Выборность в современных монастырях: практика и мнения

В статье рассматривается история и современная практика избрания игумений женских обителей в греческих монастырях, а также предпринимается попытка рассмотреть возможность применения этой практики к реалиям жизни монастырей Русской Православной Церкви.

    

В настоящей статье мы продолжим рассматривать устройство жизни греческих общежительных монастырей на примере их внутренних уставов. Достаточно подробно будет затронута тема поставления игумении посредством процедуры избрания. В рамках дискуссии вокруг второго проекта «Положения о монастырях и монашествующих» активно обсуждается возможность введения выборности в наших монастырях. И не просто обсуждается, мы ощутимо продвинулись вперед – в последней редакции «Положения» в одном из пунктов говорится о том, что игумена могут выбирать братия. Будет ли это осуществляться на практике в случае утверждения проекта Положения, и если да, то в какой форме?  

В статье, кроме обзора процедуры избрания игумении в греческих монастырях, будет сказано несколько слов об отношении к выборности нашего священноначалия в лице митрополитов и епископов на основании их официальных отзывов, а также будет предпринята попытка в свете греческой монастырской практики сделать некоторые выводы относительно возможности введения выборности в монастырях Русской Православной Церкви.

Выборность в греческих монастырях

Существительные «избрание», «выборы» (ἐκλογή) происходит от греческого глагола «ἐκλέγω», который в переводе на русский язык означает «избирать», «делать выбор». Выборность – предоставленная священноначалием возможность монашествующим самим избрать себе игумена (игумению). Сам принцип выборности на какое-либо служение имеет апостольское происхождение, что мы видим на примере истории поставления первых диаконов, как она описана в Книге «Деяний святых апостолов»: «1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 1–6).

Избрание игумена – это не некий «демократический» маневр, целью которого является избрание какого-то лица, которое будет руководить монастырем «по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям»[1], как опасается, например, митрополит Аристарх в своем отзыве о выборности. Избрание игумена, в первую очередь, – это стремление монашествующих к тому, чтобы во главе монастыря оказался достойный этого служения человек, который был бы «угоден Богу»[2]. Приведем выдержку из «Оглашения» великого св. отца и учителя монашествующих Федора Студита, который присутствовал на избрании игумена в монастыре св. Далмата и делится с братией своими мыслями и впечатлениями: «По повелению архиерея мне пришлось отправиться в монастырь [св.] Далмата на выборы игумена. Мы, все собравшиеся там игумены, должны были спросить мнение братии. Они выбрали не кого-либо другого, а авву Илариона. За что же и по какой причине? Не потому, чтобы он обладал большой ученостью или умел хорошо говорить, не потому, что он стар, не потому также, что до монашества он был знатным человеком, но просто за то только, что смиренен, не имеет честолюбия и боголюбив, потому что также он в послушании прошел путь добродетели и не подал своим братьям пример безрассудства»[3].

«Избрание игумении зиждется на свободном волеизъявлении (ἐλευθέρα κρίσις) монахинь[4], которые просят у Господа просвещения (φωτισμόν), – говорится в одном из современных греческих уставов. – По этой причине избрание совершается в святом храме после последования утрени и, если возможно, после Божественной литургии»[5]. Избрание всегда совершается в храме, ему предшествуют усиленные пост и молитва. Монахини, понимая всю ответственность и важность предстоящего события как для каждой из них в отдельности, так и в целом для жизни всего монастыря, возлагают на себя дополнительные подвиги и просят Бога помочь им избрать достойную игумению. Так, в обители святого Пантелеимона избранию в игумении предшествует трехдневный строгий пост всех сестер и ежедневное причащение Святых Христовых Тайн[6]. В монастыре святой Филофеи Афинской избрание в игумении совершается после вечерни, следом за которой читается просительная молитва и поются тропари Святой Троице и Преподобной Филофее[7]. В монастыре Успения Божией Матери «Каламиу» избранию игумении предшествует трехдневный пост, всенощное бдение и Литургия[8]. Чаша Христова и молитва – источники просвещения и вразумления.

В греческих монастырях способ замещения игуменского места зависит от количества сестер в монастыре. «Она (игумения) избирается монастырским сестричеством в том случае, если количество сестер монастыря превышает число 5, в противном случае она назначается Высокопреосвященным Митрополитом»[9]. Прежде чем начать рассматривать саму процедуру избрания, будет логично вначале коснуться вопроса возможного отстранения игумении от должности, в результате чего место игумении может оказаться вакантным. В Греческих монастырях игумения избирается на пожизненный срок.Однако могут возникнуть обстоятельства, вследствие которых она может быть отстранена от занимаемой должности.

Место игумении становится вакантным:

– в случае смерти предыдущей игумении;

– в случае «отставки» игумении, если за это проголосуют 4/5 сестер обители;

– если случится, что игумения будет искажать правильное течение монашеского жития или нарушит положения внутреннего устава;

– «игумения и члены Игуменского Совета лишаются своего достоинства после вынесения обвинения в совершении серьезного дисциплинарного нарушения или общего греха (κοινοῦ ἐγκλήματος) всегда после не подлежащего обжалованию постановления (τελεσίδικον ἀπόφασιν) уполномоченного на то в Православной Церкви Церковного суда (Ἐκκλησιαστικοῦ δικαστηρίου)»[10];

– «игумения и члены Игуменского Совета в случае хронической болезни или старости, доказанно препятствующих им исполнять свои обязанности, замещаются посредством избрания по решению Игуменского Совета, а в случае его отказа – 2/3-ми голосов имеющих право избрания членов монашеской общины»[11].

В уставе монастыря св. Иоанна Златоуста написано, что игумения отстраняется от должности:

«1) В случае тяжелой болезни, которая делает ее неспособной исполнять свои обязанности. Это должны подтвердить три врача, приглашенные сестричеством. В этом случае, после одобрения митрополита, место игумении объявляется вакантным, и совершается избрание новой игумении.

2) В случае серьезных нарушений нравственного и административного характера, нарушения настоящего внутреннего устава, продолжающегося своенравия в отношениях с сестричеством»[12].

Низложению игумении предшествуют два замечания в письменном виде, исходящие от Игуменского Совета, третье замечание пишется от всего сестричества. Если игумения не образумится, тогда сестры пишут письменное обращение к правящему архиерею, описывая сложившуюся ситуацию. Епископ действует посредством уполномоченного органа с участием присяжных заседателей, собирает епископский суд и, если потребуется, налагает наказание. Также он может низложить игумению и благословить провести новые выборы. Обвиняемая игумения имеет возможность подать апелляцию в специальный орган, рассматривающий вопросы монашествующих. До избрания новой игумении ее место занимает монахиня, замещающая игумению. Согласно уставу монастыря Рождества Божией Матери «Клисурас», если игумения вдруг делается неспособной нести игуменское служение и не поддается вразумлению, тогда «Игуменский Совет созывает собрание сестричества и выносит на общее обсуждение всю сложившуюся ситуацию. Далее созываются все сестры, имеющие право голоса, и посредством тайного голосования принимают соответствующее решение. Если большинство проголосовавших примут решение отстранить игумению от должности, тогда спокойно и мирно (ἀθορύβως και ἀφιλονίκως) ее полномочия прекращаются. Посредством соответствующего документа о вдовствующем игуменском месте сообщается правящему митрополиту, и объявляется избрание новой игумении. Низведенная игумения может быть восстановлена в своей должности в том случае, если будут устранены причины, по которым она была отстранена от занимаемой должности, и в том случае, если место игумении оставалось вакантным»[13]. Замечательно, с каким человеколюбием и почтением к согрешающей игумении относятся уставы: в случае возможных нарушений «не должны восставать (ἐξανίσταμαι) все сестры, но старшие сестры пусть укажут ей на ошибку с подобающим почтением и пусть помогут, содействуют ей в исправлении не один раз, а многажды. И только если она будет упорно пребывать в своем заблуждении (ἐμμένη εἰς το σφάλμα), тогда Игуменский Совет собирает по этому вопросу Собрание Сестричества (Σύναξις τῆς Ἀδελφότητος)» [14].

Подготовкой к процедуре избрания занимается специально созданная для этого избирательная комиссия (Ἐφορευτική Ἐπιτροπή), чаще состоящая из членов Игуменского Совета или самых старших сестер монастыря. В монастыре святого Афанасия в избирательную комиссию входят 3 старших (по старшинству пострига) сестры[15]. Согласно уставу монастыря Преображения Господня, в избирательную комиссию входит Игуменский Совет и две сестры – самая старшая по старшинству пострига и самая младшая[16]. В монастыре св. Пантелеимона Игуменский Совет (Γεροντία) является и избирательной комиссией[17]. В монастыре св. Пантелеимона после Божественной литургии собирается Игуменский Совет для того, чтобы решить, в какой день будет совершаться избрание[18]. Очевидно, во избежание всяких недоразумений, в одном из уставов прописано, что «Кланово-партийная предвыборная деятельность (φατριαστικαί-κομματικαί προεκλογικαί δραστηριότητες) запрещена и считается наказуемыми действиями, влекущими наказание в виде лишения права избирать и быть избранным в течение пяти лет»[19]. В уставах указывается, что право избирать и быть избранной имеют все сестры монастыря, постриженные в рясофор или монашество[20], имена которых внесены в Монахологион монастыря и которые прожили в монастыре не менее 3–10 лет[21]. Обращается первостепенное внимание на присутствие у предполагаемой к избранию монахини[22] духовных и административных способностей (τά πνευματικά καί διοικητικά προσόντα), духовного опыта (αἱ πνευματικαί ἐμπειρίαι), церковного и светского образования (ἐκκλησιαστική και θύραθεν παιδεία), ревности о процветании сестричества (ζῆλος διά την πρόοδον τῆς Ἀδελφότητος) и дарования руководить душами (το χάρισμα τοῦ ποιμαίνειν ψυχάς)[23]. Нижний возрастной ценз монахини, предполагаемой к избранию в игумении, – 33–35 лет, в качестве исключения некоторые уставы указывают на возраст 30 лет. Верхний возрастной ценз, прописанный в некоторых уставах, – 65 лет[24]. Указанная монахиня, согласно многим уставам, должна прожить в этом монастыре не менее 10 лет. Составители Устава монастыря Святой Ирины посчитали необходимым в отдельном пункте оговорить, что сестра, предполагаемая быть избранной в игумении, обязательно должна владеть греческим языком (Ὑποχρεωτικὴ γνῶσις τῆς Ἑλληνικῆς γλώσσης)[25]. Избрание осуществляется всегда путем тайного голосования (μυστική ψηφοφορία). Никто из сестер не в праве выдвигать свою кандидатуру к избранию в игумении[26]. В случае, если на игуменское служение избирается сестра, имеющая только постриг в рясофор, то сразу после избрания она должна быть пострижена в монашество[27]. Сестра, которая по какой-то причине отсутствует в монастыре, получает избирательный бюллетень по почте. В монастыре ее письмо распечатывают во время подсчета голосов в присутствии всего сестричества[28]. В монастыре Преображения Господня «Никитон» избранная игумения ставит свою подпись под уставом, обещаясь верно его соблюдать[29]. В этом же уставе дается интересное упоминание о ношении игуменского креста: «Во время совершения чина возведения в игуменское достоинство игумении дается малый наперстный крест, который ей разрешается носить во время служб»[30]. В случае каких-то непредвиденных ситуаций в течение процедуры избрания, вопрос решается сразу же всем сестричеством[31]. По окончании избрания, как правило, совершается благодарственный молебен[32].

Далее на примере уставов нескольких конкретных монастырей рассмотрим саму процедуру избрания.

В монастыре святой великомученицы Ирины правящий архиерей в письменном виде дает благословение на избрание игумении, определяя день и час процедуры избрания, а также дает благословение на формирование избирательной комиссии. Избирательная комиссия занимается подготовкой к процедуре избрания игумении и ее проведением. Председателем избирательной комиссии является монахиня, временно замещающая игумению (Τοποτηρήτρια). Членами Избирательной комиссии могут быть сестры монастыря, имеющие право голоса. В случае если сестер в монастыре не более двадцати, избирательная комиссия состоит из двух сестер. Если в монастыре двадцать сестер или более, в избирательную комиссию входит четыре сестры. В случае если назначаются две сестры, не считая председателя, первая сестра – самая старшая по количеству лет, прожитых в монастыре, вторая сестра назначается Митрополитом из самых способных для предстоящего дела, согласно его мнению (κατά την κρίσιν αὐτοῦ). В случае, если в избирательную комиссию назначается четыре сестры, две первые сестры – самые старшие по количеству прожитых в монастыре лет, и еще две сестры назначаются Митрополитом. Члены избирательной комиссии должны за семь дней до выборов во время обеденной трапезы объявить о предстоящих выборах, а также при входе в трапезную сделать соответствующее уведомление в письменном виде, указав имена сестер, имеющих право избирать и право быть избранными. Избрание в игумении совершается в воскресный или праздничный день в святом храме после совершения Божественной литургии и особого последования перед избранием, посредством тайного голосования в присутствии избирательной комиссии. Избрание проходит спокойно (ἀθορύβως), благопристойно (σεμνῶς), подобающим образом (ἱεροπρεπῶς). Каждая монахиня получает избирательный бюллетень (ψηφοδέλτιον), на котором стоит печать монастыря, и в который внесены имена всех сестер монастыря, имеющих право быть избранными. Выражение волеизъявления совершается посредством собственноручного начертания креста (σημείο τοῦ Σταυροῦ) в избирательном бюллетене напротив имени одной конкретной сестры. Избирательный бюллетень опускается в избирательную урну (ψηφοδόχος), о чем делается запись членами избирательной комиссии в специальном протоколе избрания (εἰς εἰδικόν πρωτόκολλον ψηφοφορίας). В случае если кто-то из сестер болен или по какой-то причине не может присутствовать вместе со всеми на избрании, члены избирательной комиссии перед подсчетом голосов идут в келью сестры, и там происходит процедура избрания. Голосование через представителя запрещается. По окончании избрания вскрывается избирательная урна, и подсчитываются голоса в присутствии всего сестричества (ἐνώπιον τῆς Μοναχικῆς Ἀδελφότητος). Игуменией избирается сестра, получившая 2/3 голосов. В случае если никто из сестер монастыря не набрал указанное количество голосов, выборы продолжаются, и из двух сестер, набравших большее количество голосов в первом туре голосования, избирается одна сестра, получившая больше голосов во втором туре. В случае если две сестры набрали одинаковое количество голосов, игумения определяется посредством жребия (διά κλήρου). По окончании избрания избирательной комиссией составляется протокол, в котором подробно описывается, как проходила вся процедура избрания. Далее протокол закрепляется печатью монастыря и подписями членов избирательной комиссии и отправляется на утверждение правящему митрополиту, который, если в течение трех дней после получения протокола не получит письменное возражение от монахинь, утверждает избрание. Если же от каких-то сестер поступят письменные возражения, он их исследует и или отклоняет по причине безосновательности, или одобряет, если будут указаны серьезные причины. В случае неодобрения результатов избрания назначаются новые выборы, а в случае одобрения митрополит должен отправить эту информацию на рассмотрение (προς ἐκδίκασιν) в Священный Синод. Священный Синод, рассматривая данное постановление, или утверждает постановление митрополита, или отклоняет, уведомляя его о своем решении. Решение Синода митрополит передает в монастырь. В случае отклонения избранной кандидатуры митрополит назначает повторные выборы в течение пяти дней после дня принятия решения Синодом[33].

В монастыре святого Иоанна Златоуста игуменией избирается монахиня исключительно из этого монастыря. Она должна быть не младше 35 лет и иметь постриг в великую схиму[34]. Об избрании в игумении все сестры уведомляются за 25 дней до дня избрания. Сестры собираются в храме монастыря в день и час, назначенные Игуменским Советом. Право быть избранными имеют сестры, постриженные в малую или великую схиму и пробывшие в постриге не менее трех лет. Избрание в игумении совершается посредством тайного голосования. Сестра, набравшая большее число голосов, избирается игуменией. В случае если несколько сестер наберут одинаковое количество голосов, игумения выбирается из них посредством жребия. Перед избранием, по окончании Божественной Литургии, служится специальное последование (ἐκκλησιαστική τελετή). Далее составляется протокол избрания, который заверяется печатью и подписями и отсылается правящему архиерею. Все сестры, которые имеют право избирать и быть избранными, но находятся за пределами монастыря, извещаются о предстоящем избрании за 20 дней и должны приехать в монастырь[35].

В монастыре Успения Божией Матери Коринфской Митрополии в течение трех дней с момента, как место игумении стало вакантным, сестра, имеющая старшинство пострига (πρεσβεῖα τῆς κουρᾶς), из членов Игуменского Собора, которая и исполняет обязанности замещающей игумению сестры, созывает Игуменский Собор, определяющий день и час собрания сестричества для избрания новой игумении. Это должен быть девятый день после смерти игумении или после ее увольнения по какой-либо причине. Примерно за пять дней до избрания в трапезной должно быть вывешено соответствующее уведомление. Проводит подготовку к избранию избирательная комиссия, в которую входят три сестры: первая по старшинству пострига, а в случае если она не может, – вторая, эконом монастыря и секретарь. Право голоса имеют все сестры, которые пострижены в рясофор и великую схиму[36], независимо от того, сколько времени прожили в монастыре, кроме послушниц. Право быть избранными имеют сестры, достигшие возраста 35 лет, прожившие в монастыре постоянно 10 лет и имеющие духовные и административные способности. Избрание совершается в святом храме сразу после Божественной литургии посредством тайного голосования. Начинается голосование с младших сестер в присутствии избирательной комиссии. Каждая сестра получает на руки избирательный бюллетень, в котором стоит печать монастыря и вписаны все сестры, имеющие право быть избранными. В каждом избирательном бюллетене сестра ставит знак креста напротив имени сестры, которую она хотела бы видеть в качестве игумении. В случае если выбирается не одна сестра, а две или более, бюллетень считается недействительным. Запечатывание и распечатывание избирательной урны, как и подсчет голосов, совершаются в присутствии всех сестер монастыря. Игуменией избирается сестра, которая набрала половину голосов плюс один. В случае одинакового количества голосов избирается сестра, которая имеет старшинство пострига, или же бросается жребий. Избирательная комиссия составляет протокол избрания, записывая, какая сестра сколько голосов набрала. Этот протокол подписывается голосовавшими сестрами и отправляется правящему архиерею, который дает благословение на утверждение избранной игумении. После подписания протокола и совершения благодарственных молитв игумения начинает исполнять свое служение. Митрополит приезжает в назначенный им день для возведения этой сестры в сан игумении. Все возражения против избранной игумении подаются в течение одного–двух дней после избрания, в противном случае они недействительны. Возможные возражения, изложенные в письменном виде, должны быть подписаны 1/3 голосовавших сестер. Эти возражения рассматривает сестричество, собранное Игуменским Советом, в течение пяти дней. Если за отмену выборов выступят 2/3 сестер, то назначаются новые выборы[37].

В монастыре святого Димитрия Золонга:

1. Игумения избирается сестричеством.

2. День и час избрания определяется решением Геронтии[38], о чем за пять дней до дня избрания извещается письменно митрополит и сестры не меньше трех раз устно.

3. Право голоса имеют все имеющие постриг монахини.

4. Право быть избранными имеют все сестры.

5. Сестра, предполагаемая быть избранной в игумении, должна иметь следующие качества:

а) зрелый возраст (30 лет);

б) образованность духовную и церковную;

в) кротость (πραότητα), материнскую нежность и ласковость (στοργηκότητα), молчание (ἐχεμύθεια)[39].

6. Избрание совершается посредством тайного голосования. Каждая монахиня собственноручно пишет на листе специальной белой бумаги, на которой стоит печать монастыря и митрополита, только одно имя.

7. Избирается сестра, которая набрала абсолютное большинство голосов.

8. В случае набора равного количества голосов или невозможности собрать абсолютное большинство голосов, голосование повторяется.

9. Обязанности избирательной комиссии исполняет митрополит или его представитель вместе с двумя монахинями, которые имеют старшинство пострига.

10.                Избранная игумения особым церковным чином возводится в сан игумении митрополитом на пожизненный срок[40].

В монастыре иконы Божией матери «Икосифиниссы» избрание в игумении совершается следующим образом:«После Божественной литургии сестры собираются в храме и пишут на бумаге имена наиболее добродетельных и способных сестер обители, которые могли бы взять на себя тяжелое и ответственное служение игумении. Далее сестра, временно замещающая игумению, перемешивает записки, сложенные в урну для жеребьевки (κληρωτίδα). Эта же сестра с молитвой достает одну из записок, и монахиня, имя которой указано в записке, считается с этого момента волей Божией назначенной игуменией. Такая процедура считается безупречной и не подлежит оспариванию какими-либо законными средствами. Высопреосвященный митрополит одобряет выборы, и затем следует чин возведения в игумении». Но в уставах указывается, что к избранию игумении посредством жребия прибегают в том случае, если предыдущая игумения не подготовила после себя преемницу».

Несколько необычно, если сравнивать с другими монастырями, происходит замещение игуменского места в монастыре Успения Богородицы в Панораме: «Кандидатура новой игумении может быть предложена устно (προφορικῶς) или посредством завещания (διά διαθήκης) уходящей игуменией, которая в силу своего служения знает способности каждой сестры к игуменскому служению. Однако в случае, если хотя бы одна сестра монастыря выразит несогласие с этим волеизъявлением игумении, совершается избрание игумении посредством тайного голосования»[41].

Несмотря на то, что во всех уставах подробно описана процедура избрания, по мнению многих современных греческих игумений, самое лучшее – это когда игумения еще при жизни готовит себе преемницу и, уходя, передает ей монастырь. Разумеется, что и в этом случае сестры должны дать свое согласие на поставление этой монахини в игумении, и совершается это посредством процедуры избрания. Если в монастыре есть единодушие, и уходящая игумения имеет неоспоримый духовный авторитет, сестры, доверяя ей, принимают ее преемницу с любовью и доверием. Благодаря такой смене игумении в монастыре сохраняется тот же дух, который имела предыдущая игумения, проводится та же линия, это не травмирует сестер, и в монастыре сохраняется единодушие.

Отзывы архипастырей Русской Православной Церкви о выборности

Завершив обзор процедуры избрания, считаем важным сказать несколько слов об отношении нашего священноначалия к вопросу выборности, а также о традиции выборности, имевшей место в относительно недавнем прошлом русского монашества. Практикуемый опыт избрания в греческих монастырях может быть очень полезен нам сегодня тем, что он, имея святоотеческую основу, взят из жизни современных монастырей другой Поместной Церкви и максимально адаптирован под особенности современных монастырей. Нам не нужно изобретать велосипед, идти путем проб и ошибок. В вопросе выборности мы можем обратиться к опыту Элладской Церкви, монастыри которой переживают сейчас время духовного расцвета. На том, что будет жизнеспособно для нас, – сфокусировать внимание; то, что в силу разных обстоятельств не приживется, можно отбросить. Два года назад в рамках дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» разгорелось обсуждение о том, насколько целесообразно сейчас возрождать в монастырях Русской Православной Церкви выборность игумена. В первом проекте «Положения» о выборности речи не шло. Однако по этой теме тогда официально высказались около десяти епископов и митрополитов Русской Православной Церкви. Их позиции оказались разными, подчас диаметрально противоположными друг другу. Условно их можно разделить на две группы – на тех, кто за выборность в монастырях, и на тех, кто против. Привести эти отзывы в настоящей статье я нахожу полезным по той причине, что они помогут лучше увидеть общую картину происходящего, а также являются важным, возможно, судьбоносным материалом по новейшей истории русского монашества.

Преосвященный Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

«В настоящее время, в том числе и в связи с публикацией проекта «Положения», возобновилась полемика относительно того, должен ли игумен назначаться Священноначалием или избираться братией. Единого мнения по этому вопросу нет ни в монашеской среде, ни среди епископата.

Не могу не согласиться с теми авторами отзывов на «Положение», которые вполне справедливо указывают, что «монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода». Однако мне кажется слишком радикальным делаемый ими вывод: «Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствуют монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям. В таких условиях выборы могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление». Читатель отзывов может предположить, что основной целью поступления иноков в монастырь является потворство слабостям и греховным наклонностям, и только жесткий контроль Священноначалия способен предотвратить самоуправство и панибратство монахов. Но как тогда объяснить, например, выборность игуменов на Святой Афонской Горе? Неужели мы можем сказать, что на Афон иноки отправляются с целью потворства слабостям? И неужели отношение афонских иноков к своему игумену-авве можно описать термином «панибратство»? Стоит отметить, что, согласно древним иноческим уставам, традиции Святой Горы и практике, существовавшей в России до революции 1917 года[16], игумен избирался на должность из братии обители ее же насельниками (а игумения, соответственно, насельницами женской обители). Через это избрание братия входит с игуменом в особое духовное родство, признавая его безусловный авторитет, видя в нем носителя традиции монастыря и поэтому оказывая ему послушание. Преподобный Феодор Студит именно в этом избрании видел легитимность своей игуменской власти[17]. Право братии монастыря избирать своего игумена является, с точки зрения многовековой монашеской традиции, вполне обоснованным. Однако вопрос о применении этого права требует знания современного положения в обителях нашей Церкви — с учетом того факта, что большинство из них в последние 25 лет сложились вне той преемственности монашеской традиции, которую мы можем наблюдать, например, в афонских монастырях. Дискуссия вокруг данной темы показывает, что в настоящий момент мы еще не готовы к тому, чтобы выборность игумена (игумении) стала нормой в наших монастырях. Однако это не значит, что такая норма не может оказаться востребованной когда-либо в дальнейшем. Кроме того, могут быть рассмотрены варианты «промежуточного» решения проблемы. Например, в «Положение» может быть внесено указание на то, что при выборе игумена (игумении) Священноначалию следует учитывать мнение иноков (инокинь), выраженное путем письменного или устного опроса, а может быть и тайного голосования. Такие опросы или голосования на практике уже применяются в некоторых обителях, где архиерей считает нужным узнать мнение монашествующих о предполагаемом кандидате на должность игумена (игумении). Они дают возможность монашествующим выразить свое доверие или недоверие тем или иным потенциальным кандидатам, а архиерею, в ведении которого находится обитель, почувствовать настроение братии (сестер). При этом окончательное решение остается за Священноначалием, но, по крайней мере, мнение братства (сестричества) в таком случае может быть учтено»[42].

Преосвященный Ростислав, епископ Томский и Асиновский, о выборности высказался следующим образом: «Однако этому экклезиологическому контексту не противоречит идея избрания игумена (игуменьи) монастыря братией (сестрами) обители. В противном случае данная практика не имела бы широкого и долговременного распространения в истории Вселенской Церкви. Убежден, что за четверть столетия, в течение которого мы стали свидетелями бурного возрождения монастырей в Русской Церкви, сформировались объективные условия для признания права монашеской общины на избрание игумена (игуменьи) нормой церковной жизни»[43].

В своем отзыве преосвященный Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, написал: «Что касается традиции выбора настоятеля монастыря из числа братии, о ней свидетельствуют многовековое Предание Церкви и творения святых отцов. При этом подчеркивается важность того, чтобы игумен был безупречной жизни и смог стать истинным отцом для монахов. Так, святитель Василий Великий пишет: «Началовождем в благообразии жизни да будет поставлен один, избранный из прочих по испытании его жизни, нравов и благоустроенного во всем поведения и по принятии во внимание при этом предпочтении лет его жизни»[12]. Преподобный Венедикт Нурсийский в своем уставе законополагает: «Относительно поставления Аввы да соблюдается всегда закон, чтобы поставлять того, кого изберет согласно все братство, в страхе Божием, по здравому совету»[13]. Об этом же говорит и прп. Феодор Студит в Завещании[14], а также прп. Никодим Святогорец: «Епископ должен поставлять <игуменом> того, которого все монахи, или наиболее добродетельные, изберут, не по дружбе или для угождения, но зная, что выбирают православного, рассудительного и достойного хорошо управлять монастырем и монахами. То же самое относится и к избранию игумении в женском монастыре»[15][44].

Преосвященный Артемий, епископ Петропавловский и Камчатский лаконично и категорично высказал свое мнение: «Опираясь на свой личный опыт наместничества в обители, полагаю, что выборность руководящих должностей в монастыре является пагубной для жизни монашествующих»[45].

Преосвященный Вениамин, епископ Борисовский, апеллировал к отеческой традиции: «Поскольку настоятель монастыря должен быть отцом братству (это отражено и в тексте обсуждаемого проекта «Положения»), необходимо определить принципы его избрания братством и поставления архиереем в соответствии с монашеской традицией. Известно, что вся отеческая традиция, начиная с преп. Пахомия Великого, заповедует добровольное избрание братией своего духовного наставника. «Любимый братией, угоден и Богу», -говорит святитель Алексий Студит в своем монастырском «Уставе», который, по свидетельству историков, получил на Руси самое широкое распространение»[46].

Преосвященный Максим епископ Барнаульский и Алтайский с большим недоверием воспринял выборность, опасаясь негативных последствий: «Что касается вопросов автономии монастырей от правящих архиереев, а также выборности игуменов обителей, по моему мнению, данная практика в современности может привести к весьма печальным результатам. Если обратиться к опыту греческой церкви, либо опыту других братских поместных православных церквей, то, пожалуй, ни одна из церквей не перенесла таких страшных гонений, ни одно общество не было так расцерковлено, как наше»[47].

Преосвященный Пантелеимон, митрополит Красноярский и Ачинский, избрание игумена считает естественным правом монашествующих: «Выборность игумена (игумении) считаю естественным правом монашествующих, с благословения правящего архиерея»[48].

Преосвященный Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, судя по отзыву, весьма монахолюбивый владыка: «В вопросе выбора начальника обители нет догмата, есть только нравственный обычай — видеть его в среде той братии, где возникла ситуация по нему, хотя спасает порой положение и назначение его со стороны епархии»[49].

Преосвященный Никон, митрополит Уфимский и Стерлитамакский:

«Ставить вопрос о выборности игумена (игумении) монастыря в нашей Церкви преждевременно, т. к. годы борьбы с Церковью и религией сделали свое дело. Во многих монастырях нет опытных духовников, которые могли бы положительно влиять на духовную и административную жизнь монастыря, согласуясь с Уставами РПЦ и обители, а так же указаниям священноначалия. Монашествующие во многих наших монастырях далеки от совершенства и послушания»[50].

Преосвященный Вениамин, епископ Пензенский и Кузнецкий, в своем отзыве сравнивал приход с монашеской общиной: «Тем удивительнее было читать критику предложенного текста в сети Интернет. О каких выборах руководителей монастырей, независимости от епархиального начальства может идти речь? Если любой приход организуется и действует под высшим руководством архиерея, то тем более такому руководству должна подчиняться монашеская община. Сама идея выборности, некоей свободы, как показывает горький исторический опыт, сводится к произволу и вседозволенности. И в какой момент появляются призывы к свободе? Когда Православие на Руси только перешагнуло двадцатилетний рубеж освобождения от безбожия в нашей стране, когда только начали восстанавливаться преемственные связи с древними церковными традициями. Идя в угоду общественному мнению, мы можем потерять ту соль, которой наполнено монашество. Одна из добродетелей монашества — послушание. Так как же его исполнить, если изначально подрывается уважение к авторитетам и священноначалию, если можно переизбрать того, кому не хочется быть послушным»[51].

Преосвященный Аристарх, митрополит Кемеровский и Новокузнецкий, опасается, что выборность только ухудшит положение русского монашества:

«Некоторые светские критики настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей. Однако, при этом не учитывается тот факт, что монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода. В Сибирских и дальневосточных регионах некоторые монастыри впервые устраиваются. Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям. В таких условиях выборы могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление»[52].

Преосвященный Иосиф, епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский, считает, что выборность – плод фантазии «либеральной общественности»: «Некоторые представители либеральной общественности, ссылаясь, в частности, на опыт греческих обителей, настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей. Однако, при этом стоит учитывать тот факт, что монашеская жизнь в России только возрождается после страшных испытаний, а в Греческой республике она никогда не прерывалась. Если позволить выбирать игумена или игумению братии или сестрам обители, в которых нет преемственности, и отсутствует укорененность в традиции, то выборы будут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя слабостям и греховным наклонностям насельников. В таких условиях выборы игумена или игумении могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление»[53].

Таким образом, уважаемые владыки, которые высказались за выборность, обосновали свою позицию с помощью следующих аргументов:

– выборность игумена имела широкое и долговременное распространение в истории Вселенской Церкви, о нем говорит многовековое Предание Церкви и творения святых отцов;

– за четверть столетия, в течение которого мы стали свидетелями бурного возрождения монастырей в Русской Церкви, сформировались объективные условия для признания права монашеской общины на избрание игумена (игуменьи) нормой церковной жизни;

– избрание игумена – подлинная монашеская традиция;

– выборность игумена – естественное право монашествующих.

Аргументы против были следующими:

– личный опыт подсказывает, что выборность руководящих должностей в монастыре является пагубной для жизни монашествующих;

– выборность может привести к печальным результатам, общество на территории Элладской Церкви (на которую многие ссылаются) не было так расцерковлено, как наше общество;

– пока говорить о выборности рано, только-только начали восстанавливаться преемственные связи с древними церковными традициями;

– во многих монастырях нет опытных духовников, которые могли бы положительно влиять на духовную и административную жизнь монастыря, согласуясь с Уставами РПЦ и обители, а также указаниям священноначалия;

– монашествующие во многих наших монастырях далеки от совершенства и послушания;

– если любой приход организуется и действует под высшим руководством архиерея, то тем более такому руководству должна подчиняться монашеская община. Сама идея выборности, некоей свободы, как показывает горький исторический опыт, сводится к произволу и вседозволенности;

– стремление к выборности – не что иное, как желание угодить общественному мнению;

– будет попрана главная добродетель монашества – послушание, если у монашествующих будет возможность переизбрать игумена;

– выборы будут совершаться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям; в таких условиях выборы только закрепят существующие искажения монашеской жизни.

Тогда перед автором статьи встал вопрос: отчего такая полярность мнений по указанному вопросу среди иерархов? Разный опыт? Разная степень погруженности в Предание Церкви и осведомленность в подобных вопросах? Очевидно одно – в наших условиях от человеческого фактора никуда не деться. Нет основательной проработки канонического права по обсуждаемой теме, а потому каждый волен толковать как святоотеческую традицию, так и состояние русского монашества как считает правильным. Для всякого же человека, близко знакомого с жизнью наших монастырей, сегодня совершенно очевидно, что та «соль, которой наполнено наше монашество»[54], наверное, можно сказать без преувеличения, – годится разве что для ванн, монашество обессилено и дезориентировано.

Подвести черту этой «сводке» мнений по вопросу выборности хотелось бы выдержкой из отзыва на «Положение по монастырям и монашеству» видного ученого богослова нашей Церкви отца Валентина Асмуса, которого вряд ли кто-то заподозрит в некомпетентности и дилетантстве в вопросах монашеского права: Касательно положения, высказанного в пункте III.a: «Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря», представляется справедливым заметить следующее. История Вселенской Церкви показывает, что единственно принятой в древности была практика избрания (а не назначения) игумена из числа братии. Это законодательно закреплял Номоканон Патриарха Фотия, который в титуле XI, гл. 3 со ссылкой на 34-ю главу 123-й новеллы Юстиниана говорит: «Епископ должен производить авву или архимандрита какого-либо монастыря… которого изберут монахи — все или более благонадежные из них, заявляя пред Евангелием, что не по дружбе или пристрастию избрали его, но потому что знают его, как человека православного, и благонравного, и достойного управления, и способного сохранить монашеский устав и благосостояние монастыря». В русской традиции избрание настоятелей самой братией практиковалось с некоторыми отклонениями как минимум до XVI в. С XVI же века, по установлению Стоглавого собора (гл. 86), справедливость решений которого небесспорна, настоятель назначался митрополитом или епархиальным архиереем по прошению братии, с согласия царя. Наконец, в XVIII в. возник обычай, чтобы настоятель был назначаем Синодом[5]. Но этот обычай не был постоянным, и даже в России XIX в. сохранялась древняя святоотеческая традиция избрания игумена — своим указом от 20 марта 1862 г. Синод прямо предписывал, чтобы в общежительных монастырях игумены избирались братией из своей среды и только утверждались Святейшим Синодом, по представлению епархиального архиерея, тогда как настоятели необщежительных монастырей прямо назначались духовным начальством. Не стоит и говорить о том, что русская практика избрания игумена непосредственно соответствует учению древних святых отцов. Так, например, свт. Василий Великий пишет: «Началовождем в благообразии жизни да будет поставлен один, избранный из прочих по испытании его жизни, нравов и благоустроенного во всем поведения и по принятии во внимание при этом предпочтении лет его жизни»[6]. Исходя из вышесказанного, можно было бы предложить, чтобы «Положение о монастырях и монашествующих» положительно оценило принятую прежде в Русской Церкви практику избрания игумена и закрепило бы ее, с тем, однако, условием, чтобы перед выборами в монастырь приезжала Комиссия по делам монастырей, оценивала духовную атмосферу обители и разрешала вопрос о выборах в ту или иную сторону. В духовно же необустроенные монастыри возможно непосредственное назначение настоятеля из числа духовно опытных монахов другого монастыря. Известный в Греции переводчик и издатель русской духовной литературы архим. Тимофей (Саккас), человек сдержанный и «дипломатичный», говорил мне тоном высочайшей убежденности: «У вас в России ничего не получится с монашеством, если монахи не будут сами выбирать себе игуменов», (каковые у греков являются и духовниками)»[55].

Выборность в русских монастырях

По справедливому замечанию отца Валентина, выборность, действительно, имела место в русских монастырях еще сравнительно недавно, например в XIX столетии. Об этом имеются многочисленные свидетельства. Так, в письме к игумении Осташковского Знаменского монастыря Аполлинарии старец Амвросий Оптинский писал:«Около двух недель собирался я тебе написать об избрании новой Белевской настоятельницы, но до сих пор не мог этого исполнить, потому что все это время до изнеможения был обременен посетителями. Полагаю, что до вас уже достигли слухи, что на место покойной м. игуменьи Павлины избрана и утверждена м. Магдалина Челищева. Она получила 29 избирательных голосов, м. казначея Афанасия и м. Евфросиния Розова по 28, м. Павлина и м. Макария (казначеина сестра) по 23, а м. Мелания (сестра м. игуменьи Павлины) 18. Избрание происходило 31 июля. Более 3-х недель не было решения от Преосвященного. Наконец пришел указ: м. Магдалине Челищевой принять монастырь и явиться в Тулу к Владыке. По получении указа она приезжала к нам; от нас отправилась обратно в Белев, и в Тулу; а из Тулы через Калугу опять приехала к нам, к 7 сентября. После продолжительного безначалия и бывающих при этом толков и беспорядков, многие рады избранию м. Магдалины. Некоторые пожались и поморщились; но теперь дело уравнивается»[56].

Весьма интересно описание способа избрания в игумении в Крестовоздвиженском Белевском монастыре:«После матушки Епафродиты в Белевском монастыре сменились две настоятельницы: матушка Зосима, пробывшая в Белеве всего два с половиной года, и монахиня Иоанникия, скончавшаяся через несколько дней. Последнее обстоятельство особенно смутило епископа Дамаскина: он увидел в этом перст Божий. Постепенно истина выяснилась, и клеветники были посрамлены. Владыка потребовал список трех кандидаток в игумении. Среди них было имя 35-летней монахини Павлины. Владыка положил имена кандидаток на престол своей домовой церкви – и дважды вынималось имя монахини Павлины. Она и стала игуменией»[57]. <…> Отпевали матушку (Павлину) все иеромонахи Белевского Преображенского монастыря и все городское духовенство. Кратко и сильно было надгробное слово. Владыка шел за гробом до могилы, указанной самой почившей. Грустно и сиротливо смотрели сестры. Владыка сказал им: Выбирайте себе игумению, а я буду молиться, чтобы вам Бог дал мать, хотя бы в половину заменяющую ту, которой вы лишились»[58].

Из жизнеописания игумении Воскресенского Горицкого монастыря Новгородской епархии Маврикии: «После кончины престарелой игумении Маргариты в 1809 году она (мать Маврикия) была единогласно избрана всеми сестрами на ее место и в следующем году поставлена игуменией. Все это совершилось против ее воли»[59].

Из истории Николаевского Абабковского монастыря Нижегородской епархии: «Все поняла она только тогда, когда в 1846 году престарелая Ксения Николаевна отказалась от управления Абабковской богадельней и все сестры, которые помнили и любили Евдокию, стали просить назначить к ним именно ее. Евдокия тогда уже была в рясофорном постриге и носила имя Палладии. Она приняла свое назначение как волю Божию»[60].

Назначение игумении в 1842 году в Покровском Ардатовском монастыре: «Ардатовская женская община была утверждена в 1842 году и по просьбе всех сестер казначеей была назначена сестра Иустина, которую все любили и уважали за смирение и строгую внимательную жизнь[61]. <…> Тогда же Покровская община была возведена на степень монастыря, а исполнявшая после кончины матушки Евпраксии должность настоятельницы сестра Иустина была пострижена с именем Серафима и возведена в сан Игумении. Она не имела личной жизни и всецело жила жизнью сестер, особенно немощных и престарелых»[62].

Об избрании игумении Иоанно-Казанского Сезеновского монастыря Серафимы, в схиме Евфимии: «Быть настоятельницей монастыря старица Дария отказалась и избрана была Евфимия. Ее постригли в мантию с именем Серафимы, утвердили игуменьей и пожаловали наперстный крест»[63].

Избрание игумении Мукачевского Николаевского монастыря Параскевы: «В 1923 году она приняла монашеский постриг с именем Параскевы и через два года своими руками основала с собравшимися к ней сестрами в деревне Липцы монастырь и была избрана его настоятельницей»[64].

В XIX веке в русских монастырях, хотя и не везде, еще помнили и понимали, что игумению монастыря должны избирать сестры, к мнению сестер прислушивались. При том что указанный период не был простым для русского монашества, и говорить о расцвете в то время не приходилось. А ведь сегодня самый «веский» аргумент против выборности – духовное неустройство наших монастырей, являющееся следствием расцерковления общества.

Выводы

В заключение статьи на основании приведенных источников позволю себе сделать некоторые выводы:

1. Апостолы, «строители» Церкви, будучи людьми святыми и весьма последовательными, предлагают обществу верующих избрать из своей среды мужей испытанных, а уже затем представить их апостолам для поставления. Цель такого решения – устранить возникшее нестроение в среде верующих. На современном языке подобное собрание принято именовать «либеральной общественностью», а саму процедуру – «демократией». Но ведь так поступали апостолы! Неужели они ошибались? Почему всё это нельзя применить к выборности игуменов: епископы – наместники апостолов, насельники монастыря – общество верующих; верующие (насельники) представляют избранного кандидата апостолам (епископу), те (тот) возводят (возводит) на служение, одни (один) имея власть поставлять; да и обстоятельства принятия такого решения – время именно нестроения, неустроенности, а отнюдь не благоденствия. Но если там речь шла лишь о раздаянии трапез, то здесь вопрос гораздо больший – руководство ко спасению вверенными душами. И если уж даже там верующим было отнюдь не всё равно, кто и как им еду приносит, то здесь тем более насельнику не может быть безразлично, кто им руководит, кому он вверяет свою судьбу.    

2. Несмотря ни на что, уже сегодня в Русской Православной Церкви есть архипастыри, которые считают, что более правильным и соответствующим святоотеческой традиции будет предоставить монашествующим возможность самим избирать себе игумена (игумению). Если утвердят «Положение» в последней редакции, где предусмотрена возможность монашествующим самим избирать игумена, то в монастырях, находящихся в ведении архипастырей, которые признают право монашествующих избирать игумена, уже сегодня может быть введена выборность.

3. В сравнительно недавнем прошлом русского монашества игумена (игумению) выбирали насельники монастыря, доказательства чему приведены в статье. Кроме того, всем хорошо известно, что великий Игумен земли Русской прп. Сергий Радонежский стал игуменом, «вняв мольбам братии». Святой Пафнутий Боровский также был избран братией монастыря на игуменское служение. Значит, выборность не просто не является чем-то совершенно чуждым для русского монашества, в результате выборности игуменами становились лучшие сыны Русской Православной Церкви.

4. Разумеется, к выборности нужно подходить осторожно и с рассуждением. В приведенных в статье греческих уставах можно отметить несколько пунктов, направленных против злоупотреблений и человеческих немощей:

– избранию предшествует причащение Святых Христовых Тайн, усиленный пост, молитва;

– при наличии уважительной причины епископ может воспользоваться «правом вето»;

– избрание совершается посредством тайного голосования;

– состав избирательной комиссии формируется из самых опытных и духовно зрелых старших сестер, могут быть представители от правящего архиерея;

– все сестры, временно отсутствующие в монастыре, должны обязательно приехать на избрание;

– запрещается голосование через представителя;

– вскрытие избирательной урны и подсчет голосов совершаются в присутствии всех сестер;

– всякое деление на «партии» является наказуемым деянием;

– протокол избрания подписывается всеми сестрами монастыря.

Церковь – это живой организм, каждый член которого наделен внутренней активностью. Только в живом организме идут процессы «обмена веществ», всякого взаимодействия, процессы «синтеза» преобладают над процессами «распада». И это нормально. Прекращение этой активности означает прекращение жизни. В церковной жизни (в данном случае в вопросе выборности), как нам кажется, важно не бояться этой активности и не стремиться ее подавить, заглушить, затоптать из страха «только бы чего не вышло». Важно вести диалог, учиться договариваться, грамотно направлять эту активность в нужное и полезное для Церкви русло.

5. Всякие недоразумения в случае введения выборности в наших монастырях неизбежны, и странно было бы думать, что выборность – это панацея абсолютно от всех наших проблем; вовсе нет, будем трезво смотреть на вещи. Но это поможет разрешить многие проблемы, снизит градус напряженности и непонимания в отношениях игумена и братии и будет способствовать духовному единению. Святитель Григорий Богослов о пользе свободного волеизъявления писал: «Ибо все, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно и непохвально, еще и непрочно. Вынужденное, подобно растению, насильно согнутому руками, как скоро бывает оставлено на воле, обыкновенно возвращается в прежнее свое положение. Напротив того, что делается по свободному произволению, то, как скрепляемое узами сердечного расположения, и весьма законно, и вместе надежно. Посему закон наш и Сам Законоположник особенно повелевает пасти стадо не нуждею, но волею (1 Пет. 5:2)»[65].

6. Аргумент, что наше общество было расцерковлено, как никакое другое, а потому монахи пока не способны сами избрать себе игумена, представляется нам неубедительным. Расцерковление общественного сознания в XX веке и способность монахов выбрать из своей среды лучшего для поставления в игумена – вещи, как мне кажется, находящиеся несколько в разных плоскостях. Сидеть на руинах и говорить, что мы не можем начать собирать камни, только потому, что все было разрушено – вряд ли это тот путь, который будет способствовать возрождению русского монашества. На этом пути (при введении выборности) будет достаточно много трудностей, пока мы приобретем опыт и подлинное монашеское сознание, но нужно когда-то начинать. Выборность можно начать вводить в более благоустроенных обителях. Долго ли ждать перемен к лучшему, – спросили одного мудреца. Если ждать, то долго, – ответил тот…

7. Самовыдвижение игумена или поставление его правящим епископом не соответствует святоотеческой традиции и является деструктивным для жизни монастырей. Святой Федор Студит писал одной игумении: «Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасет других и сам не спасется; а кто, будучи призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись»[66].

В одном из своих писем, адресованном игумении, находившейся в весьма затруднительных жизненных обстоятельствах, св. Федор Студит писал: «Не говори: «Сбились с пути иерархи, священники, игумены; что же могу сделать я, женщина, от природы слабая? Как я вынесу это?» Ни в коем случае [не говори этого], мать! Каждый из нас, как мужчина, так и женщина, юноша и старец, получил от Бога силу ценою жизни защищать Божий закон и нашу православную веру, и падение ближнего не может служить нам оправданием»[67].Поэтому не только облеченным властью, но и всем членам Церкви следовало бы поддерживать и возгревать в себе эту силу, которую, по слову св. Федора Студита, каждый из нас получил от Бога, чтобы направить ее в том числе и на возрождение нашего монашества.


[1] Аристарх Кемеровский и Новокузнецкий, митр. Отзыв Преосвященного Аристарха, митрополита Кемеровского и Новокузнецкого // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/33-otzyv-preosvyashchennogo-aristarkha-mitropolita-kemerovskogo-i-novokuznetskogo Дата доступа: 03.11. 2014.

[2] Федор Студит, прп. Великое оглашение. Ч. II // Федор Студит, прп. Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2010. Т. 1. С. 616.

[3] Там же.

[4] В таких случая под словом «монахини» подразумеваются все сестры монастыря, имена которых внесены в Монахологион. Имена послушниц в Монахологион не вносятся.

[5] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου
Μικροκάστρου Ἱ. Μητροπόλεως Σισανίου καὶ Σιατίστης // Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος / Ἐπιμ. Ἰωάννου Μ. Κονιδάρη, Ἀθήνα-Κομοτηνή, 2002, Ἡμίτομος Β, σ. 967, перевод автора.

[6] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Παντελεήμονος Ἱ. Μητροπόλεως Ἐλευθρουπόλεως, там же, Β. σ.1227.

[7] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Φιλοθέης τῆς Ἀθηναίας Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ. 458.

[8] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Καλαμίου Ἱ. Μητροπόλεως Αργολίδος, там же, Β. σ. 1302, перевод автора.

[9] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παναγίας Είκοσιφοινίσσης Ἱ. Μητροπόλεως Δράμας, там же, Α, σ. 17, перевод автора.

[10] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Ἱωάννου τοῦ Χρισοστόμου Ἱ. Μητροπόλεως Σιδιροκάστρου, там же, Β, σ.878, перевод автора.

[11] Там же, перевод автора.

[12] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Χιλιομοδίου Ἱ. Μητροπόλεως Κορίνθου, там же, Β. σ. 945, перевод автора.

[13] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Μεταμορφώσεως τοῦ Σωτήρος Ἱ. Μητροπόλεως Καρυστίας καὶ Σκύρου, там же, Β. σ.1049.

[14] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Αθανασίου Ἱ. Μητροπόλεως Κίτρους και Κατερίνης, там же, Β. σ.831.

[15] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Δημητρίου Ζαλόγγου Ἱ. Μητροπόλεως Νικοπόλεως καὶ Πρεβέζης, там же, Β. σ.999.

[16] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Μεταμορφώσεως τοῦ Σωτήρος Ἱ. Μητροπόλεως Καρυστίας καὶ Σκύρου, там же, Β. σ.1047.

[17] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Παντελεήμονος Ἱ. Μητροπόλεως Ἐλευθρουπόλεως, там же, Β. σ.1227.

[18] Там же.

[19] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παμμεγίστων Ταξιαρχῶν Αγ. Γεοργίου Νηλείας Ι. Μητροπόλεως Δημητριάδος και Αλμυρού, там же, Β. σ. 1148.

[20] Как правило, в большинстве греческих монастырей постригают вначале в рясофор с заменой имени, а потом сразу в великую схиму с тем же именем.

[21] В уставах монастырей эти требования отличаются, в одном монастыре 3 года, в другом – 5, в третьем – 10. Но чаще 3-5 лет.

[22] Какими качествами должна обладать игумения, по мнению составителей уставов греческих монастырей, см. в моей статье «Образ игумении в уставах современных греческих монастырей», опубликованной на портале Богослов.RU

[23] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Μικροκάστρου Ἱ. Μητροπόλεως Σισανίου καὶ Σιατίστης, там же, Β. σ. 967

[24] Там же.

[25] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίας Ειρήνης Ἱ. Μητροπόλεως Ξάνθης καὶ Περιθεωρίου, там же, Β. σ.790.

[26] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Παντελεήμονος Ἱ. Μητροπόλεως Ἐλευθρουπόλεως, там же, Β. σ.1227, перевод автора.

[27] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Αθανασίου Ἱ. Μητροπόλεως Κίτρους και Κατερίνης, там же, Β. σ.830.

[28] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Καλαμίου Ἱ. Μητροπόλεως Αργολίδος, там же, Β. σ. 1302.

[29] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Μεταμορφώσεως τοῦ Σωτήρος Νικητῶν Ἱ. Μητροπόλεως Φιλίππων, Νεαπόλεως καὶ Θάσου, там же, Α, σ. 59.

[30] Там же, перевод автора.

[31] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Μήνα Αιγίνης Ἱ. Μητροπόλεως Υδρας, Σπέτσων και Αιγίνης, там же, Β, σ.1201.

[32] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Αθανασίου Ἱ. Μητροπόλεως Κίτρους και Κατερίνης, там же, Β. σ.830.

[33] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίας Ειρήνης Ἱ. Μητροπόλεως Ξάνθης καὶ Περιθεωρίου, там же, Β. σ.790.

[34] Постригают сразу в великую схиму, минуя малую схиму.

[35] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Ἱωάννου τοῦ Χρισοστόμου Ἱ. Μητροπόλεως Σιδιρόκαστρου, там же, Β, σ. 881, перевод автора.

[36] Малой схимы в этом монастыре не предусмотрено, постригают сразу в великую схиму.

[37] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Χιλιομοδίου Ἱ. Μητροπόλεως Κορίνθου, там же, Β. σ. 943.

[38] Игуменский Совет.

[39] Πραότητα переводится на русский язык как кротость, мягкость, доброта, στοργηκότητα – нежность и ласковость, εχεμύθια – способность хранить тайны, молчание.

[40] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Δημητρίου Ζαλόγγου Ἱ. Μητροπόλεως Νικοπόλεως καὶ Πρεβέζης, там же, Β. σ.982.

[41] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Πανοράματος Ἱ. Μητροπόλεως Θεσσαλονίκης, там же, Α, σ. 338.

[42] Иларион Волоколамский, митр. Монашество как Таинство Церкви. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://monasterium.ru/publikatsii/doklady/332-monastyri-i-monashestvo-traditsii-i-sovremennost/265-monashestvo-kak-tainstvo-tserkvi Дата доступа: 04.11.2014

[43] Ростислав Томский и Асиновский, архиеп. Отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/42-otzyv-preosvyashchennogo-rostislava-arkhiepiskopa-tomskogo-i-asinovskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[44] Кирилл Екатеринбургский и Верхотурский, митр. Отзыв Преосвященного Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/41-otzyv-preosvyashchennogo-kirilla-mitropolita-ekaterinburgskogo-i-verkhoturskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[45] Артемий Петропавловский и Камчатский, еп. Отзыв Преосвященного Артемия, епископа Петропавловского и Камчатского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/40-otzyv-preosvyashchennogo-artemiya-episkopa-petropavlovskogo-i-kamchatskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[46] Вениамин Борисовский, еп. Отзыв Преосвященного Вениамина, епископа Борисовского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/39-otzyv-preosvyashchennogo-veniamina-episkopa-borisovskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[47] Максим Барнаульский и Алтайский, еп. Отзыв Преосвященного Максима, епископа Барнаульского и Алтайского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/39-otzyv-preosvyashchennogo-veniamina-episkopa-borisovskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[48] Пантелеимон Красноярский и Ачинский, митр. Отзыв Преосвященного Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/37-otzyv-preosvyashchennogo-panteleimona-mitropolita-krasnoyarskogo-i-achinskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[49] Евлогий Владимирский и Суздальский, архиеп. Отзыв Преосвященного Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/36-otzyv-preosvyashchennogo-evlogiya-arkhiepiskopa-vladimirskogo-i-suzdalskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[50] Никон Уфимский и Стерлитамакский, митр. Отзыв Преосвященного Никона, митрополита Уфимского и Стерлитамакского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/35-otzyv-preosvyashchennogo-nikona-mitropolita-ufimskogo-i-sterlitamakskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[51] Вениамин Пензенский и Кузнецкий, митр. Отзыв Преосвященного Вениамина, митрополита Пензенского и Кузнецкого. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/34-otzyv-preosvyashchennogo-veniamina-episkopa-penzenskogo-i-kuznetskogo Дата доступа: 04.11. 2014  

[52] Аристарх Кемеровский и Новокузнецкий, митр. Отзыв Преосвященного Аристарха, митрополита Кемеровского и Новокузнецкого. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/33-otzyv-preosvyashchennogo-aristarkha-mitropolita-kemerovskogo-i-novokuznetskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[53] Иосиф Иваново-Вознесенский и Вычугский, еп. Отзыв Преосвященного Иосифа, епископа Иваново-Вознесенского и Вычугского. // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/31-otzyv-preosvyashchennogo-iosifa-episkopa-ivanovo-voznesenskogo-i-vichugskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[54] Вениамин Пензенский и Кузнецкий, митр. Отзыв Преосвященного Вениамина, митрополита Пензенского и Кузнецкого.// Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monasterium.ru/publikatsii/obsuzhdenie-proekta/34-otzyv-preosvyashchennogo-veniamina-episkopa-penzenskogo-i-kuznetskogo Дата доступа: 04.11. 2014

[55] Валентин Асмус, прот. Отзыв протоиерея Валентина Асмуса на проект «Положения о монастырях и монашествующих» // Портал БОГОСЛОВ.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.bogoslov.ru/text/2737437.html Дата доступа: 04.11. 2014

[56] Автобиография игуменьи Осташковского Знаменского монастыря всечестной матушки Аполлинарии, в схиме Амвросии и письма к ней преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия, из-во «Знамение», С.-Петербург,1998, с. 47.

[57] Игуменья Крестовоздвиженского Белевского монастыря мать Павлина (1813-1877) // Русское православное монашество / сост. мон. Таисия. Минск, 2006, с. 59.

[58] Там же, с.62.

[59] Игуменья Маврикия Воскресенского Горицкого монастыря Новгородской епархии (1778-1867), там же, с.88.

[60] Подвижницы Николаевского Абабковского монастыря монахини Лампадия (1781-1823) и Палладия (в постриге игуменья Евпраксия) (1812-1885) Нижегородской епархии, там же, с. 107.

[61] Покровский Ардатовский монастырь, там же, с. 122.

[62] Там же, с.124.

[63] Игуменья Серафима Иоанно-Казанского Сезеновского монастыря в схиме Евфимия (1806-1877), там же, с. 173.

[64] Игуменья Параскева Мукачевского Николаевского монастыря (1896-1967), там же, с.265.

[65] Григорий Богослов, свт. Слова. Сл. 1 // Григорий Богослов, свт. Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2010. Т. 1. С. 32.

[66] Федор Студит, прп. Письма к разным лицам. Кн.3 // Федор Студит, прп. Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 1. С. 569.

[67] Федор Студит, прп. Письма к разным лицам. Кн.1 // Федор Студит, прп. Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 1. С. 233

Инокиня Кассиана (Вельская)

Источник: Богослов.Ru

17 ноября 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×