Православный календарьПравославный календарь
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.

Конец Истории и первородный грех

    

Падение Берлинской стены, 25-летие которого отмечали на днях, выглядело тогда, в 1989 году, как событие эсхатологических масштабов. Мир, в котором мы родились и выросли, рушился на глазах. Эпоха коммунистической идеологии, правившей семьдесят лет в нашей стране и чуть больше сорока – в Восточной Европе, подходила к концу. Великое противостояние двух систем кончалось. Социализм разваливался под гнетом своей экономической неэффективности и неспособности дать людям то процветание, которое обещал. Земного рая не получилось, Великий Коммунистический Миф рухнул.

Но люди, разумеется, не перестали мыслить Великими Мифами (такова человеческая природа), и не успела осесть пыль над развалинами Берлинской стены, как явился другой миф – Миф Конца Истории.

Согласно этому мифу, последнее великое зло, коммунизм, пало, не выдержав противостояния с универсальными истинами демократии и рынка. И теперь все народы, обретя веру в эти истины и позабыв распри, должны соединиться в единую семью. Долгие века конфликтов, национального эгоизма, дележки сфер влияния ушли в прошлое, теперь все будет по-другому. Прежняя история кончается, наступает светлое будущее. Некогда разделенные стеной идеологического противостояния западные и восточные немцы обнимаются в проломах рассыпающейся Стены под строки из оды «К радости» Шиллера, звучащие в конце Девятой симфонии Бетховена: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»

В песне «Ветер перемен» участники знаменитой в 80-тые годы немецкой рок-группы «Scorpions» описывают свою прогулку по Москве. Идя по улицам города, они понимают:

«Мир становится теснее.
Разве мы могли подумать, что однажды
Станем близкими, как братья?
Мир застыл в ожидании нового,
Все пропитано этим ощущением,
Его несет ветер перемен».

Мы, бывшие советские люди, убедились тогда, что пропаганда, как мы и догадывались, лжет нам, что «империалистический Запад» не так страшен, как его малевали все эти годы. Напротив, это наш марксизм-ленинизм давно пора было отправить на свалку истории, так что давайте теперь раскроем объятия цивилизованному миру, и он научит нас путям своим. Так «минус» советской пропаганды сменился на однозначный, сияющий неоном «плюс» западной идеологии.

Потом, правда, стало выясняться – практически сразу же, но люди не были расположены этого замечать, – что история нашего падшего мира движется своим чередом. Человеческое сердце как было лукавым и крайне испорченным до падения Берлинской стены, так и осталось после этого исторического события. Мы все еще падшие люди, живущие в падшем мире.

Государства и корпорации преследуют свои, а не наши интересы. Любая властная структура стремится, прежде всего, к расширению своей власти. Соображения человеколюбия находятся на самых низких позициях в списке приоритетов сильных мира сего – если они есть там вообще. Державы не интересуются моральным обликом выразителей своих интересов. Высокомерие, некомпетентность, пренебрежение к человеческим жизням не только никуда не делись, но и усилились в условиях отсутствия сдержек и противовесов.

В общем, история отнюдь не прекратила течение свое, а светлое будущее так и не явилось.

Но вера в Конец Истории, которая так грела многие души (да и мою, отчасти) в самом начале 90-ых, до сих пор имеет своих адептов.

Из этого вероучения следует, что на «Блаженном Западе» братоубийственная история человечества уже завершилась, а остальная часть людей, живущих на земле, с радостью ожидает своего поглощения «Блаженным Западом», чему, конечно, мешают силы зла – диктаторы. По мере их низвержения и освобождения народов, все большее число людей и стран будут восприняты в тот мир, где первородный грех уже не действует.

При этом западные политики, будучи ангелами и святыми, не могут желать еще не воспринятым в Запад народам ничего, кроме чистейшего блага. И если они поощряют народ свергнуть своего правителя, – который, естественно, злобный диктатор, – то делают это исключительно по праву ангелов, явившихся из рая и указывающих несомненный путь спасения.

Следует отметить, что эта вера натыкается на очень серьезные проблемы – «всеблагой» Запад уже успел принести демократию в Ирак и Ливию, например, и мы не видим, чтобы эти несчастные страны оказались в пост-историческом раю, скорее, наоборот. Но люди все равно продолжают придерживаться этой веры, хотя она никак не соотносится с реальностью. Потому что она отвечает глубочайшим потребностям человеческого сердца: осмысленности существования, надежды, единства с другими людьми, веры в Добро, которому можно присягнуть и верно служить.

Вера в этот миф есть разновидность «светской религии», то, что американский философ и психолог Эрих Фромм определял как «систему ориентации и поклонения», и приверженность ей носит экзистенциальный, а не рациональный характер. Увы, эта вера – как и всякая вера в князей, в сынов человеческих – неизбежно будет посрамлена.

В действительности западные политики – подобные нам грешные человеки. Они отнюдь не черти с рогами, нет, видеть в Западе «мировое зло» было бы тоже грубой мифологизацией. Они такие же люди, как и мы, способные проявлять эгоизм, пренебрежение к другим, высокомерие и некомпетентность. Представитель иностранного государства всегда будет действовать в интересах этого государства (в конце концов, это его работа), а не в интересах совершенно чужих ему людей.

В утверждениях, что политики руководствуются чистой любовью к страждущему человечеству, нет ничего нового. Пропаганда в истории присутствовала всегда, сколько люди занимались политикой. Но пропаганда – это пропаганда, а реальная политика – это реальная политика.

Увы, мы живем в том же падшем мире, что и в XX, и в XIX, и всех предшествующих веках. Если вы попробуете действовать так, как будто это неверно, а верен миф о «Конце Истории» и пойдете на баррикады, чтобы сражаться за свою мечту – вы навлечете на себя и своих ближних великие беды.

    

Да, наше сердце ожидает того великого Дня, когда история со всей ее неправдой и злом прекратится. «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2-е Петра 3: 13). Но это совершится, когда Господь вернется со славою судить живых и мертвых. А пока лучшее, что мы можем делать – это не соблазняться иллюзиями и не устраивать революций. Даже если те, кто подстрекают нас к ним, кажутся кому-то ангелами света.

Сергей Худиев

11 ноября 2014 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег20 ноября 2014, 22:31
"Соображения человеколюбия находятся на самых низких позициях в списке приоритетов сильных мира сего – если они есть там вообще. Державы не интересуются моральным обликом выразителей своих интересов."

"Соображения человеколюбия" - область личностная,не государственная.
"Соображения человеколюбия"- это один из предметов нашей Веры.
А при "господстве" мертворожденной марксистской идеологии держава именно интересуется моральным обликом населения,поэтому и провозглашает моральный кодекс строителя коммунизма. При гибельности назначенного пути - забота о нравственности. Сегодня,при ликовании торжества свободы вероисповедания - забота о скорейшей нравственной гибели русского человека. Именно тут, здесь, у нас! А не на прогнившем западе.
Для кого и зачем, с какой целью пишет С.Худиев?
Лариса Воронина13 ноября 2014, 09:43
Уже теплее.
Не плохо было бы ещё разобрать в следующих статьях подробно разницу между коммунистической теорией (классической теорией Димитрова) и властью финансового капитала - капитализмом. Молодёжь-то не понимает. Мы для них "вата", "совки", а ведь теория коммунизма защищала рабочий класс от капиталистов, охраняла промышленную систему управления государством от биржевой... Понимаю, это сложно, и для православных может быть не интересно. Но ведь это базовые знания! Мы не на другой планете, мы обязаны понимать, что происходит вокруг, но смотреть на события через призму веры.

Бог в помощь, успехов в труде.
Василий Н.12 ноября 2014, 14:54
Почти три года назад люди вышли на улицы не из-за "веры в конец истории", а потому, что их, простите, ДОСТАЛА эксплуатация со стороны как государства, так и олигархов, постепенное разрушение образования и медицины и многое другое. И сейчас ситуация не изменилась.
Уважаемый Сергей, конечно же, иностранные политики не будут о нас заботиться. Но дело-то все в том, и для отечественных политиков мы, по сути, чужие. И чем увещевать простой народ, не лучше ли сказать властям, чтобы они не создавали революционную обстановку?
марина12 ноября 2014, 13:38
Спаси Господи! Как верно!
Наталья11 ноября 2014, 12:35
У каждой революции есть заказчик, спонсор, идеолог, который все завернет в красивую обертку, руководители и исполнители. Революция дело очень дорогое. Но раз их организуют вновь и вновь, значит они окупаются и приносят дивиденды.
Марина11 ноября 2014, 10:50
Спасибо за статью. Какие верные и точные Вы нашли слова,как они нужны сейчас! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×