Донецк, 31 октября 2014 г.
Матушку Михаилу, игуменью женского Свято-Иверского монастыря, что на северной окраине Донецка, часто видят на службах в кафедральном Свято-Николаевском соборе. Главная святыня монастыря - чудотворная Иверская икона Божией Матери - тоже теперь пребывает здесь.
Неподалеку от Свято-Иверского монастыря расположен аэропорт имени С.Прокофьева. Начиная с июля, здесь больше трех месяцев рвутся мины и снаряды, выпущенные по городу и позициям ополчения украинскими артиллеристами, пишут РИА Новости.
"Первый раз в храм прилетели осколки мины еще летом, в августе, – рассказывает прихожанин Сергей. – Тогда пострадала колокольня, она загорелась. Монахини – их там было три или четыре – во главе с матушкой Михаилой были из монастыря выселены, но под огнем и угрозой уничтожения остались и духовные святыни и материальные ценности: ящик с деньгами и тот никто не успел вывезти. Растерялись, наверно".
Спасать местные святыни бросились, когда стало ясно, что монастырь находится под угрозой уничтожения. Пули из крупнокалиберного пулемета пробили стены храма и оставили следы на Иверской иконе Божией Матери, по благословению схиархимандрита Зосимы (Сокура) написанной на Афоне.
Ополченцы, которые как раз со стороны монастыря обороняют подходы к Донецку и выход из аэропорта, говорят, что мать Михаила благословила их. "Так и сказала: обороняйте, мол, православные, не дайте на поругание, – сказал ополченец с позывным "Охотник". – Ну, мы, естественно, и не думаем им это святое место отдавать".
Недавно в купол храма Свято-Иверского монастыря попала еще одна мина. Купол выгорел дотла, остались одни стальные ребра. Он чудом уцелел вообще. "Как не рухнул внутрь – непонятно", – удивляются бойцы армии ДНР.
Теперь в храме вообще невозможно служить. Он полуразрушен, разбиты жилые помещения монахинь и хозяйственные постройки обители.
Кладбище на территории Свято-Иверского женского монастыря находится вблизи донецкого аэропорта. Оно также каждый день обстреливается ВСУ, сообщают на странице монастыря "ВКонтакте". Здесь практически не осталось ни одного захоронения или памятника, нетронутых минами и фугасно-осколочными снарядами.
Священнику Александру Матвееву вместе с несколькими прихожанами удалось укрыться в подвале, где они просидели около суток, пока не утих обстрел.
Не скоро вернется нормальная церковная жизнь и в еще один храм Донецка, - в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он находится в районе шахты Трудовская – на самом передовом крае борьбы с наступающими с запада украинскими войсками.
Храм, на который в свое время деньги собирали всем миром, был растрелян и разбит снарядами в конце августа дотла.
"Попадание снаряда вызвало пожар, храм сгорел полностью, с утварью и облачением", – говорит пресс-секретарь Донецко-Мариупольской епархии УПЦ протоиерей Георгий Гуляев.
Священнику Александру Матвееву вместе с несколькими прихожанами удалось укрыться в подвале, где они и просидели около суток, пока не утих обстрел.
Жители поселка помогли расчистить завалы и убрать мусор. Служить там можно, но с оглядкой, ведь, несмотря на объявленное перемирие, украинские артиллеристы время от времени преподносят Донецку и дончанам неприятные "подарки".
Один из них прилетел и к церкви в честь великомученика Пантелеимона, расположенной в густонаселенном шахтерском микрорайоне Гладковка в Киевском районе Донецка.
Настоятель храма отец Роман укрылся с прихожанами в храме, а вокруг свистели реактивные снаряды установок залпового огня "Град".
Верующие горячо молились, причем некоторые включили смартфоны и транслировали молитву через интернет своим близким. Огонь прекратился, и те, кто пережил этот обстрел, говорят, что помогла общая молитва.
Сейчас в храме уже снова идут службы, но прихожане чутко прислушиваются: не начинается ли обстрел? Собственно, весь Донецк сейчас так прислушивается.
Всего с начала вооруженного противостояния на Украине в результате обстрелов украинских силовиков получили серьезные повреждения девять храмов в Донецкой и Луганской народных республиках, еще два десятка повреждены незначительно. Погибли два священника: иерей Георгий Никишов (г. Первомайск) и протоиерей Владимир Креслянский (г. Луганск)