В легенде о докторе Фаусте дьявол предлагает человеку заключить сделку; вообще этот мотив – сделки с врагом рода человеческого – был довольно популярен в средние века, Гете в своем «Фаусте» использовал сюжет, имевший уже очень долгую историю. Фауст прекрасно понимает, с кем имеет дело, расписка кровью должна подчеркнуть атмосферу мрачного демонизма. Трудно понять, насколько за легендой может скрываться реальная практика каких-нибудь чернокнижников. Но обычно враг не приходит под своим именем – он лжец и отец лжи. Он охотно притворяется ангелом света, и сделка, которую он предлагает заключить, не требует расписок кровью и прочих атрибутов голливудских фильмов ужасов.
Можно ли его, в таком случае, опознать? Конечно. Ведь суть сделки остается неизменной: нарушить заповедь Божию в обмен на… на что именно? Да на что угодно, хоть на все царства мира и всю славу их, на светлое будущее, на свободу, достоинство и достаток, племенную гордость – что вам больше понравится, на какую наживку вы охотнее клюнете.
И очень часто это сделка «светлое будущее в обмен на грех сейчас». Беззакония, которые вы должны совершить (сейчас), беды, которые вы должны навлечь на себя и на других (сейчас), должны обернуться светлым будущим когда-то потом. Да, придется пройти через определенные трудности – но зато потом воссияет светлое будущее, в котором вы будете со счастьем и гордостью рассказывать потомкам о ваших подвигах. Голос совести и здравого смысла – это голос той презренной «твари дрожащей», которая не пускает вас в светлое будущее.
Цена сделки растет: сначала хула, потом немного насилия, которое приобретает всё более дикий и зверский характер
Второй признак той же сделки обнаруживается уже после того, как человек на нее согласился. Это возрастание цены. Сначала речь идет о том, чтобы пойти на какие-то умеренные, почти невинные вещи. Немного злословия, немного неправды, немного (совсем чуть-чуть) хулы, немного застенчивых одобрительных улыбок, когда в тех, кто не с нами, летят комья грязи.
Потом – немного насилия. Немного, не насмерть – просто подраться на улицах, стукнуть палкой по полицейскому – всё равно он в этих своих доспехах ничего не почувствует, а ты герой. Потом – нарастающий крик о том, какие они, противники, гады и как отважно и достойно мы их бьем.
Потом – нарастание насилия и одновременно яростной и гневной риторики, которая его оправдывает. Гады не пускают нас в светлое будущее! Вот покончим с гадами – и тогда заживем! Все на борьбу с гадами!
Потом насилие приобретает всё более дикий и зверский характер, жертвами его становятся всё более случайные и невинные люди, творятся всё более омерзительные и постыдные вещи. Где это мы оказались? – начинают задумываться некоторые. И тут обманщик прибегает к другому риторическому приему: «Вы уже принесли такие жертвы – и зря? Вы пошли на такие тяжелые сделки с совестью – и напрасно? Вы теперь просто признаете, что ошиблись, и развернетесь назад? Ведь вы уже прошли три четверти пути, почти дошли уже до светлого будущего!» Как показывает опыт, этот прием работает: чем больше люди вложили, тем труднее им признать, что они ошиблись. Это работает и для финансовых пирамид вроде «МММ», и для культов, и для революций. Нарастание трудностей, наоборот, может побуждать людей еще крепче держаться за легенду, в которую они поверили.
Очевидно, что революции никогда не ведут к тому светлому царству, которое обещают. В самом деле, единственный способ жить в гуманном обществе, уважающем человеческую жизнь, достоинство и свободу, – это быть гуманными людьми, уважающими чужую жизнь и достоинство. Но такие люди не делают революций, и уж точно они не оказываются у власти в их результате. Социальные смуты выносят наверх, напротив, людей аморальных и с легкостью идущих на насилие. Общественные нравы в ходе революций только портятся, и их неизбежный результат – это рост одичания, а не цивилизованности.
Перед революционной пропагандой оказывается непростая задача – склонить людей к нанесению тяжкого вреда себе самим и обществу, в котором они живут. Есть известная шутка про ушлого торговца, который может продать эскимосу холодильник, – но революционерам приходится продавать даже не бесполезную вещь, а вещь чудовищно вредную.
Как это делается? Любое общество состоит из грешных людей, в любом государстве бывают злоупотребления, проявления неразумной политики и тому подобные вещи. Долг лояльного и честного гражданина – протестовать против злоупотреблений и требовать их исправления. Чем от такого гражданина отличается революционер? Революционер отрицает надежду на то, что злоупотребления можно исправить мирным и законным образом. Он уверяет, что «режим прогнил» настолько, что диалог с властями невозможен, у власти находятся исключительно закоренелые мерзавцы и к тому же глупцы, которые ни в коем случае не станут прислушиваться к требованиям граждан и что-либо менять. Единственный способ что-то изменить – это устроить революцию. Гражданин обличает злоупотребления, чтобы их исправить; революционера их исправление скорее огорчило бы – они нужны ему, чтобы призывать к революции. Революция, таким образом, вменяется в нравственный долг, и тут вступает в действие еще один фактор, который можно было бы назвать квазирелигиозным.
Блаженный Августин не зря называл врага спасения «обезьяной Бога»: революционный пафос передразнивает христианское упование
Человек по природе своей ищет преданности чему-то великому, достойному и праведному, чему-то, что служило бы оправданием его жизни. Это так, потому что мы созданы, чтобы служить и поклоняться Богу. Но падший человек склонен подменять Бога идолами – и в частности идолом революции. Блаженный Августин не зря называл врага нашего спасения «обезьяной Бога»: революционный пафос отчетливо передразнивает христианское упование. Мы тоже ожидаем «благой катастрофы», когда старый мир прейдет и явится новый, когда Бог потрясет небо и землю и совершит праведный суд. Но мы ожидаем ее от Бога, потому что катастрофы, которые устраивают люди, никогда не являются благими. Нам тоже заповедана готовность к жертве и терпеливому перенесению страданий – но тех, которые нам придется претерпеть ради послушания заповедям Божиим, а не в результате их нарушения. У нас есть кому посвятить нашу жизнь и от кого ожидать ее оправдания – от Бога.
А революция – это всегда договор со страшным, бесчеловечным обманщиком – и в истории это выясняется раз за разом.
Если вы внимательно читали, то я нигде не писал, что революция - это хорошо. Я писал о том, что наши власть имущие сами подбрасывают дров в костер. Вот что, например, мешает московским властям пойти на диалог с протестующими врачами? Но нет. Зато кое-кто предлагает ввести налог на интернет (ну не абсурд ли?).
Ну и что, из этого следует, что реформы в интересах народа не нужны, что ли? Пускай и дальше все будет так как есть? И причем здесь рай на земле? Его и так никто не предлагает строить, вопреки устоявшемуся стереотипу.
И народ вряд ли поддержит революционеров, если в стране все более-менее хорошо. Революцию можно сравнить со спичкой, зажженной в комнате, которую до этого кто-то другой наполнил газом (не мое сравнение). Не было бы газа - не было бы и взрыва.
Что же касается убийства Столыпина, то здесь все достаточно сложно. Есть и такая версия, что организатором был кто-то из царского окружения. Но в любом случае, если бы Столыпина и не убили, он, скорее всего, был бы отправлен в отставку.
А потом будем удивляться, когда однажды терпение народа все-таки закончится.
..."Я считаю, что любой человек, который ратует за "сменяемость власти", т.е. просто-напросто хочет убрать Владимира Владимировича - враг страны".
О, как всё запущено-то... Что ж Вы всё на одного президента взваливаете? Неправильно это...
В соответствии с Конституцией Российской Федерации: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
P.S. С врагами что предлагаете делать? На уговоры они не поддаются...значит, будем ужесточать законы. Но тогда либералы взвоют... Опять приходим к тому, что недовольные будут всегда, вопрос в том , сколько их и чем недовольны. И поддержит ли народ президента? или вспомним Милошевича...
Отнюдь не большинство граждан Молдовы (а не Молдавии) за евросоюз.
Уж где, а в Молдове действительно властью управляет мафия.
Так что, ходи - не ходи на выборы, а всё равно честных выборов не будет.
А насчет украинского майдана - так его мини копия и в Днепропетровске была, откуда я удачного уехала после года проживания в этом фашистском городе.
Более нацистско настроенных людей в таком огромном количестве, не видела!
Честно говоря, не хочу с кем -либо ссориться, просто мне очень не приятно, что на Православном сайте о вреде революции как трагедии, мы обсуждаем нынешнюю политику!
Спаси Господь!
А в России тем страшнее, что за материальные блага не пойдут, зато за справедливость ринутся, покупаясь раз за разом на обещание оной. В какие с виду материальные блага ее облечь (земля крестьянам или ваучеры народу и т.п.), дело десятое. Революция всегда не за что-то, а против. Силу толпы манипуляторы направляют на того, кто на данный момент в понимании масс олицетворяет зло. Может поэтому она никогда не удовлетворяется главой власти, а по инерции крушит всех, кто для нее воплощение зла в местном масштабе, помещик или депутат не все ли равно, если он назначен для нее материальным воплощением зла в конкретный момент.
Деятельность манипуляторов надо пресекать, их единицы, манипулируемых массы, не все читают увещевательные статьи, будь они трижды правильны.
"И та, и другая в отставку уходить и передавать свои полномочия не собирается, переизбрать её по существующим законам не возможно, менять законы - она тоже не собирается. При какой из них гражданину легче терпеть беззаконие, унижения, элементарное недоедание, оболванивание детей и т.д.?"
Простите, а где в России недоедают? Мои родственники живут в самых разных регионах России, и нигде в данный момент такой проблемы не стоит. Да, не везде получается шиковать, покупать крутые машины и вещи, менять компы и сотовые регулярно, квартиру купить вообще почти нереально (кабальная ипотека онли), но уж на любую еду заработать везде можно. Кто и где унижает людей? Каких детей оболванивают? Вы вообще про Россию?
Я считаю, что любой человек, который ратует за "сменяемость власти", т.е. просто-напросто хочет убрать Владимира Владимировича - враг страны.
Боже, храни нашего Президента, долгих лет ему жизни!
А мы пробовали? Мы, каждый из нас - пробовали думать головой и анализировать? На выборы ходим? Нет. А зачем? Все же решено! Да решено, только решено нами, нашим безразличием и нежеланиемчто-то менять, делать и отвечать за свои поступки. А потом кричим
- результаты выборов сфальсифицированы. Смешно это слышать!!!!! Невозможно изменить выбор хотя бы шестидесяти процентов проголосовавших за перемены. Так что не сотрясайте воздух - не власть над нами издевается, а нам безразлично то, какая власть и что она делает. Вон в Болгарии - 70% за Россию, а власть якобы против, а что, эта власть с неба упала? Ее не выбирали? Или в Молдавии - все честно , как прголосовали, так и жить будут. С выбранной властью пойдут в гейропу.
Про долг гражданина и как отличить лояльного и честного гражданина от революционера всё понятно и, на мой взгляд, верно. С православными тоже понятно - всякая власть от Бога - и точка.Ещё бы для остальных прим.90проц. людей, неправославных, автор честно рассказал, как различить власть, которая не в состоянии ничего менять от власти, которая не хочет и не будет ничего менять? И та, и другая в отставку уходить и передавать свои полномочия не собирается, переизбрать её по существующим законам не возможно, менять законы - она тоже не собирается. При какой из них гражданину легче терпеть беззаконие, унижения, элементарное недоедание, оболванивание детей и т.д.? Мои домашние да и я тоже были бы очень автору благодарны. Простите!
полезно,другой раз,поразмыслить над написанным.Жаль что до
некоторых такие вещи доходят с трудом или вовсе не доходят.
Спаси Господи!И помилуй нас грешных.Господи благослови.
Владимир.
Уважаемый Сергей, хотелось бы повторить то, что я уже писал ранее: чем увещевать простой народ, не лучше ли сказать властям, чтобы они своей внутренней политикой не создавали революционную ситуацию в стране?
Если, скажем, человек дразнит собаку, а та его покусала (а заодно и тех, кто оказался рядом), кто больше виноват: собака или тот, кто раздразнил ее?
Чтобы соблазнить нас в первый раз,
А потом карает за измену
Круче и страшней, чем за отказ. (Игорь Губерман)