Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

Горячее сердце «хладных финских скал»

Путевые заметки из Нового Валаама

    

Главное – без спешки

Финляндия располагает к сосредоточенности, как замечают многие. Даже самые рассеянные не могут не сосредоточиться, попав в суровую Суоми поздней осенью: и так-то не слишком разговорчивые ее жители окончательно уходят в себя, не оставляя ни малейшей возможности праздным разговорам и слишком веселому, поверхностному восприятию действительности. Природа благосклонно принимает это смирение, и мелкий дождь из низко нависших туч, порывы северного ветра, раскачивающие хвойный океан, иногда могут даже смениться проблесками солнечных лучей, отчего можно грустно улыбнуться: «О, лес! Научи меня умирать без печали!» Опытные в таких делах финны, несмотря на всю внешнюю суровость – что свою собственную, что природы, – помирать все-таки не торопятся: «Чашка хорошего финского кофе в такую погоду не повредитт. Но две чашки хорошего финского кофе лучше. К тому же вторая и каждая следующая – бесплатно. Будете кофе?» – «Кто ж откажется от старого доброго финского кофе? О, эти бескрайние солнечные финские кофейные плантации!» – «Шутить извоолите?» – «Ага». – «Тогда заходите! Как дорога? Сильно устали?»

Дорога от Хельсинки до Нового Валаама занимает примерно шесть часов на автобусе. Честное слово, после времени, проведенного в пути, хочется и пошутить: осенняя серьезность окружающей действительности иногда требует улыбки. К тому же наши извечные соседские шуточки-прибауточки в отношении друг друга, если они, конечно, добрые и уважительные, не могут ее не вызвать. А доброте и уважению очень способствует желание узнать то общее, что нас связывает, – я сюда и отправился вообще-то именно для этого. Что может связывать народы крепче и лучше общей веры? – Монастырь Новый Валаам многое может рассказать. О том, например, что ставить диагноз тотальной апостасии «плохой Европе» несколько поспешно. Здесь, в Суоми, как известно, спешки не любят. И негромко, настойчиво продолжают жить со Христом, держа эту самую Европу на плаву, несмотря на действительно серьезные, страшные вызовы, которые звучат, правда, не только здесь, надо признать. Иногда своей негромогласностью, настойчивостью и верностью Богу подавая и достойный пример для подражания некоторым горячим парням из-за границы.

Почему финский Валаам – Новый? Всё просто и, увы, печально: Старый-то Валаам был разорен и опустошен в годы безбожного лихолетья в России. До Зимней войны святая обитель на Ладожском озере находилась в составе Финляндии, но зимой и весной 1940 года она оказалась в границах советской тогда России. По примеру Соловков и других монастырей разоренной Святой Руси можно догадаться, какую участь готовили Старому Валааму новые хозяева. Чтобы избежать этой участи, иноки, а также трудники Валаамского монастыря – русские, финны, корелы – покинули древнюю обитель и поселились неподалеку от города Хейнявеси, где потом и возник новый монастырь. По льду Ладожского озера, в сопровождении армейских частей шли и ехали иноки Старого Валаама, унося с собой и боль за истерзанную Россию, и древние святыни, и огромную библиотеку, которой славилась обитель.

Трагедия? Да, и страшная! Но, как считает настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий (Райаполви), часто именно трагедии Бог может использовать для спасения. Мы беседуем с ним о Православии в стране Суоми, о жизни Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря.

    

– Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии?

– В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков. Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря. Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества.

По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.

– Это и объясняет, почему большинство храмов в Финляндии вряд ли старше 60 лет?

Появились в 1940 году в Финляндии православные беженцы – и по всей стране стали строиться новые храмы. Это был духовный сев

– Совершенно верно: их начали строить после того, как появились православные беженцы. Вообще, говоря о трагедии революции – в России и в Финляндии, о братоубийственных войнах, нужно, на мой взгляд, уметь видеть и действие Промысла Божиего. Казалось бы, происходят страшные, ужасные вещи – гибель людей, разорение святых обителей и храмов и подобное. Но Господь даже в таких условиях продолжает дело спасения: ведь из-за того, что появились православные беженцы, они распространились по всей Финляндии. По всей стране стали появляться новые храмы, начала совершаться Литургия. Это был духовный сев, сев евангельских семян.

    

– Как и в России времен преподобного Сергия Радонежского: были же очень трудные времена – оккупация, раздробленность, междоусобицы, но, тем не менее, из обители Преподобного исходили лучи христианства, его ученики основывали обители по всей России?

– Да, это так. Как мы видим, для Слова Христова нет внешних преград – даже страшные времена могут, по Промыслу Господню, служить спасению многих.

– Кто сейчас составляет Финляндскую Православную Церковь? Кто эти люди?

– Православная Церковь Финляндии – вторая христианская конфессия в стране. Официально православных здесь 61 500 человек, это примерно 1% от всего населения страны. Большинство христианского населения – лютеране: около 70%.

Из главных вызовов для Церкви сегодня я бы отметил, пожалуй, движение за выход из христианских Церквей. Проще говоря, секуляризацию. Она очень сильна: всё больше людей стремится покинуть Церковь, особенно это касается Лютеранской церкви. Но у нее свои трудности. Например, всё громче слышны разговоры об официальном признании так называемых гомосексуальных «браков» Лютеранской церковью, но отток прихожан продолжается. Православная Церковь, конечно, никогда не признает такие «браки».

– А в чем причина, на ваш взгляд, этой секуляризации?

– В достатке. Нет, даже не в достатке, а в его избыточности. «Зачем нужен Бог, если человек сытый, богатый и здоровый»?

Сегодня выйти из церкви просто – это можно сделать с помощью пары кликов на сайте налоговой службы

Большинство финских православных живут сейчас в регионе Хельсинки или на юго-западе страны – эти регионы притягивают к себе жителей менее развитых и «перспективных» севера, востока и центральной части Финляндии. Атеистическая пропаганда особенно развита в столице, движение под названием «Покинь Церковь» очень активно и агрессивно. Используя всевозможные рекламные акции, пиар-кампании, оно призывает людей выходить из христианской Церкви, прекратить платить церковный налог. Ведь в Финляндии, как и в Германии и в других странах, существует церковный налог, который платят налогоплательщики – члены Церкви, он составляет 1–2% от дохода, и на эти деньги во многом и существует, и работает Церковь. Атеистическая пропаганда призывает отказаться от уплаты этого налога и найти деньгам другое применение – многие это делают. Это несложно: заходят на сайт налоговой службы и в пару «кликов» заявляют о себе как о людях, вышедших из такой-то конфессии и, следовательно, не желающих платить деньги на ее содержание.

    

– Получается интересно: две лепты вдовицы превращаются в два «клика» в 30 сребреников.

– Очень может быть. Но справедливости ради должен сказать: среди тех, кто вот так вот, «в два клика» ушел из Церкви, есть и такие, которые потом возвращаются в нее.

– Отец Сергий, вы сказали о достатке как о главной причине отказа человека от Бога. Простите, но не во всем с вами тут соглашусь. Возьмем опять печальные для обеих наших стран советские времена: в России-то Церковь гнали, храмы сжигали и рушили, хулили Бога люди, которые жили в условиях, скажем мягко, далеко не самых комфортных. Бедняки же громили храмы. Бедные люди высмеивали Церковь в более позднее время. Почему так, вы не знаете?

– Когда люди очень бедные, они с болью могут воспринимать благосостояние, полученное за счет использования их труда. А Церковь в России, я имею в виду Церковь земную, перед революцией бедной материально назвать, на мой взгляд, было очень сложно. Огромные владения, земные богатства земной Церкви… Вы знаете, я долго думал, почему же русские люди с такой силой разрушали церкви. Не уверен в правоте своих выводов полностью, но считаю, что земная Церковь забыла о своем призвании. Я имею в виду помощь бедным, диаконию, служение.

– По каким причинам люди приходят в Ново-Валаамский монастырь?

– К нам в монастырь постоянно обращаются бедные люди за помощью. По совершенно разным причинам люди обращаются сюда: кому-то действительно не хватает еды или одежды, огромное количество ищет духовного утешения – у каждого приходящего свои беды, и долг христианина – помочь. Мы пытаемся это делать.

– Так кто эти люди? Бездомные, эмигранты, потерявшие смысл и цель жизни, алкоголики, наркоманы – кто они?

– Всех много. И финны, и русские, из самых различных слоев общества. Обращаются по самым разным поводам. Экономические трудности преодолимы: у нас хорошая система социальной помощи, и монастырь помогает наладить связь с социальными службами, со службой занятости, иногда и помогает найти работу сам.

    

– Но обращаются же и за духовной помощью, наверное?

Приходят в обитель не только православные, но и лютеране, и неверующие. Иногда, проведя здесь несколько дней, решают принять Православие

– Да, ежедневно! Исповедь в монастыре, можно сказать, не прекращается. Говоря «исповедь», я имею в виду и духовные беседы тоже: ведь приезжают, приходят в Новый Валаам не только православные люди, но и лютеране, и неверующие. Иногда, проведя несколько дней, а то и часов в монастыре, люди решают принять Православие. Становятся слушателями курсов катехизиса в нашей мирянской академии, принимают Православие потом. Притом курсы основ Православия есть при каждом большом приходе в Финляндии, и сотни людей принимают его по всей стране. Несколько дней назад перешла из лютеранства бывшая женщина-пастор, и таких случаев, кстати, за последние годы немало.

– Есть ли в Ново-Валаамском монастыре известные святыни?

– К их числу относятся, например, чудотворные иконы Божией Матери – Валаамская и Коневская. Есть и много других святынь.

    

– Как обстоит дело с преподаванием Православия в финских школах?

– Наша система образования подразумевает: если в школе есть три ученика, исповедующих Православие, то государство обязано предоставить им возможность для его изучения, то есть оно оплачивает труд педагога. Если меньше трех, то Церковь оплачивает обучение. И Церковь делает так: если, предположим, в одной школе два ученика православных, в другой один и так далее, то мы оплачиваем транспорт для учеников – они ездят на уроки Православия в школы покрупнее.

– Не убыточно?

– Нет, не «убыточно»: Церковь готова тратить деньги на образование. Церковь не жалеет денег на образование.

С 1-го класса школы и до последнего – будь то школа или гимназия – ведется преподавание Православия. У нас разработаны учебники для всех классов, разумеется, разного уровня сложности. Несколько лет назад мы разработали новые учебные пособия.

– Пожелаете ли что-нибудь нашим читателям?

– Будьте верны Православию, всегда живите в Церкви – переживайте вашу веру сердцем, умом и делами!

Иноки, Никсу и святитель Игнатий

Сегодня в Ново-Валаамском монастыре 12 иноков. Казалось бы, не так и много, по сравнению с большими обителями. Но молитва и труд этих 12 человек приводят сюда тысячи людей. Здесь действует и Культурный центр, который объединяет иконописные и реставрационные мастерские, огромную библиотеку и просто потрясающий архив, спасенный иноками от уничтожения в 1940 году. Постоянно в монастыре проходят какие-то образовательные мероприятия. Совсем недавно, например, закончился семинар «Знакомство с Православием. Священное Писание и традиция Церкви». Занятия проводятся чаще всего на двух языках: на финском и русском. Что радует, внимание к просветительским курсам всегда большое, так что надежда архимандрита Сергия на распространение света Православия в Финляндии, думается, вполне обоснованная.

    

А архив действительно впечатляющий! Главный архивариус, игумен Кассиан, показал мне с восторгом, например, обычный отчет о посещении каким-то архимандритом Игнатием Валаамского монастыря в 1838 году. Ну, казалось бы, посетил и посетил. Ну, оставил пару заметок красивым почерком.

– Ты на подпись смотри!

– Архимандрит Игнатий.

– Дальше читай.

– Брянчанинов. Брянчанинов?!

– Он самый. Святитель Игнатий был назначен в это время благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. Он способствовал расцвету духовной жизни монашества, в том числе и Валаамского монастыря. Здесь, в архиве, есть много писем святителя к братии, в которых говорится о разных сторонах духовного руководства. Кстати, вот небольшая выдержка из его записей: «Монашеская жизнь на Валааме и восточное исповедание веры христианской в стране той процветали гораздо раньше и сильнее, нежели сколько мог бы заключить путешественник при поверхностном посещении края, при кратковременном взгляде на него… Жители берегов исповедовали православную веру, заимствовав познание ее из монастыря Валаамского; по берегу до самого Кексгольма стояли храмы православные. Корелы этого берега Ладожского озера были православны, как православны теперь корелы противоположного берега, жители Олонецкой губернии…

Святитель Игнатий: «Едва ли многие знают, что в недрах Финляндии живо Православие, что оно не вновь насажденное, живет там исстари…»

Но пришло злополучное время – финны склонились к учению Лютера. На местах, где красовались православные храмы, где совершалось богослужение православное, где Божественная Литургия роднила небо с землею, – ныне стоят лютеранские кирки, оглашаемые лишь тощей проповедью холодного пастора… Едва ли многие знают, что в недрах Финляндии еще живо Православие, что оно не вновь насажденное, живет там исстари, остаток общей древней христианской религии, заменившей язычество… Религиозная участь финляндского берега, в союзе с участью Валаамского монастыря, из которого, видно, всегда текла, как из сердца, религиозная жизнь для всей страны этой, процветала и умалялась, сообразно тому, много ли или мало сообщал ей сил Валаамский монастырь.

В начале XVII столетия шведский полководец Понтус де ла Гарди, причинивший столько зла России, разорил обитель Валаамскую; церкви и кельи предал пламени, иноков – острию меча; некоторые убежали, унеся с собою мощи святых основателей монастыря. Подобной участи подвергся и левый берег Финляндии: православные храмы сожжены; священнослужители убиты или изгнаны; распространен между жителями лютеранизм, последователи которого дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере, готовившей умыться в крови Тридцатилетней войны. Достойно замечания, что селения, сохранившие православную веру, находятся не на самом берегу Ладожского озера, не на пути завоевателей, но глубже в Финляндии, за горами, за болотами – естественными оградами страны: там затаились, спаслись они от взора и религии протестантов. В это время многие финны перебежали в Россию для сохранения веры…» – святитель Игнатий рассказывает о том, что Православие в стране Суоми имеет глубокие корни, что оно естественно для ее жителей.

«Посетители монастыря помещаются в гостинице. Есть особый приют и для нищих, которыми богата эта часть Финляндии. Нищим дозволяется быть на Валааме в течение двух суток и пользоваться трапезой, нарочно приготовляемой в их приюте, а на дорогу дают каждому два куска ржаного хлеба. И для этого-то подаяния стремится за 40, за 50 верст финляндец в монастырь Валаамский!» – через полтора столетия эти слова читаются уже несколько по-другому: с уважением к «финляндцам», сумевшим превратить свой дом в достойную страну.

Архив впечатляющий: письма преподобного Германа Аляскинского, равноапостольного Николая Японского, заметки святителя Игнатия (Брянчанинова)…

О каждом, казалось бы, незначительном на первый взгляд документе, сухом отчете или о чем еще отец Кассиан может устроить целую лекцию. По истории, географии, архитектуре, картографии, а то и геополитике – про богословие и не говорю. Разворачивает старые документы – ты видишь, например, письма миссионеров, отправленных из Валаама на Аляску в 1794 году. Одно письмо содержит автограф преподобного Германа Аляскинского и священномученика Ювеналия – в этом письме идет речь о благополучном прибытии миссионеров из Иркутска в Охотск и приготовлении к плаванию на Аляску. Есть еще письмо равноапостольного Николая Японского, в котором святой просит прислать ему кого-нибудь из братии для помощи в миссионерских трудах и описывает качества, которыми должен обладать миссионер.

Книг много – глаза разбегаются. Из «Алфавитного указателя ко всем делам», охватывающего период с 1836 по 1918 год, например, вы узнаете, что данные метеорологических наблюдений иноков поступали в Академию наук; что в Валаамском монастыре находились в 1869 году георгиевские кавалеры; что в 1880 году было учреждено Финляндское православное братство; что монастырь обзавелся «гидропультами» (огнетушителями)… Есть и повествования о государственном перевороте 1917 года, о переходе из Старого Валаама в Новый и со связанными с этим препятствиями. В общем, записал меня отец Кассиан в библиотеку Ново-Валаамского монастыря и строго-настрого пригласил приезжать почаще и сидеть в монастырской библиотеке и архиве подольше.

    

А еще в этой обители есть черный кот – Никсу. Живет себе и в ус не дует: тут его любят. Более того: превратили его котовью персону в шутливый и добрый символ обители, напечатав открытки с его изображением. Не знаю, есть ли в финском языке пословица про кота и масленицу – судя по довольной морде Никсу, нет. Хотя, кто знает, кто знает…

От монастыря проложены несколько паломнических маршрутов – до поклонного креста на берегу озера, до женской православной обители Линтула, небольшой кружной маршрут через старое кладбище. Мне кажется, имеет смысл воспользоваться этими тихими, спокойными дорожками – на душе легче становится. Приезжайте.

Рейтинг: 8.9 Голосов: 81 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молодежь, «дешевые понты» и честные миллионы Молодежь, «дешевые понты» и честные миллионы
Петр Давыдов
Молодежь, «дешевые понты» и честные миллионы Молодежь, «дешевые понты» и честные миллионы
Петр Давыдов
Говорю: «Должен съездить – миллионера проведать. Он меня скромности учить будет». И народ уже не удивляется: есть, оказывается, такие люди, для которых деньги – не смысл существования.
Финляндия глазами русского паломника Финляндия глазами русского паломника
Ольга Иванова
Финляндия глазами русского паломника Финляндия глазами русского паломника
Ольга Иванова
Православная община финской губернии Северная Карелия – самая многочисленная в Финляндии. А Йоэнсуу, главный город губернии, можно назвать культурным и учебным центром Финляндской Православной Церкви. «У нас примерно 30 км общей границы с Россией. Эта близость во все времена сильно сказывалась не только на укладе нашей жизни, но и на вероисповедании. И сегодня это влияние прослеживается в религии, песнях, кухне», – говорит мэр Йоэнсуу.
Валаам Валаам
Диак. Георгий Малков
Валаам Валаам
Диакон Георгий Малков
Само по себе выдающееся значение Валаамской обители вряд ли нуждается в каком-либо искусственном ее «удревнении» и «хронологическом оправдании» для безусловного признания ее в качестве первостепенной обители России. Ни то, ни другое вовсе не обязательны для усиления духовного авторитета Валаама и к тому же не имеют под собой сколько-нибудь реальной исторической почвы.
Комментарии
Любовь27 ноября 2014, 19:05
С большой радостью прочитала статью,спасибо, чуть больше месяца прошло, как вернулась из этой обители.Общая вера объединяет людей, мы чувствовали себя как дома,если финны -монахи знают, что на богослужении присутствуют русские, то частично служат по русски, подчеркивают уважение к нам.С любовью проводят экскурсию по монастырю и музею. Кладбище, где захоронены наши монахи, находится в пяти минутах ходьбы. Посетить этот единственный православный монастырь Финляндии стоит и приложится к нашим святыням.
Ирина26 ноября 2014, 21:42
Спасибо! Бог даст, на Рождественские денечки заглянем туда)))
Наталья26 ноября 2014, 12:30
Спасибо за статью,как мало мы знаем свою историю,пишите больше.Читала на одном дыхании.
диакон Александр Занемонец26 ноября 2014, 11:24
Да, монастырь ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. Это тоже - плоды русского православия на новой почве. Хотя можно сказать, что Финляндия - это часть Российской империи, где победила Белая армия :) Так что на нее стоит посмотреть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×