мимо!».
А, кстати, как выбирается место для установки креста?
Лия: Это всегда тема для обсуждения. Где ставить? В каком-нибудь укромном месте, чтобы люди могли прийти и поговорить с Господом в тишине и уединении, или в центре, чтобы всем было видно.
Решаем сообща. Сначала молимся, потом отец Сергий предлагает варианты. Помню, однажды пошли выбирать место для креста и увидели на одном косогоре веточки вербы, связанные вместе. И батюшка понял, что это именно то место, что нам надо…
Отец Сергий: Позже местные жители нам объяснили, что эти ветки вербы они оставляют здесь в День Победы.
Лия: А был и другой случай, связанный с установкой креста. Мы поставили его на перекрестке дорог. И как потом нам рассказала одна местная женщина, она была сильно этим недовольна. Ходила и в душе на нас роптала, осуждая за то, что поставили крест у всех на виду. Ей хотелось подойти помолиться, но она стеснялась, что другие люди ее увидят. Вот так каждый раз она всё ходила мимо креста и роптала. Однажды случился сильный гололед, эта женщина поскользнулась, упала на колени и так на коленях по льду подъехала прямо к кресту. И стала молиться! И ни ушибов, ни переломов. Как она позже призналась, в этот момент она поняла: так Господь решил ей показать, что не надо своей веры стесняться. После этого она уже каждый раз первым делом шла к кресту, молилась, а уж потом отправлялась по другим делам.
Отец Сергий: Когда люди приходят к Богу и обретают свою веру, они сильно меняются. Помню, в одном из поселков мы подружились с одной женщиной, школьной учительницей. До нашего приезда она пережила сильный духовный кризис и не понимала, как ей жить дальше. А увидела нас, послушала наши проповеди о Христе, и, как сама нам потом сказала: «Я вдруг поняла, как надо жить. Поняла, что надо быть с Богом, делать добро. С вашим приездом моя жизнь в корне поменялась». Когда мы заехали в этот поселок на следующий год, то узнали, что она усыновила четверых детей. Как я уже говорил, когда люди приходят к Богу, они меняются. Не все, конечно, но те, кому надо, – меняются.
Вы, как апостолы Христовы, несете слово Божие людям…
Отец Сергий: Апостолы посвятили этому всю свою жизнь, а мы только две недели в году. Но, с другой стороны, понимаешь, эти две недели ты живешь настоящей апостольской жизнью. Заботишься только о проповеди, о том, чтобы быть услышанным. И все ребята у нас в походе живут, как одна семья, одна община. Все братья и сестры. Все равны. Это даем нам возможность хоть в небольшой степени почувствовать, как жили раннехристианские общины. И такой опыт дорогого стоит.