Когда возникает депрессия

Он ушел из мира и подвизается у подножья гор Шуряну в посте и молитве, в радости пребывания со своими братьями во Христе. Выпускник Академии художеств, иконописец и фотограф, отец Пантелеимон еще и удивительный рассказчик, чьи слова, напоенные благодатью, вывели из душевного кризиса тысячи молодых людей. Я отправилась искать его утешающего присутствия Великим постом, чтобы найти ответ на те страдания, которые часто недооцениваются нами и грозят стать болезнью века. И вот оно, пособие для душевного исцеления и возрождения.

    

Никто не может реализоваться вне любви

– Сегодня больше, чем когда-нибудь, кажется, что мы зашли в тупик. Статистика свидетельствует, что каждый десятый румын страдает депрессией. Батюшка, что это говорит о временах, в которые мы живем?

– Мир, тронутый депрессией, – это мир, лишенный радости и любви. Это мир отчужденный и одинокий, мир ненавистный, потерявший ориентиры, мир, в котором утрачено вертикальное измерение и человек развивается только по горизонтали существования, в разнообразии нескончаемом и пустом. Это мир, которому больше нечего сказать. Мир, лишенный Бога, где радость часто путают с удовольствием. Между тем истинная радость связана с гораздо более глубокими механизмами, она – полная реализация тебя как человека и тесно связана с преуспеванием в духовной жизни. Депрессия возникает тогда, когда люди не понимают своего предназначения, смысла своего существования на этой земле.

– Никто из людей, страдающих депрессией, не выглядит избавившимся от той навязчивой мысли, что жизнь лишена смысла. Ведь не мы выбираем, рождаться или нет, как не выбираем и того, когда нам умереть.

– Единственный смысл жизни – это спасение. Но только люди часто думают, будто спасение – это что-то такое, что дается нам после некоего финального приговора, если мы сделали некие добрые дела. А спасение – это блаженство, это рай. Рай – это не какое-то место. Рай – это состояние взаимоотношений с Богом, которое переживается еще здесь, на земле. Трудно полюбить идею. Поэтому Бог стал Человеком, чтобы научить нас, что мы можем любить Его, любя тех, кто рядом с нами.

Спасение – динамика этих взаимоотношений любви, со всеми ее взлетами и падениями. Никто не может реализоваться вне любви, вне некоего взаимоотношения. Люди забывают, что Бог не один, Бог – это взаимоотношение (Троичность), а мы созданы по Его подобию. Радость хочет быть разделенной, она не испытывается в одиночестве. Поэтому говорят, что самое большое счастье – любить и быть любимым.

– Вы еще и священник, духовник. Страдающие депрессией ищут утешения в монастыре?

– Многие приходят, чтобы обрести покой в монастыре, но это не значит, что они с большой легкостью раскрывают свою душу. Их можно узнать по виду. Несчастный человек – это человек без сияния во взгляде. Он подавлен, согбен, мрачен и зачастую агрессивен. Когда человек недоволен самим собой, он агрессивен. Он как раненый зверь, который страдает, он опасен и не дает помочь себе. Но в большинстве случаев за насилием кроется не злоба, а страдание.

Бог не предает никогда

Иеромонах Пантелеимон (Шушня) Иеромонах Пантелеимон (Шушня)
– Жизнь никогда не была такой легкой, как сейчас. И, несмотря на это, в мире становится всё больше страданий. Откуда они приходят?

– Депрессия – это состояние падения. Она возникает оттого, что душа не имеет мира с самой собой, с Богом или людьми. Это состояние конфликта, внутреннего разрыва между душой и разумом. Отсутствие равновесия. Депрессия означает в первую очередь отсутствие любви. Люди страдают, когда не могут найти вокруг себя приюта в душах других. Когда люди не могут найти бескорыстной поддержки со стороны себе подобных, они обескураживаются и в отношениях с Богом, им уже трудно представить себе Бога любящим. Однако если люди и предают, поскольку они немощны, то Бог – единственный, Кто не предает никогда.

И всё же очень трудно достигнуть меры взаимоотношений с Богом, не имея взаимоотношений с людьми. Мы нуждаемся в подтверждении и со стороны себе подобных, что мы не бесполезны в этом мире. Поэтому невозможно избавиться от депрессии без той безусловной любви, которой не нужно ничего взамен, которая тебя не судит и не обвиняет, а принимает и покоит.

– По-настоящему любя отчаявшихся, мы могли бы помочь им исцелиться?

– Нам следовало бы самим быть друг для друга Богом, покоить их, и обнадеживать, и давать им приют, как пристанище в горах во время бури. Покровительствовать им и быть для них домом. Когда кормишь другого, ты на самом деле кормишь Бога; когда обнимаешь его, он будто одевается тобой, и ему уже не холодно. Когда говоришь ему, он согревается твоими словами.

Любовь – это единственное спасение. Я встречал людей, которые преодолели в себе состояния, близкие к патологии. Они не были мирными, потому что не могли простить, а это состояние непрощения перемалывало их, разрушало их внутренне. Когда же смогли простить, примириться, принять в сердце тех, кто согрешил пред ними, тогда они разительно изменились.

Надо только иметь терпение. Только вступление во взаимоотношения любви с другими может утолить жажду человека. Когда человек находит покой в каких-то взаимоотношениях, он приходит в себя. Но для этого надо избавиться от одержимости своим «я».

– То есть отказаться от эгоизма?

Эгоизм, собственная воля – наши самые большие враги. Они тиранят и нас, и других. Мы не можем иметь глубоких взаимоотношений с другими без отвержения себя. Если я не отвергаюсь себя, то я требую от другого, чтобы он равнялся на меня, то есть чтобы он подстраивался под меня в мышлении, чувствах, чтобы видел мир в точности так, как я. Это значит поработить его, лишить свободы. И тогда я приравниваю к нулю его существо, и он больше не может развиваться.

Он начинает защищаться и отдаляться от меня, потому что чувствует, что я стараюсь упразднить его, даже если я, может, и компенсирую это чем-нибудь внешним. Возмещаю ему подарками, но фактически я овладеваю им, порабощаю его, превращаю в аксессуар, которым могу себя украсить. А в итоге чувствую себя таким же одиноким.

Когда ты свободен от одержимости собой и от служения своему «я», ты начинаешь подумывать о другом по-настоящему, думать, что бы тебе сделать для него, не ожидая, чтобы он об этом попросил. Ждать его дома с какой-нибудь вкусной едой? Принести ему стакан воды? Освободить ему место? Что может быть прекрасней, чем подойти и поправить ему одеяло, чтобы его не просквозило, когда он уснет?

Парадокс в том, что только когда ты отвергнешься себя, ты обретаешь себя и обретаешь другого. Ты покоряешь его, когда отказываешься от того, чтобы покорять его. Чем сильнее ты хочешь подчинять и контролировать, тем ты более одинок; чем сильнее отдаешь себя в поддержку другим, тем больше окружен людьми. Людям следовало бы быть похожими на свечи, которые, истребляя себя, светят вокруг и согревают других.

Ты счастлив не когда собираешь, а когда даришь

– Неудовлетворенность тем, что у тебя есть, тоже вызывает депрессию. Большинство людей вечно тоскуют по чему-то другому. Жизнь их всегда где-то в другом месте. Почему они не находят своего места и смысла?

– За многими поисками человека на самом деле сокрыта его потребность в Божественности. Люди тоскуют по состоянию Бога. Они страдают от своего бессилия, чувствуют, что могли бы быть чем-то большим, чем они есть. Но это нечто большее переносят вне себя вместо того, чтобы аккумулировать его внутри. Стремятся иметь, вместо того чтобы стать. Стремятся владеть, вместо того чтобы дарить.

Неправильно сориентированная, на ценности мира сего, эта тоска начинает смешиваться с фрустрацией, поскольку конечные вещи не могут удовлетворить душу.

– У некоторых людей есть всё, что им нужно: работа, которую они хотели, достаточно денег на всю оставшуюся жизнь и даже известность… И всё же они глубоко несчастны. Чего им не хватает?

– У этих людей есть предметы, которых они хотели, они купили себе и людей вокруг, но упустили из виду взаимоотношения с другими. Они зависимы от материальных вещей именно из-за этой своей неуверенности в существовании другой реальности. Если ты в курсе, что есть вечность, то ты с легкостью отрываешься от материальных забот. Ты уже не собираешь отчаянно. Уже не боишься завтрашнего дня, ты обретаешь уверенность, а значит, обретаешь веру.

Материя сама по себе не может принести счастья, как не может принести его и слава художественная или интеллектуальная. Ты делаешься счастливым не в тот момент, когда собираешь, а когда даришь. Ценности – неважно, какие они: материальные, духовные или интеллектуальные, – должны собираться, чтобы быть подаренными. Материю нужно преобразить, она должна приобрести духовную ценность посредством наших щедрых и добрых поступков.

Человек, когда силится нагромоздить в кучу материю с эгоистической целью, собрать имущество, просто-напросто изымает его из его естественного оборота – быть на службе взаимоотношениям между людьми. Но материя всегда одна и та же, она не умножается. Это удивительно, когда подумаешь, что вода, которую мы пьем, одна и та же, в том же количестве, как и тысячи лет тому назад. Это та же вода, которая циркулирует, которая не покинула планету. Тот же дар для каждого из нас.

Студенты в монастыре Оаша Студенты в монастыре Оаша
    

– Я заметила во многих современных молодых людях какой-то мазохизм несчастья. Они переживают страдание со сладострастием, словно питаются им. Вьют себе гнездо в депрессии.

– Существует одно извращенное, меланхолическое удовольствие, человеческая боль романтического происхождения – «наслаждаться» некими страданиями только потому, что эти страдания трогают в нас нечто по ту сторону инстинктов, дают человеку почувствовать свою душу живой и вибрирующей. Неспособные пойти спасительным путем радости (что предполагает делание добродетелей), они выбирают удобный путь неспасительного страдания, что обрекает их на то, чтобы вовеки не выйти из этого состояния.

Испытывать удовольствие от боли – это аномалия душевного развития. И это удовольствие, а не радость!

Это услаждение страданием является также способом самоутверждения слабых людей. Намного легче самоутверждаться разрушительно! Это форма выхода из анонимности, это потребность в сочувствии, это бессознательное выпрашивание внимания.

Не надо быть счастливыми каждую минуту

– Куда ни глянь, всюду пропагандируется модель успешного, вечно улыбающегося человека. Счастье – это императив, а депрессия – позор, это постыдное клеймо. На фоне подобного давления со стороны общества невозможность радоваться еще сильнее погружает некоторых людей в отчаяние.

– Предпосылка, будто нам следует быть счастливыми каждую минуту своей жизни, в корне ошибочна и порождает очень много фрустрации, потому что люди вступают в состязание с нереальной, утопической моделью. Жизнь – это не постоянное счастье, как не является она и постоянным усилием. Жизнь – это переплетение страдания и радости, а радость часто приходит как награда за усилие, приходит от исполнения какого-то долга, обязанности, от того, как ты работаешь с теми талантами, которые тебе даны. Бог трудился шесть дней, а на седьмой опочил.

Одержимость счастьем любой ценой пагубна. Это значит, что твои желания обогнали жизнь и стали неестественными. Главное – не хотеть того, что невозможно, радоваться тому, что у тебя есть: и хорошему, и плохому, находить смысл во всем, что с тобой случается. Наполнять смыслом каждое испытание в своей жизни.

Если устранить жизненные тяготы и усилия, то устранишь и радость. Безмятежная жизнь, прожитая в удовольствии, – это жизнь, в которой ты упускаешь возможность самореализоваться. Только попытки, оплаченные дискомфортом и жертвой, оставляют след в существе человека.

Думая о пользе, которую получаешь, ты уже не смотришь со страхом на трудности и страдания жизни. Если посмотреть на положение вещей с точки зрения вечности, то из мира сего мы выйдем только с тем, чем мы стали.

Окрестности монастыря Оаша. Фото: Клавдия Танасеску Окрестности монастыря Оаша. Фото: Клавдия Танасеску
    

– Оказавшись в руках психологов, депрессия лечится как болезнь. Предлагаются даже методы выхода из депрессии в десять шагов… Можно ли преодолеть душевные страдания по рецепту?

– Ты никак не придешь в хорошее состояние без духовного делания. Радость приходит не иначе, как от источника радости, которым является Бог, она не приходит иначе, как от переживания любви. А для этого нам надо прочистить глаза и увидеть в другом образ Божий. Перейти от его негативов (ведь негативы не относятся к глубине существа, а являются чем-то случайным в нем) и посмотреть поглубже.

Когда любишь кого-то, говорил отец Иустин, настоятель монастыря Оаша, ты – словно в скафандре, в котором проникают в глубины океана и выносят на поверхность сокровища. Когда любишь кого-то, ты воодушевляешь его, активизируешь в нем силы, о которых он и понятия не имел, что они у него есть. Силы, которые лежат сокрыто на дне океана.

Наше становление как человеческих существ невозможно без любви других. Каждый человек раскрывает в нас какой-то иной способ нашего бытия в мире. Мы можем быть очень разными в зависимости от того, сколько глубоких взаимоотношений активируем в себе. Лишь через переживание взаимоотношения мы раскрываем себя самих и продвигаемся вперед к нашему подлинному образу, который неисчерпаем, который есть Бог в нас. Но, к сожалению, мы раскрываем друг в друге лишь 1% от того, что могли бы. Мы проживаем сильно уменьшенную форму себя. Мы очень скупы с собой, не даем себе права на жизнь, на становление. Мы не любим себя в достаточной мере.

– Некоторых людей ломают даже незначительные искушения, а другие, хотя им и подаются трудности без числа, идут по жизни с поднятой головой. Почему у одних есть сила противостоять им, а у других нет? Неужели тесто, из которого мы слеплены, такое разное?

– Что делает жизнь некоторых людей очень тяжелой – так это не то, что жизнь тяжела сама по себе, а то, что они не расположены видеть и светлую сторону жизненных трудностей. Поэтому главное – найти смысл каждого искушения или страдания, с которым сталкиваешься. Если наполнишь его смыслом, то найдешь силу и невозмутимость, чтобы идти дальше с поднятой головой. Если же не находишь в нем смысла, то дойдет до того, что оно сломит тебя.

Если бы человек не встречался с страданием, он был бы крайне поверхностным. Только жизненные искушения заставляют его мыслить глубже. Когда у него всё хорошо со всех точек зрения, он приходит в застой, живет на поверхности, он не живет всем своим существом.

Нам не надо бояться страдания. Христос научил нас, как освобождаться от него. Он изгнал[1] его из Своей земной жизни, перешагнув через страх голода, неспания, боли, даже страх смерти, держащий всех в рабстве. И, стоя выше страха, Он был свободен.

Страх перед тяжелыми жизненными искушениями останавливает нас и мешает нам быть чем-то большим, чем мы есть. Надо иметь мужество задумывать для себя более величественную жизнь. Надо иметь мужество мечтать и видеть себя выше наших страхов и немощей.

Действительно счастливые люди не знают, что они счастливы

– Батюшка, вы живете в таком месте, где рай на земле. А в городе депрессия и безумие сегодня чувствуют себя как дома…

– Настоящий мир – это тот, который создал Бог, а не тот искусственный, который создан человеком. Монахи, говорят, оставили мир. А нам нравится говорить, что мы вошли в мир, тогда как горожане вышли из мира. Какое же это счастье – чувствовать ритмы природы, ощущать весеннее пробуждение рыхлой, сырой земли, видеть, как лопаются почки!

В городе, за столькими коммуникативными интерфейсами, утратилась красота жизни, эта обрядовая красота поведения, жестов и слов, которыми ты отдавал честь находящимся рядом с тобой. Она заменена великой наглостью и великой дерзостью. Крестьянин умел заполнять всё красотой и смыслом вплоть до одежд, которые надевал. Каждая вышивка имела значение. И инструмент у него был украшен. А если он шел в поле, то пел, чтобы сделать труд свой более приятным.

Сегодня человек и труду своему больше не радуется, потому что он для него только средство для получения денег. Этот утилитаризм, столь очевидный в городе, привел к потере духовного измерения жизни. Не стало таинства в творении, во взаимоотношениях, мы больше не видим тайны другого, смотрим на него только с точки зрения его производительности и эксплуатации. Мы эксплуатируем друг друга и готовы эксплуатировать даже Бога.

– Что мы могли бы сделать, чтобы преодолеть эти недостатки, исцелиться душевно?

– Каждый из нас может подняться над жизнью, если наполнит смыслом всё, что делает, если через всё, что делает, будет приближаться к Богу. Ты освящаешься не только молитвой или хождением в церковь, но и каждым своим делом и жестом. От того, как ты стоишь, до того, как работаешь, от того, как ты готовишь поесть, до того, как сажаешь цветок, от того, как ты говоришь с человеком, до того, как ложишься спать, – все наши повседневные жесты нужно преобразить особым способом существования. Любовью, которую мы несем. Нужно заполнить их богоприсутствием, смыслом, таинством, красотой и радостью.

– Говорят, что истинная радость глубока, но, при всём том, она оказывается преходящей. Почему мы не можем зафиксировать ее, почему не можем остановить ее на месте?

– Не надо смотреть на радость как на наркотик, чтобы она дала нам забыть о страдании мира сего, не надо искать ее, как бегства. Ее вообще не надо искать! Люди, действительно счастливые, не знают, что они счастливы, потому что измеряют свое счастье счастьем другого. Они вышли из себя и живут для другого. Счастье приходит само. И приходит как дар тем, кто умеет искать другого и Бога.

Все эти возвышающие нас пики счастья, то и дело вспыхивающие в течение жизни, – это промежуточные ступени. Это отдых, это награда за каждую пройденную ступень, после которой нам нельзя останавливаться. Под сенью их, однако, Христос дарует нам мир, которого никто у нас не отнимет[2]. Он дарует нам мир и ту постоянную радость, которая сбрасывает с нас оковы и делает нас свободными.

Вопросы иеромонаху Пантелеимону (Шушне) задавала Диа Раду.
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Formula As

14 ноября 2014 г.

[1] Отец Пантелеимон употребил здесь глагол «экзорцизировал» – то есть изгнал, как изгоняют нечистую силу.

[2] См.: Ин. 16: 22.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Нервы являются скрытым эгоизмом Нервы являются скрытым эгоизмом
Архим. Андрей (Конанос)
Нервы являются скрытым эгоизмом Нервы являются скрытым эгоизмом
Беседа с радиослушателями
Архимандрит Андрей (Конанос)
Если ты во всем ищешь вину, если всем недоволен, это происходит, потому что тебе не хватает Христа и смирения.
Чтобы уныние заунывало Чтобы уныние заунывало
Игум. Нектарий (Морозов)
Чтобы уныние заунывало Чтобы уныние заунывало
Игумен Нектарий (Морозов)
Как же быть, если внешние обстоятельства изменить не удается? Продолжать унывать, преуспевая в виду этого «на горшее»?
Преодоление уныния Преодоление уныния
Свящ. Димитрий Шишкин
Преодоление уныния Преодоление уныния
Священник Димитрий Шишкин
Внутренняя расслабленность, вечное ожидание «преференций» от жизни, постоянное недовольство парализуют волю, делают человека склонным к меланхолии и унынию. И дело зачастую совсем не в житейских трудностях, а в отношении к жизни, в решимости переносить скорби и испытания, во внутренней собранности. Вот чему нам нужно учиться самим и чему учить детей, чтобы они выросли крепкими душой и телом.
Комментарии
29 августа 2018, 21:30
Согласна с каждым словом - это моя точка зрения на жизнь вообще, на взаимоотношения между людьми и - на собственное существо. Я страдаю только от отсутствия любви к людям и к Божественному Творению, то есть ко всему, что создал Господь. Но ещё больше страдает тот, кто поставил себе блок в ЖЕЛАНИИ понять это. Главное - желание понимать, а не сопротивляться. Правильно сказано: неспособный понимать способен только отрицать (сопротивляться).
Наталия 2 февраля 2017, 18:00
Все это так, но есть физиологические особенности депрессии, когда возникает недостаток опред. нейромедиаторов или они не передают нужные импульсы в нужном месте и в нужном объеме, и необходимо принимать лекарственные препараты. Настоящая депрессия - это болезнь, которую надо лечить.
Maksim10 декабря 2015, 17:05
Эх, порываюсь написать что-нибудь умное и убедительное и постоянно обнаруживаю мотив: поучать, критиковать xD... решил не буду писать, ну а тех, кто узнаёт во мне себя, тоже прошу не писать... Статья-то замечательная и отсутствие медицинского аспекта вовсе не портит её. Надо и лечиться и молиться по мере сил. Не спорьте и не обижайтесь друг на друга! Дай Бог Вам всем здоровья и терпения!
10 декабря 2015, 03:21
Blagodarü Boga sa vse.
Blagodarü vas sa statjü. nasuchnye i nabolevchie voprosy dlä sovremennika.
mnogim by pochli na polsu.
Bog Vam pomochi.
s lübovjü vo Hriste
s.Olga
Сергей22 мая 2015, 11:50
Трудно подобрать слова, насколько эта статья полезна для людей.
Людмила Шаплюк 5 марта 2015, 08:34
Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры. Схиигумен Савва СПАСИ, ГОСПОДИ !
мир29 ноября 2014, 04:04
депрессия -есть явление давно не личное, а многокомпонентное общественное системное общеявление. или мы уже отделены друг от друга? от мира от вселенной? депрессия признана личным неуспехом. но это-общественное явление. и депресссией страдают умные люди. думающие.ибо как сказал Соломон-многие знания многие печали.

так что печаль бывает и от ума. правда знаете ли жестока. Господь тоже говорил о правде и для ушей фарисеев она была жестока, впрору впасть в депрессию.

так вот мужество это принять депрессию как нормально развитие событий ведующий мир к концу. А не к вечному мирскому бытию в уюте. Ей гряди Господи Иисусе!

мир29 ноября 2014, 03:55
скажу иное.эти слова больше похожи на теорию счастья, но нет этого конкретного применения. в голову не заложишь насильно формулу радости, даже если ты убедишься в Божественной любви то окружающие ближние не дадут этому реализоваться. мир не однополярен сколько бы ты не отдавал все равно нужно и получить воздух любви. служить больным и сирым -не для всех призвание. кто то ищет и не находит свое личное призвание. введь не может же оно заключаться только в помогании сирым и убогим? это не личное призвание -это долг. итог-практикического применения красивым словам нет. вы все только наслаждаетесь красивыми утешительными речами. лакомитесь ими. но депрессия снова вас ждет.
Анна26 ноября 2014, 23:52
Спасибо автору за статью, хотя наверное он уже не рад что написал ее. К сожалению, многие, кто комментировал почему то "ушли" в перепалку, обсуждая медицинскую сторону вопроса. Спасибо, уважаемый автор, за радость, за настроение, за свет, чудесные фотографии монастыря. Вы передали частичку света, который исходит от истинно любящих людей. Людей познавших Бога.
Людмила17 ноября 2014, 07:51
Надежда, психика это не сломанная нога, и шину на нее не наложишь. Искусственные мозги не вставишь в отличие от суставов. В статье речь идет о депресссии, а не о тяжелых формах шизофрении. Есть люди с психическими расстройствами, которых лечат принудительно по постановлению суда. В статье не об этом речь. Я думаю нарастает опасная тенденция плохое настроение, душевные переживания, пусть и затянувшееся лечить лекарствами. Так человек не оставляет ни одной зацепки Богу, ни одного повода для того, чтобы начать искать Бога, призывать его, надеятся только на него.
Михаил17 ноября 2014, 00:32
Кроме того, что автор прав, всё же и депрессия, и шизофрения, и эпилепсия, и идиотизм - это всё же болезни, и нуждаются в медикаментозном лечении.
Человек от этого и убить себя может и умереть. Это тяжело. Одной верой делу не поможешь, нужно лечение и нужно время.
Она же постепенно начинается. Так же постепенно может и пройти, с помощью Божией. Но врачи нужны.
Плохо, когда пытаются искать духовные лекарства против физического нарушения: Типа - "у тебя аппендицит, ну дак я за тебя помолюсь, Бог в помощь, брат, не унывай". А человеку на операцию уже пора.
С депрессией так же - есть уныние, а есть психопатология.
Если от уныния поможет церковь и/или путешествия, или просто прогулки по лесу, смена обстановки, окружения, то от болезни нужно лечиться таблетками и уколами.
Хотя тут всё тонко, нужно разумно подходить.
Человеку нужен духовник. Кто-то, кто его знает и любит, чтобы понять, что с ним. Хоть кто-то, кто к нему по человечески, кто поучаствует в его скорби, соскорбит ему. Поможет ему.
И не презирайте таких людей - "изнеженные нытики", это, наверное, самая сильная скорбь, какая есть. Богооставленность. Не рубите с плеча, "милости хочу, а не жертвы".
Геннадий17 ноября 2014, 00:19
«Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал — упавшего и разбившегося; веселый — унывающего; наслаждающийся счастьем — утомленного несчастьями», — говорит святитель Григорий Богослов.
валерия16 ноября 2014, 20:40
Депрессия-это"болезнь"современная изнеженных нытиков,не способных ни радоваться,ни верить,не способных понять и полюбить другого.Это "болезнь" эгоистов ."Крестьянин умел заполнять все красотой...а если он шел в поле,то пел,чтобы сделать труд свой более приятным."И не страдал ни от каких депрессий!.Посмотрите,какие слои населения испытывают этот недуг-работяги,шахтеры,люди тяжелого физического труда? Нет.Это,как правило,люди материально обеспеченные,избалованные наслаждениями этого мира и пресытившиеся ими.От неверия все это и отсутствии надежды на Бога.По вере нашей будет нам !
Надежда16 ноября 2014, 16:36
Чужую беду руками разведу, называется (про комментарии). А мне вот интересно, товарищи, которые осуждают медицинскую помощь, они что, в жизни к врачам не обращаются? Приступы гипертонии, онкологию, сломанную ногу лечат только одной молитвой и святой водой? Тут говорили про маловерие, так ведь осуждение не меньший грех.
Наталья Конева16 ноября 2014, 12:49

Хорошая статья, то что надо, спасибо батюшке.
Людмила16 ноября 2014, 10:57
Ольга,Елена, Ксения,возможно эндогенная депрессия и существует, но мы творение Божье и наши болезни для чего-то нам тоже даны. Ни один волос не упадет с нашей головы без воли Божьей. Согласна с автором полностью. Депрессия возникает от нашей несвободы прежде всего от денег и получаем мы ее, зарабатывая деньги, особенно женщины, истощая свой организм до эндогенной депрессии. ЭД- сейчас модный диагноз, с легкостью ставится многим людям, а потом зависимость от антидепрессантов как от наркотиков, это порочный круг.
Ольга Куманцова15 ноября 2014, 23:38
К сожалению,здесь не проложено четкое разграничение:есть уныние - невротическая депрессия, происходящая от внешних причин (возможно грехов), а есть тяжелое психическое или психосоматическое заболевание - эндогенная депрессия (ЭД). Причины ЭД - это сбой в работе организма, зачастую наследственный,и призывать больного таким заболеванием отказаться от врачебной помощи и приема лекарств - по меньшей мере безответственно.Ведь когда мы болеем гриппом или пневмонией, мы конечно молимся о помощи Божией, но и лекарства также принимаем.Хотелось бы прочитать мнение священников, имеющих медицинское образование.
священник Андрей15 ноября 2014, 16:45
Очень хорошая и светлая статья,показывающая что скорбящего,пусть даже от крушения своих греховно-наивных иллюзий человека, надо лечить не нотациями,а правильным духовным примером и сочувствием.То что очень многие сейчас живут в пограничных состояниях души,не в силах совладать с действительным оскудением взаимной любви и понимания,и подменяя радость богообщения поиском сомнительных удовольствий, конечно не отменяет борьбы за того человека, который действительно "поплыл" и сам уже не может и не хочет бороться. Ему нужна и духовная и,возможно,медикаментозная помощь,после которой опять же необходима дальнейшая духовная реабилитация личности. Но все это не даст никаких результатов, если человек сам не сделает правильных выводов из своих ошибок.
Claw Carrier15 ноября 2014, 11:15
Тем комментаторам, у которых "автор понятия не имеет" о лелеемой ими депрессии: Христос исцелял прокажённых и парализованных без всяких таблеток. А тут им от депрессии надо пить лекарства, от придуманной "болезни" изнеженных бездельников. Тогда уж от маловерия и гордыни попросите таблетки, может, вам такие дадут.
Ксения15 ноября 2014, 10:31
Замечательная статья. Но речь в ней идет скорее об унынии (духовном состоянии), чем о депрессии (болезнь психо-физическая). Уныние как и всякое духовное состояние духовно и лечиться, а вот депрессию надо лечить медикаментозно, впрочем не забывая и о духовном лечении, о таинствах. Иногда нужно смириться и пойти к врачу, поскольку многие по гордости этого не делают, мучают себя и окружающих.
Ольга Трифанюк15 ноября 2014, 04:54
все правильно и поучительно сказано для нас
татьяна14 ноября 2014, 21:47
Спасибо за статью
Ирина14 ноября 2014, 20:40
депрессию вы лечите таблетками по вашему маловерию
Раиса Долгополова14 ноября 2014, 19:42
Очень поучительная статья.Спасибо.
Надежда Трегуб14 ноября 2014, 19:18
Очень понравилось! Здорово! Согласна с Антониной, которая пишет:" Дорогие сестры и братья! Это надо прочитать каждому современному человеку сразу после Нового Завета! Слава Богу за все! " Спаси, Господи, люди Твоя!
Галина14 ноября 2014, 15:01
Замечательная статья! СПАСИБО!!!
татьяна14 ноября 2014, 13:56
Спасибо отцу Пантелимону за замечательные слова о любви и спасении. Все правильно сказано. Только к депрессии, как к медицинскому диагнозу ( не надо путать с плохим настроением или хандрой)эта статья не имеет никакого отношения. Сразу видно, что человек дает советы о том, о чем не имеет ни малейшего представления. Депрессия - это очень серьезное заболевание. Оно не лечится покаянием и исповедью, хотя мы знаем, что все происходит по воле Божьей.В том то и дело,что ценность духовных советом состоит в том, что человек знает о чем говорит и не навредит своими рекомендациями больному человек. Это все равно, что человеку с инфарктом посоветовать найти смысл жизни и полюбить окружающих.Это само собой разумеется, но это нужно для духовного исцеления, а исцеление телесное (физическое) нам не было обещано, как результат праведной жизни, иначе все святые были бы самыми здоровыми людьми на свете, но они, зачастую, были очень больны и смиренно несли эту болезнь и благодарили Господа.Вот в чем может быть чудо.Та что братья и сестры, если у вас депрессия, срочно обратитесь у врачу.
Наталья14 ноября 2014, 13:00
Спасибо переводчице Зинаиде Пейковой. Язык разделяет души людей, близких друг другу. Еще совсем недавно я понятия не имела: насколько Православие в Румынии близко мне, как русской. И дело вовсе не в традициях культуры: все дело в душе, которая различает только Добро и зло. Депрессией страдает близкий мне человек, а я не могу до него достучаться. Надеюсь только на помощь Господа нашего Иисуса Христа.
Аглая14 ноября 2014, 12:54
Прочитать то прочитали, а как отвергнуть себя, и показать человеку что он должен равняться не на меня а на Бога и при этом помогать ему своими советами и делами. Он все равно считает что я заставляю его равняться на себя. Или начинаешь помогать человеку а он начинает эксплуатировать тебя и ты остаешься одинок, так как это человек тебя презирает и видит в тебе только услужливого человека. И это не одержимость своим я, а поиск взаимности.
ТаняСем14 ноября 2014, 12:26
Все очень ясно и понятно,что самое главное лекарство от депрессии-поиск смысла во всем,начиная с жестов и кончая словами и общением!Правильно сказано в статье,что жизнь не меняется со временем,она такая же как и была сто,двести лет назад,меняется наше отношение к происходящему,что и приводит к регрессу!И только через труд и понуждение себя можно побороть это состояние,а это для большинства- тяжкое занятие,вот и депрессируют,не понимая,что это удел слабых!!!Помоги всем,Господи!
Валентина14 ноября 2014, 12:20
"Это надо прочитать каждому современному человеку..." Согласна с каждым словом, такие статьи надо печатать и на других сайтах. Спаси Господи!
Елена14 ноября 2014, 11:52
Статья написана человеком, который ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЕТ что такое депрессия. Безусловно, что всё на свете имеет свои духовные причины. Самое ужасное, что многие люди, у которых имеется сей страшный недуг, не пойдут к врачу, не станут пить лекарства, а будут пытаться справиться с этим своими силами (что в принципе невозможно). Говорю это как человек, который через всё это прошёл.
Лиана14 ноября 2014, 11:44
Хорошая статья. Спасибо!
Svetlana14 ноября 2014, 11:42
Спасибо! Удивительная статья! Пережила нечто подобное и узнала, что любовь к близким и со стороны близких помогает преодолеть депрессию.
По наблюдениям ВОЗ депрессия становится одной из ведущих причин инвалидизации. Вот как бывает, когда оскудевает любовь.
Марина14 ноября 2014, 10:58
Да, статья замечательная! Бог Творец знает наше предназначение! Цель - приблизиться к Нему, жить по Слову Его, и тогда откроется! Помоги Господь! Хорошего дня! :)))
Татьяна14 ноября 2014, 10:43
Да, статья действительно интересная и очень легко читается.
Спасибо автору.
По чему мы не можем понять своё предназначение ,потому , что мы гордые и маловеры , потому что считаем абсурд разговаривать с Богом умом и сердцем ,
боимся мысленно сказать Господу , что мы слабые и что не можем сами понять для чего живём в этом мире, любить и понимать не только своих близких , но и посторонних случайно проходящих людей , видеть их боль и страдание, к сожалению многие из нас разучились,да наверное и не хотим , так ведь проще и спокойнее живётся.
Господи , избави нас всякого неверия , и забвения, и малодушия, и окамененного нечуствия (из молитвы на сон грядущий).
Спаси нас всех Господи и вразуми на добрые дела.
Алла14 ноября 2014, 10:23
Главный смысл - любовь. "Любовь – это единственное спасение. Я встречал людей, которые преодолели в себе состояния, близкие к патологии. Они не были мирными, потому что не могли простить, а это состояние непрощения перемалывало их...". Так просто и так тяжело.
Andrey14 ноября 2014, 08:51
Интересная статья. Вот там сказано:"Депрессия возникает тогда, когда люди не понимают своего предназначения, смысла своего существования на этой земле."
А как же понять свое предназначение?
Антонина14 ноября 2014, 03:55
Дорогие сестры и братья! Это надо прочитать каждому современному человеку сразу после Нового Завета! Слава Богу за все!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×