Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.

Имеющая благодать

Из цикла «По Руси»

Сейчас трудно представить, что всего каких-нибудь 35 лет назад о некоторых наших святынях средний обыватель «социалистического прошлого» почти ничего не слышал. Вот, к примеру, знаменитый Годеновский крест в 80-е годы XX века паломниками почти не посещался. Были, конечно, старые благочестивцы, которые могли приехать в Годеново даже из Москвы, но это была крайняя редкость. Мне об этом говорил настоятель Годеновского храма отец Владимир в 1979 году.

Это было время моего духовного искания, становления. Возраст, когда семейная, традиционная вера требует своего подтверждения личным опытом. Когда открываешь религиозный мир осознанно и разумно, когда встреча с каждой новой святыней есть вещественное доказательство истинности твоей веры.

Про Годеновский крест впервые я узнал в возрасте около десяти лет. Рылся в большой куче привезенных из какого-то вновь закрытого храма книг и по-детски выбрал себе самую маленькую; и, как сейчас помню, прочитал только название: «Сказание о явлении честнаго и животворящего креста Господня на болоте…». Собственно, это куда-то в меня тогда вошло – и проснулось, когда я учился в художественном училище, лет так через восемь. После той большой кучи книг, которыми была заложена целая большая комната в нашем церковном доме, было два или три переезда по разным приходам, и то, что оставалось из книг у моего отца, к моим 17 годам совсем не обещало мне встречи с той самой маленькой.

Между тем я решил всё перекопать, но ее найти. Для этого я приобрел стеллажи и раскладывал книги по полкам. Я нашел ее. Всё та же тоненькая, издание конца XIX века.

Годеново в моем сознании мыслилось от Сергиева Посада совсем недалеко, и я взял обет сходить пешком к этому кресту на поклонение. Идти решил вдоль железной дороги – так мне казалось прямей и проще. Была примерно вторая половина августа. Ночевать решил в стогах сена. Благо, что комаров уже не было, хотя по утрам становилось свежо.

Ясным августовским утром, когда воздух пронзительно чист и солнце ослепительно яркое, после братского молебна я вышел из Лавры и, пройдя по вифанской дороге до железнодорожного полотна, повернул в сторону Александрова.

Прошел я бодро. Идиллии со стогами не получилось. Ночевать просился к людям. Да и с харчем было плохо: выходил я сытый и наивно полагал, что таковым и останусь, хотя к Петровскому я подходил уже на рассвете четвертого дня. Спасибо русским сердобольным женщинам. Особенно на старушек действовало изумляюще: такой молодой, а идет пешком к какому-то кресту, хотя внешне и не псих. Ну конечно, «родненького» кормили…

На станции Итларь надо было ночевать. Но вечер был свежий, ясный и тихий, чувствовал я себя бодро, и мне захотелось идти последнюю ночь без остановки, тем более что станция Петровское, казалось, уже за следующим поворотом.

Кругом лес, и только заросшая одноколейка перерезает его. Ни жилья, ни просвета.

В Петровском произошла заминка. Надо было сворачивать с железной дороги в сторону. Но по какой дороге идти? По грунтовке? Сказали, что она очень виляет и можно не туда свернуть. По узкоколейке? Она короче, идет прямо, но деревень там нет, а есть болота. В общем, я пошел как короче. Отошел от Петровского километров пять, оставалось каких-нибудь, как мне казалось, чуть-чуть, и вот здесь я устал. Не могу идти, ноги не несут. Кругом лес, и только заросшая одноколейка вперед и назад перерезает его. Ни жилья, ни просвета.

    

Хорошо, что я не знал тогда, что впереди у меня больше километров, чем позади.

Лечь здесь спать, – думал я, – а вдруг зверь какой? Залезть на дерево – а вдруг свалюсь во сне? Да и деревьев больших совсем там не было, а одни какие-то чахлые березки.

Дни были все ясные, солнечные, да и времени было всего только около полудня. В общем, я присел у березки, росшей рядом с полотном, привалился к ней и решил отдохнуть – и меня сморило…

Сквозь сон слышу вдали гудки паровоза. Ничего не понимая, встаю и отхожу в сторону. По лесу кто-то едет и без остановки гудит. Вижу: минут через пять идет мне навстречу паровозик-игрушка. Маленький, но шумный. Я поднял руку. Машинист остановился: «Тебе чего, парень?» – «Да вот в Годеново иду. Далеко ли еще осталось?» – «Километров одиннадцать, – отвечает, – дотемна дойдешь. А если нет, то я тебя догоню, когда буду возвращаться. Я вечернюю смену рабочих на торфяники повезу. В общем, иди по полотну; если что, я тебя увижу». Состав тронулся. Оказался это целый поезд из двух-трех таких же игрушечных вагонов. Как только он мог по этому полотну ехать? Рельсы были все кривые, а шпалы местами вообще отсутствовали по целому метру.

Посмотрел на часы. Получилось, что я «присел» почти на четыре часа. Солнце идет к закату. Перешел какую-то проселочную дорогу. Вокруг раскинулись поля. Впереди слева увидел болото, а прямо по ходу полотно-озеро.

Вдруг слева за болотом мелькнула церковь. Похоже, что разрушенная, а за ней вдали на горизонте вторая, покрашенная. Значит, служит.

Решил идти напрямик. Для этого я должен был свернуть налево и через поле продвигаться к заброшенной церкви. Позднее я уже знал, что это село Осоево. Но пока я с трудом пробирался по пашне на холм, на котором стоял храм. Надо было пересечь заброшенное кладбище и продраться сквозь заросли бурьяна.

    

И вот я у церкви. Руины прекрасного шатрового храма XVII века. Зрелая ярославская школа.

Идя далее по жизни, я узнал, что этот храм был не рядовым, еще тогда же, в XVII веке, для его росписи были приглашены царские мастера-изографы. И, путешествуя в этих краях в 1883 году, директор Ростовского музея видел в храме чудный образ Живоначальной Троицы, с которого скопировал надпись о том, что писан он царским изографом Александром Нишмакиным за помин родителей Мины Михайлова в 1667 году. Горько было смотреть, как после всей этой изысканной нашей национальной красоты-культуры в угрюмый безбожный век посреди Руси взывал к небу обглоданный остов былого национального величия.

Я посмотрел на другую сторону холма, туда, куда мне предстояло идти. И моему взору открылась весьма унылая картина. Село, которое по склону поднималось к церкви с этой стороны, всё сгорело дотла. Стояли только трубы от русских печей. Сзади села в низине дымилось сухое болото. Около болота стояла единственная уцелевшая изба.

Время подходило к сумеркам. Я боялся, что в наступающей темноте потеряю на горизонте храм, в который иду, и буду плутать. Поэтому решил, как этого мне и ни хотелось, дальше не идти, а переночевать в этом единственном уцелевшем доме. Признаков жизни в нем не было. Окна и двери пустыми глазницами смотрели во двор. Всё нараспашку, лавки опрокинуты, ни стола, ни кровати. Решил забраться на чердак, а то вдруг какой ночью зверь забредет.

Там, наверху, я нашел две иконы: Казанской Пресвятой Богородицы, размером чуть меньше аналойной, и большую, примерно с метр высотой, Иоанна Златоуста. Попытался заснуть, но, по-видимому, мой дневной отдых надолго отогнал от меня сон. Послышались непрерывные гудки игрушечного паровозика, который возвращался из Петровского и вез новую смену рабочих. Потом всё стало стихать.

Вдруг где-то рядом на болоте: бабах! Кто-то выстрелил, потом еще и еще. Ну, думаю, всё, начался сезон охоты. Надо идти дальше, всё равно спать не дадут. Прихватил с собой Казанскую икону, Златоуста донести не мог, выбрался из дома и направился в сторону болота. Дело в том, что нужная мне церковь стояла на противоположном его берегу. Обходить болото мне не хотелось, я даже не знал, где оно кончается. А здесь напрямик всё поближе будет.

Я понимаю, что нахожусь посередине горящего торфяного болота, где можно провалиться в выгоревшие под землей пустоты.

Стало темно, в километре постреливают. Пробираюсь по колее какой-то тяжелой техники. Иду, посвистываю, чтобы в темноте в меня не пальнули. Вдоль следов машины валяются сухие молодые березки: их подкладывали под колеса в тех местах, где техника буксовала. Впереди вижу: дорога дымится. Подхожу, беру березку подлинней и тыкаю в то место, откуда идет дым. Березка проваливается в пустоту полностью. Меня пробивает холодный пот. Я понимаю, что нахожусь посередине горящего торфяного болота, где можно провалиться в выгоревшие под землей пустоты. Остается только молиться. Сначала принимаю решение сидеть на этом месте до рассвета. Но вокруг очень едкий дым. Стараюсь отойти подальше. Тьма совершенно сгустилась, наступила ночь. Дым и тьма, не могу разобрать даже следов от машины, по которым я сюда пришел. Медленно двигаясь, наконец благополучно добираюсь до края болота.

Сердце лупит так, что отдается в ушах. Нечего и говорить, что я сейчас засну. Поэтому, минуя единственный дом, решаю идти к моей цели, обходя болото вокруг.

Ночь. Звуки выстрелов постепенно приглушаются где-то позади. Проходит час. Впереди деревня. Всё спит. Пересекаю ее под звонкий лай собак. Под ногами появляется проселочная дорога. Это меня успокаивает. Значит, выведет куда-нибудь к жилью. Продолжаю идти еще около часа. Начинаю понимать, что уже близко, потому что появляются какие-то сарайчики, мимо которых я двигаюсь.

Вдруг впереди слева различаю каменную ограду церкви. Дошел! А дальше что? Идти ли куда или ждать рассвет здесь? Хожу вокруг храмовой ограды. Церковного дома в ограде нет. А может быть, священник вообще здесь не живет? Решаю осмотреться. В отдалении вижу дома. Стучу в окно первого на моем пути дома.

Долгая тишина. Потом с той стороны окна появляется тень. Окно открывается. Передо мной голова молодого человека с редкой бородой. «Вам кого?» – «Да вот, узнать бы, где священник живет». – «Так я – священник». Начинаю ломано объяснять, что я, мол, паломник из Загорска, вот, мол, пришел ко кресту поклониться. Батюшка испытующе слушает меня. Потом говорит: «Ну, чего, заходи. Не на улице же тебе оставаться?»

Окно закрывается. В доме еще несколько минут тишина, только какие-то глухие звуки как бы разговаривающих людей.

Зажигается на террасе свет, открывается дверь. Вхожу.

Предо мной заспанный священник – парень лет 25, такая же девчонка-матушка. Выглядят как молодожены. Он только что рукоположился, живут в Петровском, а эти дни ночуют здесь, так как очень тепло и тихо. Узнаю, что матушка сначала испугалась, боялась, как бы не какой лихой человек. Но теперь меня видит, на криминального я не похож, поэтому будем скорее ложиться спать, так как до рассвета уже недолго. Мне предоставляют целую комнату. Мог ли я об этом мечтать, сидя на пыльном чердаке заброшенного дома в Осоеве?

    

Утром я проспал дольше всех. Около десяти вышел из своих покоев и за завтраком рассказал всё по порядку: как решился предпринять такое пешее путешествие. Отец Владимир, так звали батюшку, сказал: «Да, здесь святыня большая, но паломников совсем нет. Кроме наших постоянных прихожанок бывает пять-семь человек в год. Вот и все паломники. Люди совершенно духовно одичали. Казалось бы, храмы вокруг закрыты, этот должен быть полным. Ан нет, в воскресенье на службе десять-пятнадцать человек».

После завтрака пошли в храм. Он выглядел весьма уныло и неприглядно. В летнем приделе на полу валялась гора старых облачений. «Вот, – сказал священник, – приехал, а здесь облаченье всё на полу. Сейчас разбираю его по комплектам». Этот беспорядок в первой части храма не сочетался с изощренной красотой и блеском иконостаса. И хотя чувствовалось, что храм почти не служит, в нем еще сохраняется торжественность и величие несокрушимой имперской российской православной культуры. К сожалению, десятью годами позже весь этот иконостас был украден за одну зимнюю ночь.

Справа я увидел крест. Он стоял тогда прислоненным к стене. «Этот крест, – сказал священник, – всегда теплый».

В зимнем храме пахло ладаном. Потолки низкие, закопченные. Справа я увидел крест. Он стоял тогда прислоненным к стене.

«Этот крест, – сказал священник, – всегда теплый. Ты можешь сам в этом убедиться». Батюшка открыл оконце, и я смог приложиться. Хотя время было еще летнее, но древесина, когда к ней приближаешься щекой, как бы излучала теплоту.

Вернулись домой. Цель моего посещения была достигнута. Мне нужно было прощаться. И хотелось как-то особенно отблагодарить семью, приютившую меня в неурочный час. Я ощущал, что надо ценить таких людей, которые в трудный для другого момент могут поступиться чем-то своим. Сейчас, мне кажется, с переменой условий жизни этого качества на Руси становится меньше.

В знак благодарности я отдал им найденную мной икону Казанской Божией Матери. Рассказал и об иконе Иоанна Златоуста, которую не мог донести и которую отец Владимир обещал забрать в храм.

«Да, – сказал он, – село Осоево сгорело в одночасье. Загорелось болото, огонь вышел и спалил всё село. Только по странному обстоятельству не сгорел дом, который стоял ближе всех к болоту. Местные старухи бают, что это им наказание Божие. Якобы они всем селом выступали за закрытие тамошнего храма».

Прошли годы. Я служу вдали от России. За короткий отпуск, когда приезжаю в Москву, совсем нет времени, чтобы посетить святые места родной Руси. Но как всегда бывает, случайно, однажды проезжая мимо Петровского, решаю заехать в далекое и милое моему сердцу Годеново. Здесь всё переменилось. Храм теперь – подворье женского монастыря. Всё чисто, прибрано. Приезжает много паломников. Даже есть специальный паломнический маршрут из Москвы, Ярославля. Говорят, даже из Малороссии. Узнаю, что отец Владимир служит теперь в Петровском, что несколько месяцев назад у него умерла матушка. Решаюсь к нему заехать.

Поселок хоть и большой, но батюшку знают все. Нахожу дом, звоню в калитку. Открывает всё тот же отец Владимир, повзрослевший на… 30 лет. Рассказывает. Вот овдовел, детей, правда, подняли, всех троих, теперь один. Незаметно уходим в прошлое, вспоминаем ту ночь, храм, крест. Вдруг отец Владимир как бы спохватывается и говорит:

«Всё выгорело. Потом присмотрелся, а в углу черная от сажи висит твоя икона, вокруг сантиметров на двадцать даже обои целы…»

«Да, а ведь ты тогда нам такой подарок сделал! Всю жизнь она нас бережет. Икона-то твоя чудотворная, имеющая благодать спасать людей от пожара. Стояла она у нас здесь в комнате, а мы уехали в Годеново на службу. Суббота и воскресенье – два дня нас не было. Приезжаем, всё вроде в порядке, только гарью пахнет по всему дому. Захожу в эту комнату – глазам своим не верю. Всё выгорело: стулья, полки, обои, электропроводка. Ничего не различишь – всё черное. Потом присмотрелся, а в углу черная от сажи висит твоя икона, вокруг сантиметров на двадцать даже обои целы. Ну, не чудо ли, а?.. Я тогда подумал: “Ну, Царица Небесная спасла”. А у самого червячок сомнения: мол, выгорел кислород, и пламя задохнулось. Гляжу: а форточка-то открыта… Вот так она нас спасла.

Ну, слушай дальше. Вышла моя дочь замуж и попросила эту икону: отдайте да отдайте. Ну, моя жена взяла да отдала. Ясно: мать… Лет десять она у нее пробыла, висела на стене в зале. И что же ты думаешь? Случился пожар. Не знаю, что там загорелось, они у нас в гостях были. Живут-то они тоже здесь, рядом, в поселке. Возвращаются домой, а в зале в полу дыра метр на метр выгорела, в подполье картошка сверху вся спеклась. А остальное всё цело, только дыра в полу. Также всё закопчено, но ничего не сгорело, только вот пол.

Они бегом ко мне. Ну, я, ясное дело, быстрей благодарственный молебен служить. Вот ведь, брат, какая благодать-то у этой иконы. Я ведь, когда всё это дважды случилось, только тогда и понял, почему всё село-то Осоево сгорело, а тот дом единственный, в котором ты нашел эту икону, не сгорел. А ведь ближе всех он к болоту-то был. Да не сгорел потому, что в доме-то том эта икона была. Вот она, защита-то, где…»

Горько смотреть, как в трех верстах от Годеновского погоста разрушается прекрасный шатровый храм XVII века.

Еще десять лет спустя, уже, можно сказать, в наше время, заехал я опять в Годеново. Теперь там вся Россия. Крест творит чудеса. Паломники, богомольцы. Даже принято решение построить большой, в византийском стиле храм. Дело благое, богоугодное. Эта тенденция сейчас везде в Восточной Европе. В Польше, Греции, отчасти в Румынии. Только есть одна особенность. В этих странах строят храмы, потому что древние уже восстановлены. В нашем же случае горько смотреть, как в трех верстах от Годеновского погоста разрушается прекрасный шатровый храм ярославской архитектуры XVII века.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 191 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Иван13 января 2016, 01:03
Важно не количество храмов в Польше, а качество верующих. Только половина! польских католиков верят в существование ада и нечистой силы, 60% читают гороскопы и не верят в бесспорность добра и зла и т.д. Многие катехизаторы там считают, что в Польше растет последнее поколение христиан. Европейская толерантность в которой варятся поляки - тому подтверждение.
Конечно нам нужно восстановить все храмы и построить много новых! Но не материальными благами, полученными после отказа от суверенитета.
Юлия16 декабря 2014, 20:09
Спасибо, батюшка, за статью. С удивлением и радостью читаю все новые и новые ваши статьи на сайте. В сентябре 2005 года в Шарлеруа Вы крестили моего сына Николая. Теперь мы в Москве, но до сих пор с теплотой вспоминаем Ваши службы, сердечность и радость, которой вы одаривали всех прихожан. Дай Бог Вам здоровья! Спасибо за все! р.б. Иулия
Анна16 декабря 2014, 15:16
Мы были в Годеново осенью несколько лет назад, очень красиво кругом, тихо и спокойно. Познакомились с людьми, которые ехали туда несколько дней с Севера. Давно уже не ездим в паломничества, у меня после поездок по монастырям часто как то тяжело на сердце становится ...
Наталья16 декабря 2014, 13:56
Много боли оставили России безбожники. И такие вот разрушенные храмы - это ведь надгробные памятники над разрушенными нашими деревнями и селами. Разрушили Веру - теперь и жизни в этих местах нет. Есть ли смысл восстанавливать там, где не живут люди? Ведь и сами храмы появлялись на Руси вместе с приходом на места христиан. Вот и другой храм восстановили, благодаря монахиням. Давайте, молить Господа о восстановлении храмов-душ, тогда и села погибшие возродятся и храмы предков наших.
Ирина16 декабря 2014, 11:39
У нас такое чудо было лет 5 назад. Случился пожар на дачной терассе - проводка загорелась и огонь мигом объял всю комнату, благо она вагонкой обшита. Родители были в огороде и прибежали на треск ... Непонятно как, но огонь остановился, будто сам по себе, в районе стены, где висела икона Божией Матери Владимирская. Самая первая икона, купленная при нашем воцерковлении в лавке Донского монастыря в начале 90-х. Она там и по сей день висит. А место это, наше самое любимое.
Марина 16 декабря 2014, 10:53
СПАСИБО отец Павел за рассказ. Моя жизнь связана с Годеново, здесь отец Владимир меня в начале 80-х крестил маленькой девочкой. Наша деревня Новоселка находится в 2 км от Годеново. Да в те времена в храм ходили только местные женщины и старушки. Помню как я от бабушки убежала и оттопала 2 км за тетей, которая пошла обихаживать храм к празднику. С какой любовью они все вместе мыли скребли храм, пели, радовались, отец Владимир с матушкой Ниной смеялись подбадривали всех. Лучше всех пела тогда бабушка Густея (р.б. Августа), а тетя моя марлей протерала Крест и вешала на него вышитые полотенца, которая сама же вышивала. Крест тогда был очень теплым и весь светился. А потом все люди, что были в храме поднемали и ставили раму со стеклом, что защищала Крест. Было в тот день очень светло и уютно. А на следующий день был праздник, очень красивый и торжественный. Были все местные верущие и с детьми и с внуками.
Хотелось добавить, что у о. Владимира четверо детей и он в среду или четверг иногда служит в Годеново. Только злоровье у него слабое. Господи спаси р.б. Владимира, Лидию и всех прихожан из деревень Годеново, Новоселка, Захарово, Приозерного.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×