Дело во имя Христа

Как проработать несколько дней в волонтерском лагере и вернуться отдохнувшим

В старинном дворянском селе Старая Потловка, входившем некогда в Саратовскую губернию, а сегодня это село Пензенской области, находится единственная в России церковь во имя святой мученицы Аллы Готфской. Нет колокольни, нет крестов, и вроде бы местные смирились с тем, что храм мертв, а жизненной энергии самой Потловки хватит разве что на их уходящий век. Разбавить пессимистичный настрой сельчан уже в третий раз в Старую Потловку с разных концов страны съезжаются волонтеры. Они жертвуют своим свободным временем и силами, потому что верят: село будет жить, если возродится храм.

Что это за экзотический способ проводить собственный отпуск? Почему вместо того, чтобы поехать в морской круиз или за границу и отдохнуть там в свое удовольствие, люди едут работать, к тому же — работать бесплатно? Меня всегда волновали мотивы таких трудовых паломнических поездок. Чтобы разгадать эту загадку, восстанавливать храм в Старую Потловку отправился и я.

В очереди на восстановление

Сборный пункт — село с чудным названием Сапожок на границе Саратовской и Пензенской областей. Коллектив добровольцев из десяти человек оказался разнородным – Московская, Саратовская, Ростовская, Тамбовская области: преподаватели и студенты богословских и обычных светских вузов, во главе — историк Александр Мраморнов, коренной саратовец, который сейчас живет в Москве. Именно он создает движение по восстановлению храма во имя святой Аллы. Я замечаю маму с двумя девочками шести и двенадцати лет. Решаем быть экономнее и вместо двух машин использовать одну мою. Пассажиры с букетиками созревшего льна — «мы его только что на поле нарвали» — усаживаются чуть ли не на головах друг у друга, но никто не жалуется, и все отмечают, что так даже веселее, только я молча беспокоюсь: сотни крошечных семян в коробочках-бубенцах так и норовят от тряски рассыпаться по всему салону.

Никто не ожидал, что всего за пару часов по дороге в Старую Потловку мы побываем в стольких местах. Помимо полуразрушенных усадеб; знаменитого Куракинского дворца, что в Пензенской области, с гордой табличкой: «Охраняется государством»; разрушенных и полуразрушенных храмов мы увидели церковь села Соколка, которая поразила меня до глубины души. Крыша ее обвалилась, но купол, целый и невредимый, стоит внутри у стены и будто бы ждет очереди, когда однажды начнется восстановление храма.

Прошлое и настоящее наслаиваются, сосуществуют и в Старой Потловке. Место нашего ночлега — усадьба, некогда принадлежавшая дворянке Надежде Павловне Рихтер, это она в 1901 году построила церковь в память о своей дочери Алле, умершей в пятилетнем возрасте. Вокруг усадьбы стоят высокие стройные деревья — как минимум, в три-четыре раза старше меня, 27-летнего. Эти деревья будто оберегают здание от влияний внешнего мира, его катаклизмов. Усадьба сохранилась прекрасно, только краски потускнели. Крыльцо и высокие окна оформлены резными наличниками. Заходим внутрь — и будто переносимся во времени, а на самом деле лишь вступаем в бывшую администрацию колхоза. Длинный коридор; выбеленные стены, по периметру обитые светлым лакированным деревом; некогда просторные залы разграничены на десяток кабинетов. Володя, Женя, Артем и я размещаемся за дверью с табличкой: «Бухгалтерия».

С нами дети

Наконец идем к храму. Многие из нас видели его лишь на фото. Дорога от усадьбы заняла бы не более двух минут, но мы то и дело останавливаемся, кормим коров и бычков яблоками, увертываемся от гогочущих гусей. Маленькие девочки визжат от счастья.

То, что с нами в волонтерском лагере дети, — символично, ведь храм во имя святой мученицы Аллы, кроме того что действовал как церковь, вмещал еще и начальную школу для местных девочек.

— Очень важно восстановить церковь святой Аллы в качестве центра образования и центра хозяйства, как это было до революции, — рассуждает наш руководитель Александр Игоревич. — Тогда мы сможем восстановить не только здание храма, но и общественную и церковную жизнь села.

Написав историческую книгу о священномученике Гермогене, епископе Саратовском и Царицынском, который всячески способствовал развитию церковного образования в Поволжье, Александр Игоревич понял, что может не только исследовать историю, но и сам, своими действиями, ее продолжать.

— Еще осенью прошлого года жители села по старой памяти называли здание церкви пекарней, ведь в советские годы именно так оно и использовалось, — рассказывает Александр Игоревич. — А после того как в декабре 2013 года при семнадцатиградусном морозе впервые за 80 лет после закрытия была совершена Божественная литургия, мы увидели, что люди снова стали называть его храмом. Это очень значимая перемена.

У стен церкви сложены кирпичи, их пожертвовал один из пензенских кирпичных заводов. И хотя мы привлечены идеей восстановления храма, его реставрацией занимаются профессионалы. Скоро начнется монтаж крыши. А наша работа будет чуть менее ответственной, нам поручено расчищать от мусора, зарослей кустов и травы территорию волонтерского лагеря, а в будущем, возможно, и культурного центра.

Их нравы

Всей командой мы отправляемся за рабочими инструментами. Александр Игоревич будто бы живет здесь уже несколько лет: здоровается то с одним, то с другим, перекидывается парой слов. И это не просто болтовня. Многие жители Старой Потловки понемногу вовлекаются в судьбу усадьбы и храма. По пути заходим к местной жительнице Вере Васильевне, чтобы договориться, во сколько забрать кастрюли с едой. Она готовит для нас вкусные обеды и ужины. В прошлую поездку волонтеры пустили по кругу шапку и собрали нашей поварихе на новую газовую плиту.

К нам подходит еще один местный житель — Миша Авдеев. Миша обещал охранять территорию усадьбы. Но он любит принять на грудь, и это видно. Еще не выпив сегодня, Миша все равно что пьян. Он вежливо клянчит деньги. А одалживать инструменты мы идем к его родному брату — Роману Авдееву. Роман встречает нас у ворот своей хозяйственной территории в специальной одежде пчеловода: комбинезон, маска. Вдоль забора видим — стоят ульи. Роман будто бы младше брата, хотя на самом деле старше. Подтянутый красивый мужчина, темные волосы, чуть тронутые сединой. Пока Роман уходит точить для нас лопаты и косы, я захожу на территорию его фермы, уж очень интересно. Ферма красива концентрацией жизни: стога сена, гуси, куры, воздух звенит звуками прирученного животного мира. Роман приносит инструменты и рамку с сотовым медом. «Для радостного и бодрого труда вам», — улыбается он. Мы до следующего дня не решаемся разрезать соты, любуемся.

Работать вместе и молиться вместе

В расчистке исторического амбара, что на территории волонтерского лагеря, участвуют почти все. Володя рубит топором кустарник. Женя косит, и неплохо, хотя делает это впервые. Маруся, она учится в Саратовском государственном университете, складывает скошенную траву в одну кучу. Младшие девочки, Лиза и Катя, когда прибегают к нам, стараются помочь, таскают веточки.

Мое внимание привлекает москвич Артем, и, хотя он не наигранно отказывается фотографироваться, Маше все же удается запечатлеть его за работой: аскетичное худое лицо, широкие скулы и какая-то простота во взгляде. Я был больше удивлен тому, что он преподает в университете, чем тому, что он нередко ездит трудиться в монастырь.

— Все Господь дает по силам, — рассуждает Артем. — Один раз с ребятами на Валааме дрова кололи. Взяли самый маленький пенек. Думали, что сразу разрубим. Били по нему по очереди раз тридцать, и все никак. Потом вспомнили, что забыли помолиться перед работой. Помолились — и потихоньку смогли расколоть пень. Я тогда себе руки до кровавых мозолей натер, а с утра уже все прошло. Силы дает Господь! А еще как-то раз разгружали десять тонн корма для рыб (у монастыря на Валааме была рыбная ферма). Нас было около десяти человек. Думали, что свалимся под этими мешками, пока несли их в сарай. Но все перетаскали, и потом ничего не болело. Осознание того, что делаешь это ради Бога, дает дополнительные силы на этот труд.

После работы собираемся за столом, мне даже не хочется есть. Какое-то чувство насыщения. Воздух, что ли, здесь питает? Но чувство полноты испытываю не только я. Маруся не хнычет, делится тем, что все руки исколоты крапивой. «Возможно, это и полезно, — рассуждает она. — Но важно другое: что мне это нравится, и нравится этот пьянящий дух свежескошенной травы. Вроде колется, обжигает, а обращаешься с молитвой к святой Алле — и этот простой, в сущности, механический, труд одухотворяется».

В волонтерском лагере прошел всего лишь день, но чувствую, как за общим делом все мы стали ближе. Вместе решаем прочесть и вечернее правило. Я привык читать эти молитвы один и ощущаю их как нечто личное. Молиться совместно для меня означает проявлять доверие к тем, с кем молитву разделяю. Читаем по очереди. Звуки разных наших голосов перетекают друг в друга. Прошло всего два дня, как я уехал из родного города. Уже в дороге ощутил радость движения по родной земле. Леса, поля, реки... Сейчас, лежа на раскладушке в комнате с табличкой: «Бухгалтерия», ощущаю, что не я двигался, они пробегали мимо меня. В движении по-настоящему ощущаешь их жизнь. Но жизнь эта существует за пределами меня, помимо меня. Не могу уснуть, чувствую полноту жизни теперь уже в себе самом, в груди, в душе... Совершенно особенна эта работа ради Христа.

Фото участников поездки

Газета «Саратовская панорама» № 44 (972)

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Застывшая вера Застывшая вера
Максим Васюнов
Застывшая вера Застывшая вера
Кто и зачем на Урале напоминает о забытых храмах?
Максим Васюнов
«Теперь, чтобы попасть в заброшенный храм, иногда приходится выстоять очередь», – говорит один из организаторов движения «Забытые храмы Урала». По маршрутам волонтеров сегодня едут многие.
По «святым клубам» Онеги По «святым клубам» Онеги
Валентин Фролов
По «святым клубам» Онеги По «святым клубам» Онеги
Валентин Фролов
А с какими храмами необычными приходилось иметь дело! В одном из них, в селе Пачепельда, неразорвавшаяся во время войны бомба недавно нарушила покой жителей села. Сотрудники МЧС сказали, что необходимо взорвать бомбу прямо в храме, иначе – невозможно. Никто не надеялся, что уж до того «дряхлый» храм уцелеет. Бомбу взорвали, а храм – устоял чудесным образом.
Притяжение Русского Севера Притяжение Русского Севера
Беседа с художником Татьяной Юшмановой
Притяжение Русского Севера Притяжение Русского Севера
Беседа с художником Татьяной Юшмановой
Север сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он не знал ни монгольского ига, ни крепостного права, что сказалось в мужественном, достойном и простом характере северян. Север спасал Россию в войны, сохранил нам былины, старинные обычаи, деревянную архитектуру, русские трудовые традиции. А еще в Русском Севере есть удивительная целительная нравственная сила, и мы должны беречь его, сохранять, не допускать опустения деревень и разрушения храмов.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×